Технологическая карта урока
Предмет | Математика |
Тема | «Ломаная линия. Звено ломаной». |
Цель урока | образовательные: путем сравнения, наблюдения, анализа познакомить учащихся с терминами «ломаная линия» и «звенья и вершины ломаной линии»; развивающие: развитие логического мышления, словесно-образного мышления, интегрированная связь с окружающим миром, чтением, развитие активного словаря; воспитательные: умение работать в коллективе, слушать одноклассников, четко высказывать свои мысли, адекватно реагировать на замечания и поощрения. |
Планируемые результаты | Познавательные УУД • Сформировать у уч-ся представление о ломаной линии, о её звеньях и вершинах; • Продолжить работу по развитию умения, различать отрезки, кривые, прямые линии, лучи; • Научить моделировать ломаную линию; • Развивать логическое мышление, совершенствовать уровень развития математической речи. Личностные УУД: • Развивать память, внимание, логическое мышление, пространственное воображение, фантазию; • Развивать у детей позитивное, эмоциональное отношение к себе, своим товарищам и окружающему миру. Коммуникативные УУД: • Воспитывать чувство товарищества, взаимовыручки, внимательного отношения друг к другу; • Совершенствовать навык общения. Регулятивные УУД: • Постановка учебной задачи на основе изученного ранее материала; • Составление плана и последовательности действий; • Прогнозирование результата; • Внесение дополнительных изменений в план действия. |
Предполагаемое оборудование и материалы урока | Карандаши, проволока, цветные полоски бумаги и ткани, карта путешествия, карточки для работы в парах, кораблики для рефлексии, компьютер. |
Технические средства обучения | - компьютер; - мультимедийный проектор; - электронные материалы: презентация в программе PowerPoint; |
Педагогические технологии | - ИКТ-технология (презентация); - Педагогика сотрудничества (учебный диалог); - Объяснительно-иллюстративная; - Личностно-ориентированного обучения. |
Методы работы | - словесные; наглядные; практические; частично-поисковые; объяснительно-иллюстративные. |
Ожидаемый результат | • Знать, что такое ломаная линия, из чего она состоит, чем отличается от других геометрических фигур; • Использование детьми полученных на уроке знаний в жизни, в практической деятельности; • Обогащение словарного запаса учащихся. |
Ход урока
I. Организационный момент. Психологический настрой учащихся.
Учитель:
- Что такое? Что случилось?
Почему звенит звонок?
Дети:
- Мы готовы. Стол в порядке.
Начинается урок.
Учитель:
- Начинаем мы опять
Дети:
- Думать, рассуждать, смекать.
II. Актуализация опорных знаний учащихся.
Отрывок из мультфильма «В порту».
- Что такое порт?
(Порт – место для стоянки кораблей, их погрузки и разгрузки укрытое от ветра и волнения волн. Из порта корабли отправляются в путешествия).
Сегодня мы с вами отправимся в сказочное морское путешествие, далекое и интересное. Мы поплывем с вами мимо таинственных островов, где нас ждут разные приключения.
- Как называется наш корабль мы узнаем, после того как выполним задание, которое лежит у вас на столах.
(Дети выполняют задания, после выполнения задания появляется слово – геометрия)
Слайд № 2
- Что такое геометрия?
Примерные ответы детей (детям было дано задание, в дополнительных источниках найти значение слова геометрия):
- Я нашла значение слова геометрия в толковом словаре. Геометрия – это раздел математики, изучающий пространственные отношения и формы.
- А в словаре иностранных слов сказано, что слово геометрия произошло от греческих слов: гео-земля, метрио-мерять.
- А мне сказала мама, что геометрия – это наука, которая изучает геометрические фигуры.
- А еще значение слова можно узнать в интернете.
- Кто живет в стране Геометрии? (Геометрические фигуры).
- Как одним словом можно назвать геометрические фигуры? (Слайд № 3) (Линии)
- На какие две группы можно разделить эти линии? (Слайд № 4) (Замкнутые и незамкнутые, прямые и кривые).
