Тема: Развитие креативного мышления у обучающихся с ОВЗ младшего школьного возраста
Оборудование: экран, презентация, карточки с рифмами (6 карточек раздать произвольно до выступления)
СЦЕНАРИЙ ВЫСТУПЛЕНИЯ
Мотивационный этап.
1. Вступительное слово. Притча: слайд 1 титульный .
- Добрый день, уважаемые коллеги!
Меня зовут Светлана Аркадьевна, я учитель начальных классов, работаю в 3 АООП классе школы №2 г.Орла. Я очень рада приветствовать вас на сегодняшнем форуме.
-Своё выступление я хочу начать с небольшой притчи. (Притча «Два кувшина» 1 мин 5 сек слайд 2 )
ТЕКСТ ПРИТЧИ: У одной пожилой женщины было два кувшИна, с которыми она каждый день ходила пО воду. Набирая два полных кувшина, она вешала их на коромысло, но приносила домой всегда лишь полтора. В одном кувшине была небольшая трещина, и половина воды по дороге домой из него выливалась. Целый кувшин был очень доволен собой, а кувшин с трещиной постоянно стыдился своего недостатка. Ему было очень жаль пожилую женщину, которая часто вынуждена была ходить пО воду, поэтому, однажды он сказал ей: «Прости, что из меня вытекает половина воды, пока ты идешь домой. Я ничего не могу с этим поделать». Но мудрая старая женщина только улыбнулась: «А заметил ли ты, что с твоей стороны дороги я засеяла прекрасные цветы, а с другой стороны – нет? С твоей помощью я поливаю их каждый день. А они каждый день радуют мои глаза и душу и украшают мой дом. Если бы не ты, всей этой красоты просто не было бы. Всё это – только благодаря тебе. У каждого из нас есть свои странности и недостатки. Но есть особенности и трещины, которые делают нашу жизнь столь интересной и достойной. Просто нужно каждого воспринимать таким, какой он есть, и видеть в нем только хорошее».
Вопрос: Коллеги, как вы думаете, какова главная мысль данной притчи?
Это коротенькая и мудрая притча о важности и значимости каждого человека в мире, независимо от его особенностей. Имея жизненную мудрость, любую особенность можно использовать во благо и обратить её в преимущество. Главное - уметь взглянуть на ситуацию с нужной стороны!
2. Тема, краткие теоретические сведения.
Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья изначально заложена в стратегию развития инклюзивного образования в России. Главной целью школы в современных условиях является разностороннее развитие детей с ОВЗ, их познавательных интересов, общеучебных умений и, конечно, творческих способностей.
Первоначально считалось, что развивать креативность можно только у одаренных детей, но оказалось, что её можно и нужно развивать у всех и даже отстающих в развитии детей. Это связано с тем, что в заданиях по развитию качеств креативного мышления не существует «неправильных ответов».
- Сегодня я хочу поделиться с вами педагогическими приёмами, которые считаю особенно интересными. Надеюсь, что они станут для вас полезными, и вы будете использовать их в своей практике.
Практическая часть.
1.Презентация опыта.
1.Приём «Хорошо - плохо»
Приём направлен на формирование у детей с ОВЗ представления о том, как устроено противоречие, умения строить логические цепочки рассуждений и приводить доказательства.
Например, на уроке окружающего мира учитель задает ситуацию:
Тема «Погода». Одним из природных явлений является дождь.
- Найдите плюсы или минусы данного явления. (слайд 3 с таблицей)
Класс делится на 2 команды. Одна ищет плюсы, другая ищет минусы. Результаты ответов детей заносятся в таблицу.
- Давайте попробуем и мы проанализировать какое-нибудь событие или явление с позиции «Хорошо - плохо»
1группа: Например «Покупка автомобиля». Найдите плюсы и минусы данного события (Коллективное обсуждение)
- Хорошо, что я приобрёл автомобиль, потому что……. (высказывания)
- Плохо, что я приобрёл автомобиль, потому что……
2 группа «Выращивание овощей на личном приусадебном участке»
Вывод: вы сейчас, осуществляя творческий подход, оценивали ситуацию с разных позиций
2. Приём «Где логика?» (слайд 4)
--Всем вам знаком по одноименной телеигре. У моих учеников он пользуется большим успехом, направлен на развитие креативного мышления. Предлагаю и вам по картинкам угадать известные детские песенки. (слайды 5-11)
3.Приём «Мнемотехника» в переводе в греческого «искусство запоминания»
- Для младших школьников с ОВЗ приёмы мнемотехники – настоящая палочка-выручалочка. Короткие стишки по мнемотехнике облегчают запоминание сложных правил.
-Так, одной из типичных ошибок, которые допускают ученики начальной школы с ОВЗ, является неправильная постановка ударения в словах.
-Мнемотехнический приём «Орфоэпические запоминалки» покажет вам, как легко и правильно можно научиться ставить ударение в сложных словах.
(Слайд 12) Пример таких стихотворений (с картинками) на экране
1.Пилот потратил много сИл,
Но всё же выпустил шассИ.
2. Все, кто болеют корью, напримЕр,
Помещены в больничный диспансЕр
Задание для участников (листки с рифмами раздать заранее)
Попробуйте и вы сочинить такие же стихи, используя предложенные вам рифмы (на слайде) (слайд 13)
посмотрИте - граффИти
талАнты - бАнты,
привезлИ - жалюзИ,
ума палАта - кофе «ЛАтте»
рабОта - ломОта,
не забывАть - премировАть
Ответы участников
-Легче ли вам было запоминать ударения с помощью таких ассоциаций?
-Так и мои ученики, заучив подобные стишки, без труда запоминают ударение в сложных словах.
-Данные приёмы способствуют развитию яркой и образной речи уч-ся. Мои ученики являются участниками театральной студии «Люди и куклы» при доме детского творчества №3, где мы готовим различные спектакли. В настоящее время ведём активную подготовку к региональному фестивалю «От сердца к сердцу», родители также вовлечены в работу, помогают с костюмами, декорациями.
В заключение своего выступления хочу показать небольшой видеофрагмент с участием моих детей, с «безграничными возможностями». (слайд 14)
??????4.Приём «Ложная альтернатива» (прием можно использовать на этапе закрепления знаний, на этапе актуализации знаний по теме)
Описание: внимание ученика уводится в сторону с помощью альтернативы "или-или", совершенно произвольно выраженной. Ни один из предлагаемых ответов не является верным.
Пример. (слайд 15 вопросы)
Дети дают ответы «Верного ответа нет, или: ни то, ни другое, и предлагают свой вариант ответа. Например:
Что растет на березе - яблоки или груши?
Каким действием вычисляется периметр прямоугольника: делением или вычитанием?
Звук А звонкий или глухой?
Как думаете, коллеги, учит ли этот прием критически мыслить детей с ОВЗ? Почему?
Попробуйте сформулировать аналогичный вопрос ложной альтернативы по своей предметной области. (Ответы участников)
Заключительная часть.
ВЫВОД:
- Сегодня Вы увидели только некоторые приёмы развития креативного мышления у детей с ОВЗ в начальной школе.
Предложенные задания учат «особенных» детей мыслить, анализировать, помогают раскрыть их природные способности и таланты. И что немаловажно, они очень нравятся детям, а значит, создают условия для формирования устойчивого интереса к изучаемому предмету.
- Спасибо за внимание! (слайд 16)