СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

М.Ю. Лермонтов "Три пальмы" 6 класс

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«М.Ю. Лермонтов "Три пальмы" 6 класс»

М.Ю. Лермонтов «Три пальмы»  (восточное сказание)

М.Ю. Лермонтов «Три пальмы» (восточное сказание)

ЦЕЛИ выявить библейские мотивы, выяснить главную проблему стихотворения, заключающуюся во взаимоотношениях Бога и людей формирование навыка многоуровневого анализа стихотворения развитие нравственно-эстетических представлений

ЦЕЛИ

  • выявить библейские мотивы, выяснить главную проблему стихотворения, заключающуюся во взаимоотношениях Бога и людей
  • формирование навыка многоуровневого анализа стихотворения
  • развитие нравственно-эстетических представлений
 В песчаных степях аравийской земли  Три гордые пальмы высоко росли.  Родник между ними из почвы бесплодной,  Журча, пробивался волною холодной,  Хранимый, под сенью зеленых листов,  От знойных лучей и летучих песков.  И многие годы неслышно прошли;  Но странник усталый из чуждой земли  Пылающей грудью ко влаге студеной  Еще не склонялся под кущей зеленой,  И стали уж сохнуть от знойных лучей  Роскошные листья и звучный ручей.

В песчаных степях аравийской земли Три гордые пальмы высоко росли. Родник между ними из почвы бесплодной, Журча, пробивался волною холодной, Хранимый, под сенью зеленых листов, От знойных лучей и летучих песков.

И многие годы неслышно прошли; Но странник усталый из чуждой земли Пылающей грудью ко влаге студеной Еще не склонялся под кущей зеленой, И стали уж сохнуть от знойных лучей Роскошные листья и звучный ручей.

 И стали три пальмы на бога роптать:  «На то ль мы родились, чтоб здесь увядать?  Без пользы в пустыне росли и цвели мы,  Колеблемы вихрем и зноем палимы,  Ничей благосклонный не радуя взор?..  Не прав твой, о небо, святой приговор!»  И только замолкли - в дали голубой  Столбом уж крутился песок золотой,  Звонков раздавались нестройные звуки,  Пестрели коврами покрытые вьюки,  И шел колыхаясь, как в море челнок,  Верблюд за верблюдом, взрывая песок.

И стали три пальмы на бога роптать: «На то ль мы родились, чтоб здесь увядать? Без пользы в пустыне росли и цвели мы, Колеблемы вихрем и зноем палимы, Ничей благосклонный не радуя взор?.. Не прав твой, о небо, святой приговор!»

И только замолкли - в дали голубой Столбом уж крутился песок золотой, Звонков раздавались нестройные звуки, Пестрели коврами покрытые вьюки, И шел колыхаясь, как в море челнок, Верблюд за верблюдом, взрывая песок.

 Мотаясь висели меж твердых горбов  Узорные полы походных шатров;  Их смуглые ручки порой подымали,  И чёрные очи оттуда сверкали...  И, стан худощавый к луке наклоня,  Араб горячил вороного коня.  И конь на дыбы подымался порой,  И прыгал, как барс, поражённый стрелой;  И белой одежды красивые складки  По плечам фариса вились в беспорядке;  И с криком и свистом несясь по песку,  Бросал и ловил он копьё на скаку.

Мотаясь висели меж твердых горбов Узорные полы походных шатров; Их смуглые ручки порой подымали, И чёрные очи оттуда сверкали... И, стан худощавый к луке наклоня, Араб горячил вороного коня.

И конь на дыбы подымался порой, И прыгал, как барс, поражённый стрелой; И белой одежды красивые складки По плечам фариса вились в беспорядке; И с криком и свистом несясь по песку, Бросал и ловил он копьё на скаку.

 Вот к пальмам подходит шумя караван:  В тени их веселый раскинулся стан.  Кувшины звуча налилися водою,  И гордо кивая махровой главою,  Приветствуют пальмы нежданных гостей,  И щедро поит их студеный ручей.  Но только что сумрак на землю упал,  По корням упругим топор застучал,  И пали без жизни питомцы столетий!  Одежду их сорвали малые дети,  Изрублены были тела их потом,  И медленно жгли их до утра огнём.

