СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мастер-класс Тема: «Практика использования кинезиологических упражнений, игр в логопедической работе по развитию речи дошкольников и развитию психических процессов».

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мастер-класс для воспитателей и родителей по теме " Практика использования кинезиологических упражнений и игр в логопедической работе по развитию речи дошкольников"

Просмотр содержимого документа
«Мастер-класс Тема: «Практика использования кинезиологических упражнений, игр в логопедической работе по развитию речи дошкольников и развитию психических процессов».»

Мастер-класс

Подготовила: Кузьмина Л.А., учитель-логопед

Тема: «Практика использования кинезиологических упражнений, игр в логопедической работе по развитию речи дошкольников и развитию психических процессов».

Цель: Повышение уровня профессиональной компетентности воспитателей,родителей в использовании кинезиологических упражнений в работе с детьми.

Задачи: 1. Познакомить воспитателей, родителей мастер – класса с понятием «кинезиология», теоретическими основами её применения в работе с детьми дошкольного возраста;

2. Показать значимость применения игр,упражнений в кинезиологии для речевого развития дошкольников.


Материалы: картон, цветная бумага, маркеры.


Теоретическая часть

Добрый день, уважаемые коллеги и родители! Я очень рада нашей встрече!

Итак, тема сегодняшнего мастер-класса «Практика использования кинезиологических упражнений, игр в логопедической работе по развитию речи дошкольников и развитию психических процессов».

«Мы с вами рассмотрим деятельность больших полушарий головного мозга, и попробуем применить знания на практике.Надеюсь, что вам будет интересно и познавательно.

В последнее время мы часто слышим о важности развития межполушарных связей у детей, и даже в продаже появились специальные пособия, тренажёры, прописи для развития межполушарного взаимодействия.
Слайды 1-2.

Попробуем разобраться: что же такое межполушарные связи, зачем они нужны, и как их развивать.

Межполушарные связи формируются вплоть до 12-15 лет, постепенно в несколько этапов. Но, по мнению учёных, дошкольный возраст - наиболее благоприятный период для развития мозговых структур. Основное развитие межполушарных связей формируется в возрастном периоде от 3 до 8 лет - у девочек до семи лет, у мальчиков до восьми – восьми с половиной лет. Именно в этом возрасте закладывается интеллектуальная основа и чем лучше будут развиты межполушарные связи, тем выше у ребёнка будет интеллектуальное развитие, память, внимание, речь, воображение, мышление и восприятие. А вот неспособность правого и левого полушарий к полноценному взаимодействию – одна из причин нарушения функции обучения и управления своими эмоциями.

Как же «подружить» две половинки мозга ребёнка? Ответ прост – играть особенные игры,заниматься«гимнастикой мозга».Современная психолого-педагогическая практика предлагает множество игр и упражнений для развития межполушарного взаимодействия у детей. Необходимо лишь подобрать оптимальный комплекс упражнений, направленный на решение той или иной задачи.

Комплексы нейродинамической гимнастики для дошкольников построены на основе кинезиологических упражнений, мануальных и психомоторных игр. Эти интегрирующие упражнения пробуждают систему “интеллект-тело” и приводят её в готовность к обучению.Главная идея, которую пропагандируют кинезиологи, такова – развивающая работа должна быть направлена от движения к мышлению, а не наоборот.

Все мы знаем, что наш мозг состоит из двух полушарий, каждое из которых выполняет свою работу.
Слайд 3.



Левое полушарие отвечает за логическое мышление, оперирует фактами и терминами, выполняет различные мыслительные операции. Что же делает правое полушарие? А правое полушарие – это наша интуиция, образное мышление, фантазия и творческие способности.

Левополушарных людей в природе большинство. Правое же полушарие практически бездействует. А то, что не используется, со временем деградирует. У значительной части взрослого населения такая функция правого полушария, как воображение, практически не используется — взрослые разучились мечтать и фантазировать. Только взаимосвязанная работа двух полушарий мозга обеспечивает нормальную работу всех психических процессов.

Главным инструментом при выполнении «гимнастики мозга» являются руки. Действуя двумя руками, развиваются оба полушария. Упражнения для развития межполушарного взаимодействия необходимо выполнять, каждый день, хотя бы по 5-10 минут. Сначала выполнять упражнения будет сложно, поэтому торопиться не надо, когда начнёт получаться, можно увеличивать темп. Эти упражнения будут полезны не только детям, но и взрослым, даже если межполушарные взаимодействия сформированы.

Практическая часть.

Для начала я предлагаю вам выполнить несколько простых, но действенных упражнений на развитие межполушарных связей, в ходе которых работают оба полушария мозга.

Перекрёстные телесные движения, упражнения на координацию и ловкость.Например, всем известное упражнение «Ухо – нос»
Слайд 4.

Взяться левой рукой за кончик носа, а правой – за противоположное ухо. Одновременно опустить руки и хлопнуть в ладоши. Изменить положение рук с точностью до наоборот.Вы готовы?Начинаем.

Кинезиологические упражнения.

«Кольцо»

Поочерёдно и как можно быстрее перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо большой палец с другими последовательно. Сначала в одном порядке, затем в обратном. Делать сразу двумя руками. Если ребенку трудно сразу двумя, то можно сначала правой, потом левой, а потом соединить. Кажется, что легко и просто, но выполнив несколько раз, пальцы начинают сбиваться. Когда выполняете это упражнение, то на руки смотреть не надо.
Слайд 5-7.

Детям очень нравятся кинезиологические упражнения в речевом сопровождении. Ритм речи, особенно ритм стихов способствует развитию координации, общей и тонкой произвольной моторики. Движения становятся более плавными, выразительными, ритмичными. Стихотворная форма всегда привлекает детей своей живостью, эмоциональностью, без специальных установок настраивая детей.

Таких простых, но очень действенных упражнений очень много. И как я уже говорила, что сейчас в продаже есть специальные тренажёры для развития межполушарного взаимодействия. Но я предлагаю вам поиграть и изготовить простые, но полезные в развитии ребёнка пособия. Для этого нам понадобятся самые обычные материалы: бумага, маркеры, салфетки.

«Проведи по линиям»

Итак, берём листок бумаги и чертим на нем маркерами любые зеркальные линии, лабиринты, спирали. Обозначаем начало и конец дорожки значком разного цвета. Пособие готово.
Задания для ребёнка:
- проведи по линии правой рукой;
- проведи по линии левой рукой;
- проведи по линии двумя руками одновременно;
- проведи по линии указательным пальцем (большим, средним, безымянным, мизинцем)правой руки;
- проведи по линии указательным пальцем (большим, средним, безымянным, мизинцем)левой руки;
- провести по линии указательными пальцами (большими, средними, безымянными, мизинцами)обеих рук.
Слайд 8-10.

Для «хождения по дорожкам» можно использовать мелкие игрушки, фишки, крышечки и др.Можно найти в Интернете и распечатать готовые картинки с аналогичными заданиями или так же, сделать самостоятельно, используя картинки с разными персонажами.

В игре «Кулак – ребро – ладонь»можно играть, используя наглядность. Для этого необходимо изготовить такие карточки, где круг обозначает кулак, прямоугольник – ребро, овал – ладонь.



А сейчас изготовим нейродорожки.

Рефлексия.

Уважаемые коллеги и родители! Я благодарю вас за продуктивную работу и творчество. Надеюсь, в ходе мастер-класса вы получили представления о многообразии игровых упражнений и вариантов их использования в своей работе для развития межполушарного взаимодействия у детей. Я искренне желаю, чтобы эти игры, упражнения и пособия помогли вам в работе с детьми.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!