Применение активных методов обучения на уроках в начальных классах
Иванова Марина Владимировна
Скажи мне – и я забуду,
Покажи мне – и я запомню,
Дай мне сделать – и я научусь.
Мы запоминаем:
10% информации того, что читаем
20% того, что слышим,
30% того, что видим,
50% того, что видим и слышим,
70% того, что говорим,
90% того, что говорим и делаем.
Активные методы обучения – это способы активизации учебно-познавательной деятельности обучающихся. Которые побуждают их к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения материалом, когда активен не только учитель, но активны и обучающиеся.
Особенности активных методов обучения
- Групповая форма работы участников учебного процесса;
- Использование деятельностного подхода к обучению;
- Практическая направленность деятельности участников учебного процесса;
- Игровой и творческий характер обучения;
- Интерактивность учебного процесса;
- Использование знаний и опыта обучающихся;
- Рефлексия процесса обучения его участниками.
Использование активного приема
«Облако слов»
На уроках русского языка в начальной школе
Облако слов – это форма визуализации данных, набор ключевых слов и словосочетаний, написанных разными размерами шрифта и цвета.
Цели создания «облака слов»
- Визуализация результатов работы.
- Освещение основных моментов выполненной работы.
- Представление информации.
Универсальные учебные действия
личностные - умение самостоятельно делать свой выбор в мире мыслей, чувств и ценностей и отвечать за этот выбор;
регулятивные - умение организовать свою деятельность;
познавательные - умение логически мыслить;
коммуникативные - умение общаться, взаимодействовать с людьми.
Преимущества «облака слов»
Визуальность;
Простота использования;
Доступность.
Сервисы
WordArt
Актуализация знаний
Используя облако слов можно предложить поставить цель урока.
Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.
Приемом мнемотехники может служить всем знакома фраза, которая помогает запомнить цвета радуги:
Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан
«Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучится, но свяжите двадцать таких слов с картинками и он усвоит налету».
Вкусный, гласный, интересный, безопасный и небесный, и чудесный, и прекрасный, и ужасный, и напрасный.
Этих слов не забывайте, букву Т в них НЕ ВСТАВЛЯЙТЕ
А (аз) Б (буки) В (веди)– я буквы знаю;
Г (глагол) Д (добро) Е (есть) – письменность есть добро;
Р (рцы) С (слово) Т (твердо) – произноси слово твердо.
Прием фонетической ассоциации
- Кос тя пришел в кос тюме.
- Я вышел на улицу и увидел много лиц.
Прием графической ассоциации
- Метод графической ассоциации («рисунок»);
Графические ассоциации - рисунок
ЯГОДА
Графические ассоциации - кроссворд
Графические ассоциации – рисунок из слов
Результатами работы данного метода являются:
- Творческая активность детей;
- Раскрепощение личности каждого ребенка;
- Создание ситуации успеха;
- Обогащение словарного запаса;
- Развитие логического мышления;
- Улучшение памяти учащихся;
- Усиление мотивации обучения.
Активные методы обучения – это прежде всего успех. Помогите ученикам овладеть качествами успешного человека. Научите их планированию, самоанализу. Проводите уроки с использованием активных методов обучения. И самое главное, никогда не сравнивайте ребенка с чужим успехом. Каждый человек уникален, поэтому успех каждого тоже уникален.