Мастер – класс по изготовлению
сувенира «Символ Республики Башкортостан
«Цветок курая»
Цель: распространение опыта этнокультурного образования через популяризацию и сохранение народных промыслов и ремёсел на примере изготовления сувенира «Символ Республики Башкортостан «Цветок курая».
Задачи:
Обучающая: ознакомить с историей символа республики Башкортостана «Цветок курая» и технологией ее изготовления;
Развивающая: развивать умения и навыки анализировать, синтезировать, обобщать, сравнивать;
Воспитательная: воспитывать чувства уважения к народам проживающим в ЯНАО и их культуре, любви к своей малой родине.
Методы и методические приемы:
Словесный
Иллюстративно-наглядный
Инструменты и материалы: Фетр, клей «Момент», ножницы, бусины, стразы.
Используемая литература:
1.Башкирские народные предания и легенды. Bashkort folk legends / Фануза Надршина (на баш., рус. и англ. яз.) — Уфа: Китап, 2001.
2.Память народная (исторические корни и жанровые особенности башкирских народных преданий и легенд). (монография) — Уфа: Гилем 2006.
3.Башкирские народные эпические сказания. Bashkir folk epic stoties / (на башк., русск. и англ. яз.) — Уфа: «Китап», 2010. 280 с.
4.Уроки мастерства. Окружной Дом ремесел. Г.Салехард. 2003
5.Хомич Л.В. Ненцы. Историко – энтографические очерки. Москва.1966
Ход мастер-класса:
I. Организационный момент
1. Сообщение темы и цели мастер-класса
Педагог: Здравствуйте, уважаемые гости! Сегодня предлагаем Вам мастер - класс по изготовлению сувенира «Символ Республики Башкортостан «Цветок курая».
II. Основная часть
Изучение нового материала
Педагог:
Для большинства людей, проживающих на территории ЯНАО, традиционная культура местных народов остаётся загадкой. У каждого народа свое видение основ мироздания, каждый народ создал свой образ мира, и в то же время в его устройстве есть много общего. Солнце, Вода, Земля у всех народов едины с человеком. Человек рассматривает себя, как часть природы, поклоняется ей. У всех народов в изображении окружающего мира главным является духовная основа, единое чувство мира, добра и красоты. Белые березы наших лесов и бескрайние просторы полей - это символы России. Московский Кремль, Могила Неизвестного солдата в Москве, Знамя Победы - это тоже символы России. У Башкортостана тоже есть свои символы: великие и знаменитые горы Урала, неизведанные пещеры, просторные реки и озера. Но к государственным символам любой страны относятся, прежде всего, государственные герб и флаг. Символы - это условные знаки или изображения, имеющие для человека или целого народа очень важное значение. Символы вызывают определенные представления. Говоря о Париже, мы представляем Эйфелеву башню. Слушая рассказ о США мы видим статую Свободы.
«Много на свете трав да цветов, да такой вот только один. Летом распускается прекрасный цветок зонтик у самой опушки леса, привлекая людей красотой, а ароматом своим пчел - собирателей сладкого нектара для целебного меда. В народе зовется он кураем, а ученые люди нарекли его ребросемянник уральский. Много красивых легенд в башкирском народном эпосе прославляют это растение. В Башкортостане цветок курая занимает почетное место на государственном гербе республики. Ценит башкирский народ чудный цветок, считая его символом единения всех родов и племен. Цветок курая - символ дружбы и семь его лепестков, символизируют семь родов (бурджан, катай, кипчак, минг, табин, усерган, юрмат), положивших начало консолидации башкирской нации, начало единению народов, проживающих на территории Республики Башкортостан. В центре белой полосы золотистым цветом изображена эмблема - круг, в центре которого находится стилизованный цветок курая, состоящий из семи лепестков. Согласно Положению о флаге синий цвет символизирует ясность, добродетель и чистоту помыслов народов Башкирии, белый - миролюбие, открытость, готовность к взаимосотрудничеству, зелёный - свободу и вечность жизни.
2. Практическая работа
Педагог: Я предлагаю вам самим изготовить сувенир. Перед вами лежат технологические карты с последовательностью выполнения этой работы. Приступаем к выполнению.
Техника безопасности при работе с ножницами
1. Храните ножницы в указанном месте в определённом положении.
2. При работе внимательно следите за направлением резания.
3.Не работайте с тупыми ножницами и с ослабленным шарнирным креплением.
4. Не держите ножницы лезвием вверх.
5. Не оставляйте ножницы с открытыми лезвиями.
6. Не режьте ножницами на ходу.
7. Не подходите к товарищу во время работы.
8. Передавайте закрытые ножницы кольцами вперёд.
9. Во время работы удерживайте материал левой рукой так, чтобы пальцы были в стороне от лезвия.
Техника безопасности при работе с клеем.
1. С клеем обращайтесь осторожно. Клей ядовит!
