СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мастер-класс " Развитие функциональной грамотности на уроках математики" ( ППО)

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Эта презентация является приложением к материалам о Светлинских озерах ( мои разработки) 

Просмотр содержимого документа
«Мастер-класс " Развитие функциональной грамотности на уроках математики" ( ППО)»

Развитие функциональной грамотности на уроках математики  Автор опыта:  Тюнева Надежда Васильевна,  учитель математики и физики  МАОУ «Светлинская СОШ №2» 2023 год, п. Светлый

Развитие функциональной грамотности на уроках математики

Автор опыта:

Тюнева Надежда Васильевна,

учитель математики и физики

МАОУ «Светлинская СОШ №2»

2023 год, п. Светлый

Актуальность: Цель опыта: Создание условий для формирования функциональной грамотности учащихся на уроках математики и физики с применением действующего на данный момент программно-методического обеспечения.  Начавшийся переход от индустриального общества к постиндустриальному обнаружил необходимость рассмотрения грамотности как двойственного явления, во-первых, как проблему достижения элементарной грамотности большинства населения и, во-вторых, как проблему достижения функциональной грамотности в промышленно развитых странах. В России международные эксперты оценивают количество людей, испытывающих проблемы в процессе письма, чтения, работы с числами  из-за функциональной неграмотности, в пределах от  25 до 40% от общего количества населения страны.

Актуальность:

Цель опыта:

Создание условий для формирования функциональной грамотности учащихся на уроках математики и физики с применением действующего на данный момент программно-методического обеспечения.

Начавшийся переход от индустриального общества к постиндустриальному обнаружил необходимость рассмотрения грамотности как двойственного явления, во-первых, как проблему достижения элементарной грамотности большинства населения и, во-вторых, как проблему достижения функциональной грамотности в промышленно развитых странах.

В России международные эксперты оценивают количество людей, испытывающих проблемы в процессе письма, чтения, работы с числами

из-за функциональной неграмотности, в пределах от

25 до 40% от общего количества населения страны.

Задачи опыта: 1. Поделиться опытом работы применения приёмов и методов на уроках математики и физики, которые способствуют развитию и формированию функциональной грамотности обучающихся. 2. Показать практическую значимость использования данных приёмов работы и целесообразность их использования на уроках. 3. Разработать задания по математике с использованием местного материала. 4.Сформировать методическую копилку по формированию функциональной грамотности.

Задачи опыта:

1. Поделиться опытом работы применения приёмов и методов на уроках математики и физики, которые способствуют развитию и формированию функциональной грамотности обучающихся.

2. Показать практическую значимость использования данных приёмов работы и целесообразность их использования на уроках.

3. Разработать задания по математике с использованием местного материала.

4.Сформировать методическую копилку по формированию функциональной грамотности.

Алексей Алексеевич Леонтьев Функционально грамотный человек  — это человек, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.

Алексей Алексеевич Леонтьев

Функционально грамотный человек  — это человек, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.

Почему это важно?   Древнегреческий философ Аристипп, ученик и друг Сократа, в IV веке до нашей эры утверждал, что «детей надо учить тому, что пригодится им, когда они вырастут» .

Почему это важно?

Древнегреческий философ Аристипп, ученик и друг Сократа, в IV веке до нашей эры утверждал, что

«детей надо учить тому, что пригодится им, когда они вырастут» .

Почему это важно?   Функциональная грамотность сегодня становится основой современной образовательной парадигмы, войдя в федеральные образовательные программы общего образования как один из элементов системно-деятельностного подхода к оценке качества образования.

Почему это важно?

Функциональная грамотность сегодня становится основой современной образовательной парадигмы, войдя в федеральные образовательные программы общего образования как один из элементов системно-деятельностного подхода к оценке качества образования.

Почему это важно?   Федеральная образовательная программа основного общего образования рекомендует обеспечить формирование функциональной грамотности школьников в урочной деятельности и за счет часов внеурочной деятельности .

Почему это важно?

Федеральная образовательная программа основного общего образования рекомендует обеспечить формирование функциональной грамотности школьников в урочной деятельности и за счет часов внеурочной деятельности .

