СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«М.Ю. Лермонтов. Сведения из биографии.Характеристика творчества, этапы творчества.»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка практического занятия по теме: «М.Ю. Лермонтов. Сведения из биографии. Характеристика творчества, этапы творчества.» разработана в соответствии с ФГОС СПО специальности 34.02.01 «Сестринское дело» и рассчитано на одно практическое занятие.

Просмотр содержимого документа
««М.Ю. Лермонтов. Сведения из биографии.Характеристика творчества, этапы творчества.»»

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Камчатского края «Камчатский медицинский колледж»









МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ

ОДБ.02 Литература

По теме: «М.Ю. Лермонтов. Сведения из биографии.Характеристика творчества, этапы творчества.»

Для специальностей: код 34.02.01 специальность «Сестринское дело»

Уровень подготовки базовый



Рассмотрена

на заседании цикловой комиссии

(общеобразовательных дисциплин)

Протокол № 2

«21» Октября 2022 г.

Председатель ЦМК_______/Е.С. Гагарина

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УМР

__________/С.В. Коровашкина

«21» октября 2022 г.





Составитель:

Азимова Сабина Сахиб кызы – преподаватель первой квалификационной категории ГБПОУ КК «Камчатский медицинский колледж»




Петропавловск-Камчатский, 2022

Содержание

Пояснительная записка……………………………………………………...

3

Структурно-логическая схема занятия……………………………………

7

Список использованной литературы……………………………………..

9

Приложение А. Теоретический материал …………..……………………

10

Приложение Б. Текущий срез знаний……………………………………..

14

Приложение В. Блиц – опрос ……………………………………………...

17

Приложение Г. Физкультминутка …………………..…………………….

20

Приложение Д. Анализ лирики……………………………………………

21

Приложение Е. Рефлексия…………………………….………………………

22






























Пояснительной записки

Методическая разработка практического занятия по теме: «М.Ю. Лермонтов. Сведения из биографии. Характеристика творчества, этапы творчества.» разработана в соответствии с ФГОС СПО специальности 34.02.01 «Сестринское дело» и рассчитано на одно практическое занятие.

Методическая разработка практического занятия рассчитана на 2 академических часа в соответствии с календарно-тематическим планом программы учебной дисциплины.

Актуальность темы:

Михаил Юрьевич Лермонтов (1814-1841), гениального поэта, прозаика, драматурга, художника, человека.     Творчеству посвящено всего тринадцать лет его короткой, но яркой жизни.     Необычайно широка тематика стихотворений Лермонтова: тема поэта и поэзии, тема Родины, тема любви и одиночества, философская тема. Именно поэтому через его сочинения можно узнать историю его души и понять его как поэта и человека. К тому же достаточно остро на сегодняшний день стоит проблема привлечения внимания к русской классической литературе.

Тип учебного занятия: практическое занятие

Цели занятия:

1. Учебная:

  • повторить этапы биографии поэта, сообщить новые факты и обобщить информацию о его жизни и творчестве;

  • определить основные мотивы поэзии Лермонтова; 



2.Воспитательные:

  • воспитание у учащихся любви к отечественной литературе;

  • осознание национального своеобразия русской классической литературы.



3. Развивающие:

  • развивать навыки выразительного чтения лирического стихотворения;

  • прививать интерес к поэтическому слову, поэзии;

Мотивационный компонент

Такая глобальная цель образования, как воспитание личности средствами литературы, решается через формирование читательской культуры студента.

Приобщение к богатствам отечественной и мировой художественной литературы позволяет формировать духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения, развивать эстетический вкус и литературные способности учащихся, воспитывать любовь и привычку к чтению.

Основными критериями художественных произведений являются их гуманистическая направленность, позитивное влияние на личность студента, соответствие задачам его развития и возрастным особенностям, а также культурно-исторические традиции.

Главное предназначение – воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире, с гуманистическим мировоззрением.