2. Нельзя, чтобы клей попадал на пальцы рук, лицо, особенно глаза.
3. При попадании клея в глаза надо немедленно промыть их в большом количестве воды.
4. По окончании работы обязательно вымыть руки и кисть.
5. При работе с клеем пользуйтесь салфеткой.
III. Итог занятия.
1. Подведение итогов мастер-класса.
Педагог:. Вот и подошел к концу наш мастер – класс по изготовлению сувенира «Символ Республики Башкортостан «Цветок курая»
Думаю, этими знаниями вы обязательно воспользуетесь, когда будете заниматься у себя с детьми или поделитесь с другими. Надеюсь, что мастер - класс вам понравился. До свидания!
Технологическая карта изготовление сувенира
«Символ Республики Башкортостан «Цветок курая»
№ п/п | Последовательность выполнения работ | Графическое изображение | Инструменты, приспособления, материалы |
1 | Необходимые материалы и инструменты. | | Фетр, ножницы, нитки, карандаш, бусины, стразы, клей. |
2 | Вырезаем заготовки . | | Фетр, ножницы. |
3 | Приклеиваем по центру заготовку в виде в виде цветка из семи лучиков на голубую заготовку. | | Заготовка из фетра, клей. |
4 | Приклеиваем стразы. | | Заготовка из фетра, стразы. |
5 | Приклеиваем стразы. | | Заготовка из фетра, стразы. |
6 | Делаем на нитке узелок , надеваем две бусины, и завязываем узелок. Делим нитку пополам и одеваем бусину, завязываем узелок. | | Нитка, бусины. |
7 | Приклеиваем нитку с изнаночной стороны. Вот что у нас получилось | | Заготовка из фетра, клей. |
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА НОВЫЙ УРЕНГОЙ МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА (МБОУ ДО Дом детского творчества, МБОУ ДО ДДТ) |
Мастер - класс
Тема: Изготовление сувенира «Подвеска олень»
Разработала:
Педагог дополнительного образования
Подусова Галина Теодоровна
г. Новый Уренгой
2018 год
Мастер – класс по изготовлению
сувенира «Подвеска олень»
Подусова Галина Теодоровна, МБОУ ДО Дом детского творчества, педагог дополнительного образования
Предмет (направленность): художественное творчество (художественная направленность)
Возраст детей: 8 -12 лет
Место проведения: класс
Цель: распространение опыта через популяризацию и сохранение народных промыслов и ремёсел на примере изготовления сувенира «Подвеска олень».
Задачи:
Обучающая: ознакомить с историей Мурманской области и технологией ее изготовления;
Развивающая: развивать умения и навыки анализировать, синтезировать, обобщать, сравнивать;
Воспитательная: воспитывать чувства уважения к народам проживающим в ЯНАО и их культуре, любви к своей малой родине.
Методы и методические приемы:
Словесный
Иллюстративно-наглядный
Инструменты и материалы: Фетр, клей «Момент», ножницы, бусины, стразы.
Используемая литература:
Большакова Н. П. Северная Шамбала // Мурманский вестник. — 1997. — 28 августа.
Верховиков А. Странности озера Сейд // Горняк. — 1993. — 28 сентября.
Гурвиц А. Б. Загадка озера Духов // Природа и человек. — № 11—12. — 1998.
Кожевников А. Солнце ездит на оленях. — М. — 1972.
5.Уроки мастерства. Окружной Дом ремесел. Г.Салехард. 2003
6.Хомич Л.В. Ненцы. Историко – энтографические очерки. Москва.1966
Ход мастер-класса:
I. Организационный момент
1. Сообщение темы и цели мастер-класса
Педагог: Здравствуйте, уважаемые гости! Сегодня предлагаем Вам мастер - класс по изготовлению сувенира «Подвеска олень»
II. Основная часть
Изучение нового материала
Педагог:
Вот он – северный олень,
Белый, словно снег.
Пусть сугробы до колен,
Лёгок его бег.
Я сожму в руках хорей,
Только кину взгляд,
Только лихо крикну: “ Эй! ”–
Всё скорее и скорей
Нарты полетят.
Среди снежной кутерьмы,
В тундре голубой,
Сквозь дыхание зимы –
Солнечной стрелой!
Друг мой – северный олень,
Белый, словно снег.
Он в сугробах до колен
Не убавит бег.
Северный олень - одно из самых красивых животных Севера. Большие темные глаза, обрамленные светлой шерстью, мягкие подвижные губы и внушительные крепкие рога.
Северные олени — единственные представители семейства оленьих, у которых корона из рогов украшает не только представителей сильного пола - быков, но и прекрасных дам - важенок. Самки носят рога всю зиму. Это помогает важенкам удерживать более сильных, но безрогих зимой самцов от покушений на выкопанный обед - мох ягель. Опустив голову, важенка закрывает лунку в снегу «костяной оградой», к которой нельзя подступиться, и рогами оттесняет быка в сторону.
