СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мастер-класс по теме «Применение технологии «Развитие критического мышления» в образовательном процессе».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обобщение опыта по теме "Развитие критического мышления".

Просмотр содержимого документа
«Мастер-класс по теме «Применение технологии «Развитие критического мышления» в образовательном процессе».»

Применение технологии «Развитие критического мышления»

в образовательном процессе.

Цели занятия:

  • Продемонстрировать некоторые методические приемы личностно-ориентированной технологии “Развитие критического мышления”.

  • Способствовать осознанию необходимости выработки каждым учителем своих положительных ценностных ориентиров, позитивных внутренних установок на профессию учителя и стремлению строить свою жизнь в соответствии с этими ценностями и установками.

Задачи:

  • Актуализировать и обобщить имеющиеся у участников знания по данному вопросу, стимулировать их интеллектуальный и творческий потенциал.

  • Вызвать устойчивый интерес к рассматриваемой теме, побудить участников к активной работе на занятии.

  • Способствовать формированию у каждого из участников собственных позитивных внутренних установок на профессию учителя.

  • Продолжить формирование умений общаться и работать в группах.

Материалы и оборудование, подготовка к занятию: Столы и стулья расставлены для работы в малых группах по 3-4 человека. На каждом столе разложены: “Правила составления синквейна”. Оборудование: ноутбук, мультимедийный проектор, экран, слайд-фильм занятия, созданный на основе программы Power Point.

Ход мастер-класса

Организационный момент.

- Добрый день, уважаемые коллеги! Я рада приветствовать всех, кто собрался сегодня в этом зале. Выступление хочу начать со слов Джона Дьюи:

«Если мы будем учить сегодня так, как мы учили вчера, мы украдем у детей завтра».

Ни для кого не секрет, что сегодняшние выпускники, окончившие школу хорошо и отлично, не всегда бывают успешными в жизни. Чтобы помочь адаптироваться детям в жизни, помочь им стать успешными, учителю сегодня необходимо не просто давать детям готовые знания, а учить их самих находить эти знания, применять их на практике. А для этого, конечно же, необходимо осваивать новые технологии.

Одной из технологий способной решить задачи, поставленные в новых стандартах, является технология развития критического мышления, которая позволяет создать на уроке атмосферу партнерства, совместного поиска и творческого решения проблем.

Цель ТРКМ – развитие интеллектуальных умений учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни.

Ее применение позволяет оживить урок, сделать его увлекательным и эмоциональным. Технология предлагает систему конкретных методических приемов, которые успешно используются на уроках с целью решения актуальных образовательных и воспитательных задач. Меняется характер таких уроков. На них преобладает атмосфера взаимодоверия, взаимопомощи и сотрудничества. В такой обстановке ребенок спокоен и уверен в себе, а значит чувствует себя комфортно.

Технология помогает ученику овладеть способами работы с информацией, умением задавать вопросы, ставить и решать проблемы, работать в группе.

В основу технологии положен базовый дидактический смысл, состоящий из трех стадий. Каждая из них имеет свои цели и задачи, а также набор характерных приемов, направленных сначала на активизацию исследовательской, творческой деятельности, а потом на осмысление и обобщение приобретенных знаний.

Первая стадия (фаза) – ВЫЗОВ, когда ставится задача не только активизировать, заинтересовать учащегося, мотивировать его на дальнейшую работу, но и «вызвать» уже имеющиеся знания либо создать ассоциации по изучаемому вопросу.

Приемы стадии ВЫЗОВА:

  • «Кластер». Информация, касающаяся какого – либо понятия, явления, события, описанного в тексте, систематизируется в виде кластеров (гроздьев). В центре находится ключевое понятие. Последующие ассоциации обучающиеся логически связывают с ключевым понятием. В результате получается подобие опорного конспекта по изучаемой теме.

  • «Загадка». Тема урока зашифрована в виде загадки или загадки-описания.

  • «Отсроченная догадка». Дети высказывают предположения по заявленной теме урока. Но все же вопрос остаётся открытым почти до конца урока. В конце урока на него дети должны самостоятельно дать ответ.

  • «Таблица «толстых» и «тонких» вопросов». В левой части – простые («тонкие») вопросы, в правой – вопросы, требующие более сложного, развернутого ответа.

  • «Театрализация». Заранее подготовленные учащиеся показывают инсценировку, связанную напрямую с темой урока.

  • «Да – нет». «Верно-неверно» Учитель зачитывает утверждения, связанные с темой урока, учащиеся записывают ответы в виде: «да» или «нет». Например:

Урок «Окружающий мир» 3класс, программа «Школа 2100». Тема «Почва – важнейшая часть экосистемы».

Предлагаем детям поиграть в игру «Верите ли вы, что…». У каждого на парте таблица, как  на доске. Учитель читает вопросы, а дети ставят в первой строке плюс, если согласны с утверждением, и минус, если не согласны. Вторая строка пока останется пустой.

Вопросы:

  • … ветер может разрушить горы?

  • … опавшие осенью листья вредят почве?

  • … 1см почвы образуется за 300 лет?

  • … норы животных, живущих в почве, разрушают её?

  • … растения участвуют в образовании почвы?

  • … почва и камень родственники?

  • … почва – наша кормилица?

  • В течение урока дети обращаются к таблице и видят, насколько были правы.

