СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Лучший образовательный проект

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Лучший образовательный проект»

Министерство науки и образования РД























Подготовила : Насирова Амалья Вагифовна

Учитель математики МБОУ СОШ№1

г.Дагестанские Огни







  1. Постановка проблемы

Инновационные модели в образовании это то, чему на сегодняшний день уделяется максимум внимания, ввиду того, что данные модели разрабатываются и внедряются в школьную практику

Моя методическая тема, над которой я начала работать в этом учебном году « Технологии коучинга в обучении математики ».

Сегодня многие учителя задумываются о том, как сохранить активную мыслительную деятельность каждого ученика в течение всего урока, обеспечить эмоциональную сопричастность ученика к собственной деятельности и деятельности других, мотивировать познавательную деятельность, организовать рефлексию и самоконтроль учащихся в процессе деятельности в течение всего урока. Как повысить эффективность урока, организовав совместную деятельность ученика и учителя? Как повысить результат достижения целей урока?

В школьном образовании все более отчетливо видна потребность в новых формах развития и обучения детей, соответствующих потребностям времени и его задачам. Разработка практических технологий реализации личностно- ориентированного образования в учебно-воспитательной работе, как и системы подготовки учителей к новому подходу, пока находится на стадии зарождения. Задача личностно-ориентированного обучения официально заявлена в стандартах образования второго поколения

Рассматривая пути и средства повышения эффективности урока, найдены новые подходы к управлению развитием личности. Использование личностно-ориентированного подхода, новых образовательных технологий позволяет добиться хороших результатов обучения и учащихся с низкой учебной мотивацией.

На уроках математики всегда присутствует большой объём самостоятельной работы. Как сохранить заинтересованность учащихся? В этом мне, как учителю, помогают коучинговые технологии и инструменты. Наличие самостоятельной работы или творческого задания на уроке могут проходить осознанно с последующей самопроверкой или взаимопроверкой. А осознанность повышает мотивацию и вызывает позитив у ребят!

Для достижение целей урока и эффективности включения учеников на уроке и во внеурочную деятельность я применяю коуч – техники шкалирования и колеса жизненного баланса, а также балльно - рейтинговую систему оценки деятельности



Инновационные модели в образовании это то, чему на сегодняшний день уделяется максимум внимания, ввиду того, что данные модели разрабатываются и внедряются в школьную практику

Моя методическая тема, над которой я начала работать в этом учебном году « Технологии коучинга в обучении математики ».





II. Цели и задачи проекта

Цель: обобщение системы работы по внедрению технологии коучинга в образовании.

Для достижения поставленной цели и решения проблемы выделены следующие задачи:

  1. Провести анализ теоретического состояния и практического опыта по вопросам коучинговой технологии.

  2. Осуществить внедрение технологии коучинга в воспитательный и учебный процесс.

  3. Провести опытно-экспериментальное исследование, направленное на проверку влияния методики коучинга на формирование компетентности учащихся .



III.Ожидаемый результат:

1. Повысить эффективность педагогической деятельности.

2. Психологически грамотно сопровождать учеников по жизненному и образовательному пути.

3. Ставить перед собой и учениками реальные и релевантные цели.

4. Определить жизненные цели на краткосрочную и долгосрочную перспективу.

5. Развивать навыки управления личным временем.

6. Улучшить отношения в семье и с другими людьми.

7. Преодолеть стресс.

8. Повысить уверенность в себе.

9.Эффективно и быстро преодолеть неблагоприятные жизненные обстоятельства.


IV.Описание инновационного проекта и обоснование актуальности его

разработки


«Коучинг»- раскрытие потенциала человека с целью максимального повышения эффективности. Коучинг не учит, а помогает учиться.

«Коучинг»- процесс, в ходе которого человек узнает о собственных возможностях составляющих его скрытый потенциал.

«Коучинг»-процесс позволяющий при использовании нужных методов и приемов добиться высоких результатов.

