Массаж как один из методов коррекционной работы по преодолению дизатрии у детей дошкольного возраста.
Аннотация: в статье рассматривается логопедический массаж как один из методов коррекции дизартрии. Анализируются не только особенности проведения логопедического массажа, но и факторы, оказывающие положительное влияние логопедического массажа на ребенка дошкольного возраста при его проведении.
Ключевые слова: дизартрия, дошкольник, логопедический массаж, логопедическая работа, коррекционная работа, речевое нарушение.
Речевые нарушения являются одним из вариантов когнитивного дефекта. Одним из самых распространенных из них является дизатрия – нарушение звукопроизносительной стороны речи, обусловленное органической недостаточностью иннервации речевого аппарата [3].
Известно, что выделяют несколько форм дизартрии: бульбарная, всевдобульбарная, подкорковая, мозжечковая, корковая в зависимости от места поражения нервной системы [3].
Каждая форма данного нарушения имеет свои особенности проявления. Это может быть гипер- или гипотонус мышц, дистония, гиперсаливация и др. Проявления дизартирии достаточно заметны: у ребенка смазанная, невнятная речь, наблюдаются вегетативные расстройства, нарушения звукопроизношения стойкого характера, при этом нарушенные звуки могут быть из разных групп. Помимо этого, при дизартрии отмечаются нарушения общей, мелкой и артикуляционной моторики, дыхания, голоса, просодики, расстройства фонетической и фонематической сторон речи и общего речевого развития, наличие синкинезей, гиперкинезов и тремора.
Выделяют пять этапов логопедической помощи, оказываемой детям с дизатрией [4]. Первый этап (подготовительный) направлен на нормализацию: тонуса мускулатуры и моторики артикуляционного аппарата, мелкой моторики, просодической составляющей речи. Второй этап направлен на формирование новых, правильных привычек звукопроизношения. На третьем этапе вырабатываются навыки самоконтроля при общении в различных ситуациях. Четвертый этап необходим для предотвращения или преодоления вторичных нарушений. Пятый этап (актуален для детей дошкольного возраста) направлен на формирование коммуникативных, графомоторных навыков.
Одним из традиционных и достаточно результативных способов исправления речевых недостатков у детей с дизартрией является логопедический массаж, который проводят на первичном (подготовительном) этапе работы с ребенком для нормализации тонуса мускулатуры артикуляционного аппарата [1].
Применяя определенный вид и технику можно активизировать, то есть повышать тонус мышц, а при необходимости расслаблять мышцы, используя другие приемы. У детей также часто наблюдается смешанный характер нарушения мышечного тонуса, который проявляется в том, что в одних группах мышц тонус понижен, в других - повышен. В связи с этим проводят дифференциальный логопедический массаж мышц.
Логопедический массаж предполагает воздействие на речевой аппарат от наиболее удаленных зон к близлежащим от языка. Вначале ведется работа с грудным и шейным отделами, затем с головой, далее с жевательными и мимическими мышцами, следом со скелетными мышцами языка и в последнюю очередь – с собственными мышцами языка [1]. Проработка мимических, жевательных, скелетных и собственных мышц языка проводится как снаружи, так и интраорально.
Как правило, логопедический массаж назначается циклами от 10 до 20 сеансов, которые проводятся каждый день или через день. В некоторых случаях возможны более продолжительные промежутки между сеансами, но это снижает эффективность всего цикла. Продолжительность одного сеанса зависит от возраста ребенка и его индивидуальных особенностей. Первые процедуры обычно длятся не более 2-3 минут, а в конце цикла уже 20-25 минут [4].
При выполнении логопедического массажа необходимо учитывать и ряд противопоказаний: острые инфекционные заболевания, любые высыпания на коже и в полости рта, заболевания кожи, конъюнктивит. С большой осторожностью нужно проводить массаж у детей с судорогами.
Массаж должен проводиться в хорошо проветриваемом, теплом помещении. Во время процедуры ребенок не должен испытывать неприятных, болезненных ощущений. Для создания благоприятной доверительной атмосферы логопед озвучивает свои действия, ласково разговаривает с ребенком, поет песенки, рассказывает сказки (особенно для маленьких пациентов) [4].
Руки логопеда должны быть чистыми, с коротко остриженными ногтями, теплыми, без воспалений и наростов. На руках во время массажа не должно быть никаких украшений (колец, браслетов), а также не должно быть длинных серег и длинных свисающих украшений на шее логопеда [2].
Таким образом, можно сделать вывод, что логопедический массаж оказывает общее положительное воздействие на организм в целом, вызывая положительные изменения в нервной и мышечной системах, играющих основную роль в речедвигательном процессе.
Список литературы
Жанукуева М. Х., Прядко Н. А. Логопедический массаж как один из методов коррекционного воздействия по преодолению дизартрии у детей дошкольного возраста с ДЦП //Инклюзивные процессы в международном образовательном пространстве. – 2020. – с. 52-56.
Инкижекова О. А. Логопедический массаж как средство коррекции артикуляционной моторики у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией //Инновационный потенциал развития науки в современном мире: технологии, инновации, достижения. – 2023. – с. 295-300.
Климкина Е. А., Кристостурова В. В. Логопедический массаж в дифференцированной работе по коррекции звукопроизношения у младших школьников со стертой дизартрией //Молодой исследователь дона. – 2022. – №. 3 (36). – с. 106-110.
Климкина Е. А., Кристостурова В. В. Логопедический массаж в дифференцированной работе по коррекции звукопроизношения у младших школьников со стертой дизартрией // Молодой исследователь дона. 2022. №3 (36).