Обучающийся (базовой подготовки) должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуация и нести за них ответственность.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 10. Бережно относится к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия.

После изучения данной темы обучающийся должен:

уметь:

  • Соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи;

  • Выявлять авторскую позицию;

  • Выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения.

знать:

  • Содержание изученных литературных произведений;

  • Основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX–XX вв.;

  • Основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений.



Междисциплинарные связи:

  • Русский язык

  • История



Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:

  • словесные

  • наглядные

  • дедуктивные

  • проблемно-поисковые


Место проведения занятия: учебная аудитория ГБПОУ КК «Камчатский медицинский колледж».



Материально-техническое оснащение занятия



  • Показ фрагментов из фильма «Лермонтов»;

  • Портрет Лермонтова;

  • Дидактический материал;

  • Карандаш;

  • Компьютер;

  • Конспект лекций;

  • Лист бумаги;

  • Мультимедийное сопровождение;

  • Проектор;










































Структурно-логическая схема занятия

Название этапа занятия

Время

Действия преподавателя

Действия студентов


Организационный момент

5




Организационный момент

1

Приветствует обучающихся, осуществляет контроль присутствия на занятии, готовности к занятию учебного кабинета и обучающихся, оценивает внешний вид обучающихся.

Занимают рабочие места, приветствуют преподавателя, слушают, отвечают.


Сообщение темы, ее обоснование

1

Сообщает тему, задает вопросы, побуждающие к обсуждению актуальности изучаемой темы. Организует обсуждение.

Записывают тему, участвуют в обсуждении.


Определение целей занятия, плана его проведения

3

Вовлекает обучающихся в постановку целей занятия: что должны знать, уметь; сообщает план работы на занятии.

Слушают, задают вопросы, участвуют в целеполагании. Записывают в тетрадях требования к знаниям, умениям по теме.


Изложение нового материала

15

Знакомит с основными этапами творчества поэта. (Приложение А теоретический материал)

Слушают, задают вопросы, участвуют в беседе, записывают.


Контроль исходного уровня знаний

60



 

Текущий срез знаний

15

Проводит инструктаж, раздает тестовые задания, проводит анализ ошибок.

Озвучивает критерии оценивания (Приложение Б)

Выполняют тестовые задания. Совместно с преподавателем проводят анализ ошибок


Блиц – опрос

27

Показ видеофильма.

Задает вопросы, организует дискуссию, даёт пояснения. (Приложение В)

Отвечают, задают уточняющие вопросы, участвуют в обсуждении.


Физкультминутка

3

Демонстрирует студентам технику выполнения упражнений (Приложение Г)

Выполняют совместно с преподавателем


Анализ лирики

15

Раздает дидактический материал, проводит инструктаж по выполнению задания. (Приложение Д)

Анализируют стихотворения поэта.


Подведение итогов занятия

10




Обобщение, подведение итогов занятия, оценка работы.

Рефлексия.

8 мин

Дает аргументированную оценку работы каждого обучающегося, подводит результаты достижения целей занятия, выставляет оценки. Раздает вопросы по рефлексии (Приложение Е)

Осуществляют самооценку:

соотносят результаты своей деятельности с целью занятия.


Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся

2

Проводит инструктаж по самостоятельной внеаудиторной работе

Слушают, записывают в задание, задают вопросы.


Итого

90


























Список использованных источников

  1. Амелина, Е.В. Литература : общеобразовательная подготовка [Текст] : учебное пособие / Е.В. Амелина. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2017. - 447 с. : ил.

  2. Величко, А.А. Лермонтов в походе [Текст]. - Москва : Советская Россия, 1964. - 48 с.

  3. Иванова, Т.А. Юность Лермонтова [Текст]. - Москва : Советский писатель, 1957. - 359 с.

  4. Кто есть кто в мире [Текст] :биогр. справ. - Москва : Слово :Олма-Пресс, 2005. – С. 822-823.

  5. Лермонтов в воспоминаниях современников [Текст]. - Москва : Художественная литература, 1989. - 690 с.

