СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мастер-класс "Применение форм и методов работы с одарёнными детьми"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Мастер-класс "Применение форм и методов работы с одарёнными детьми"»

Мастер-класс

«Применение форм и методов работы с одаренными детьми».

- Добрый день, коллеги! Я рада приветствовать всех собравшихся в этой аудитории. Думаю, что объединяющим началом нашей деятельности сегодня станет общее желание пообщаться друг с другом, открыть для себя новые горизонты профессионального уровня.

- Предлагаем вашему вниманию видеоролик. (Видеоролик «Расписание на послезавтра» https://www.youtube.com/watch?v=QL31OXq8gIE )

- Как думаете, какова тема нашего мастер-класса?

- А начать своё выступление, я хочу с притчи.

Один мудрец искал способного и талантливого ученика. Он решил собрать всех учеников. Собралось множество его последователей. Мудрец сказал им:                        

- У меня возникла проблема. Видите - в стене позади меня находится самая большая, тяжелая и массивная дверь в городе. Кто из вас сможет открыть ее без посторонней помощи?

Некоторые из учеников просто опустили голову: проблема казалась неразрешимой. Другие  обсудили возможность использования рычага и особенности материала и пришли к выводу, что решить эту задачу невозможно. Только один ученик подошел к двери и подверг ее тщательному исследованию. Он  проверил ее, используя свои глаза и руки. Ученик глубоко вздохнул, сосредоточился и мягко толкнул дверь. Дверь с легкостью и без малейшего сопротивления открылась. Мудрец нашел себе преемника.  



Тема нашего мастер-класса «Применение форм и методов работы с одаренными детьми».

Во всех документах федерального уровня последних лет поддержка "талантливого ребенка "провозглашается приоритетной государственной задачей.
Проблема одаренности в настоящее время становится всё более актуальной. Это, прежде всего, связано с потребностью общества в неординарной творческой личности. Неопределённость современной окружающей среды требует не только активности человека, но и его умения, способности нестандартного поведения.

Выявление, педагогическая поддержка и сопровождение одарённого и мотивированного ребёнка – одна из приоритетных задач современной школы. Ведущая роль в развитии таких обучающихся принадлежит учителю. Раннее выявление, обучение и воспитание одарённых и талантливых детей составляет одну их главных задач совершенствования системы образования.

Учитель является координатором усилий для оптимального развития одарённых и способных детей.

К основным общим принципам обучения одарённых детей школьного возраста, относятся следующие:

  • Принцип индивидуализации и дифференциации обучения.

  • Принцип развивающего и воспитывающего обучения.

  • Принцип учёта возрастных возможностей.

Теоретическую основу опыта составляют труды известных отечественных и зарубежных учёных, таких, как Л.С. Выготский, Б.М. Теплов, Ю.Д. Бабаева, Дж. Гилфорд и др. Одарённый ребёнок - это ребёнок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями в том или ином виде деятельности. На сегодняшний день большинство психологов признаёт, что уровень, качественное своеобразие и характер развития одарённости - это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социальной среды.



- Уважаемые  коллеги! Какие формы и приёмы  работы с одарёнными детьми вы знаете?

Я в своей работе  очень часто применяю проблемный метод обучения.
Постановка проблемы. Создания проблемной ситуации - столкновение разных мнений присутствующих  вопросом или практическим заданием.


Игра «Маша  - растеряша». 

Представьте ситуацию. Машенька потеряла ложечку чайную, чем ей размешать сахар? Ваши версии.

(Карандашом, веточкой, вилкой, ножом,  трубкой, перелить в другой стакан)

- Зачем проводим эту игру?

-Конечно, это постановка  и возможное решение этой  проблемы. 

Сказка «Колобок» 

Использую известного сказочного героя  в качестве задачки. Колобок.  Он какой в сказке? (Румяный, сдобный, мягкий, вкусный, весёлый). Лиса его съедает в сказке. 

Задача. Как сделать так, чтобы лиса сама не захотела съедать колобка.

(Сделать ему иголки, замарать его, сделать чёрствым, накормить лису, одеть колобка.)

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ


- А сейчас мы предлагаем Вам побывать в роли учеников.


1.Практическое задание.

Упражнение «Треугольник 10 кружков».

Выложите их на столах также. За три хода переверните этот треугольник вершиной вниз.  С чего начали?

1.ПРОБУЕМ

2.ПРЕДПОЛАГАЕМ РЕЗУЛЬТАТ

3.ПРОВЕРЯЕМ СПОСОБ

2 нестандартное задание «Сеть паука»

При этом, из текста задания выделить: ситуацию, противоречие и принцип решения (или решений) предлагаемой задачи.

Ситуация: - Чтобы ловить насекомых лесной паук делает свою сеть липкой. В то же время паук сам бегает по сети и не прилипает к ней. Как это может быть?

Противоречие: Сеть должна быть липкой, чтобы прилипали насекомые, сеть не должна быть липкой, чтобы по ней мог бегать паук.