Логика применения коучинга

Основная задача коуча — поддерживать у учащихся уверенность в своих силах, сформировать у них адекватную самооценку. Вера учащихся в свои возможности, степень их осознания способствуют высокой учебно-познавательной мотивации и формированию ответственности за свою учебу.

Коучинг может считаться осуществленным только в том случае, если учащийся приходит к искреннему осознанию необходимости учебной деятельности для достижения своих личных целей. Задача коуча — помочь ему прийти к этому осознанию. Как пишут Э. Парслоу и М. Рэй, «вы не можете никого ничему научить, прежде чем человек сам этого не захочет; вы можете привести лошадь на водопой, но не в ваших силах заставить ее пить!»

Очень важно, чтобы ученик в совместной работе с коучем смог определить свои личные цели, прийти к пониманию того, для чего ему необходима учебная деятельность.

Определение целей, к которым ученик будет стремиться, очень серьезная задача. Многим учащимся средней школы трудно увидеть связь своего будущего с сегодняшним днем. Ближе к выпускным классам каждый ученик уже задумывается о своих ценностях и о том, чего он хочет достичь в своей жизни в соответствии с ними, но зачастую он всячески избегает двигаться в направлении этих целей, ставить их и подчинять им свою жизнь.

Эта необязательность, в свою очередь, приводит к снижению его самооценки и самоуважения. Поэтому необходима специальная работа с учениками, обучающая их целеполаганию, планированию и навыкам достижения поставленных целей, т.е. именно то, что умеет профессионально делать учитель-коуч.

Особое внимание при проведении коучинга в старшем школьном возрасте следует уделять определению частных целей (промежуточных результатов) и составлению плана их достижения. Коуч вместе с учеником должен осуществлять постоянный мониторинг процесса достижения промежуточных целей и оценку достигнутого, которая проводится после каждого этапа. На этой стадии учащийся должен найти для себя ответы на следующие ключевые вопросы: «Достигнуты ли поставленные цели?», «Какие изменения были внесены в планы и почему?», «Чему научил данный опыт?», «Что я сделаю теперь по-другому?» и т.д.

В результате ученик должен рассматривать свои ошибки и неудачи не как проигрыш или провал, а как ценный опыт, который позволит более эффективно продвигаться вперед.

Учебная деятельность будет являться эффективной лишь в том случае, когда учащийся примет на себя ответственность за ее результаты. Полезным здесь является совместное с коучем планирование процесса достижения цели и составление его плана. В этот план должны быть включены ответы на основные вопросы коучинга:

  • Что именно мне необходимо достигнуть?

  • Как это конкретно будет выглядеть?

  • Зачем мне это нужно?

  • Как я узнаю о том, что достиг желаемого?

  • Когда я готов начать этот процесс?

  • Когда этот процесс завершится?

  • Что конкретно мне следует делать?

  • Какие возможны препятствия на моем пути?

и др.





Технологичность коучинга

Почему реализацию коучингового подхода в обучении школьников можно считать образовательной технологией? Да потому, что он соответствует существующим определениям образовательной технологии и имеет все присущие её компоненты. О.Б. Епишева трактует образовательную технологию как продуманную во всех деталях модель совместной учебной и педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя, которая предполагает реализацию идеи полной управляемости учебным процессом

Модель процесс коучинга складывается из нескольких четко определенных этапов:

  1. Постановка цели и осознание её реальности.

  2. Анализ необходимых составляющих успеха.

  3. Анализ имеющихся возможностей.

  4. Определение путей достижения цели, выбор стратегии.

  5. Мониторинг достижения цели и анализ результатов.

Для каждого из этих этапов в арсенале профессионального коуча есть соответствующий набор инструментов и техник, из которых он подбирает наиболее оптимальную комбинацию для каждого конкретного ученика и каждого конкретного случая.

Первый и все определяющий шаг на этом пути, в котором учащимся может помочь коуч: осознать их личную потребность в обучении. В результате этой работы ученик должен распрощаться с иллюзиями относительно того, что его обучение и достижение целей (например, успешное окончание школы и подготовка к поступлению в вуз) — это забота школы и учителя. Ему необходимо четко осознать, что обучение и развитие являются, прежде всего, его личными задачами.

