В настоящее время встречается все больше детей с неадекватной самооценкой, ребенок зажат, либо расторможен, вследствие чего возникают проблемы с общением, а общение –основное условие развития ребенка, важнейший фактор формирования личности, один из главных видов деятельности человека, устремленный на познание и оценку самого себя через взаимодействие с другими людьми.
Дошкольный возраст – это важнейший этап в развитии личности. Играя, занимаясь, общаясь со взрослыми и сверстниками, ребёнок учится жить рядом с другими, старается учитывать их интересы, правила и нормы поведения в обществе.
Общение дошкольника со сверстниками и взрослыми формируется с помощью различных методов и приемов. Одним из средств формирования таких навыков, могут стать коммуникативные игры с музыкально-ритмическими движениями. Такие игры способствуют включению детей в межличностные отношения, развивают инициативность, готовность к общению со сверстниками, создают условия для свободного и естественного проявления их индивидуальных качеств, а также развивают чувство ритма, звуковысотный слух, танцевальное творчество детей.
В процессе коммуникативных игр дети получают наслаждение от контакта с музыкой, игрой, от совместных действий со сверстниками, воспитывается доброжелательность и умение быть коммуникабельным.
Использование коммуникативных игр и танцев открывает у ребенка возможность видеть и понимать себя, своих друзей. Это помогает ребенку сделать первые шаги на пути познания законов человеческого общения.
В несложных, но веселых и подвижных играх и танцах дети получают радость от самого процесса движения под музыку, оттого, что у них всё получается, от возможности себя выразить, проявить.
Сейчас я хотела бы вам показать несколько таких озвученных игр в исполнении наших детей разных возрастов.
Игра «Повторялочка»
(младшая группа)
Цель:
Упражнять детей в разнообразных плясовых движениях. Развивать ритмический слух, выделяя сильную долю.
Ход игры:
Дети слушают диктора и выполняют предложенные действия зеркально за воспитателем.
«В повторялки мы играем, ничего не упускаем!
Будто в зеркало глядим, все движенья повторим!
Как фонарики горят? Дети: Вот так! – 2 р.
Руки полочкой лежат Дети: Вот так! – 2 р.
Как тарелочки стучат: Дети: Вот так! – 2 р.
А пружиночки скрипят? Дети: Вот так! – 2 р.
Колокольчики звенят Дети: Вот так! – 2 р.
А комарики летят Дети: Вот так! – 2 р.
Распашоночки лежат Дети: Вот так! – 2 р.
Ножки по полу стучат Дети: Вот так! – 2 р.
А ладошки хлоп, да хлоп! Дети: Вот так! – 2 р.
Правой ножкой топ да топ , Дети: Вот так! – 2 р.
Все покружимся сейчас! Дети: Вот так! – 2 р.
Ах, какой веселый пляс! Дети: Вот так! – 2 р.
Друг за другом мы пойдем. Дети: Вот так! – 2 р.
Хоровод мы заведем! Дети: Вот так! – 2 р.»
Игра «Волшебный обруч»
(средняя группа)
Цель:
Закрепить умение детей выразительно двигаться в соответствии с музыкальным образом.
Атрибуты:
Большой обруч.
Ход игры:
Дети слушают диктора и выполняют предложенные действия.
«Волшебный обруч поднимаю, встать вокруг вас приглашаю
Правою рукой хватайте, ни за что не отпускайте!
Обруч, деток поверти,
В мячики всех преврати!» ( в мячик, в юлу, в паровозик)
Воспитатель встает в центре обруча, дети берутся за обруч правой рукой, на носочках бегают по кругу, далее «превращаются» в названные игрушки, имитируют движения, характеризующие названные предметы.
Игра «Прилипаем-отлипаем»
(подготовительная группа)
Цель:
После движения врассыпную уметь быстро находить пару, найти со своим напарником взаимодействие за счет совместного действия
Ход игры:
Под музыку и декламацию ведущего дети танцуют, в конце музыки и текста дети встают парами - "прилипают" разными частями тела –
спинками
ручками
боками
коленками
лобиками
носиками
хвостиками
Игра с гостями «Что делать с соседом»
музыка
С соседом можно погулять, с соседом можно поиграть, Ну а еще от всей души соседа обнимать. С соседом можно погулять, с соседом можно поиграть. А почему бы в шутку нам соседа в бок не потолкать? С соседом можно погулять, с соседом можно поиграть, А можно тайну и секрет на ушко прошептать. С соседом можно погулять, с соседом можно поиграть, Соседу руку от души вы можете пожать. С соседом хорошо дружить и другом настоящим быть, С соседом можно поиграть, задорно подразнить. С соседом можно погулять, с соседом можно поиграть, А если ты упрямый вдруг – как козлик можешь пободать! | Идем по кругу парами Обнять друг друга Идем по кругу парами Потолкать в бок Идем по кругу парами Шептать что-то на ушко Идем по кругу парами Пожать друг другу руку Идем по кругу парами Показать «буратинку» Идем по кругу парами «Бодаемся» |
Использование подобных игр позволяет достичь легкости вступления детей в контакт, инициативности, готовности к общению, развитию понимания партнера, эмоциональности и выразительности невербальных средств общения (т.е.бессловесную передачу информации через язык тела: жесты, мимику, интонации, образы), развитию позитивного самоощущения, что связано с состоянием раскрепощенности, уверенности в себе, ощущением собственного эмоционального благополучия, своей значимости в детском коллективе, сформированной положительной самооценки.
3