СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мастер-класс "Обучение через удивление"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Один из способов вызвать эмоциональное отношение к предмету – удивить.

Удивление – признак небезразличного отношения к информации.

Вы знаете, кто изображен на портрете? Ответ: Аристотель – великий древнегреческий философ.

Просмотр содержимого документа
«Мастер-класс "Обучение через удивление"»


Мастер – класс «Обучение через удивление»


«Познание начинается с удивления»

Аристотель


Цель мастер класса: повышение профессионального мастерства педагогов-участников мастер - класса в процессе активного педагогического общения по освоению опыта работы.

Задачи мастер класса:

- конструирование перед участниками мастер - класса модели образовательного процесса с применением технологии педагогики удивления;

- обучение участников мастер - класса конкретным навыкам, составляющим основу транслируемого педагогического опыта, и способам достижения намеченных результатов;
-популяризация инновационных идей, находок;
- оказание помощи участникам мастер класса в определение задач их профессионального самосовершенствования.

Оборудование: интерактивная доска, ноутбук, бумага, карандаши.


Ход мастер-класса:

I. Организационный момент

(Выход учителя в костюме волшебника с воздушными шарами под весёлую музыку)

- Здравствуйте, уважаемые коллеги и члены жюри. Я очень рада, что мне выпала возможность, именно с вами поделиться опытом своей работы и своими наработками. Хотела вам задать такой вопрос: «Какие эмоции вы испытали, когда свое выступление я начала в необычном для себя образе?» (интерес, удивление)

- Я очень рада, что смогла вызвать у вас интерес и любопытство. Как вы думаете, о чем мы с вами сегодня будем говорить? (ответы участников)

- Как вы уже успели заметить, я пришла с воздушными шарами. Они помогут вам в определении темы моего мастер-класса. (шары лопаются, и высыпаются листики с буквами. Из букв составляют слова и называют тему мастер-класса).

II. Работа с аудиторией

-Назовите тему мастер-класса. «Обучение через удивление»

Так что же такое удивление?

Удивление - это такая эмоция, которая возникает при неожиданной ситуации, т.е. состояние, вызванное сильным впечатлением от чего-либо необычного, неожиданного, непонятного

А теперь давайте ответим на такой вопрос: Хороший урок – это какой урок?

(Ответы: продуктивный интересный, познавательный…)

Хороший урок – это _______ урок.

Большинство ребят, которым я задаю этот вопрос, отвечают, что хороший урок – это ИНТЕРЕСНЫЙ урок.

А что является признаком интереса?

Общим признаком интереса выступает эмоциональное отношение к предмету (Г.Г.Ханцева)

Один из способов вызвать эмоциональное отношение к предмету – удивить.

Удивление – признак небезразличного отношения к информации.

Вы знаете, кто изображен на портрете? Ответ: Аристотель – великий древнегреческий философ.

Какое у него знаменитое изречение? «Познание начинается с удивления»


«Педагогика удивления является инновационным инструментом для достижения целей ФГОС»

Почему так бывает: учитель готов к уроку, полон интересных замыслов, предвкушает, как он вместе с ребятами будет их осуществлять, но...

Урок начался, урок кончился, а класс остался равнодушным, вяло реагировал на все то, что с энтузиазмом предлагал учитель.

Или другая ситуация: ребята вроде бы заинтересованы, хорошо отвечают, а результаты контрольной работы ужасны — прочных знаний нет и в помине.

Или такая хорошо знакомая всем учителям картина: на уроке обсуждается интереснейшая тема, но какая-то группа учеников в работе не участвует, они мешают всем остальным. Учитель, конечно, отвлекается на них, темп урока падает, материал комкается.

Еще один пример: учитель видел, как его коллега с помощью игрового упражнения за несколько минут преобразил детей в классе. Смолкли разговоры, шеи вытянулись — все внимание на учителя, чтобы не пропустить чего-то интересного у доски. Упражнение было нехитрое, то, что при этом говорил коллега, учитель запомнил, и на ближайшем уроке в другом классе, решив повторить прием, он предлагает то же задание, говорит те же слова, но никакого впечатления на детей его старания не производят. Почему?

Причин подобных ситуаций может быть много: одни не зависят от учителя, другие зависят только от него. В каком бы состоянии ни был класс к началу урока, учителю всегда нужно установить с ним контакт, дать возможность расслабиться или, наоборот, сосредоточиться, в мгновение ока оценить ситуацию в классе и скорректировать как план урока, так и свое поведение, а оно должно быть выразительным, понятным для учеников, располагающим к сотрудничеству. Другими словами, учителю следует, исходя из конкретных, незапланированных условий, срежиссировать урок.

-Скажите, как всех детей настроить на работу? Какие приёмы и методы вы используете?