  6. Литература : учебник : в 2-х ч. Ч. 1 / [ Г.А. Обернихина и др.]. - Москва : Академия, 2017. – С. 61-81.

  7. По лермонтовским местам [Текст] : путеводитель / Сост. О.В. Миллер. - Москва : ПРОФИЗДАТ, 1985. - 304 с.

  8. Видеоуроки в интернет  - сайт для учителей [Электронный ресурс] URL: https://videouroki.net/blog.

  9. О жизни и творчестве М.Ю. Лермонтова [Электронный ресурс] URL: http://lermontov-lit.ru.















ПРИЛОЖЕНИЕ А

Теоретический материал

Родился в ночь со 2 на 3 октября (14 - 15 н.с.) в Москве в доме у Красных ворот. Отец, Юрий Петрович, отставной пехотный капитан, из обедневшей дворянской семьи; мать, Мария Михайловна, урожденная Арсеньева (из рода Столыпиных).

В 1815 молодая семья живет в селе Тарханы Пензенской губернии, имении бабушки будущего поэта Е. Арсеньевой. Здесь прошли детские годы поэта. Он рано потерял мать (умерла в 1817, в возрасте 21 года) и вырос в разлуке с отцом. Бабушка делала все для единственного, обожаемого внука, не жалея денег на учителей и гувернеров. Он получил прекрасное домашнее образование: с детства свободно владел французским и немецким языком, хорошо рисовал и лепил, учился музыке (играл на флейте, фортепиано и скрипке).

Опасаясь за здоровье болезненного внука, бабушка предпринимала утомительные путешествия на Кавказ (1818, 1820, 1825) для лечения минеральными водами. Впечатления от этих поездок остались у Лермонтова в памяти на всю жизнь, нашли отражение в раннем творчестве. «Кавказ», (1830); «Синие горы Кавказа, приветствую вас!», (1832).

В 1827 бабушка привезла внука в Москву, чтобы продолжить его образование. 1 сентября 1828 Лермонтов зачисляется полупансионером в Московский университетский благородный пансион, одно из лучших учебных заведений России. Получает гуманитарное образование, которое пополняет самостоятельным чтением. В пансионе пишет стихи, очень рано осознав, что поэзия - его призвание. В эти годы испытывает влияние поэзии Байрона и пишет несколько «байронических поэм» («Черкесы», «Кавказский пленник», «Корсар», «Преступник», «Олег», «Два брата»); в 1829 задумывает поэму «Демон», над которой будет работать почти до конца жизни.

Осенью 1830 поступает в Московский университет на нравственно-политическое отделение. Неудовлетворенность Лермонтова лекциями профессоров и недовольство профессоров непочтительными ответами и пререканиями студента, что считалось непозволительной дерзостью, привели к тому, что он подал заявление об увольнении и покинул университет в 1832.

В 1830 - 31 - вершинный этап юношеского творчества Лермонтова. Он работает необычайно интенсивно: за два года перепробовал практически все стихотворные жанры: элегия, романс, песня, посвящение, послание и т.д. Поэт напряженно всматривается в свою внутреннюю жизнь, пытаясь выразить словом невыразимые душевные движения. Он касается и общих вопросов бытия, и нравственной жизни личности. Драма «Странный человек» - своего рода фокус автобиографических мотивов его лирики этого периода.

Однако надо было продолжать образование, и Лермонтов рассчитывал сделать это в Петербургском университете, но ему пришлось бы начать с первого курса, поскольку время учебы в московском университете ему как уволенному не засчитывалось. Он не захотел терять два года и круто изменил планы.

4 ноября 1832 он поступил в Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров. Два года, проведенные в обстановке казарменной муштры, были, по его словам, "страшными". Но и в этих условиях Лермонтов тайком продолжает писать, хотя его творчество переживает период спада.