«Наши дети умеют читать! Они просто не умеют понимать прочитанное…» - такой вывод сделали учёные по результатам международных исследований PISA в области читательской грамотности.

«Наши дети умеют читать! Они просто не умеют понимать прочитанное…»

- такой вывод сделали учёные по результатам международных исследований PISA в области читательской грамотности.

ФГОС третьего поколения определяет функциональную грамотность как способность решать учебные задачи и жизненные ситуации на основе сформированных предметных, метапредметных и универсальных способов деятельности .  Иными словами, ученики должны понимать, как изучаемые предметы помогают найти профессию и место в жизни .  В идеале школьники перестанут постоянно спрашивать:  «А зачем мне учить ваши синусы и косинусы?»

ФГОС третьего поколения определяет функциональную грамотность как способность решать учебные задачи и жизненные ситуации на основе сформированных предметных, метапредметных и универсальных способов деятельности .

Иными словами, ученики должны понимать, как изучаемые предметы помогают найти профессию и место в жизни .

В идеале школьники перестанут постоянно спрашивать:

«А зачем мне учить ваши синусы и косинусы?»

Разработка урока в 7 классе  «Представление данных в таблицах»  Предмет : Вероятность и статистика  Тема: «Представление данных в таблицах»    1 Муниципальное Актюбинский сельсовет образование  2 3 Восточный сельсовет поселок Актюбинский Административный центр  1 Гостеприимный сельсовет Количество населенных пунктов поселок 4  5 поселок Коскульский сельсовет 1 387 Население (чел.)  Озёрный сельсовет 418,81 3 Площадь 6 Поселок Коскуль 459 7 ( кв.км) 1 426 496,38 Поселок Озёрный Светлинский поссовет Спутниковский сельсовет 653,51 2 Поселок Светлый 8 230 9 371 2 Степной сельсовет 613,59 Поселок Первомайский 1138,51 2 Тобольский сельсовет 7853 Поселок Степной 341 215,17 2 Поселок Тобольский 1 476,46 480 431,46 615 636,18

Разработка урока в 7 классе «Представление данных в таблицах» Предмет : Вероятность и статистика Тема: «Представление данных в таблицах»

1

Муниципальное

Актюбинский сельсовет

образование

2

3

Восточный сельсовет

поселок Актюбинский

Административный центр

1

Гостеприимный сельсовет

Количество населенных пунктов

поселок

4

5

поселок

Коскульский сельсовет

1

387

Население (чел.)

Озёрный сельсовет

418,81

3

Площадь

6

Поселок Коскуль

459

7

( кв.км)

1

426

496,38

Поселок Озёрный

Светлинский поссовет

Спутниковский сельсовет

653,51

2

Поселок Светлый

8

230

9

371

2

Степной сельсовет

613,59

Поселок Первомайский

1138,51

2

Тобольский сельсовет

7853

Поселок Степной

341

215,17

2

Поселок Тобольский

1

476,46

480

431,46

615

636,18

- Назовите численность населения п. Актюбинский, п. Светлый. - В каком населенном пункте численность проживающих составила 426человек? - Сколько поселений имело население более 400 человек? - На сколько численность населения п. Озерный меньше , чем в п. Степной? - На сколько процентов численность п. Коскуль меньше, чем п. Восточный? - Какова площадь п. Тобольский? - На сколько кв.км отличаются площади п. Гостеприимный и п. Первомайский? - Какие данные приведены в таблице? - Какие единицы измерения данных в таблице - О каких населенных пунктах дана информация? - Данные каких лет приведены в таблице?

- Назовите численность населения п. Актюбинский, п. Светлый.

- В каком населенном пункте численность проживающих составила 426человек?

- Сколько поселений имело население более 400 человек?

- На сколько численность населения п. Озерный меньше , чем в п. Степной?

- На сколько процентов численность п. Коскуль меньше, чем п. Восточный?

- Какова площадь п. Тобольский?

- На сколько кв.км отличаются площади п. Гостеприимный и п. Первомайский?

- Какие данные приведены в таблице?