Вот к пальмам подходит шумя караван: В тени их веселый раскинулся стан. Кувшины звуча налилися водою, И гордо кивая махровой главою, Приветствуют пальмы нежданных гостей, И щедро поит их студеный ручей.

Но только что сумрак на землю упал, По корням упругим топор застучал, И пали без жизни питомцы столетий! Одежду их сорвали малые дети, Изрублены были тела их потом, И медленно жгли их до утра огнём.

 Когда же на запад умчался туман,  Урочный свой путь совершал караван;  И следом печальным на почве бесплодной  Виднелся лишь пепел седой и холодный;  И солнце остатки сухие дожгло,  А ветром их в степи потом разнесло.  И ныне все дико и пусто кругом -  Не шепчутся листья с гремучим ключом:  Напрасно пророка о тени он просит -  Его лишь песок раскаленный заносит,  Да коршун хохлатый, степной нелюдим,  Добычу терзает и щиплет над ним.

Когда же на запад умчался туман, Урочный свой путь совершал караван; И следом печальным на почве бесплодной Виднелся лишь пепел седой и холодный; И солнце остатки сухие дожгло, А ветром их в степи потом разнесло.

И ныне все дико и пусто кругом - Не шепчутся листья с гремучим ключом: Напрасно пророка о тени он просит - Его лишь песок раскаленный заносит, Да коршун хохлатый, степной нелюдим, Добычу терзает и щиплет над ним.

Произведение «Три пальмы» относится к зрелому периоду творчества М.Ю.Лермонтова. Душа, доверчиво открытая миру, встречает на своём пути обман и неблагодарность. Три пальмы, дождавшиеся осуществления своей мечты, гибнут от человеческой жестокости.

Произведение «Три пальмы» относится к зрелому периоду творчества М.Ю.Лермонтова. Душа, доверчиво открытая миру, встречает на своём пути обман и неблагодарность.

Три пальмы, дождавшиеся осуществления своей мечты, гибнут от человеческой жестокости.

«Три пальмы» – это поэтическая притча, в которой заложен глубокий философский смысл. Оно было написано в 1838г , а год спустя – в 1839г – было впервые опубликовано в «Отечественных записках».

«Три пальмы» – это поэтическая притча, в которой заложен глубокий философский смысл. Оно было написано в 1838г , а год спустя – в 1839г – было впервые опубликовано в «Отечественных записках».

Библейская основа Всё произведение пропитано глубоким философским смыслом, в котором явно ощущаются Библейские мотивы. Образ трёх пальм представляет собой три составляющие человеческой души: разум, чувства и воля. Источник символизирует собой Святой Дух , который является связующей нитью между человеческой душой и Богом. Место действия , где разворачиваются события стихотворения, также выбрано не случайно. Пальмы произрастают в оазисе Аравийской пустыни («степи аравийской земли»), в которой, согласно легендам, и находился Эдемский сад – Рай .

Библейская основа

Всё произведение пропитано глубоким философским смыслом, в котором явно ощущаются Библейские мотивы. Образ трёх пальм представляет собой три составляющие человеческой души: разум, чувства и воля. Источник символизирует собой Святой Дух , который является связующей нитью между человеческой душой и Богом.

Место действия , где разворачиваются события стихотворения, также выбрано не случайно. Пальмы произрастают в оазисе Аравийской пустыни («степи аравийской земли»), в которой, согласно легендам, и находился Эдемский сад – Рай .

Лермонтов называет пальмы гордыми, что символизирует человеческую гордыню, указывает на присутствие греха. Арабы в стихотворении , от топора которых гибнут пальмы, - символ Сатаны, который разорвал связь человека с Богом . Главная мысль произведения: гордыня отказ принимать своё предназначение губительны для человеческой души.