По окончании Школы в 1834 произведен из юнкеров в корнеты лейб-гвардии Гусарского полка, стоявшего в Царском Селе. Однако большую часть жизни Лермонтов проводит в Петербурге, впервые почувствовав себя свободным. Его наблюдения за жизнью светского общества легли в основу драмы «Маскарад» (1835), которую он задумывал так: «Комедия, вроде «Горя от ума», резкая критика на современные нравы». Убедившись, что «Маскарад» не протащить сквозь театральную цензуру, возвращается к прозе: начинает роман – «Княгиня Лиговская», в котором впервые появляется имя Печорина. Автобиографические моменты романа связаны с Варенькой Лопухиной, глубокое чувство к которой всю жизнь не оставляло поэта. Известие о гибели А. Пушкина потрясло Лермонтова и на следующий же день он пишет стихотворение «На смерть поэта», а через неделю - заключительные 16 строк этого стихотворения, которое сразу сделало его известным, переписывалось и заучивалось наизусть. 3 марта 1837 поэт был арестован по делу «о непозволительных стихах». Сидя под арестом, пишет несколько стихотворений: «Узник», «Сосед», «Молитва», «Желанье». Лермонтов был переведен из гвардии в Нижегородский драгунский полк и 1 апреля отправился из Петербурга на Кавказ. Направляясь в свою первую ссылку, он на месяц задержался в Москве, которая готовилась к большому торжеству - 25-летию Бородинского сражения. Поэт перерабатывает свое юношеское стихотворение «Поле Бородино», и появляется «Бородино», опубликованное в «Современнике» в 1837.

Во время кавказской ссылки познакомился с декабристами, тоже отбывавшими здесь ссылку, а с поэтом А. Одоевским даже подружился. Почти все, что создал Лермонтов в период между двумя ссылками, так или иначе связано с Кавказом. Кавказские темы и образы нашли широкое отражение в его творчестве: в лирике и в поэмах, романе «Герой нашего времени» (1838). Они запечатлены и в многочисленных зарисовках и картинах Лермонтова – одаренного живописца.

В январе 1838 приезжает в Петербург, так как хлопоты бабушки и ходатайство В. Жуковского увенчались успехом, и поэт был переведен в Гродненский полк, расположенный недалеко от Новгорода. Около месяца прожил в Петербурге, каждый день бывая в театре, был у Жуковского, которому отдал поэму «Тамбовская казначейша», вскоре опубликованную в «Современнике». В результате дальнейших ходатайств Лермонтов был переведен в свой прежний гусарский полк, стоявший в Царском Селе. Тогда же появилась без имени автора, не пропущенного цензурой, «Песня про царя Ивана Васильевича...»

К началу 1839 сближается с редакцией «Отечественных записок», издававшихся А. Краевским, и постепенно входит в среду петербургских литераторов. Посещает поэтические вечера, встречается с Куковским, Тургеневым, Белинским. В прогрессивных кругах в нем видят надежду русской литературы. «На Руси явилось новое могучее дарование – Лермонтов», - объявляет Белинский.

В марте 1840 за дуэль с сыном французского посла Э. де Барантом Лермонтов был переведен в пехотный полк и отправлен в действующую армию на Кавказ. Участвует в военных действиях, «исполняя возложенное на него поручение с отменным мужеством и хладнокровием».

В начале февраля 1841, получив двухмесячный отпуск, приезжает в Петербург, надеясь получить отставку и остаться в столице. Но и в этом ему будет отказано, как и в награде за смелые действия в боях на Кавказе. Более того, ему будет предписано в течение 48 часов покинуть столицу и следовать в свой полк на Кавказе.

Он прибывает в Пятигорск и получает разрешение задержаться для лечения минеральными водами. В записной книжке Лермонтов запишет свои последние стихи: «Спор», «Сон», «Утес», «Тамара», «Листок», «Свиданье», «Пророк», «Выхожу один я на дорогу» и др.