- Какие единицы измерения данных в таблице

- О каких населенных пунктах дана информация?

- Данные каких лет приведены в таблице?

" Численность населения Светлинского района»

- Каким было населения в 2002 году?

- В каком году численность населения стала 12178 человек?

- На сколько человек стало меньше в 2020 году по сравнению с годом 2015?

- Видно, что в целом численность населения убывает из года в год.

- Назовите 2-3 фактора, которые , по вашему мнению, влияют на это изменение.

«Занятость населения, безработица, пенсионеры» Задание. 1.Постройте таблицу по данному тексту. 2.Ответьте на вопросы: - Какова численность взрослого населения района? - Сколько детей проживает в районе? - Сколько процентов составляет взрослое население от общей численности? Всего в Светлинском районе Оренбургской области количество проживающих 7991 человек.  Официально занятого населения составляет  4 763 человека (59.6%), пенсионеров 2 317 человек (29%), а официально оформленных и состоящих на учете безработных 463 человека (5.8%).

«Занятость населения, безработица, пенсионеры»

Задание.

1.Постройте таблицу по данному тексту.

2.Ответьте на вопросы:

- Какова численность взрослого населения района?

- Сколько детей проживает в районе?

- Сколько процентов составляет взрослое население от общей численности?

Всего в Светлинском районе Оренбургской области количество проживающих 7991 человек.

Официально занятого населения составляет

4 763 человека (59.6%), пенсионеров 2 317 человек (29%), а официально оформленных и состоящих на учете безработных

463 человека (5.8%).

Домашнее задание.  Построить таблицу по описанию : УРОВЕНЬ ОБРАЗОВАНИЯ (Данные на 1 августа 2022 года  Светлинского района Оренбургской области) Высшее образование имеют 18.8% (1 502 человека), неполное высшее — 1.9% (152 человека), среднее профессиональное — 39.9% (3 188 человек), 11 классов — 14.7% (1 175 человек), 9 классов — 10.7% (855 человек), 5 классов — 8.5% (679 человек), не имеют образования — 0.6% (48 человек), неграмотные — 0.3% (24 человека).

Домашнее задание. Построить таблицу по описанию :

УРОВЕНЬ ОБРАЗОВАНИЯ

(Данные на 1 августа 2022 года

Светлинского района Оренбургской области)

Высшее образование имеют 18.8% (1 502 человека), неполное высшее — 1.9% (152 человека), среднее профессиональное — 39.9% (3 188 человек), 11 классов — 14.7%

(1 175 человек), 9 классов — 10.7% (855 человек), 5 классов — 8.5% (679 человек), не имеют образования — 0.6% (48 человек), неграмотные — 0.3% (24 человека).

  Материал, которого  нет в сети  1. Изучите таблицу и разбейте эти озера на группы: Таблица содержит информацию о более 30 озёрах

Материал, которого нет в сети 1. Изучите таблицу и разбейте эти озера на группы:

Таблица содержит информацию о более 30 озёрах

Материал, которого нет в сети 1. Запишите все встречающиеся в тексте числительные с помощью цифр. 2.Назовите количество водоплавающих птиц из числа занесенных в Красную книгу Оренбургской области, которые вьют гнёзда. 3. Назовите количество птицы, которые останавливаются на озёрах во время весенних и осенних миграций и посещают их на летних кочевках. 4. На озерах гнездятся относительно редкие в Оренбургской области птицы. Назовите их примерное количество. 5. Расположите массы птиц, занесённых в Красную книгу России, в порядке возрастания. 6. Расположите длину птиц, занесённых в Красную книгу России, в порядке убывания.

Материал, которого нет в сети

1. Запишите все встречающиеся в тексте числительные с помощью цифр.

2.Назовите количество водоплавающих птиц из числа занесенных в Красную книгу Оренбургской области, которые вьют гнёзда.

3. Назовите количество птицы, которые останавливаются на озёрах во время весенних и осенних миграций и посещают их на летних кочевках.

4. На озерах гнездятся относительно редкие в Оренбургской области птицы. Назовите их примерное количество.

5. Расположите массы птиц, занесённых в Красную книгу России, в порядке возрастания.