- Как называется голубая линия, назовите её и расскажите всё, что вы про неё знаете. (коричневая, зеленая, синяя, красная).
(Дети рассказывают про каждую линию, характеризуя её).
1. Прямая линия – это множество точек. Она бесконечна, не имеет границ, т.е. её можно продолжить в любую сторону
2. Отрезок – это часть прямой линии, ограниченной с двух сторон.
3. Луч – прямая, которая имеет начало, но не имеет конца, т. е. может длиться только в одну сторону и бесконечно.
4. Незамкнутая кривая линия.
5. Замкнутая кривая линия.
- А что это за линия?
6. ? (не знаем, проблема) (Слайд № 5)
III. Формирование учебной задачи урока, плана действий.
- Эта линия тоже житель страны Геометрии.
- Что бы вы хотели узнать про неё? (Ответы детей)
- Сегодня на уроке мы будем наблюдать за такими линиями, исследовать их и ответим на вопросы:
Как называется?
Из чего состоит?
Какие бывают?
Как и из чего можно сконструировать?
Где можно увидеть?
Итак, отправляемся в путешествие, начинаем отсчёт
(Дети считают: 10, 9, 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2, 1 «Счастливого пути!»
IV. Реализация плана действий (открытие знаний).
1) Подходим к острову Ожидания. (Слайд №6)
На этом острове мы узнаем, как называется эта линия.
Послушайте историю о том, что случилось на этом острове. (Слайд №7)
Жил-был отрезок, прямой, очень красивый. Однажды рано утром на острове появилась злая колдунья. Она шла по острову и пугала всех на своем пути. Подошла она к отрезку и поломала его на куски. Разлетелись они в разные стороны. Им было грустно и одиноко вдали друг от друга. Но сделать они ничего не могли. И так бы они и жили, если бы однажды не появился Добрый Карандаш. (Слайд № 8)
Взял он и соединил отрезки и стали они жить весело и дружно. Так появилась новая линия.
- Теперь, я думаю, мы можем дать ей точное название. (Дети отвечают).
Итак, тема нашего урока ЛОМАНАЯ ЛИНИЯ. (Дети читают хором)
- Ребята, посмотрите на наш план, мы решили какую-нибудь из поставленных задач? (Как называется?)
- Что же такое ломаная линия?
(Геометрическая фигура, состоит из отрезков, соединённых друг с другом своими концами).
- Значит эту задачу мы убираем. И отправляемся дальше.
2) На пути у нас следующий остров – остров Просветления. (Слайд № 9)
- Назовите, какое имя у нашей ломаной линии. (АМКЕО)
- Как же называются части из которых состоит ломаная? (отрезки).
(Слайд № 10)
- А ещё, ребята, они имеют другое название. Давайте прочитаем. (Звено).
- Сколько звеньев у нашей ломаной? (4)
- Может ли быть у ломаной другое количество звеньев?
- Проверим. Уберём одно звено. Сколько звеньев? (3) (Слайд № 11)
- Назовите данную ломаную.
- Убираем ещё звено. Сколько? (2)
- Назовите ломаную.
- Можно убрать ещё одно звено? (Нет, потому что…)
- Какое наименьшее число звеньев может быть у ломаной линии? (2)
- А какое самое большее? (Предположения детей).
- Кроме звеньев у нашей ломаной есть ещё и вершины. (Слайд № 12)
- Назовите вершины нашей ломаной. (А, М, К, Е, О)
- Какую ещё задачу мы решили? (Из чего состоит?) Молодцы!
Физминутка «От зелёного причала оттолкнулся теплоход».
От зеленого причала оттолкнулся теплоход (встали)
Он шагнул назад, (два шага назад)
А потом шагнул вперед (два шага вперед)
И поплыл по речке, (движение руками)
Набирая полный ход. (ходьба с ускорением)
3) – Посмотрите, ребята, какой остров у нас на горизонте. (Остров Воодушевления). (Слайд № 13)
- Что ждет нас на этом острове?