Сделайте дисциплину управляемой

Должна ли быть на уроке полная тишина или можно позволить детям разговаривать и бегать в классе? Привычный сценарий – ученики молчат и слушают учителя. Результатом должно стать освоение пройденного на уроке материала. Все ли дети поняли и запомнили? Но нередко ребёнок стесняется сказать, что ему что-то непонятно. А бывает и так, что слишком строгая атмосфера заставляет молчать весь класс. И какой смысл в тишине, если ученики на уроке ничего не усвоили и не запомнили?

Как же сделать дисциплину управляемой? Вот пара рекомендаций.

Заключите письменное соглашение (Работа с аудиторией)

Договоритесь о том, что комфортно работать должно быть и учителю, и ученикам. Составьте вместе с детьми список правил. Пропишите систему поощрений и ответственность за нарушения. Лучше сделать это в лёгкой игровой форме. Например, ученикам можно каждый день выдавать карточки с солнышком за проявление доброты, взаимопомощь, вежливость, и карточки с тучкой за нарушение правил. А в конце месяца подведите итоги и похвалите тех, у кого больше всего солнышек. 

Правила формулируйте в положительном ключе, без приставки «не». Например: «В помещении класса мы поддерживаем порядок» вместо «Не мусорите».

Распечатайте правила и распишитесь под ними всем классом. Маленькие дети ещё не умеют ставить подписи, поэтому могут оставить свои имена. Так у них будет формироваться чувство ответственности за свои слова и поступки.

Важно: учитель тоже должен соблюдать правила! Дети подражают поведению взрослых, а в школе для них ролевая модель – их педагог. Если он будет нарушать правила, ученики решат, что им можно делать так же. Поэтому, хотите научить детей соблюдать дисциплину – будьте для них примером.


Кто-о меня-я слы-ы-ышит…
___В классе стоит шум. Рабочий или нерабочий – в данном случае не столь важно, а важно то, что учителю сейчас нужно включиться со своей инициативой. Не стараясь перекричать шум, а, наоборот, очень тихо, себе под нос учитель бубнит: “Кто-о меня-я слы-ы-ышит… поднимите правую руку“. Некоторые ученики наверняка насторожатся.
___Учитель продолжает: “Кто-о меня-я слы-ы-ышит… поднимите обе руки“. В воздух поднимается несколько пар рук.
___“Кто-о меня-я слы-ы-ышит… – все так же тихо, слегка растягивая ударные гласные, бубнит он, — хлопните в ладоши два раза“. Раздаются хлопки, которые настораживают даже тех, кого и громким голосом не сразу дозовешься.
___“Кто-о меня-я слы-ы-ышит… встаньте“. Встают уже все. В аудитории идеальная тишина: муха пролетит — слышно будет.
___“Кто-о меня-я слы-ы-ышит… сядьте. Внимание ко мне!» Все садятся. Чуть повысив голос (но, не напрягая его), учитель продолжает урок.

Введите правило «Светофора»

С детства всем нам объясняют, что нужно следовать сигналам светофора и чем может обернуться их игнорирование.

А ещё светофор поможет установить в классе дисциплину. У учителя есть три карточки: красная, жёлтая и зелёная. Во время урока он поднимает одну из карточек  – это означает, что ученикам нужно быть внимательными, сейчас поменяется формат работы. Перед использованием карточек расскажите детям правила: «Красный» – сигнал запрета, если ребёнок на дороге – нужно стоять, а если на уроке – слушать учителя. «Жёлтый» – приготовьтесь, общаемся по очереди, но не перебиваем друг друга (учителя это тоже касается). «Зелёный» – можно идти, то есть, начинается командная работа или свободное общение.

Так к чему же мы пришли, уважаемые коллеги? Педагогика удивления – это особое направление педагогики, описывающая систему методов и приемов обучения и воспитания, основанных на когнитивной эмоции удивления и опирающееся на принципы природосообразности, активности, проблемности, свободы творчества (Степичев П.А.) (Слайд 14).


- Чем может удивить учитель?

Для себя я определила следующие источники удивления: удивление фактом, удивление методом, удивление собственными силами. Рассмотрим более подробно каждый из них на примерах.

Удивление фактом

Любой школьный предмет - это совокупность интересных фактов. (Шкатулка)

А вы знаете, что:

  1. Единственное слово русского языка, которое не имеет корня, - вынуть.

  2. Миг - это количество времени равное одной сотой секунды.

  3. У осьминогов три сердца.

  4. Пластик в земле разлагается за 450 лет, а стекло – за 4000 лет.