6. Расположите длину птиц, занесённых в Красную книгу России, в порядке убывания.

Вычислите:   1. Сколько процентов гусей, лебедей и уток линяют? 2. Как и на сколько процентов изменяется количество гусей, лебедей и уток во время осенних миграций по сравнению с весенними миграциями? 3. Какой процент составляют гнездующие птицы из Красной книги от их общего количества? 4. Какой должна быть площадь водной глади, чтобы на ней могли поместиться гуси, лебеди и утки, которые линяют на озёрах?

Вычислите:

1. Сколько процентов гусей, лебедей и уток линяют?

2. Как и на сколько процентов изменяется количество гусей, лебедей и уток во время осенних миграций по сравнению с весенними миграциями?

3. Какой процент составляют гнездующие птицы из Красной книги от их общего количества?

4. Какой должна быть площадь водной глади, чтобы на ней могли поместиться гуси, лебеди и утки, которые линяют на озёрах?

Установите соответствие между птицей и размахом ее крыльев: Размах крыльев  Птица А) ходулочник 1) 77 см Б) савка 2) 3,2 м В) фламинго 3) 67-83 см Г) красавка 4) 140-170 см Д) шилоклювка 5) 60-68 см 6) 120-135 см Е) степная тиркуша Ж) краснозобая казарка 7) 62-70 см З) кудрявый пеликан 8) 1650-1850 мм И) пискулька 9) 155 см А    Б В     Г Д     Е Ж   З   И     В ответе запишите последовательность цифр без пробелов и запятых

Установите соответствие между птицей и размахом ее крыльев:

Размах крыльев

Птица

А) ходулочник

1) 77 см

Б) савка

2) 3,2 м

В) фламинго

3) 67-83 см

Г) красавка

4) 140-170 см

Д) шилоклювка

5) 60-68 см

6) 120-135 см

Е) степная тиркуша

Ж) краснозобая казарка

7) 62-70 см

З) кудрявый пеликан

8) 1650-1850 мм

И) пискулька

9) 155 см

А

 

Б

В

 

 

Г

Д

 

 

Е

Ж

 

З

 

И

 

 

В ответе запишите последовательность цифр без пробелов и запятых

Результаты опыта: а) участие в школьном семинаре по формированию финансовой грамотности с темой  «Банковские карты: польза и риски». б) проведение семинаров в региональной стажировочной площадке «Инновационные технологии в изучении математики в условиях реализации ФГОС ООО и СОО»  для молодых специалистов . в) размещение статей с материалами по теме на сайте.

Результаты опыта:

а) участие в школьном семинаре по формированию финансовой грамотности с темой

«Банковские карты: польза и риски».

б) проведение семинаров в региональной стажировочной площадке

«Инновационные технологии в изучении математики в условиях реализации

ФГОС ООО и СОО»

для молодых специалистов .

в) размещение статей с материалами по теме на сайте.

Мои публикации на «Мультиуроке» https://multiurok.ru/ntjunjova/files/3/?&publish=1

Мои публикации на «Мультиуроке»

https://multiurok.ru/ntjunjova/files/3/?&publish=1

Мои публикации на «Мультиуроке»

Мои публикации на «Мультиуроке»

Достижения учащихся

Достижения учащихся

Личные достижения

Личные достижения

Фото с мастер-класса по обобщению ППО

Фото с мастер-класса по обобщению ППО

Заключение: функциональная математическая грамотность является способностью обучающегося определять и понимать роль математики и физики в жизни;  высказывать хорошо обоснованные математические суждения;  применять ФГ так, чтобы удовлетворять в настоящем и в будущем потребности, которые свойственны только созидательному, заинтересованному и мыслящему человеку

Заключение:

функциональная математическая грамотность является способностью обучающегося определять и понимать роль математики и физики в жизни;

высказывать хорошо обоснованные математические суждения;

применять ФГ так, чтобы удовлетворять в настоящем и в будущем потребности, которые свойственны только созидательному, заинтересованному и мыслящему человеку

Спасибо за внимание

Спасибо

за внимание


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!