Лермонтов называет пальмы гордыми, что символизирует человеческую гордыню, указывает на присутствие греха. Арабы в стихотворении , от топора которых гибнут пальмы, - символ Сатаны, который разорвал связь человека с Богом .

Главная мысль произведения: гордыня отказ принимать своё предназначение губительны для человеческой души.

Композиция У стихотворения кольцевая композиция, которая строится на приёме антитезы . Радующий глаз пейзаж, нарисованный в первой строфе (журчащая вода, прохлада посреди раскалённых песков), резко контрастирует с удручающей картиной полного опустошения в конце. В последней строфе оазис умирает, превращаясь в «седой и холодный» пепел.

Композиция

У стихотворения кольцевая композиция, которая строится на приёме антитезы . Радующий глаз пейзаж, нарисованный в первой строфе (журчащая вода, прохлада посреди раскалённых песков), резко контрастирует с удручающей картиной полного опустошения в конце. В последней строфе оазис умирает, превращаясь в «седой и холодный» пепел.

Главные герои Главными героями стихотворения являются «три гордые пальмы». Пальмы счастливо и безмятежно жили на берегу ручья, но со временем им стало казаться, что такая жизнь слишком однообразная и скучная. Возможно, им представлялось, что где-то там, в большом мире, пальмы живут совсем иначе… Ярко и интересно. Им хочется новых впечатлений. Они не хотят жить «без пользы».

Главные герои

Главными героями стихотворения являются «три гордые пальмы».

Пальмы счастливо и безмятежно жили на берегу ручья, но со временем им стало казаться, что такая жизнь слишком однообразная и скучная.

Возможно, им представлялось, что где-то там, в большом мире, пальмы живут совсем иначе… Ярко и интересно. Им хочется новых впечатлений. Они не хотят жить «без пользы».

Пальмам захотелось обрести смысл жизни, спасать усталых странников от зноя и жажды. Но горизонт пуст, пустыня безмолвствует, только жара и песок вокруг. И тогда пальмы задумались: «На то ль мы родились, чтоб здесь увядать?» Они сетуют на судьбу и ропщут на Бога: «Не прав твой, о небо, святой приговор!» Роптать на Бога - большой грех. Но Господь милостив, исполняет их желание – к оазису приближается богатый караван.

Пальмам захотелось обрести смысл жизни, спасать усталых странников от зноя и жажды. Но горизонт пуст, пустыня безмолвствует, только жара и песок вокруг. И тогда пальмы задумались: «На то ль мы родились, чтоб здесь увядать?» Они сетуют на судьбу и ропщут на Бога: «Не прав твой, о небо, святой приговор!»

Роптать на Бога - большой грех. Но Господь милостив, исполняет их желание – к оазису приближается богатый караван.

Наконец-то пальмы принесут пользу людям! Торговцы утолили жажду «студёной водой» из ручья, а затем, чтобы не замёрзнуть ночью, срубили пальмы, чтобы разжечь костёр: «По корням упругим топор застучал, И пали без жизни питомцы столетий!»

Наконец-то пальмы принесут пользу людям! Торговцы утолили жажду «студёной водой» из ручья, а затем, чтобы не замёрзнуть ночью, срубили пальмы, чтобы разжечь костёр:

«По корням упругим топор застучал,

И пали без жизни питомцы столетий!»

Стоит заметить, что опытные путешественники так варварски себя не ведут. Погибнуть в пустыне от жажды очень легко, а вода встречается так редко. Бедуины берегут оазисы и колодцы. Караванные пути проложены через бескрайнюю пустыню от одного источника воды к другому, и горе путнику, который вовремя не сможет наполнить свою флягу…

Стоит заметить, что опытные путешественники так варварски себя не ведут. Погибнуть в пустыне от жажды очень легко, а вода встречается так редко. Бедуины берегут оазисы и колодцы.