Встречает своих старых приятелей, в числе которых и его товарищ по Школе юнкеров, Н. Мартынов. На одном из вечеров в доме Верзилиных, где собиралась молодежь, оскорбленный очередной язвительной шуткой Лермонтова, Мартынов вызывает его на дуэль. Дуэль состоялась 15 июля 1841. «Новая великая утрата осиротила бедную русскую литературу», - напишет Белинский. Поэт был убит.

Тело Лермонтова было погребено на Пятигорском кладбище. Позднее по просьбе бабушки гроб с прахом поэта был перевезен в Тарханы и погребен в фамильном склепе. Сегодня «Тарханы» - государственный музей-заповедник. Здесь, в дворянско-усадебной среде, разнообразии народной жизни, в общении с природой, с богатствами родного языка Лермонтов получил неизгладимые впечатления. Здесь истоки его мироощущения и характера, многих его творений. Здесь же покоится и прах поэта.

ПРИЛОЖЕНИЕ Б

Тестовые задания

1. Назовите произведение М. Ю. Лермонтова, из которого взята строка:

«Да были люди в наше время...»

А) «Герой нашего времени»

Б) «Бородино»

В) «Мцыри»

Г) «Маскарад»


2. Укажите годы жизни  М.Ю. Лермонтова

А) 1812-1837

Б) 1814-1841

В) 1814-1840


3. Укажите город, в котором родился М.Ю. Лермонтов

А) Петербург

Б) Москва

В) Тарханы


4. В журнале «Антеней» в 1830 году впервые было напечатано одно из стихотворений М.Ю. Лермонтова.  Как оно называлось?

А) Осень

Б) Парус

В) Весна


5. Каким псевдонимом было подписано первое опубликованное стихотворение?

А) Мишель 

Б) М.Ю.

В) литерой «L»


6. Какому историческому событию посвящено стихотворение М.Ю. Лермонтова «Бородино»?

А) восстанию декабристов 

Б) Отечественная война 1812 года

В) I мировая война 


7. О каком произведении М.Ю. Лермонтова В.Г. Белинский сказал: «Грустная дума о нашем времени»?

А) Герой нашего времени

Б) Мцыри 

В) Демон

8. В каком произведении Лермонтов изменившиеся настроения некоторой части декабристов называет «ошибками отцов и поздним их умом»?

А) Маскарад

Б) Дума

В) Герой нашего времени

 

9. В какой части романа «Герой нашего времени» Печорин размышляет о том, за что все его ненавидят?

А) Княжна Мери

Б) Максим Максимыч 

В) Тамань 


10. Укажите место действия большинства частей произведения «Герой нашего времени».

А) Москва

Б) Петербург

В) Кавказ


11. В каком произведении Лермонтова герой:

 «Бродил безмолвен, одинок,

  Смотрел, вздыхая, на восток,

  Томим неясною тоской

  По стороне своей родной»


А) Герой нашего времени

Б) Мцыри

В) Демон


12. Как называется произведение, из которого взята строка:

«Люблю Отчизну я, но странною любовью»

А) Родина

Б) Россия

В) Молитва


13. Какое стихотворение послужило причиной первой ссылки на Кавказ?

А) Дума

Б) Родина

В) Смерть поэта


14. Укажите, чем ещё увлекался М.Ю. Лермонтов, кроме литературы

А) театром

Б) экономикой

В) живописью


15. На каких двух поэтов ориентировался М.Ю. Лермонтов в своём творчестве?

А) Дж. Байрон и Гюго

Б) Дж. Байрон и А.С. Пушкин

В) А.С. Пушкин и Г.Р. Державин




Эталон ответов

1 – Б

2 – Б

3 – Б

4 – В

5 – В

6 – Б

7 – А

8 – Б

9 – А

10 – В

11 – Б

12 – А

13 – В

14 – В

15 – Б



Критерии оценивания

Уровень подготовки обучающихся по учебной дисциплине определяется оценками 5 «отлично», 4 «хорошо», 3 «удовлетворительно», 2 «неудовлетворительно».

