Мастер-класс
«Формирующее и констатирующее оценивание.
Конструирование заданий»
1. Показ работы ученика.
- Оцените работу. Озвучьте оценки.
- Почему у вас получились разные оценки?
ВЫВОД: необходимо проводить оценивание по выработанным совместно с учащимися критериям.
2. Немного теории.
Слайд 2. Этапы критериального оценивания:
Первый шаг в оценивании метапредметных или предметных результатов предполагает выбор из перечня образовательных результатов конкретного учебного действия.
Второй шаг предполагает выделение эмпирически наблюдаемых признаков. Для этого выбранные учебные действия (универсальное или предметное) необходимо операционализировать, т.е. «разложить» каждое учебное действие на его составляющие, представив в виде доступных наблюдению и измерению критериев оценивания.
Напомню, что операционализированный состав учебного действия представлен в виде совокупности конкретных умений учащихся (критериев оценивания), отражающих «исполнение», а не «состояние». В основе формулирования операционализированных умений лежит таксономия Б. Блума.
Каждая формулировка цели-результата (и предметного, и метапредметного характера) должна содержать действие, объект и, где это возможно, условие.
И только третий шаг в механизме оценивания предусматривает конструирование учебного задания, направленного на оценку именно выделенного предметного или метапредметного результата, которое определено как содержание оценивания.
Слайд 3. В рамках системы критериального оценивания принципиально важно разделять два его вида: формирующее и констатирующее.
- Как вы понимаете эти понятия? Какие-то тонкости, детали, характеристики…? (выслушать)
Слайд 4.
Цель моего мастер-класса: помочь уточнить ваше представление о формирующем и констатирующем оценивании, возможно, для кого-то - пополнить понимание данного вопроса; а в практической части - попробовать составить или подобрать задания для таких видов оценивания, исходя из тех сравнительных характеристик, с которыми я сейчас вас ознакомлю.
Слайды 5-10. (прокомментировать)
Слайд 11. Формирующее оценивание предназначено для определения текущего уровня усвоения знаний и навыков в процессе повседневной работы в классе, осуществления оперативной взаимосвязи между учителем и учениками в процессе обучения. Оно позволяет школьникам понимать, насколько правильно они выполняют учебные задания в период изучения нового материала.
Формирующие отметки не влияют на итоговые.
Цель – снять у учащихся страх перед ошибками, которые неизбежны при первоначальном освоении материала. Формирующее оценивание позволяет учителю и ученику скорректировать свою работу и устранить возможные пробелы и недочеты ДО проведения констатирующей работы.
Количество формирующих оценок не регламентируется.
Предназначение констатирующего оценивания – определение уровня сформированности ключевых компетенций при завершении изучения блока учебной информации. Содержание контрольных заданий подбирается таким образом, чтобы охватить все принципиально значимые блоки ключевых компетенций, отработанные в процессе изучения материала.
Констатирующее оценивание проводится по результатам выполнения констатирующих работ различных видов (тесты, проекты, контрольные и т. д.). Отметки, выставленные за констатирующие работы, являются основой для определения итоговых отметок по предметам за отчетные периоды (четверть, полугодие).
Констатирующая отметка выставляется по критериям, которые должны быть доступны для ознакомления всем заинтересованным лицам (учащимся, родителям).
Роберт Стейк (профессор, сотрудник американского Центра исследований в образовании) привел такую аналогию с двумя этапами оценивания супа: когда повар дегустирует суп – это формирующая оценка; когда обедающий (или эксперт) ест суп – это итоговая оценка. Другими словами, формирующая оценка отражает внутренний контроль качества, тогда как итоговая оценка представляет, насколько хорошо функционирует конечный продукт в реальном мире.
Слайд 12. Для примера конструирования формирующего оценивания…
Слайд 13. Это пример констатирующего оценивания, когда через выполнение предметного задания можем оценить метапредметное действие.
3. Практическая часть.
(Выдать листы с таблицами сравнительными, в помощь)
Слайд 14. А) Задание для групп:
Математика
Раздел «Текстовые задачи»
Выпускник научится:
Решать учебные задачи и задачи, связанные с повседневной жизнью, арифметическим способом.
Задание
группа: Составьте задания для формирующего оценивания. Результаты занесите в таблицу.
группа: Составьте задания для констатирующего оценивания. Результаты занесите в таблицу.
Б) Обсуждение
Или другой вариант:
Поменяться, решить, вернуть, оценить.
4. Рефлексия
Слайд 15. Оцените мой мастер-класс по данным критериям:
Узнала что-то новое для себя – 1 б./ 0 б.
Поняла разницу между формирующим и констатирующим оцениванием
хорошо – 2 б.
не очень хорошо – 1 б.
совсем не поняла – 0 б.
Получила опыт конструирования заданий для формирующего/констатирующего оценивания – 1 б./ 0 б.
Буду применять в своей практике полученные сведения – 1 б./ 0 б.
Сложите баллы, покажите на пальцах полученный результат.
Спасибо за работу!