Караванные пути проложены через бескрайнюю пустыню от одного источника воды к другому, и горе путнику, который вовремя не сможет наполнить свою флягу…

Эти люди поступили так, как поступают маленькие дети.  Не думая о последствиях, сожгли всё, что могло гореть. Конечно, ведь в пустыне жарко только днём. А ночью становится очень холодно. Утром люди ушли, оставив на месте своего ночлега лишь пепел да пыль…

Эти люди поступили так, как поступают маленькие дети. Не думая о последствиях, сожгли всё, что могло гореть. Конечно, ведь в пустыне жарко только днём. А ночью становится очень холодно. Утром люди ушли, оставив на месте своего ночлега лишь пепел да пыль…

Почему так произошло? Гордые пальмы поплатились жизнью за то, что были недовольны уготованной им участью и посмели роптать на Бога. В этом и заключается основная проблема стихотворения – взаимоотношения Бога и людей, обладающих свободной волей и жаждущих лучшей доли, чем та, что предназначена им судьбой .

Почему так произошло?

Гордые пальмы поплатились жизнью за то, что были недовольны уготованной им участью и посмели роптать на Бога. В этом и заключается основная проблема стихотворения – взаимоотношения Бога и людей, обладающих свободной волей и жаждущих лучшей доли, чем та, что предназначена им судьбой .

Красивая легенда полна прозрачных аллегорий. Караванщики – это люди, не умеющие ценить того, что дарит им природа. Они готовы уничтожить хрупкую планету, на которой живут, во имя своей выгоды или сиюминутной прихоти. Гордые пальмы – это тоже люди. Автор использует в описании такие слова, которые употребляют, только когда говорят о людях: «пали без жизни, «одежду их сорвали», изрублены были тела их».

Красивая легенда полна прозрачных аллегорий.

Караванщики – это люди, не умеющие ценить того, что дарит им природа. Они готовы уничтожить хрупкую планету, на которой живут, во имя своей выгоды или сиюминутной прихоти.

Гордые пальмы – это тоже люди. Автор использует в описании такие слова, которые употребляют, только когда говорят о людях: «пали без жизни, «одежду их сорвали», изрублены были тела их».

В стихотворении отчётливо улавливается личная позиция Лермонтова. Поэт полагает, что те, кто жаждет жить для других, стремятся приносить пользу людям, неизменно будут растоптаны, использованы и срублены под корень теми, кто печётся лишь о собственных нуждах.

В стихотворении отчётливо улавливается личная позиция Лермонтова.

Поэт полагает, что те, кто жаждет жить для других, стремятся приносить пользу людям, неизменно будут растоптаны, использованы и срублены под корень теми, кто печётся лишь о собственных нуждах.

Средства выразительности Выразительные средства языка помогли поэту передать эту историю в романтическом стиле. Эпитеты: « гордые пальмы», « упругие корни», « студёная влага», « роскошные листья», « звучный ручей», « золотой песок», « чёрные очи», « гремучий ключ», « хохлатый коршун». Сравнения: конь прыгал «как барс», караван шёл «как в море челнок». Олицетворения: родник пробивался, «не шепчутся листья с гремучим ручьём», «приветствуют пальмы нежданных гостей».

Средства выразительности

Выразительные средства языка помогли поэту передать эту историю в романтическом стиле.

Эпитеты: « гордые пальмы», « упругие корни», « студёная влага», « роскошные листья», « звучный ручей», « золотой песок», « чёрные очи», « гремучий ключ», « хохлатый коршун».

Сравнения: конь прыгал «как барс», караван шёл «как в море челнок».

Олицетворения: родник пробивался, «не шепчутся листья с гремучим ручьём», «приветствуют пальмы нежданных гостей».

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ Наизусть стихотворение М.Ю. Лермонтова «Листок» Прочитать повесть Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» и ответить письменно на вопросы: Какие эпизоды показались захватывающими? Кто из героев вызвал симпатию и почему? Какие эпизоды показались непонятными?

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

  • Наизусть стихотворение М.Ю. Лермонтова «Листок»
  • Прочитать повесть Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» и ответить письменно на вопросы:
  • Какие эпизоды показались захватывающими?
  • Кто из героев вызвал симпатию и почему?
  • Какие эпизоды показались непонятными?


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!