Развитие функциональной грамотности на уроках математики
Автор опыта:
Тюнева Надежда Васильевна,
учитель математики и физики
МАОУ «Светлинская СОШ №2»
2023 год, п. Светлый
Актуальность:
Цель опыта:
Создание условий для формирования функциональной грамотности учащихся на уроках математики и физики с применением действующего на данный момент программно-методического обеспечения.
Начавшийся переход от индустриального общества к постиндустриальному обнаружил необходимость рассмотрения грамотности как двойственного явления, во-первых, как проблему достижения элементарной грамотности большинства населения и, во-вторых, как проблему достижения функциональной грамотности в промышленно развитых странах.
В России международные эксперты оценивают количество людей, испытывающих проблемы в процессе письма, чтения, работы с числами
из-за функциональной неграмотности, в пределах от
25 до 40% от общего количества населения страны.
Задачи опыта:
1. Поделиться опытом работы применения приёмов и методов на уроках математики и физики, которые способствуют развитию и формированию функциональной грамотности обучающихся.
2. Показать практическую значимость использования данных приёмов работы и целесообразность их использования на уроках.
3. Разработать задания по математике с использованием местного материала.
4.Сформировать методическую копилку по формированию функциональной грамотности.
Алексей Алексеевич Леонтьев
Функционально грамотный человек — это человек, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.
Почему это важно?
Древнегреческий философ Аристипп, ученик и друг Сократа, в IV веке до нашей эры утверждал, что
«детей надо учить тому, что пригодится им, когда они вырастут» .
Почему это важно?
Функциональная грамотность сегодня становится основой современной образовательной парадигмы, войдя в федеральные образовательные программы общего образования как один из элементов системно-деятельностного подхода к оценке качества образования.
Почему это важно?
Федеральная образовательная программа основного общего образования рекомендует обеспечить формирование функциональной грамотности школьников в урочной деятельности и за счет часов внеурочной деятельности .
«Наши дети умеют читать! Они просто не умеют понимать прочитанное…»
- такой вывод сделали учёные по результатам международных исследований PISA в области читательской грамотности.
ФГОС третьего поколения определяет функциональную грамотность как способность решать учебные задачи и жизненные ситуации на основе сформированных предметных, метапредметных и универсальных способов деятельности .
Иными словами, ученики должны понимать, как изучаемые предметы помогают найти профессию и место в жизни .
В идеале школьники перестанут постоянно спрашивать:
«А зачем мне учить ваши синусы и косинусы?»
Разработка урока в 7 классе «Представление данных в таблицах» Предмет : Вероятность и статистика Тема: «Представление данных в таблицах»
1
Муниципальное
Актюбинский сельсовет
образование
2
3
Восточный сельсовет
поселок Актюбинский
Административный центр
1
Гостеприимный сельсовет
Количество населенных пунктов
поселок
4
5
поселок
Коскульский сельсовет
1
387
Население (чел.)
Озёрный сельсовет
418,81
3
Площадь
6
Поселок Коскуль
459
7
( кв.км)
1
426
496,38
Поселок Озёрный
Светлинский поссовет
Спутниковский сельсовет
653,51
2
Поселок Светлый
8
230
9
371
2
Степной сельсовет
613,59
Поселок Первомайский
1138,51
2
Тобольский сельсовет
7853
Поселок Степной
341
215,17
2
Поселок Тобольский
1
476,46
480
431,46
615
636,18
- Назовите численность населения п. Актюбинский, п. Светлый.
- В каком населенном пункте численность проживающих составила 426человек?
- Сколько поселений имело население более 400 человек?
- На сколько численность населения п. Озерный меньше , чем в п. Степной?
- На сколько процентов численность п. Коскуль меньше, чем п. Восточный?
- Какова площадь п. Тобольский?
- На сколько кв.км отличаются площади п. Гостеприимный и п. Первомайский?
- Какие данные приведены в таблице?
- Какие единицы измерения данных в таблице
- О каких населенных пунктах дана информация?
- Данные каких лет приведены в таблице?
" Численность населения Светлинского района»
- Каким было населения в 2002 году?
