Министерство науки и образования РД
Подготовила : Насирова Амалья Вагифовна
Учитель математики МБОУ СОШ№1
г.Дагестанские Огни
Постановка проблемы
Инновационные модели в образовании это то, чему на сегодняшний день уделяется максимум внимания, ввиду того, что данные модели разрабатываются и внедряются в школьную практику
Моя методическая тема, над которой я начала работать в этом учебном году « Технологии коучинга в обучении математики ».
Сегодня многие учителя задумываются о том, как сохранить активную мыслительную деятельность каждого ученика в течение всего урока, обеспечить эмоциональную сопричастность ученика к собственной деятельности и деятельности других, мотивировать познавательную деятельность, организовать рефлексию и самоконтроль учащихся в процессе деятельности в течение всего урока. Как повысить эффективность урока, организовав совместную деятельность ученика и учителя? Как повысить результат достижения целей урока?
В школьном образовании все более отчетливо видна потребность в новых формах развития и обучения детей, соответствующих потребностям времени и его задачам. Разработка практических технологий реализации личностно- ориентированного образования в учебно-воспитательной работе, как и системы подготовки учителей к новому подходу, пока находится на стадии зарождения. Задача личностно-ориентированного обучения официально заявлена в стандартах образования второго поколения
Рассматривая пути и средства повышения эффективности урока, найдены новые подходы к управлению развитием личности. Использование личностно-ориентированного подхода, новых образовательных технологий позволяет добиться хороших результатов обучения и учащихся с низкой учебной мотивацией.
На уроках математики всегда присутствует большой объём самостоятельной работы. Как сохранить заинтересованность учащихся? В этом мне, как учителю, помогают коучинговые технологии и инструменты. Наличие самостоятельной работы или творческого задания на уроке могут проходить осознанно с последующей самопроверкой или взаимопроверкой. А осознанность повышает мотивацию и вызывает позитив у ребят!
Для достижение целей урока и эффективности включения учеников на уроке и во внеурочную деятельность я применяю коуч – техники шкалирования и колеса жизненного баланса, а также балльно - рейтинговую систему оценки деятельности
Инновационные модели в образовании это то, чему на сегодняшний день уделяется максимум внимания, ввиду того, что данные модели разрабатываются и внедряются в школьную практику
Моя методическая тема, над которой я начала работать в этом учебном году « Технологии коучинга в обучении математики ».
II. Цели и задачи проекта
Цель: обобщение системы работы по внедрению технологии коучинга в образовании.
Для достижения поставленной цели и решения проблемы выделены следующие задачи:
Провести анализ теоретического состояния и практического опыта по вопросам коучинговой технологии.
Осуществить внедрение технологии коучинга в воспитательный и учебный процесс.
Провести опытно-экспериментальное исследование, направленное на проверку влияния методики коучинга на формирование компетентности учащихся .
III.Ожидаемый результат:
1. Повысить эффективность педагогической деятельности.
2. Психологически грамотно сопровождать учеников по жизненному и образовательному пути.
3. Ставить перед собой и учениками реальные и релевантные цели.
4. Определить жизненные цели на краткосрочную и долгосрочную перспективу.
5. Развивать навыки управления личным временем.
6. Улучшить отношения в семье и с другими людьми.
7. Преодолеть стресс.
8. Повысить уверенность в себе.
9.Эффективно и быстро преодолеть неблагоприятные жизненные обстоятельства.
IV.Описание инновационного проекта и обоснование актуальности его
разработки
«Коучинг»- раскрытие потенциала человека с целью максимального повышения эффективности. Коучинг не учит, а помогает учиться.
«Коучинг»- процесс, в ходе которого человек узнает о собственных возможностях составляющих его скрытый потенциал.
«Коучинг»-процесс позволяющий при использовании нужных методов и приемов добиться высоких результатов.
