СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мастер-класс "Развитие креативного мышления у обучающихся с ОВЗ младшего школьного возраста"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Мастер-класс "Развитие креативного мышления у обучающихся с ОВЗ младшего школьного возраста"»

Тема: Развитие креативного мышления у обучающихся с ОВЗ младшего школьного возраста

Оборудование: экран, презентация, карточки с рифмами (6 карточек раздать произвольно до выступления)

СЦЕНАРИЙ ВЫСТУПЛЕНИЯ

  1. Мотивационный этап.


1. Вступительное слово. Притча: слайд 1 титульный .

- Добрый день, уважаемые коллеги!

Меня зовут Светлана Аркадьевна, я учитель начальных классов, работаю в 3 АООП классе школы №2 г.Орла. Я очень рада приветствовать вас на сегодняшнем форуме.

-Своё выступление я хочу начать с небольшой притчи. (Притча «Два кувшина» 1 мин 5 сек слайд 2 )

ТЕКСТ ПРИТЧИ: У одной пожилой женщины было два кувшИна, с которыми она каждый день ходила пО воду. Набирая два полных кувшина, она вешала их на коромысло, но приносила домой всегда лишь полтора. В одном кувшине была небольшая трещина, и половина воды по дороге домой из него выливалась. Целый кувшин был очень доволен собой, а кувшин с трещиной постоянно стыдился своего недостатка. Ему было очень жаль пожилую женщину, которая часто вынуждена была ходить пО воду, поэтому, однажды он сказал ей: «Прости, что из меня вытекает половина воды, пока ты идешь домой. Я ничего не могу с этим поделать». Но мудрая старая женщина только улыбнулась: «А заметил ли ты, что с твоей стороны дороги я засеяла прекрасные цветы, а с другой стороны – нет? С твоей помощью я поливаю их каждый день. А они каждый день радуют мои глаза и душу и украшают мой дом. Если бы не ты, всей этой красоты просто не было бы. Всё это – только благодаря тебе. У каждого из нас есть свои странности и недостатки. Но есть особенности и трещины, которые делают нашу жизнь столь интересной и достойной. Просто нужно каждого воспринимать таким, какой он есть, и видеть в нем только хорошее».

Вопрос: Коллеги, как вы думаете, какова главная мысль данной притчи?

Это коротенькая и мудрая притча о важности и значимости каждого человека в мире, независимо от его особенностей. Имея жизненную мудрость, любую особенность можно использовать во благо и обратить её в преимущество. Главное - уметь взглянуть на ситуацию с нужной стороны!



2. Тема, краткие теоретические сведения.

Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья изначально заложена в стратегию развития инклюзивного образования в России. Главной целью школы в современных условиях является разностороннее развитие детей с ОВЗ, их познавательных интересов, общеучебных умений и, конечно, творческих способностей.

Первоначально считалось, что развивать креативность можно только у одаренных детей, но оказалось, что её можно и нужно развивать у всех и даже отстающих в развитии детей. Это связано с тем, что в заданиях по развитию качеств креативного мышления не существует «неправильных ответов».

- Сегодня я хочу поделиться с вами педагогическими приёмами, которые считаю особенно интересными.  Надеюсь, что они станут для вас полезными, и вы будете использовать их в своей практике.


  1. Практическая часть.

1.Презентация опыта.

1.Приём «Хорошо - плохо» 

Приём направлен на формирование у детей с ОВЗ представления о том, как устроено противоречие, умения строить логические цепочки рассуждений и приводить доказательства.

Например, на уроке окружающего мира учитель задает ситуацию:

Тема «Погода». Одним из природных явлений является дождь.

- Найдите плюсы или минусы данного явления. (слайд 3 с таблицей)

Класс делится на 2 команды. Одна ищет плюсы, другая ищет минусы. Результаты ответов детей заносятся в таблицу.

- Давайте попробуем и мы проанализировать какое-нибудь событие или явление с позиции «Хорошо - плохо»

1группа: Например «Покупка автомобиля». Найдите плюсы и минусы данного события (Коллективное обсуждение)

- Хорошо, что я приобрёл автомобиль, потому что……. (высказывания)

- Плохо, что я приобрёл автомобиль, потому что……

2 группа «Выращивание овощей на личном приусадебном участке»


Вывод: вы сейчас, осуществляя творческий подход, оценивали ситуацию с разных позиций

2. Приём «Где логика?» (слайд 4)

--Всем вам знаком по одноименной телеигре. У моих учеников он пользуется большим успехом, направлен на развитие креативного мышления. Предлагаю и вам по картинкам угадать известные детские песенки. (слайды 5-11)


3.Приём «Мнемотехника» в переводе в греческого «искусство запоминания»

- Для младших школьников с ОВЗ приёмы мнемотехники – настоящая палочка-выручалочка. Короткие стишки по мнемотехнике облегчают запоминание сложных правил.

-Так, одной из типичных ошибок, которые допускают ученики начальной школы с ОВЗ, является неправильная постановка ударения в словах.

-Мнемотехнический приём «Орфоэпические запоминалки» покажет вам, как легко и правильно можно научиться ставить ударение в сложных словах.

(Слайд 12) Пример таких стихотворений (с картинками) на экране

1.Пилот потратил много сИл,

Но всё же выпустил шассИ.


2. Все, кто болеют корью, напримЕр,

Помещены в больничный диспансЕр

Задание для участников (листки с рифмами раздать заранее)

Попробуйте и вы сочинить такие же стихи, используя предложенные вам рифмы (на слайде) (слайд 13)

посмотрИте - граффИти

талАнты - бАнты,

привезлИ - жалюзИ,

ума палАта - кофе «ЛАтте»

рабОта - ломОта,

не забывАть - премировАть


Ответы участников

-Легче ли вам было запоминать ударения с помощью таких ассоциаций?

-Так и мои ученики, заучив подобные стишки, без труда запоминают ударение в сложных словах.

-Данные приёмы способствуют развитию яркой и образной речи уч-ся. Мои ученики являются участниками театральной студии «Люди и куклы» при доме детского творчества №3, где мы готовим различные спектакли. В настоящее время ведём активную подготовку к региональному фестивалю «От сердца к сердцу», родители также вовлечены в работу, помогают с костюмами, декорациями.

В заключение своего выступления хочу показать небольшой видеофрагмент с участием моих детей, с «безграничными возможностями». (слайд 14)

??????4.Приём «Ложная альтернатива» (прием можно использовать на этапе закрепления знаний, на этапе актуализации знаний по теме) 

Описание: внимание ученика уводится в сторону с помощью альтернативы "или-или", совершенно произвольно выраженной. Ни один из предлагаемых ответов не является верным.

Пример. (слайд 15 вопросы)

Дети дают ответы «Верного ответа нет, или: ни то, ни другое, и предлагают свой вариант ответа. Например:

  1. Что растет на березе - яблоки или груши?

  2. Каким действием вычисляется  периметр прямоугольника: делением или вычитанием?

  3. Звук А звонкий или глухой?

Как думаете, коллеги, учит ли этот прием критически мыслить детей с ОВЗ? Почему?

Попробуйте сформулировать аналогичный вопрос  ложной альтернативы по своей предметной области. (Ответы участников)


Заключительная часть.

ВЫВОД:

- Сегодня Вы увидели только некоторые приёмы развития креативного мышления у детей с ОВЗ в начальной школе.

Предложенные задания учат «особенных» детей мыслить, анализировать, помогают раскрыть их природные способности и таланты. И что немаловажно, они очень нравятся детям, а значит, создают условия для формирования устойчивого интереса к изучаемому предмету.

- Спасибо за внимание! (слайд 16)


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!