Выбор принципа разрешения противоречия: - Два противоречивых требования – быть липкой и не липкой, должны выполняться в один момент времени, поэтому выбирается принцип разнесения противоречивых требований в пространстве – то есть часть сети должна быть липкой, часть не липкой.

Решение: Паук делает все кольцевые нити сети липкими, а радиальные нити не липкими. Сам паук бегает по сети только по радиальным нитям.


Игра "Теремок"

Цель: тренировать аналитическое мышление, умение выделять общие признаки путем сравнения.

Реквизит: рисунки гитара, чайник, сумка, яблоко, карандаш и т.д.

На каждого участника  - один рисунок.

Вспомним  сказку "Теремок", сыграем сказку в измененном виде.

Каждый  получает свой рисунок и играет за нарисованный объект.

Я – ЯБЛОКО. Хозяйка теремка сидит, а остальные по очереди подходят к теремку и проводят с хозяином следующий диалог:

- Тук, тук, кто в теремочке живет?

- Я, яблоко. А ты кто?

- А я - (называет себя, например, - тетрадь). Пустишь меня в теремок?

- Если скажешь, чем ты на меня похож, то пущу.

Гость должен сравнить оба рисунка, выявить общие признаки и назвать их.

Зачем учитель проводит эту игру?

Вывод: развитие речи, тренировать аналитическое мышление, умение выделять общие признаки путем сравнения.

Итог мастер - класса

- Уважаемые коллеги! Работа с одаренными детьми трудна, 
но  богата развивающими идеями - не только для обучающихся,  но и для педагога. Вы сегодня все были молодцы на мастер классе, все активны, многие спешили  ответить на мои вопросы.  Так давайте сейчас вместе создадим портрет одарённого ребёнка.

Таким образом, одарённый  ребёнок - это

Рефлексия МК

Для того, чтобы подвести итог нашей работы, предлагаем оценить фразеологическим оборотом свои ощущения от МК. (Участники прикрепляют стикеры к фразеологическим оборотам)

1) «Каша в голове»

2) «Ни в зуб ногой»

3) «Светлая голова»

- Спасибо за сотрудничество. Я рада, если вы получили удовольствие от нашей свами встречи.

Удачи! Добра! Побольше одарённых детей! А закончить своё выступление я хочу стихотворением Ф.Тютчева.


Нам не дано предугадать,

Как наше слово отзовётся.

Посеять в душах благодать,

Увы, не всякий раз даётся.

Но мы обязаны мечтать

О дивном времени, о веке,

Когда цветком прекрасным стать

Сумеет личность человека.

И мы обязаны творить,

Презрев все тяготы мирские,

Чтоб истин светлых заложить

Зачатки в души молодые.

Чтоб верный путь им указать,

Помочь в толпе не раствориться…

Нам не дано предугадать,

Но мы обязаны стремиться!

Спасибо за внимание!




















































Примеры заданий:

Задача 1. При формировании аналитико-синтетической деятельности у учащихся представляют интерес так называемые задачи-головоломки.

Имеются две монеты на сумму 15 копеек. Одна из них не пятак. Что это за монеты?

Практика показывает, что эта задача ставит в тупик человека достаточно часто, поскольку увидеть ответ не так уж легко. На вопрос, какими могут быть две монеты, составляющие сумму 15 копеек, ответ для системы монет нашей страны однозначный: 10 копеек и 5 копеек.

Необычность формулировки задачи состоит в том, что указано: из этих двух монет одна не пятак, т. е. десятикопеечная, зато другая — пятак. При решении данной задачи должно проявиться такое качество мышления, как умение абстрагировать.


Задача 2. Олег, Игорь и Оля учатся в одном классе. Среди них есть лучший математик, лучший спринтер и лучший художник класса. Известно, что: лучший художник не нарисовал своего портрета, но нарисовал портрет Игоря; Оля никогда не уступала мальчикам в спринте. Кто в классе лучший математик, лучший спринтер и лучший художник?


В задаче речь идет о двух множествах (множество школьников и множество специальностей). Воспользуемся таблицей.


Олег

Игорь

Оля

Математик

-

+

-

Спринтер

-

-

+

Художник

+

-

-


Из первого условия задачи следует, что Игорь не художник. Из второго условия следует, что Оля лучший спринтер и поэтому ставим знак “+”. Оля не художник, Игорь не художник, значит художник — Олег. Математиком может быть только Игорь.


Задача 3. Решить анаграмму и исключить лишнее слово.

Тадрква; прмоуякольниг; борм; гольктреуни.


Задача 4. Решите внешне похожие ребусы:

1 ОЧКА, 1 БОР, Ш 1 А, Ф 1 А


Задача 5. Развивающие каноны.

ВЕНЕРА П 80 - О

ФОБОС С 90 - П

СОЛНЦЕ ? 100 - ?


Задача 6. Какое наименьшее количество выстрелов надо сделать в игре «Морской бой» на доске 7 х 7, чтобы наверняка ранить четырехпалубный корабль? Ответ: 12.

«Каша в голове»

«Ни в зуб ногой»

«Светлая голова»




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!