- Посмотрите, что лежит у вас в конвертах. (Проволока).
- Как вы думаете, для чего она? (Можно сделать ломаную)
- Верно, из проволоки можно сконструировать ломаную линию. Хотите попробовать?
- Согните проволоку вот так (учитель показывает, дети делают вместе с учителем), и ещё вот так.
- Что у нас получилось?
- На что она похожа?
- Что мы можем рассказать о получившейся ломаной? (Дети рассказывают).
- Молодцы, посмотрите, что я сделаю сейчас. Загибаю одно звено ломаной и соединяю с началом. Сделайте также как я.
- Какая геометрическая фигура получилась? (Ломаная линия.)
- Чем она отличается от ломаной АМКЕО? (Она замкнутая) (Слайд № 14)
- Значит какой вывод можно сделать? (Ломаные бывают замкнутые и незамкнутые).
- Какую же часть плана мы ещё выполнили? (Какие бывают?)
Убираем.
Можем двигаться дальше.
Но что такое, где же наш капитан? (Слайд №15)
- Капитан сомневается в наших знаниях и не хочет пока продолжать путь. Давайте докажем капитану, что мы уже много узнали и можем продолжать путь.
- Перед вами ломаные линии, разделите их на две группы и наклейте их на лист. (Дети наклеивают на листы ломаные).
- Покажите, что у вас получилось. На какие две группы разделили. Встаньте, посмотрите по сторонам, найдите, на каких плакатах задание выполнено правильно, также как у вас , покажите. (В разных концах класса висят несколько плакатов с выполненными заданиями, дети находят правильные и показывают).
Зарядка для глаз.
- Молодцы, с этим испытанием вы тоже справились на отлично. Отправляемся в путь.
Но что такое, ребята, мы приближаемся к островам Грусти и Тревоги. (Слайд № 15). Мы же не хотим попасть на эти острова. Быстро делаем физминутку.
Физминутка
«От зелёного причала оттолкнулся теплоход».
4) Острова Удовольствия .(Слайд № 17).
Здесь нас ждет ещё одно очень интересное задание. (Слайд № 18)
Работа в группах (Дети по рядам разбиваются по группам для выполнения заданий)
На отдельных столах у каждой группы лежат разные материалы, из которых можно сконструировать ломаные линии: (примерные задания).
1 группа – цветные карандаши, линейка (узор для коврика) и большой лист бумаги, цветные полоски (закладка).
2 группа – проволока (конструирование букв), цветные полоски ткани (украшение фартука).
3 группа – компьютер (рисуют линии в программе Paint)
После выполнения задания каждая группа рассказывает о том, что у них получилось и говорит, где и для чего можно применить в жизни.
- Вы ответили ещё на один вопрос нашего плана. На какой? (Как и из чего можно сконструировать?)
- Итак, подходим к последнему острову – остров Радости (Слайд № 19)
- Последний вопрос нашего плана Где можно увидеть?
- Ребята, посмотрите вокруг, где в окружающей нас обстановке можно увидеть ломаные линии? (Ответы детей)
- А в окружающем мире? (Слайд № 20)
- Убираем последний вопрос.
V. Рефлексия.
Вопросов не осталось, можно смело утверждать, что вы прекрасно справились со всеми поставленными задачами. Заданий не осталось, и наше путешествие подошло к концу.
(На доске появляется карта путешествия).
-Перед вами карта нашего путешествия, а на столе кораблики. Прикрепите кораблики в любом районе карты, на любом острове, где вам было интересно и хорошо.
(Дети прикрепляют свои кораблики на карте).
- А я оценила вашу работу вот так (Слайд № 21 с надписью: МОДОДЦЫ! БОЛЬШОЕ СПАСИБО ЗА УРОК!)
- Итак, ребята, ломаная линия таит в себе ещё много загадок, которые мы будем разгадывать с вами на следующих уроках. До новых встреч.
8