Внешность северных оленей отличается от собратьев других видов: удлиненное туловище, довольно длинная шея, короткие и сильные ноги, небольшой хвост и уши. А нос не кожаный - шерстяной! Копыта у северного оленя состоят из двух половинок, соединенных перепонкой. Эти половинки подвижны и могут раздвигаться, позволяя оленям передвигаться по рыхлому снегу и топким болотам.
Копыта северного оленя имеют площадь почти в два раза большую, чем у других оленей, и хорошо приспособлены к раскапыванию: образуют большую ложку, удобную для разгребания снега и добывания ягеля.
При движении северных оленей слышится своеобразный звук, по которому о приближении стада ночью можно узнать за сотни метров – скакательные суставы издают щелчки. Бегают северные олени быстрой рысью, практически не уставая, быстро плавают.
Глаза северного оленя ночью светятся тусклым желтым светом. Стадо оленей в темноте можно увидеть издалека, за сотни метров. Питание оленя меняется по сезонам. Летом у северных оленей вкусное и разнообразное меню. Они едят траву, листья и побеги деревьев, кустарники, грибы, ягоды. Зимой основным кормом служат ягель (“олений мох”), древесные лишайники, а также веточки лиственных деревьев, мхи и зелёные растения, сохранившиеся под снегом.
Пользуясь великолепно развитым обонянием, олени очень точно находят пищу под снегом и производят "раскопки" в нужных местах. У северных оленей хорошее обоняние, приличный слух, но... очень слабое зрение, как и у многих северян. В стадах олени руководствуются поведением вожаков - передовых оленей -гирвасов. Оленята бурые или буровато-серые, одноцветные. Уже в первую неделю после рождения они хорошо бегают и даже плавают.
Рожки у малышей-пыжиков начинают появляться к третьей неделе жизни, в конце сентября — октября становятся похожими на изогнутые спицы. Только к 4—5 годам рога становятся такими же красивыми, как у взрослых оленей. Северный олень - осторожное, чуткое, очень пугливое животное. Летом олени страдают от насекомых – мошек и комаров от которых спасаются на больших открытых болотах, у берегов рек и озер, где много зеленого корма, а ветер отгоняет насекомых. Волки - самые опасные из врагов оленей. Для оленят опасны встречи с росомахами и песцами, рысями и бурыми медведями.
2. Практическая работа
Педагог: Я предлагаю вам самим изготовить сувенир. Перед вами лежат технологические карты с последовательностью выполнения этой работы. Приступаем к выполнению.
Техника безопасности при работе с ножницами
1. Храните ножницы в указанном месте в определённом положении.
2. При работе внимательно следите за направлением резания.
3.Не работайте с тупыми ножницами и с ослабленным шарнирным креплением.
4. Не держите ножницы лезвием вверх.
5. Не оставляйте ножницы с открытыми лезвиями.
6. Не режьте ножницами на ходу.
7. Не подходите к товарищу во время работы.
8. Передавайте закрытые ножницы кольцами вперёд.
9. Во время работы удерживайте материал левой рукой так, чтобы пальцы были в стороне от лезвия.
Техника безопасности при работе с клеем.
1. С клеем обращайтесь осторожно. Клей ядовит!
2. Нельзя, чтобы клей попадал на пальцы рук, лицо, особенно глаза.
3. При попадании клея в глаза надо немедленно промыть их в большом количестве воды.
4. По окончании работы обязательно вымыть руки и кисть.
5. При работе с клеем пользуйтесь салфеткой.
III. Итог занятия.
1. Подведение итогов мастер-класса.
Педагог: Вот и подошел к концу наш мастер – класс по изготовлению сувенира «Подвеска олень»
Думаю, этими знаниями вы обязательно воспользуетесь, когда будете заниматься у себя с детьми или поделитесь с другими. Надеюсь, что мастер - класс вам понравился. До свидания!
Технологическая карта изготовление сувенира
«Подвеска олень»
№ п/п | Последовательность выполнения работ | Графическое изображение | Инструменты, приспособления, материалы |
1 | Необходимые материалы и инструменты. | | Фетр, ножницы, нитки, бусины, стразы, клей. |
2 | Вырезаем заготовки . | | Фетр, ножницы. |
3 | Приклеиваем по центру заготовку олень на голубую заготовку. | | Заготовка из фетра, клей. |
4 | Делаем на нитке узелок , надеваем две бусины, и завязываем узелок. Делим нитку пополам и одеваем бусину, завязываем узелок. | | Нитка, бусины. |
5 | Приклеиваем нитку с бусинами, с изнаночной стороны заготовки. | | Заготовка из фетра, нитки с бусинами, клей. |
6 | Приклеиваем стразы. | | Заготовка из фетра, стразы. |
7 | Приклеиваем стразы на место глаз. Вот что у нас получилось | | Заготовка из фетра, стразы. |