На этом пути ему поможет совместная работа с коучем, который будет оказывать действенную помощь, поддержку, делиться опытом: будет формировать своеобразную поддерживающую среду (для успешного достижения целей, ученику также необходима поддержка и признание его успехов со стороны всего класса, коллектива учителей и родителей, что тоже является результатом комплексной работы с учителем-коучем).

Международная Федерация Коучинга (ICF) 20 лет назад написала этический кодекс коуча, в котором говорится, что коучингом называется процесс, построенный на принципах партнёрства, который стимулирует мышление и творчество клиентов, и вдохновляет их на максимальное раскрытие своего личного и профессионального потенциала. Коучинг – это такой способ диалога (на равных), в процессе которого коуч задаёт вопросы, позволяющие раскрывать внутренний потенциал.

Философия коучинга Международной Федерации Коучинга:

-уважается личный и профессиональный опыт клиента;

- каждый клиент рассматривается как творческая, ресурсная и целостная личность.

Опираясь на этот фундамент, коучи берут на себя ответственность:

- обнаруживать, прояснять и придерживаться тех целей, которых желает достичь обучающийся;

- выявлять разработанные обучающимся решения;

- стимулировать самостоятельные открытия обучающегося;

- считать обучающегося ответственным и надёжным.

Коучинг как индивидуальный подход можно использовать как с одним человеком, так и группой (классом). Коучинг- это то, что позволяет человеку фокусироваться на том, что для него важно.

Концепция коучинга максимально соответствует концептуальным основам современного образования, обозначенным в нормативно-правовых актах и Федеральным государственным образовательным стандартом, а значит, соответствует концепции личностно-ориентированного обучения, а коучинговые навыки органично встраиваются в профиль компетенций современного учителя.

Учитель, использующий в своей деятельности коучинговый подход и опирающийся на базовые принципы коучинга, сможет наиболее эффективно достичь целей и задач, заявленных в Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования.


Педагогический коучинг – это специальная система, которая помогает, используя знания и опыт самого ученика, решить его определенные проблемы, задачи и поставленные цели, эта технология помогает, используя собственный потенциал, повысить производительность и эффективность учебы, повысить самооценку. Педагогический коучинг – это целенаправленный процесс, который может проводиться как в форме индивидуальных занятий, так и в рамках организационного консультирования.


Коучинг в школе – это умение учителя, создавая осознанность и ответственность в ученике, способствовать его движению к решению личных и профессиональных задач.

Основой взаимодействия является уважение и принятие учащимся, а главным инструментом является открытые стимулирующие вопросы, которые не содержат критики, оценок и советов.

Эти особенности коуч – технологии позволяют с успехом внедрять ее в образовательный процесс. Фундамент коучинга в школе составляют следующие основные принципы:

  • ученик изначально является творческой, целостной личностью и обладает соответствующими ресурсами;

  • постановка задачи исходит от самого ученика;

  • отношения между учителем – коучем и учеником представляют собой целенаправленный союз.

  • В последние годы в школьном образовании все более отчетливо видна потребность в новых, недирективных формах развития и обучения детей.

  • Идеи личностно-ориентированного обучения стали активно развиваться в последние десятилетия, и уже официально заявлены в стандартах образования второго поколения. Однако, разработка  практических технологий реализации личностно-ориентированного образования в учебно-воспитательной работе, как и системы подготовки учителей к новому подходу, пока находится на стадии зарождения.

Именно поэтому внимание педагогов-новаторов привлек коучинг как эффективная, апробированная на практике система развивающего взаимодействия. Коучинг в школе – это умение учителя, создавая осознанность и ответственность в ученике, способствовать его движению к решению личных и профессиональных задач. Основой взаимодействия является уважение и принятие учащегося, а главным инструментом являются открытые стимулирующие осознанность вопросы, которые не содержат критики, оценок и советов. Эти особенности коуч-технологии позволяют с успехом внедрять ее в образовательный процесс.