  • «Проблемный вопрос». Урок начинается с вопроса, записанного на доске. Ответ на него учащиеся получают в ходе урока.

  • «Лови ошибку». Учитель заранее подготавливает текст, содержащий ошибочную информацию, и предлагает учащимся выявить допущенные ошибки. Важно, чтобы задание содержало в себе ошибки 2 уровней: явные, которые достаточно легко выявляются учащимися, исходя из их личного опыта и знаний; скрытые, которые можно установить, только изучив новый материал. Учащиеся анализируют предложенный текст, пытаются выявить ошибки, аргументируют свои выводы. Затем изучают новый материал, после чего возвращаются к тексту и исправляют те ошибки, которые не удалось выявить в начале урока.

  • Вторая стадия (фаза) ОСМЫСЛЕНИЕ.

  • На этой стадии идет непосредственная работа с информацией, причем приемы и методы ТРКМ позволяют сохранить активность ученика, сделать работу осмысленной.

  • Приемы стадии ОСМЫСЛЕНИЕ:

  • «Инсерт» или «Чтение с пометами». При изучении информации, связанной с новыми идеями учитель просит каждого из участников (пару и группу) сделать индивидуальную таблицу пометок (маркировочную).

  • Маркировочная таблица

  • " V " " + " " - " " ? " " ! "

  • Для её заполнения вначале учитель попросит учащихся во время чтения делать на полях пометки, а после прочтения текста, заполнить таблицу, где значки станут заголовками граф таблицы. В таблицу кратко заносятся сведения из текста. Важным этапом работы здесь становится обсуждение записей, внесенных в таблицу, или маркировки текста.

  • «Круги по воде». Опорное слово - это изучаемое понятие, явление. Оно записывается в столбик и на каждую букву подбираются существительные (глаголы, прилагательные, устойчивые словосочетания) к изучаемой теме. По сути это небольшое исследование, которое может начаться в классе и иметь продолжение дома.

  • «Чтение с остановками». Очень эффективен при работе над чтением текста проблемного содержанияю. Он помогает прорабатывать материал детально. Кроме того, учащиеся имеют возможность пофантазировать, оценить факт или событие критически, высказать свое мнение. Здесь происходит обучение как критическому мышлению, так сказать рефлексивному, на стадии осмысления материала, так и творческому, на стадии прогнозирования событий. 

  • Третья стадия (фаза) РЕФЛЕКСИЯ – обсуждение изученного таким образом, чтобы ученик смог оценить и продемонстрировать, как изменилось его знание от стадии вызова к стадии рефлексии.

  • Приемы стадии РЕФЛЕКСИЯ:

  • «Психорисунок». Приемы психорисунка дают возможность выразить понимание абстрактных понятий, внутренний мир через зрительные образы. Можно дать задание нарисовать совесть, месть, добро, зло и затем объяснить свои рисунки.

  • «Эссе» Очень эффективная художественная форма письменной рефлексии - эссе. Это свободное письмо на заданную тему. Эссе - это произведение небольшого объема, раскрывающее конкретную тему и имеющее подчеркнуто субъективную трактовку, свободную композицию, ориентацию на разговорную речь, склонность к парадоксам.

  • Приём РАФТ: Учитель предлагает учащимся написать «Письмо к учителю» (маме, инопланетянину, сказочному герою и т п).

  • Р – роль (любой человек нашей планеты)

  • А – аудитория (кому вы будете писать)

  • Ф – форма – рассказ, сказка, стихотворение и т.д.

  • Т – тема (изученная на данном уроке)

  • «Cинквейн» в переводе с французского - стихотворение из 5 строк.

  • Правила написания синквейна:

  1. В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным).

  2. Вторая строчка - это описание темы в двух словах (двумя прилагательными).

  3. Третья строка - это описание действия в рамках этой темы тремя словами.

  4. Четвертая строка - предложение из четырех слов, раскрывающее суть темы или отношение к ней.

  5. Последняя строка - это синоним из одного слова, который повторяет суть темы.

  • Каждому участнику учитель предлагает за 5-7 минут написать свой синквейн. После того, как выполнено это индивидуальное задание, все участники группы из нескольких синквейнов составляют один, с содержанием которого согласны все, и представляют его для обсуждения.

  • Примеры синквейнов.
    1. Предложение. 2. Животные.
    Короткое, длинное. Дикие, домашние.
    Придумывать, читать, писать. Помогают, охраняют, кормят.
    Без предложений жить нельзя. Делают нашу жизнь интереснее.
    Мысль. Интересно!

  • Что даёт технология развития критического мышления ученику?

  • повышение интереса как к изучаемому материалу, так и к самому процессу обучения;

  • умение критически мыслить;

  • умение ответственно относиться к собственному образованию;

  • умение работать в сотрудничестве с другими;

  • повышение качества образования учеников;

  • желание и умение стать человеком, который учится в течение всей жизни.


  • Итог работы. И в заключение мне хочется напомнить, что цель современного школьного образования – подготовить ребёнка к дальнейшей жизни, сформировать в нём те навыки и умения, которые помогут ему адаптироваться в современном обществе. А в этом нам призвана помочь ТРКМ. Актуальность самой технологии неоспорима. Развитие мыслительных навыков учащихся необходимо не только в учебе, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и т.п.).

  • Большое спасибо. Наше занятие закончено.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!