- оценка 5 «отлично» выставляется за правильные ответы на 90%-100% заданий (14-15 правильных ответов);

- оценка 4 «хорошо» за правильные ответы на 80%-89% заданий (12-13 правильных ответов);

- оценка 3 «удовлетворительно» за правильные ответы на 70%-79% процентов заданий (10-11 правильных ответов);

- оценка 2 «неудовлетворительно» за правильные ответы на 69% заданий и менее (менее 9 правильных ответов).










ПРИЛОЖЕНИЕ В

БЛИЦ ОПРОС


  1. Причина первой ссылки на Кавказ:

  2. Насколько правильным и логичным вы считаете поступки и отношения Лермонтова к Екатерине Сушковой? (фрагмент из фильма «Лермонтов», сцена танец на балу)

  3. Как вы считаете, можно ли ссылаясь воспоминаниям Екатерины Сушковой подтвердить тот факт, что Лермонтов был не разборчив к еде (отрывок из фильма «Лермонтов», сцена «пирожки с опилками»)

  4. Почему Лермонтов не соединяет свою жизнь с Варварой Лопухиной? (первая редакция произведения «Демон»)

  5. Можно ли назвать Мартынова другом Лермонтова? Друг, товарищ и дуэлянт.


Примерное время ответа на каждый вопрос составляет 5 минут.


Эталон ответов

  1. В 1837 году погиб на дуэли выдающийся поэт, писатель, основоположник современного русского языка Александр Сергеевич Пушкин. Многие писали, говорили об этой гибели, обвиняли правительство, и борона Геккеля. Одним из многих был Михаил Лермонтов, который написал стихотворение «Смерть поэта». За ночь были сделаны тысячи копий этого стихотворения, последние 14 строф поэт написал на салфетке, именно эти строфы стали причиной ареста, а после и ссылки Лермонтова на Кавказ. Это стала его первая ссылка за стихотворение посвященное А.С. Пушкину, в котором Лермонтов в открытую обвиняет власть и царя в гибели поэта.

  2. В одном из балов Лермонтов встретил красавицу Петербурга Екатерину Сушкову. У нее были темные, роскошные кудри. Как-то раз она заключила пари, что в ее причёске нет фальшивого волоска и распустила свои волосы. Мишель (Лермонтов) лишь произнёс: «какое кокетство!» Лермонтов был влюблен в неё, но она не воспринимала это в серьёз. Для неё Лермонтов всего лишь ребенок, который стоит у порога в высший свет. Все письма, посвящённые стихи она принимает с насмешкой и считает Лермонтова никчемным поэтом. Отношение Катрин на всегда запомнилось Лермонтову, ведь она является прототипом Княжны Мэри из произведения «Герой нашего времени». Вновь встречаются они спустя некоторое время, когда Екатерина помолвлена с Лопухиным. Лермонтов увёл её из-под венца, а после бросил. Возможно, эта была месть за юношеские насмешки.

  3. До нас дошли воспоминания о Лермонтове, письма, посланные ему. Катрин в своих воспоминаниях говорила о том, что Лермонтов был очень неразборчив к еде. Он спорил, не соглашался с этим. Чтобы доказать свою правоту, Сушкова приглашает Мишеля на чай с пирожками. Велела она испечь пирожки с опилками, и Лермонтов, увлеченный рассказами, красотой Катрин ел одну за другой, пока не увидел опилки. Это воспоминания молодой девушки и насколько это была правда мы сказать не можем.

  4. Варвара Лопухина – девушка нежная, ранимая, чуткая. В неё был влюблен Лермонтов, с ней он чувствовал себя легко и просто. Но столь невинность, искренность пугала поэта. Он считал себя недостойным внимания Вареньки. «Она словно ангел, а я демон рядом с ней», - так говорил о себе Мишель. Итогом этих отношений становится произведение «Демон», над которой он долго работал.
    Варенька выходит замуж, услышав об увлечении Лермонтова Екатериной Сушковой. Ведь помолвка расторгнута (Сушкова и брат Вареньки), значит все серьёзно.