Логика применения коучинга
Основная задача коуча — поддерживать у учащихся уверенность в своих силах, сформировать у них адекватную самооценку. Вера учащихся в свои возможности, степень их осознания способствуют высокой учебно-познавательной мотивации и формированию ответственности за свою учебу.
Коучинг может считаться осуществленным только в том случае, если учащийся приходит к искреннему осознанию необходимости учебной деятельности для достижения своих личных целей. Задача коуча — помочь ему прийти к этому осознанию. Как пишут Э. Парслоу и М. Рэй, «вы не можете никого ничему научить, прежде чем человек сам этого не захочет; вы можете привести лошадь на водопой, но не в ваших силах заставить ее пить!»
Очень важно, чтобы ученик в совместной работе с коучем смог определить свои личные цели, прийти к пониманию того, для чего ему необходима учебная деятельность.
Определение целей, к которым ученик будет стремиться, очень серьезная задача. Многим учащимся средней школы трудно увидеть связь своего будущего с сегодняшним днем. Ближе к выпускным классам каждый ученик уже задумывается о своих ценностях и о том, чего он хочет достичь в своей жизни в соответствии с ними, но зачастую он всячески избегает двигаться в направлении этих целей, ставить их и подчинять им свою жизнь.
Эта необязательность, в свою очередь, приводит к снижению его самооценки и самоуважения. Поэтому необходима специальная работа с учениками, обучающая их целеполаганию, планированию и навыкам достижения поставленных целей, т.е. именно то, что умеет профессионально делать учитель-коуч.
Особое внимание при проведении коучинга в старшем школьном возрасте следует уделять определению частных целей (промежуточных результатов) и составлению плана их достижения. Коуч вместе с учеником должен осуществлять постоянный мониторинг процесса достижения промежуточных целей и оценку достигнутого, которая проводится после каждого этапа. На этой стадии учащийся должен найти для себя ответы на следующие ключевые вопросы: «Достигнуты ли поставленные цели?», «Какие изменения были внесены в планы и почему?», «Чему научил данный опыт?», «Что я сделаю теперь по-другому?» и т.д.
В результате ученик должен рассматривать свои ошибки и неудачи не как проигрыш или провал, а как ценный опыт, который позволит более эффективно продвигаться вперед.
Учебная деятельность будет являться эффективной лишь в том случае, когда учащийся примет на себя ответственность за ее результаты. Полезным здесь является совместное с коучем планирование процесса достижения цели и составление его плана. В этот план должны быть включены ответы на основные вопросы коучинга:
Что именно мне необходимо достигнуть?
Как это конкретно будет выглядеть?
Зачем мне это нужно?
Как я узнаю о том, что достиг желаемого?
Когда я готов начать этот процесс?
Когда этот процесс завершится?
Что конкретно мне следует делать?
Какие возможны препятствия на моем пути?
и др.
Технологичность коучинга
Почему реализацию коучингового подхода в обучении школьников можно считать образовательной технологией? Да потому, что он соответствует существующим определениям образовательной технологии и имеет все присущие её компоненты. О.Б. Епишева трактует образовательную технологию как продуманную во всех деталях модель совместной учебной и педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя, которая предполагает реализацию идеи полной управляемости учебным процессом
Модель процесс коучинга складывается из нескольких четко определенных этапов:
Постановка цели и осознание её реальности.
Анализ необходимых составляющих успеха.
Анализ имеющихся возможностей.
Определение путей достижения цели, выбор стратегии.
Мониторинг достижения цели и анализ результатов.
Для каждого из этих этапов в арсенале профессионального коуча есть соответствующий набор инструментов и техник, из которых он подбирает наиболее оптимальную комбинацию для каждого конкретного ученика и каждого конкретного случая.
Первый и все определяющий шаг на этом пути, в котором учащимся может помочь коуч: осознать их личную потребность в обучении. В результате этой работы ученик должен распрощаться с иллюзиями относительно того, что его обучение и достижение целей (например, успешное окончание школы и подготовка к поступлению в вуз) — это забота школы и учителя. Ему необходимо четко осознать, что обучение и развитие являются, прежде всего, его личными задачами.