Продуктом совместной работы учителя - коуча и ученика являются деятельность и обучение. Эти две силы, соединяясь вместе, создают изменение. Другой движущей силой процесса изменения является обучение. Обучение не является просто побочным продуктом деятельности — это равномощная и дополняющая сила, которая создает новые ресурсы, расширяет возможности и дает силы для изменений.

Основоположник гуманистической педагогики К.Роджерс, основываясь на собственном педагогическом опыте, выделил условия личностно-ориентированного (значимого) учения, заложив, таким образом, идеи современного коучингового подхода в образовании:

— наполненность содержания обучения жизненными проблемами учащихся, создание ситуаций учения, в которых бы обучающиеся могли взаимодействовать с важными для них лично проблемами и вопросами, которые они хотели бы разрешить;

— принятие учителем учащегося таким, каков он есть, и понимание его чувств. К.Роджерс подчеркивает необходимость теплого принятия, безусловного позитивного отношения учителя к ученику;

— недирективная, диалогичная позиция учителя к источникам и способам получения знаний;

— необходимость учителя опираться на самоактуализирующуюся тенденцию своих учащихся.

Почему же внимание к коучингу в образовании сегодня оказалась наиболее актуальным и как он соотносится с реальными проблемами отечественной школы? Современная реформа отечественного образования предполагает три основных направления в реформировании традиционной системы: содержательное, организационное и процессуальное.

Содержательные изменения определяются стандартом (для двух уровней: обязательном и повышенном) и примерными программами; они предполагают раннее выявление потенциально одаренных детей и развитие их способностей; развитие природных задатков и др.

Организационные связаны с решением вопроса о продолжительности учебных занятий, дня, недели; сокращением нагрузки на учеников за счет введения интегративных курсов и выбор дисциплин по интересам учащегося и др.

Процессуальные связаны с переориентацией всей системы на развитие личности. Они затрагивают внутренние пласты педагогической деятельности, изменение стиля поведения учителя и способов его взаимодействия с учеником.

Первые два направления определяются нормативными документами и находятся практически вне зоны влияния основного участника образовательного процесса – учителя, третье же – полностью зависит от него. Но какие технологии позволят учителю реализовать эти процессуальные изменения? Какие результаты предполагается достичь в результате их применения?

Качества учителя – коуча

  • Терпеливый

  • Беспристрастный и непредвзятый;

  • Оказывающий поддержку;

  • Умеющий слушать;

  • Внимательный;

  • Грамотный;

  • Опытный;

  • Авторитетный;

Коучинг для учителя:

  • Построение учебного процесса;

  • Мотивация учащихся на уроке;

  • Выставление оценок;

  • Проведение аттестаций;

  • Распределение полномочий;

  • Проверка выполнения задания;

  • Решение проблем;

  • Планирование и контроль знаний учащихся;

  • Создание из класса одной команды;

  • Групповая работа.







Коучинг для ученика:

  • Мотивация;

  • Самостоятельность;

  • Четкое представление цели;

  • Строгая последовательность этапов обучения;

  • Расстановка приоритетов в учебном процесс (четко знает что он хочет)

  • Четкое определение конечного результата;

  • Возрастают личная эффективность;

  • Гибкость мышления и адаптивность к изменениям;

  • Удовольствие от процесса обучения;















Урок математики в стиле коучинг

Этапы урока



1.Цель урока (Чего ты хочешь? Колесо)

2.Актуализация знаний.( Шкала развития)

3.Исследование.(Открытые вопросы, мозговой штурм и мировое кафе)

4.Применение знаний.( Шаги, Лента времени)

5.Рефлексия. (Почему это важно для тебя? Как бы знания применил?)

6.Домашнее задание.( Что я получаю зная это? Придумать задачу, сказку, игру… )























Инновационные технологии





Педагогика сотрудничества



Информационные технологии







Модульная технология

Коучинг





Технология коллективного обучения





Тестовые технологии



Модульная технология



Технология проблемного обучения





Игровые технологии





Технология индивидуального ,дифференцированного уровневого обучения.