  5. Мартынов – друг Лермонтова, с которым познакомился в школе гвардейских подпрапорщиков и юнкеров. С первых дней между ними было соперничество, что делало их дружбу крепкой, но странной.
    Лермонтов любил шутить, его речи были полны сарказмом и иронией. В период второй ссылки на Кавказ, в Пятигорске Лермонтов встретился с Мартыновым. Мартынов привлекал внимание молодых дам, сам же стал выглядеть как горец (был в народном одеянии горцев). В окружении знакомых, друзей и молодых дам Лермонтов неоднократно задевает Мартынова своими злыми шутками, насмешками. Приняв все это за оскорбление, Мартынов вызывает Лермонтова на дуэль, тот соглашается хотя не желает этого.

Дуэль состоялась в 1841 году на горе Машук, Лермонтов убит своим же товарищем. После дуэли Мартынов подошел к лежащему на земле Лермонтову поцеловал его и ушел. Секундант Лермонтова отправляется в город за помощью. Целых 4 часа он пролежал на сырой земле в полном одиночестве, и так закрыл свои глаза на веки.


Критерии оценивания

Уровень подготовки обучающихся по учебной дисциплине определяется оценками 5 «отлично», 4 «хорошо», 3 «удовлетворительно», 2 «неудовлетворительно».

- оценка 5 «отлично» выставляется за полный, точный ответ на вопрос, если студент обосновал свой ответ;

- оценка 4 «хорошо» выставляется за ответ на конкретно поставленный вопрос, но не раскрытый до конца;

- оценка 3 «удовлетворительно» выставляется за неполный, но близкий к сути вопроса ответ.

- оценка 2 «неудовлетворительно» ставится если студент не смог ответить ни на один вопрос, что говорит о неготовности к занятию.













ПРИЛОЖЕНИЕ Г

Физкультминутка для снятия утомления с плечевого пояса и рук

        1. Исходное положение – стоя, руки на поясе.

1 – правую руку вперёд, левую вверх.

2 – переменить положение рук.

Повторить 3–4 раза, затем опустить руки вниз, потрясти кистями. Темп средний.

2. Исходное положение – стоя, кисти тыльной стороной на поясе.

1–2 – свести локти вперёд, голову наклонить вперёд.

3–4 – локти назад, прогнуться.

Повторить 6–8 раз, затем руки вниз и потрясти расслабленно. Темп медленный.

3.Исходное положение – стоя, руки вверх.

1 – сжать кисти в кулак.

2 – разжать кисти.

Повторить 6–8 раз, затем руки расслабленно опустить вниз и потрясти кистями. Темп средний.



ПРИЛОЖЕНИЕ Д

Анализ лирики

1.Выразительное чтение стихотворения.

Молитва

В минуту жизни трудную
Теснится ль в сердце грусть,
Одну молитву чудную
Твержу я наизусть.

Есть сила благодатная
В созвучьи слов живых,
И дышит непонятная,
Святая прелесть в них.

С души как бремя скатится,
Сомненье далеко —
И верится, и плачется,
И так легко, легко…

1839 г.


2.Соедините стрелками названия и строки из стихотворений.

«Парус»

Погиб поэт! – невольник чести –

Пал, оклеветанный молвой…

«Бородино»

Тучки небесные, вечные странники!

«Смерть поэта»

Люблю отчизну я, но странною любовью!

«Тучи»

Болеет парус одинокой

В тумане моря голубом!

«Родина»

Да, были люди в наше время,

Не то, что нынешнее племя…








ПРИЛОЖЕНИЕ Е

Рефлексия

  1. Что сегодня я узнал?

  2. Мне было тяжело или нет?

  3. Я понял материал или были затруднения?

  4. Я научился чему-то новому?

  5. Я смог добиться результата?

  6. Меня удивило….

  7. Для меня было открытием, то что….





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!