На этом пути ему поможет совместная работа с коучем, который будет оказывать действенную помощь, поддержку, делиться опытом: будет формировать своеобразную поддерживающую среду (для успешного достижения целей, ученику также необходима поддержка и признание его успехов со стороны всего класса, коллектива учителей и родителей, что тоже является результатом комплексной работы с учителем-коучем).
Международная Федерация Коучинга (ICF) 20 лет назад написала этический кодекс коуча, в котором говорится, что коучингом называется процесс, построенный на принципах партнёрства, который стимулирует мышление и творчество клиентов, и вдохновляет их на максимальное раскрытие своего личного и профессионального потенциала. Коучинг – это такой способ диалога (на равных), в процессе которого коуч задаёт вопросы, позволяющие раскрывать внутренний потенциал.
Философия коучинга Международной Федерации Коучинга:
-уважается личный и профессиональный опыт клиента;
- каждый клиент рассматривается как творческая, ресурсная и целостная личность.
Опираясь на этот фундамент, коучи берут на себя ответственность:
- обнаруживать, прояснять и придерживаться тех целей, которых желает достичь обучающийся;
- выявлять разработанные обучающимся решения;
- стимулировать самостоятельные открытия обучающегося;
- считать обучающегося ответственным и надёжным.
Коучинг как индивидуальный подход можно использовать как с одним человеком, так и группой (классом). Коучинг- это то, что позволяет человеку фокусироваться на том, что для него важно.
Концепция коучинга максимально соответствует концептуальным основам современного образования, обозначенным в нормативно-правовых актах и Федеральным государственным образовательным стандартом, а значит, соответствует концепции личностно-ориентированного обучения, а коучинговые навыки органично встраиваются в профиль компетенций современного учителя.
Учитель, использующий в своей деятельности коучинговый подход и опирающийся на базовые принципы коучинга, сможет наиболее эффективно достичь целей и задач, заявленных в Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования.
Педагогический коучинг – это специальная система, которая помогает, используя знания и опыт самого ученика, решить его определенные проблемы, задачи и поставленные цели, эта технология помогает, используя собственный потенциал, повысить производительность и эффективность учебы, повысить самооценку. Педагогический коучинг – это целенаправленный процесс, который может проводиться как в форме индивидуальных занятий, так и в рамках организационного консультирования.
Коучинг в школе – это умение учителя, создавая осознанность и ответственность в ученике, способствовать его движению к решению личных и профессиональных задач.
Основой взаимодействия является уважение и принятие учащимся, а главным инструментом является открытые стимулирующие вопросы, которые не содержат критики, оценок и советов.
Эти особенности коуч – технологии позволяют с успехом внедрять ее в образовательный процесс. Фундамент коучинга в школе составляют следующие основные принципы:
ученик изначально является творческой, целостной личностью и обладает соответствующими ресурсами;
постановка задачи исходит от самого ученика;
отношения между учителем – коучем и учеником представляют собой целенаправленный союз.
В последние годы в школьном образовании все более отчетливо видна потребность в новых, недирективных формах развития и обучения детей.
Идеи личностно-ориентированного обучения стали активно развиваться в последние десятилетия, и уже официально заявлены в стандартах образования второго поколения. Однако, разработка практических технологий реализации личностно-ориентированного образования в учебно-воспитательной работе, как и системы подготовки учителей к новому подходу, пока находится на стадии зарождения.
Именно поэтому внимание педагогов-новаторов привлек коучинг как эффективная, апробированная на практике система развивающего взаимодействия. Коучинг в школе – это умение учителя, создавая осознанность и ответственность в ученике, способствовать его движению к решению личных и профессиональных задач. Основой взаимодействия является уважение и принятие учащегося, а главным инструментом являются открытые стимулирующие осознанность вопросы, которые не содержат критики, оценок и советов. Эти особенности коуч-технологии позволяют с успехом внедрять ее в образовательный процесс.