- В каком году численность населения стала 12178 человек?
- На сколько человек стало меньше в 2020 году по сравнению с годом 2015?
- Видно, что в целом численность населения убывает из года в год.
- Назовите 2-3 фактора, которые , по вашему мнению, влияют на это изменение.
«Занятость населения, безработица, пенсионеры»
Задание.
1.Постройте таблицу по данному тексту.
2.Ответьте на вопросы:
- Какова численность взрослого населения района?
- Сколько детей проживает в районе?
- Сколько процентов составляет взрослое население от общей численности?
Всего в Светлинском районе Оренбургской области количество проживающих 7991 человек.
Официально занятого населения составляет
4 763 человека (59.6%), пенсионеров 2 317 человек (29%), а официально оформленных и состоящих на учете безработных
463 человека (5.8%).
Домашнее задание. Построить таблицу по описанию :
УРОВЕНЬ ОБРАЗОВАНИЯ
(Данные на 1 августа 2022 года
Светлинского района Оренбургской области)
Высшее образование имеют 18.8% (1 502 человека), неполное высшее — 1.9% (152 человека), среднее профессиональное — 39.9% (3 188 человек), 11 классов — 14.7%
(1 175 человек), 9 классов — 10.7% (855 человек), 5 классов — 8.5% (679 человек), не имеют образования — 0.6% (48 человек), неграмотные — 0.3% (24 человека).
Материал, которого нет в сети 1. Изучите таблицу и разбейте эти озера на группы:
Таблица содержит информацию о более 30 озёрах
Материал, которого нет в сети
1. Запишите все встречающиеся в тексте числительные с помощью цифр.
2.Назовите количество водоплавающих птиц из числа занесенных в Красную книгу Оренбургской области, которые вьют гнёзда.
3. Назовите количество птицы, которые останавливаются на озёрах во время весенних и осенних миграций и посещают их на летних кочевках.
4. На озерах гнездятся относительно редкие в Оренбургской области птицы. Назовите их примерное количество.
5. Расположите массы птиц, занесённых в Красную книгу России, в порядке возрастания.
6. Расположите длину птиц, занесённых в Красную книгу России, в порядке убывания.
Вычислите:
1. Сколько процентов гусей, лебедей и уток линяют?
2. Как и на сколько процентов изменяется количество гусей, лебедей и уток во время осенних миграций по сравнению с весенними миграциями?
3. Какой процент составляют гнездующие птицы из Красной книги от их общего количества?
4. Какой должна быть площадь водной глади, чтобы на ней могли поместиться гуси, лебеди и утки, которые линяют на озёрах?
Установите соответствие между птицей и размахом ее крыльев:
Размах крыльев
Птица
А) ходулочник
1) 77 см
Б) савка
2) 3,2 м
В) фламинго
3) 67-83 см
Г) красавка
4) 140-170 см
Д) шилоклювка
5) 60-68 см
6) 120-135 см
Е) степная тиркуша
Ж) краснозобая казарка
7) 62-70 см
З) кудрявый пеликан
8) 1650-1850 мм
И) пискулька
9) 155 см
А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
В ответе запишите последовательность цифр без пробелов и запятых
Результаты опыта:
а) участие в школьном семинаре по формированию финансовой грамотности с темой
«Банковские карты: польза и риски».
б) проведение семинаров в региональной стажировочной площадке
«Инновационные технологии в изучении математики в условиях реализации
ФГОС ООО и СОО»
для молодых специалистов .
в) размещение статей с материалами по теме на сайте.
Мои публикации на «Мультиуроке»
https://multiurok.ru/ntjunjova/files/3/?&publish=1
Мои публикации на «Мультиуроке»
Достижения учащихся
Личные достижения
Фото с мастер-класса по обобщению ППО
Заключение:
функциональная математическая грамотность является способностью обучающегося определять и понимать роль математики и физики в жизни;
высказывать хорошо обоснованные математические суждения;
применять ФГ так, чтобы удовлетворять в настоящем и в будущем потребности, которые свойственны только созидательному, заинтересованному и мыслящему человеку
Спасибо
за внимание