Мастер-класс
«Применение форм и методов работы с одаренными детьми».
- Добрый день, коллеги! Я рада приветствовать всех собравшихся в этой аудитории. Думаю, что объединяющим началом нашей деятельности сегодня станет общее желание пообщаться друг с другом, открыть для себя новые горизонты профессионального уровня.
- Предлагаем вашему вниманию видеоролик. (Видеоролик «Расписание на послезавтра» https://www.youtube.com/watch?v=QL31OXq8gIE )
- Как думаете, какова тема нашего мастер-класса?
- А начать своё выступление, я хочу с притчи.
Один мудрец искал способного и талантливого ученика. Он решил собрать всех учеников. Собралось множество его последователей. Мудрец сказал им:
- У меня возникла проблема. Видите - в стене позади меня находится самая большая, тяжелая и массивная дверь в городе. Кто из вас сможет открыть ее без посторонней помощи?
Некоторые из учеников просто опустили голову: проблема казалась неразрешимой. Другие обсудили возможность использования рычага и особенности материала и пришли к выводу, что решить эту задачу невозможно. Только один ученик подошел к двери и подверг ее тщательному исследованию. Он проверил ее, используя свои глаза и руки. Ученик глубоко вздохнул, сосредоточился и мягко толкнул дверь. Дверь с легкостью и без малейшего сопротивления открылась. Мудрец нашел себе преемника.
Тема нашего мастер-класса «Применение форм и методов работы с одаренными детьми».
Во всех документах федерального уровня последних лет поддержка "талантливого ребенка "провозглашается приоритетной государственной задачей.
Проблема одаренности в настоящее время становится всё более актуальной. Это, прежде всего, связано с потребностью общества в неординарной творческой личности. Неопределённость современной окружающей среды требует не только активности человека, но и его умения, способности нестандартного поведения.
Выявление, педагогическая поддержка и сопровождение одарённого и мотивированного ребёнка – одна из приоритетных задач современной школы. Ведущая роль в развитии таких обучающихся принадлежит учителю. Раннее выявление, обучение и воспитание одарённых и талантливых детей составляет одну их главных задач совершенствования системы образования.
Учитель является координатором усилий для оптимального развития одарённых и способных детей.
К основным общим принципам обучения одарённых детей школьного возраста, относятся следующие:
Принцип индивидуализации и дифференциации обучения.
Принцип развивающего и воспитывающего обучения.
Принцип учёта возрастных возможностей.
Теоретическую основу опыта составляют труды известных отечественных и зарубежных учёных, таких, как Л.С. Выготский, Б.М. Теплов, Ю.Д. Бабаева, Дж. Гилфорд и др. Одарённый ребёнок - это ребёнок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями в том или ином виде деятельности. На сегодняшний день большинство психологов признаёт, что уровень, качественное своеобразие и характер развития одарённости - это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социальной среды.
- Уважаемые коллеги! Какие формы и приёмы работы с одарёнными детьми вы знаете?
Я в своей работе очень часто применяю проблемный метод обучения.
Постановка проблемы. Создания проблемной ситуации - столкновение разных мнений присутствующих вопросом или практическим заданием.
Игра «Маша - растеряша».
Представьте ситуацию. Машенька потеряла ложечку чайную, чем ей размешать сахар? Ваши версии.
(Карандашом, веточкой, вилкой, ножом, трубкой, перелить в другой стакан)
- Зачем проводим эту игру?
-Конечно, это постановка и возможное решение этой проблемы.
Сказка «Колобок»
Использую известного сказочного героя в качестве задачки. Колобок. Он какой в сказке? (Румяный, сдобный, мягкий, вкусный, весёлый). Лиса его съедает в сказке.
Задача. Как сделать так, чтобы лиса сама не захотела съедать колобка.
(Сделать ему иголки, замарать его, сделать чёрствым, накормить лису, одеть колобка.)
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
- А сейчас мы предлагаем Вам побывать в роли учеников.
1.Практическое задание.
Упражнение «Треугольник 10 кружков».
Выложите их на столах также. За три хода переверните этот треугольник вершиной вниз. С чего начали?
1.ПРОБУЕМ
2.ПРЕДПОЛАГАЕМ РЕЗУЛЬТАТ
3.ПРОВЕРЯЕМ СПОСОБ
2 нестандартное задание «Сеть паука»
При этом, из текста задания выделить: ситуацию, противоречие и принцип решения (или решений) предлагаемой задачи.
Ситуация: - Чтобы ловить насекомых лесной паук делает свою сеть липкой. В то же время паук сам бегает по сети и не прилипает к ней. Как это может быть?
Противоречие: Сеть должна быть липкой, чтобы прилипали насекомые, сеть не должна быть липкой, чтобы по ней мог бегать паук.
Выбор принципа разрешения противоречия: - Два противоречивых требования – быть липкой и не липкой, должны выполняться в один момент времени, поэтому выбирается принцип разнесения противоречивых требований в пространстве – то есть часть сети должна быть липкой, часть не липкой.