Продуктом совместной работы учителя - коуча и ученика являются деятельность и обучение. Эти две силы, соединяясь вместе, создают изменение. Другой движущей силой процесса изменения является обучение. Обучение не является просто побочным продуктом деятельности — это равномощная и дополняющая сила, которая создает новые ресурсы, расширяет возможности и дает силы для изменений.
Основоположник гуманистической педагогики К.Роджерс, основываясь на собственном педагогическом опыте, выделил условия личностно-ориентированного (значимого) учения, заложив, таким образом, идеи современного коучингового подхода в образовании:
— наполненность содержания обучения жизненными проблемами учащихся, создание ситуаций учения, в которых бы обучающиеся могли взаимодействовать с важными для них лично проблемами и вопросами, которые они хотели бы разрешить;
— принятие учителем учащегося таким, каков он есть, и понимание его чувств. К.Роджерс подчеркивает необходимость теплого принятия, безусловного позитивного отношения учителя к ученику;
— недирективная, диалогичная позиция учителя к источникам и способам получения знаний;
— необходимость учителя опираться на самоактуализирующуюся тенденцию своих учащихся.
Почему же внимание к коучингу в образовании сегодня оказалась наиболее актуальным и как он соотносится с реальными проблемами отечественной школы? Современная реформа отечественного образования предполагает три основных направления в реформировании традиционной системы: содержательное, организационное и процессуальное.
Содержательные изменения определяются стандартом (для двух уровней: обязательном и повышенном) и примерными программами; они предполагают раннее выявление потенциально одаренных детей и развитие их способностей; развитие природных задатков и др.
Организационные связаны с решением вопроса о продолжительности учебных занятий, дня, недели; сокращением нагрузки на учеников за счет введения интегративных курсов и выбор дисциплин по интересам учащегося и др.
Процессуальные связаны с переориентацией всей системы на развитие личности. Они затрагивают внутренние пласты педагогической деятельности, изменение стиля поведения учителя и способов его взаимодействия с учеником.
Первые два направления определяются нормативными документами и находятся практически вне зоны влияния основного участника образовательного процесса – учителя, третье же – полностью зависит от него. Но какие технологии позволят учителю реализовать эти процессуальные изменения? Какие результаты предполагается достичь в результате их применения?
Качества учителя – коуча
Коучинг для учителя:
Построение учебного процесса;
Мотивация учащихся на уроке;
Выставление оценок;
Проведение аттестаций;
Распределение полномочий;
Проверка выполнения задания;
Решение проблем;
Планирование и контроль знаний учащихся;
Создание из класса одной команды;
Групповая работа.
Коучинг для ученика:
Мотивация;
Самостоятельность;
Четкое представление цели;
Строгая последовательность этапов обучения;
Расстановка приоритетов в учебном процесс (четко знает что он хочет)
Четкое определение конечного результата;
Возрастают личная эффективность;
Гибкость мышления и адаптивность к изменениям;
Удовольствие от процесса обучения;
Урок математики в стиле коучинг
Этапы урока
1.Цель урока (Чего ты хочешь? Колесо)
2.Актуализация знаний.( Шкала развития)
3.Исследование.(Открытые вопросы, мозговой штурм и мировое кафе)
4.Применение знаний.( Шаги, Лента времени)
5.Рефлексия. (Почему это важно для тебя? Как бы знания применил?)
6.Домашнее задание.( Что я получаю зная это? Придумать задачу, сказку, игру… )
Инновационные технологии
Педагогика сотрудничества
Информационные технологии
Модульная технология
Коучинг
Технология коллективного обучения
Тестовые технологии
Модульная технология
Технология проблемного обучения
Игровые технологии
Технология индивидуального ,дифференцированного уровневого обучения.
