Итоговый мастер - класс по программе
«Путешествие в мир природы»
№ п/п | Этапы проведения мастер-класса | Содержание |
1 | Вступительная часть 12 мин. | Педагог даёт необходимые целевые установки учащимся, раскрывает содержание занятия в целом и его отдельных составных частей. Проводит беседу «Байкальская нерпа» |
2 | Основная часть 35мин. | Педагог демонстрирует учащимся способ раскрашивания игрушки. |
3 | Комментирующая часть 5 мин. | Педагог поясняет те элементы работы, которые, с его точки зрения, наиболее важны и носят оригинальный характер |
4 | Обсуждение занятия (рефлексия) 5мин. | Участвуют участники мастер-класса |
5 | Итог занятия 3мин. | Подводится руководителем мастер-класса |
Оформление плана проведения мастер-класса.
Тема мастер-класса.
Чердачная игрушка «Байкальская нерпа»
Цель мастер-класса: Создать образ Байкальской нерпы на чердачной игрушке.
Задачи мастер-класса:
1. Обучающие
Расширить знания учащихся о природе. Обучить элементарным навыкам раскрашивания чердачной игрушки.
2. Воспитывающие
Воспитать бережное отношение к окружающему миру.
3. Развивающие
Развить мелкую моторику рук, внимание, аккуратность, творческие способности.
Методы проведения мастер-класса.
Объяснительно-иллюстративный, репродуктивный.
Целевая аудитория мастер-класса:
Учащиеся детского объединения «Экомир»
Организационные параметры мастер-класса:
Длительность мастер-класса по времени: 60 мин.
Количество участников:12 человек
Материальное обеспечение мастер-класса
материалы для работы:
Чердачная игрушка
Акриловые краски
Простой карандаш
Кисти
Трафарет контура оз. Байкал
Методическое сопровождение: презентация.
Тип учебного занятия
Интегрированный мастер – класс
(интеграция экологии и прикладного творчества)
Прогнозируемый результат мастер – класса:
Расширение знаний у учащихся о Байкальской нерпе
Получение учащимися практических навыков по раскрашиванию чердачной игрушки в образе нерпы
Ход мастер-класса:
Вступительная часть:
Организационный момент: (2мин.)
Теоретическая часть (10 мин.)
Знакомство учащихся с предстоящей работой.
Вступительное слово педагога по теме мастер - класса.
25 мая отмечается региональный детский и молодежный экологический праздник — день нерпенка. Впервые он был проведен в 2003 году в Иркутске.
Праздник очень быстро стал популярен во многих регионах России, в том числе в Иркутской области, Республике Бурятия и других регионах Сибири, и включен в календарь экологических дат. Мы собрали 10 уникальных фактов об этом редком млекопитающем.
Байкальская нерпа — один из трех видов пресноводного тюленя, не встречающегося нигде кроме этого озера. Главное лежбище нерпы расположено на Ушканьих островах, где можно найти много корма и практически нет людей, представляющих основную угрозу для этих животных.
Чем же интересна и уникальна байкальская нерпа?
1. Нерпа — единственное млекопитающее озера Байкал. По морфологическим и биологическим признакам байкальская нерпа близка к кольчатой нерпе, обитающей в морях Крайнего Севера и Дальнего Востока. Есть также некоторые признаки сходства нерпы и с каспийским тюленем.
2. Неизвестно, как нерпа оказалась в Байкале. Часть исследователей считает, что она проникла в него в ледниковую эпоху из Ледовитого океана через систему рек Енисей — Ангара одновременно с байкальским омулем. Другие полагают, что все семейство настоящих тюленей (каспийская, байкальская и кольчатая нерпы) изначально появилось в крупных пресноводных водоемах Евразии и лишь затем расселилось в Каспийское море, Ледовитый океан и Байкал. Однако загадка эта пока так и не разгадана.
3. Байкальская нерпа может разгоняться под водой до скорости 25 километров в час. Она является непревзойденным пловцом и может легко уходить от опасности на такой скорости.
4. Нерпа ныряет на глубину до 200 метров и остается под водой 20-25 минут.
5. Нерпа может приостанавливать беременность. В некоторых случаях эмбрион прекращает развиваться, но не погибает и не разрушается, а просто впадает в анабиоз, который длится до следующего брачного периода. И тогда нерпа рождает сразу двух детенышей.
6. Беременность нерп длится 11 месяцев. Щенятся самки в марте-апреле. Мех нерпят белого цвета, поэтому их называют бельками. Эта окраска позволяет в первые недели жизни оставаться почти незаметными на снегу. С переходом на самостоятельное питание рыбой детеныши линяют, мех постепенно приобретает серебристо-серый цвет у двух - трехмесячных, а у более старших и взрослых особей он становится буро-коричневым.
7. Жирность молока байкальской нерпы составляет 60%. Питательные свойства молока помогают нерпенкам быстро набирать вес.
8. Нерпы строят свои зимние дома из-подо льда. Они подплывают к подходящему месту, проделывают отверстия — продухи, скребя лед когтями передних конечностей. В итоге их дом с поверхности укрыт защитной снежной шапкой.
9. Байкальская нерпа очень осторожное, но любознательное и умное животное. Если она видит, что на лежбище мало места, то начинает размеренно шлепать ластами по воде, имитируя плеск весел, чтобы вспугнуть сородичей и устроиться на освободившемся месте.
10. Нерпы живут 55-56 лет. Взрослые звери достигают 1,6-1,7 метра длины и 150 килограммов веса. Половая зрелость наступает на четвертом-шестом году жизни. Самки способны плодоносить до 40-45 лет.
11. Байкальская нерпа толще и сильнее сородичей.
12. Нерпа умеет задерживать дыхание и спать под водой
13. Нерпа боится чумы
14. ГЛАЗА У БАЙКАЛЬСКОЙ НЕРПЫ БОЛЬШЕ, ЧЕМ У СОРОДИЧЕЙ: ЧТОБЫ ЛУЧШЕ ВИДЕТЬ ПИЩУ НА ГЛУБИНЕ
Основная часть:
Подготовка к работе. Инструктаж по технике безопасности.
Поэтапное объяснение выполнения раскрашивания чердачной игрушки.
Текущий инструктаж в процессе практической работы.
Помощь учащимся.
Практическая часть (35 мин.)
Для работы нам потребуется:
Чердачная игрушка
Акриловые краски
Простой карандаш
Кисти
Трафарет контура оз. Байкал.
(Знакомство детей с правилами техники безопасности)
Показ порядка действий педагогом, выполнение раскрашивания изделия учащимися.
Поэтапное выполнение раскрашивания чердачной игрушки учащимися согласно схеме.
Оказание необходимой помощи в процессе работы.
Комментирующая часть:
Пояснение наиболее важных элементов работы, на что стоит обратить внимание (5мин)
Рефлексия: Обобщение и конкретизация результатов работы, обсуждение участниками мастер-класса (5мин)
Итог:
Демонстрация готовых работ учащихся (3мин)
Список использованной литературы и информационных ресурсов
1. Кузеванова, Е.Н. Байкаловедение: Живой мир Байкала. Человек и Байкал. Учебник для ОУЗ. 6-7кл.-Ирк., 2008. – 224с.
2.https://ria.ru/20170525/1494971227.html
3.https://www.youtube.com/watch?v=mSfPqHlsTl8
4.https://mirpozitiva.ru/articles/2235-kofejnye-igrushki-svoimi-rukami.html