Решение: Паук делает все кольцевые нити сети липкими, а радиальные нити не липкими. Сам паук бегает по сети только по радиальным нитям.
Игра "Теремок"
Цель: тренировать аналитическое мышление, умение выделять общие признаки путем сравнения.
Реквизит: рисунки гитара, чайник, сумка, яблоко, карандаш и т.д.
На каждого участника - один рисунок.
Вспомним сказку "Теремок", сыграем сказку в измененном виде.
Каждый получает свой рисунок и играет за нарисованный объект.
Я – ЯБЛОКО. Хозяйка теремка сидит, а остальные по очереди подходят к теремку и проводят с хозяином следующий диалог:
- Тук, тук, кто в теремочке живет?
- Я, яблоко. А ты кто?
- А я - (называет себя, например, - тетрадь). Пустишь меня в теремок?
- Если скажешь, чем ты на меня похож, то пущу.
Гость должен сравнить оба рисунка, выявить общие признаки и назвать их.
Зачем учитель проводит эту игру?
Вывод: развитие речи, тренировать аналитическое мышление, умение выделять общие признаки путем сравнения.
Итог мастер - класса
- Уважаемые коллеги! Работа с одаренными детьми трудна,
но богата развивающими идеями - не только для обучающихся, но и для педагога. Вы сегодня все были молодцы на мастер классе, все активны, многие спешили ответить на мои вопросы. Так давайте сейчас вместе создадим портрет одарённого ребёнка.
Таким образом, одарённый ребёнок - это
Рефлексия МК
Для того, чтобы подвести итог нашей работы, предлагаем оценить фразеологическим оборотом свои ощущения от МК. (Участники прикрепляют стикеры к фразеологическим оборотам)
1) «Каша в голове»
2) «Ни в зуб ногой»
3) «Светлая голова»
- Спасибо за сотрудничество. Я рада, если вы получили удовольствие от нашей свами встречи.
Удачи! Добра! Побольше одарённых детей! А закончить своё выступление я хочу стихотворением Ф.Тютчева.
Нам не дано предугадать,
Как наше слово отзовётся.
Посеять в душах благодать,
Увы, не всякий раз даётся.
Но мы обязаны мечтать
О дивном времени, о веке,
Когда цветком прекрасным стать
Сумеет личность человека.
И мы обязаны творить,
Презрев все тяготы мирские,
Чтоб истин светлых заложить
Зачатки в души молодые.
Чтоб верный путь им указать,
Помочь в толпе не раствориться…
Нам не дано предугадать,
Но мы обязаны стремиться!
Спасибо за внимание!
Примеры заданий:
Задача 1. При формировании аналитико-синтетической деятельности у учащихся представляют интерес так называемые задачи-головоломки.
Имеются две монеты на сумму 15 копеек. Одна из них не пятак. Что это за монеты?
Практика показывает, что эта задача ставит в тупик человека достаточно часто, поскольку увидеть ответ не так уж легко. На вопрос, какими могут быть две монеты, составляющие сумму 15 копеек, ответ для системы монет нашей страны однозначный: 10 копеек и 5 копеек.
Необычность формулировки задачи состоит в том, что указано: из этих двух монет одна не пятак, т. е. десятикопеечная, зато другая — пятак. При решении данной задачи должно проявиться такое качество мышления, как умение абстрагировать.
Задача 2. Олег, Игорь и Оля учатся в одном классе. Среди них есть лучший математик, лучший спринтер и лучший художник класса. Известно, что: лучший художник не нарисовал своего портрета, но нарисовал портрет Игоря; Оля никогда не уступала мальчикам в спринте. Кто в классе лучший математик, лучший спринтер и лучший художник?
В задаче речь идет о двух множествах (множество школьников и множество специальностей). Воспользуемся таблицей.
| Олег | Игорь | Оля |
Математик | - | + | - |
Спринтер | - | - | + |
Художник | + | - | - |
Из первого условия задачи следует, что Игорь не художник. Из второго условия следует, что Оля лучший спринтер и поэтому ставим знак “+”. Оля не художник, Игорь не художник, значит художник — Олег. Математиком может быть только Игорь.
Задача 3. Решить анаграмму и исключить лишнее слово.
Тадрква; прмоуякольниг; борм; гольктреуни.
Задача 4. Решите внешне похожие ребусы:
1 ОЧКА, 1 БОР, Ш 1 А, Ф 1 А
Задача 5. Развивающие каноны.
ВЕНЕРА П 80 - О
ФОБОС С 90 - П
СОЛНЦЕ ? 100 - ?
Задача 6. Какое наименьшее количество выстрелов надо сделать в игре «Морской бой» на доске 7 х 7, чтобы наверняка ранить четырехпалубный корабль? Ответ: 12.
«Каша в голове»
«Ни в зуб ногой»
«Светлая голова»