Технология перспективно- опережающего обучения
Метод проектов
П одготовка к ГИА по математике в стиле коучинг. (Колесо развития)
.
V. Этапы проекта и сроки реализации.
1. Внедрение коучингового подхода . Обмен опытом учителей-предметников по апробации инновационного подхода в обучении.
2. Коуч-марафон для обучающихся в рамках классно-обобщающего контроля, сопровождения в адаптационный период.
3. Коуч-сессии для обучающихся. Психолого-педагогическое сопровождение при подготовке к ГИА самоопределении и профориентации.
Сроки реализации проекта – 3 года
VI. Выводы
Итак, во-первых, потребность в использовании коучингового подхода в современной школе достаточно очевидна, так как дети должны уметь ставить перед собой цели, быть способными оценить их значимость для себя и своей дальнейшей жизни. Но они, к сожалению, не всегда знают, как с этими целями работать и не знакомы с эффективными инструментами для их достижения.
Во вторых коучинговый подход максимально соответствует концепции личностно-ориентированного образования (по крайней мере, нам пока неизвестна наиболее личностно-ориентированная и конкретная образовательная технология), а коучинговые навыки органично встраиваются в профиль компетенций современного учителя.
Благодаря применению коуч-технологий на уроках растет и развивается личность каждого ученика. Применение этой технологии на уроке способствует следующему:
- На уроке складываются отношение равных: учитель – партнер, «тренер талантов»
- Выслушиваются различные точки зрения;
- Растет вера в то, что все получится;
- Работа на уроке вызывает удовольствие и энтузиазм.
Поэтому главная задача обучения состоит в том, чтобы помочь ребенку понять себя, разобраться в своих проблемах и мобилизовать свои внутренние силы и возможности для их решения и саморазвития.
Список литературы
Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа». Утверждена Президентом РФ 4.02.2010г., пр. №271. Электронный ресурс: http://президент.рф/news/6683/
Приоритетный национальный проект «Образование» (2005г.). Электронный ресурс: //http:/mon.gov.ru/pro/pnpo/
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. №1897. Электронный ресурс: http://www.garant.ru/hotlaw/fedral/307363/
Аткинсон, М. Пошаговая система коучинга: Наука и искусство коучинга [Текст]: [пер. с англ.]/ Мэрилин Аткинсон, Рае Т.Чойс. – М.: Альпина Паблишер, 2013. – 281 с.
Епишева О. Б., Что такое педагогическая технология // Школьные технологии. 2004. №1. – С. 31-36.
Зырянова Н.М. Коучинг в обучении подростков // Вестник практической психологии образования. – 2004. – №1. – С. 46–49.
Парслоу Э., Рэй М. Коучинг в обучении: практические методы и техники. – СПб.: Питер, 2003. – 204 с.
Заявка для участия в Конкурсе
«Лучший инновационный образовательный проект»
Данные о заявителе |
1. | Полное название образовательной организации, которую представляет автор конкурсной работы | Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №1» городского округа «город Дагестанские Огни» |
2. | Должность заявителя | Учитель математики и информатики |
3. | ФИО автора (авторов) работы | Насирова Амалья Вагифовна |
4. | Номинация, в которой представлена работа | «Лучший образовательный проект» |
5. | Контактный телефон автора и адрес электронной почты | + 7 963 400 29 61 |
6. | Название работы | Технология коучинга в обучении математики |
7. | Краткая аннотация | Моя методическая тема, над которой я начала работать в этом учебном году « Технологии коучинга в обучении математики ». На уроках математики всегда присутствует большой объём самостоятельной работы. Как сохранить заинтересованность учащихся? В этом мне, как учителю, помогают коучинговые технологии и инструменты. Наличие самостоятельной работы или творческого задания на уроке могут проходить осознанно с последующей самопроверкой или взаимопроверкой. А осознанность повышает мотивацию и вызывает позитив у ребят! |