  5. Когда человек чихает, скорость выдыхаемого им воздуха составляет 160 км/ч

Такие удивительные факты есть в арсенале каждого педагога. Предлагаю поиграть в игру «Вопрос - ответ». Я вопрос, а вы – отвечаете. За правильный ответ вы получаете жетон:

  1. Какое животное сажает больше деревьев, чем среднестатистический человек в течение жизни (белка)

  2. Кто из вас знает самые длинные имена существительные? (одиннадцатиклассница и делопроизводительница)

  3. Какое число нельзя записать римскими цифрами (ноль)

(За каждый правильный ответ вручаю красный жетон круглой формы и говорю: «Если в течение какого-то времени смотреть на красный цвет, учащается сердцебиение». Круги (от греческого означает "превратить")

В бумаге столько же калорий, сколько и в картошке. В бумаге содержится целлюлоза, а это углевод, так же в бумаге содержится глюкоза.)

Эти факты мотивируют учеников к дальнейшему самостоятельному поиску информации. Таким образом, именно ученик, а не учитель становится источником вопросов.

Удивление методом

То, как учитель представляет сложный для понимания школьников учебный материал, может вызвать удивление и восторг. В этом мне помогают приемы мнемотехники.

Мнемотехника - искусство запоминания, система различных приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путем образования дополнительных ассоциаций.

При работе со словарными словами ученики сталкиваются с проблемой запоминания орфограммы. Использую приемы мнемотехники.

К приемам мнемотехники относятся веселые рифмовки, помогающие запомнить правильное ударение:

Долго ели тОрты –
Не налезли шОрты!
Как у нашей Марфы
Есть в полоску шАрфы!

Как правильно написать: чулков или чулок? Носок или носков? Все просто: (показываю) носки короткие, а окончание длинное (носков), чулки – длинные, а окончание короткое (чулок).

И таблицу умножения можно учить с увлечением. Например, так: используя пальцы рук легко запомнить случаи умножения на 9.

А повторить таблицу умножения можно с помощью… самолетиков! (запускаю самолеты с таблицей умножения)


Согласитесь, Одна из сложных тем математики – умножение многозначных чисел.


Чтобы избежать этих трудностей, уместно рассказать быстрый способ умножения двузначного числа на 11.

Рассмотрим пример:

Умножим 36•11.

Между цифрами 3 и 6 запишем сумму этих же чисел, получаем 9, то есть 36•11=396

Рассмотрим другой пример

67•11

Между цифрами 6 и 7 запишем сумму этих же чисел, получаем 13, то есть между цифрами 6 и 7 мы записываем количество единиц, а десятки прибавляем к первой цифре., получаем 737. То есть

67•11=737

Предлагаю участникам фокус группы и членам жюри закрепить полученные знания. Решите примеры на карточке №2, используя быстрый способ умножения на 11.

Примеры:

Предлагаю сверить Ваши ответы.

23*11=253(проверка примеров щелчок 2 раза)

45*11=495(проверка примеров щелчок 2 раза)

87*11=957(проверка примеров щелчок 2 раза)

Удивительно легко?!!!!!


Математические стишки по мнемотехнике облегчают запоминание правил.

Перед скобкой вижу «плюс»,

Ошибиться не боюсь.

Знаки все я оставляю,

Значит правила я знаю.

«Минус» повстречается,

Будьте осторожны!

Скобки раскрываются,

Знаки заменяются!

На противоположные!

Заучив такой стишок, дети младших классов без труда запомнят правила раскрытия скобок, навсегда.


Удивление собственными силами

Один из приемов данного источника я продемонстрировала в начале своего выступления. Моя специализация – учитель начальных классов представляет широкое поле для творчества. Я могу быть и капитаном, и вести по океану знаний, сыщиком, расследуя дело о безударных гласных или равенства и неравенствах, или даже муравьишкой, который помогает ученикам исследовать тайны леса.

Попробуем и мы!

Фокус-группа: соотнесите наряд с типом урока.

Медицинский халат, одежда ученого, кепка и лупа.

К данному источнику удивления я отношу и неожиданные предметы, которые могут появиться на уроке.

Например, зонт с заданиями.

Рефлексия

«Очень умный кубик». Уделите этой игре последние 5-7 минут урока. Кубик всегда задаёт вопросы и предлагает подумать. На гранях кубика написаны слова: «Объясни», «Назови», «Почему?», «Предложи», «Придумай», «Поделись». Ученик бросает кубик и ему нужно сформулировать ответ по пройденному на уроке материалу в зависимости от того, какая грань выпала. Например: «Назови согласные буквы».

Сейчас мы используем данный кубик для рефлЕксии.



Простой лист бумаги (беру кисть и краски)

Важно помнить, что принять педагогику удивления и применить ее может тот учитель, который сам способен удивляться окружающему миру и своим ученикам.

Закрашиваю лист бумаги, на листе проявляется «Спасибо за внимание!»




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!