Технология перспективно- опережающего обучения











Метод проектов



















П одготовка к ГИА по математике в стиле коучинг. (Колесо развития)













.











V. Этапы проекта и сроки реализации.

1. Внедрение коучингового подхода . Обмен опытом учителей-предметников по апробации инновационного подхода в обучении.

2. Коуч-марафон для обучающихся в рамках классно-обобщающего контроля, сопровождения в адаптационный период.

3. Коуч-сессии для обучающихся. Психолого-педагогическое сопровождение при подготовке к ГИА самоопределении и профориентации.

Сроки реализации проекта – 3 года



























VI. Выводы

Итак, во-первых, потребность в использовании коучингового подхода в современной школе достаточно очевидна, так как дети должны уметь ставить перед собой цели, быть способными оценить их значимость для себя и своей дальнейшей жизни. Но они, к сожалению, не всегда знают, как с этими целями работать и не знакомы с эффективными инструментами для их достижения.

Во вторых коучинговый подход максимально соответствует концепции личностно-ориентированного образования (по крайней мере, нам пока неизвестна наиболее личностно-ориентированная и конкретная образовательная технология), а коучинговые навыки органично встраиваются в профиль компетенций современного учителя.

Благодаря применению коуч-технологий на уроках растет и развивается личность каждого ученика. Применение этой технологии на уроке способствует следующему:

- На уроке складываются отношение равных: учитель – партнер, «тренер талантов»

- Выслушиваются различные точки зрения;

- Растет вера в то, что все получится;

- Работа на уроке вызывает удовольствие и энтузиазм.

Поэтому главная задача обучения состоит в том, чтобы помочь ребенку понять себя, разобраться в своих проблемах и мобилизовать свои внутренние силы и возможности для их решения и саморазвития.







Список литературы

  1. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа». Утверждена Президентом РФ 4.02.2010г., пр. №271. Электронный ресурс: http://президент.рф/news/6683/

  2. Приоритетный национальный проект «Образование» (2005г.). Электронный ресурс: //http:/mon.gov.ru/pro/pnpo/

  3. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. №1897. Электронный ресурс: http://www.garant.ru/hotlaw/fedral/307363/

  4. Аткинсон, М. Пошаговая система коучинга: Наука и искусство коучинга [Текст]: [пер. с англ.]/ Мэрилин Аткинсон, Рае Т.Чойс. – М.: Альпина Паблишер, 2013. – 281 с.

  5. Епишева О. Б., Что такое педагогическая технология // Школьные технологии. 2004. №1. – С. 31-36.

  6. Зырянова Н.М. Коучинг в обучении подростков // Вестник практической психологии образования. – 2004. – №1. – С. 46–49.

  7. Парслоу Э., Рэй М. Коучинг в обучении: практические методы и техники. – СПб.: Питер, 2003. – 204 с.





























Заявка для участия в Конкурсе

«Лучший инновационный образовательный проект»




Данные о заявителе

1.

Полное название образовательной организации, которую представляет автор конкурсной работы

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №1» городского округа «город Дагестанские Огни»

2.

Должность заявителя

Учитель математики и информатики

3.

ФИО автора (авторов) работы

Насирова Амалья Вагифовна

4.

Номинация, в которой представлена работа

«Лучший образовательный проект»

5.

Контактный телефон автора и адрес электронной почты

+ 7 963 400 29 61

6.

Название работы

Технология коучинга в обучении математики

7.

Краткая аннотация

Моя методическая тема, над которой я начала работать в этом учебном году « Технологии коучинга в обучении математики ».

На уроках математики всегда присутствует большой объём самостоятельной работы. Как сохранить заинтересованность учащихся? В этом мне, как учителю, помогают коучинговые технологии и инструменты. Наличие самостоятельной работы или творческого задания на уроке могут проходить осознанно с последующей самопроверкой или взаимопроверкой. А осознанность повышает мотивацию и вызывает позитив у ребят!







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!