Сообщение темы и цели урока - Сегодня на уроке мы узнаем, как музыка подражает голосам, а для этого вспомним музыку которая была у вас в 1 кл. - Мы познакомимся с музыкой Прокофьева. Это композитор времен СССР (портрет) Прокофьев Сергей Сергеевич (1891— 1953), композитор, пианист, дирижёр. Сергей Прокофьев русский композитор, жил в xx веке. Исключительный музыкальный талант заметила его мама, которая давала мальчику первые уроки игры на фортепиано. Не было и дня, чтобы мальчик не подходил к инструменту и не пытался что-то фантазировать. Мама записывала его пьески. Самым сильным впечатлением детства явилась поездка с родителями в Москву и посещение оперного театра. Вернувшись домой Сережа был одержим сочинением чего- либо в этом духе. Так в 7 лет появилась первая опера « Великан». В 13 лет он поступает в консерваторию. Все поступающие были гораздо старше Сережи, но у кого было по две пьесы, у кого чуть больше. Сережа поразил всех: он вошел сгибаясь под тяжестью двух папок, в которых лежали 4 оперы, симфония и много фортепианных пьес. В 18 лет он закончил консерваторию, комиссия присуждает ему первую премию, получает в подарок рояль. Прокофьев много сочиняет и выступает сам в роли исполнителя. Его произведения наполнены неукротимой энергией, движением, новизной, он был новатором в средствах выразительности. Композитор писал и сложную музыку для взрослых и детскую для детей. Он часто обращался к сказочным сюжетам, любимым и близким детворе. В цикл «Детская музыка» вошло 12 пьес, они все имеют программные заголовки, объединены единой сюжетной линией. Это картинки природы и ребячьих забав, это летний день с утра до вечера! Эта музыка, как бы взгляд ребенка на мир изумленными, широко раскрытыми глазами – все удивительно, все в первый раз! Во всех этих пьесах проявляются характерные черты стиля – жизнелюбие, юмор. Я прочитаю стихотворение Ларисы Вакариной Когда мне «Утром» на «Прогулке» Расскажешь «Сказочку» мой друг, И в искрометной «Тарантелле» Взметнется вихрем все вокруг, Тогда «Раскаянья» не чуя , Мы в «Вальсе» вкрадчивом вдвоем, Нежней «Кузнечика» любого, Омыты бисерным «Дождем», Взойдем под «Радуги» разводы, А уж оттуда налегке Вприпрыжку или же в «Пятнашку» Мы «Маршем» спустимся к реке. А вот и «Вечер» наступает И темнота и тишина, И «Ходит месяц над лугами» И им душа озарена. Вот такое стихотворение сложилось из названий пьес! | Беседа, слушают рассказ учителя | Познавательные: приобрести опыт общения со слушателями в условиях публичного предъявления результата творческой музыкально-исполнительской деятельности Личностные: осознание своей этнической и национальной принадлежности в процессе освоения вершинных образцов отечественной музыкальной культуры, понимания ее значимости в мировом музыкальном процессе; формирование уважительного отношения к культуре разных народов на основе знакомства с их музыкальными традициями; |
Проверка восприятия - Чье пение вы слышали в этой композиции? (соловья) - Слышали ли вы эти звуки, когда сами были в лесу? - Что необычного в пении соловья? (он поет звонко) - На каком музыкальном инструменте исполняется песня? (фортепиано) - Кто еще поет в лесу? (птицы) | | Познавательные: понимать композиционные особенности устной (разговорной, музыкальной) речи и учитывать их при построении собственных высказываний в разных жизненных ситуациях; |
Слушание и проверка восприятия Полет шмеля из оперы “Сказка о царе Салтане” А.Н. Римского-Корсакова. А.Н. Римский-Корсаков (портрет) Русский композитор, его называют композитором сказочником. Он сочинил несколько опер на сказки Пушкина. Золотой петушок, Сказка о царе Салтане. Гости князю поклонились, Вышли вон и в путь пустились. К морю князь, а лебедь там Уж гуляет по волнам. Князь опять: душа-де просит... Так и тянет и уносит... И опять она его Вмиг обрызгала всего. Тут он очень уменьшился, Шмелем князь оборотился, Полетел и зажужжал; Судно на море догнал, Потихоньку опустился На корму - и в щель забился. Послушайте полет шмеля и ответьте на вопрос - чей голос в музыке? (включить песню) - чей голос в музыке? | Беседа, слушают рассказ учителя Слушание муз. композиции | Личностные: формирование представлений о нравственных нормах, развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, сопереживания чувствам других людей на основе восприятия произведений мировой музыкальной классики, их коллективного обсуждения и интерпретации в разных видах музыкальной исполнительской деятельности; формирование мотивации к музыкальному творчеству, целеустремленности и настойчивости в достижении цели в процессе создания ситуации успешности музыкально-творческой деятельности учащихся. |
Работа с учебником -Итак, музыка подражает звучанию голосов, давайте вспомним, какие голоса мы сегодня слышали и исправим ошибки на ст. 73. По трем пьесам (игра води не брать) -Каким голосам подражала музыка сегодня на уроке? (кукушка, соловей, шмель, шум леса, легкий ветерок). Урок окончен. | Работа с учебником | Регулятивные: принимать и сохранять учебные цели и задачи, в соответствии с ними планировать, контролировать и оценивать собственные учебные действия; |