Материалы мастер-класса по теме: "Использование активных и интерактивных стратегий обучения в процессе дополнительного образования школьников" (4часа)
Цель: способствовать осознанному выбору педагогом дополнительного образования активных и интерактивных форм и методов обучения на учебных занятиях и воспитательных мероприятиях, формировать у педагогов культуру качественного применения активных методов обучения.
Ход и содержание мастер-класса.
1.Методическая разминка “В центре развития животных.”
Цель - сфокусировать внимание участников на проблеме и вызвать интерес к обсуждаемой теме.
Рассказ притчи:
Однажды был создан центр развития для животных. Педагоги были уверены, что у них очень понятный учебный план, но почему-то учащихся преследовали неудачи. Утка была звездой занятий по плаванию, но полностью проваливалась на занятиях лазания по деревьям. Обезьяна была великолепна в лазании по деревьям, но очень плохо плавала. Цыплята были превосходны в поиске зерен, но так срывали занятия по лазанью по деревьям, и их ежедневно отправляли в кабинет к директору. Кролики делали сенсационные успехи в беге, но им пришлось давать индивидуальные занятия по плаванию. Печальнее всего обстояли дела у черепах, которые, после многих диагностических тестов, были объявлены “неспособными развиваться”. И их послали в специальную группу, в отдаленную нору суслика.
Дискуссия, обсуждение, разработка рекомендаций по проблеме, обозначенной в притче.
1.Кто здесь неудачник: педагог или учащийся?
2.Как учить разных обучающихся?
3.Как выстраивать учебный процесс в группе так, чтобы в нем могли хорошо чувствовать себя все дети?
2.Актуализация знаний педагогов по проблеме мастер-класса.
Обсуждение сути и цели интерактивного обучения, роли педагога в интерактивной модели обучения.
Цель интерактивного обучения - создание комфортных условий обучения, при которых ребенок чувствует свою успешность, свое интеллектуальное совершенство, что делает продуктивным сам образовательный процесс.
Суть интерактивного обучения состоит в том, что образовательный процесс происходит в условиях постоянного, активного взаимодействия всех обучающихся. Это базируется на сотрудничестве, взаимо-обучении: педагог - обучающийся, обучающийся - обучающийся. При этом оба партнера - равноправные, равнозначные субъекты обучения. Интерактивное взаимодействие исключает доминирование одного участника учебного процесса над другим, одной мысли над другой. Во время такого общения учащиеся учатся быть демократичными, общаться с другими людьми, критически мыслить, принимать обоснованные решения.
Роль педагога в интерактивной модели обучения принципиально отлична от традиционной: интеракция способствует доминированию активности самого обучающегося, а не педагога. Педагог выступает партнером ученика, поддерживает активность участников, старается выявить многообразие точек зрения, поощряет творчество. Усилия педагога направлены на облегчение восприятия, усвоения, взаимопонимания участников образовательного процесса.
Психологи отмечают, что интерактивные методы обучения не являются единственно верными. Интерактивное обучение может не соответствовать индивидуальным психологическим особенностям личности обучаемых, особенно обладающих крайне выраженными характеристиками интроверсии, либо имеющим существенные изменения ценностно-смысловой сферы. В этом аспекте объяснительно-иллюстративные, традиционные методы обучения являются более универсальными.
Разделение на пассивные, активные и интерактивные методы довольно условно, так как в практике они чаще всего переплетаются, но возможен и акцент на один из методов. Критерий их разделения – уровень коммуникации, взаимодействия участников учебного процесса. Поэтому предлагается немного поработать в группах.
Работа в группах «Пассивные, активные и интерактивные методы обучения»
Цель: актуализировать знания педагогов о пассивных, активных и интерактивных методах обучения
Одной из самых популярных интерактивных форм работы у многих педагогов считается групповая работа. Как вы думаете, почему?
Предлагаем вам одну из форм деления на группы. Вы выбираете карточку с рисунком. По рисунку определите, к какой стратегии (пассивных, активных или интерактивных
методов) относится этот рисунок. Выбираете эту стратегию (пересаживаетесь в эту группу).
Обоснуйте, пожалуйста, свой выбор, и результаты работы группы оформите на листе, заполняя таблицу:
Стратегия обучения
|
|
Методы
|
|
Роль педагога
|
|
Роль учащегося
|
|
Способ взаимодействия
|
|
Источник информации
|
|
Слова для справок: Субъект процесса, пассивный объект, участник процесса, ведет исследование, центральная фигура, эксперт, консультант, определяет направление работы, источник информации, линейное взаимодействие, круговое взаимодействие, совместное обсуждение; книги, словари, сборники, ИКТ; одностороннее взаимодействие, предлагает идеи, обучение через проживание опыта, создаёт условия для инициативы учащихся; нет инициативы, нет творчества; задаёт вопросы …..
А сейчас просим каждую группу представить свои результаты работы.
Пассивные стратегии или методы линейного взаимодействия:
одностороннее, линейное взаимодействие;
педагог - центральная фигура, он источник информации;
он распределяет время, работу;
много контролирует;
учащийся - пассивный объект воздействия;
группа - масса;
нет активного творчества учащихся, нет алгоритма взаимодействия друг с другом;
нет инициативы учащихся, самостоятельности.
Активные стратегии или методы кругового воздействия.
Характер взаимоотношений изменяется, хотя педагог и остается центральной фигурой:
Педагог - источник информации, эксперт;
учащийся уже не пассивный слушатель, он задает вопросы, предлагает собственные идеи, решения, т.е. он уже становится субъектом учебной деятельности;
темы, проблемы формулируются в ходе совместного обсуждения;
нет жесткой структуры занятия, т.к. педагог готов действовать по ситуации.
Интерактивные стратегии или методы кругового взаимодействия.
Роль педагога резко изменяется:
он перестает быть центральной фигурой и главным источником информации;
его роль - определить общее направление работы, создать условия для инициативы учащихся; он консультант, помощник при серьезных затруднениях;
учащийся - полноправный участник учебного процесса, он ведет исследование, поиск самостоятельно или во взаимодействии с другими учащимися;
источниками информации для учащихся являются книги, словари, сборники, ИКТ.
процесс обучения во многом идет через проживание опыта.
Предложите свои варианты использования данного приема на своих учебных занятиях по краеведению, туризму, техническому, декоративно-прикладному творчеству и т.д.
3. Краткое представление ведущим мастер-класс собственного опыта в использовании интерактивных методов и форм обучения («мозговой штурм», ролевая игра, презентация, игра, акция, проект, трудовой десант, экскурсия, дискуссия, флэшмоб, фокус-группа) при реализации дополнительных общеразвивающих программ по изучению
окружающей среды и программы работы детского общественного объединения.
4. Практическое освоение материала:
1). Проведение с участниками «мозгового штурма» (метод для получения новой идеи или решения сложного вопроса) по проблеме выбора путей по решению конкретной экологической проблемы своего города (варианты: загрязнение бытовым мусором, наличие большого количества бродячих домашних животных).
Рекомендации по проведению мозгового штурма.
Выбирается ведущий процесса, который объясняет правила и координирует дискуссию, обеспечивает психологическую поддержку участников, атмосферу активности и доброжелательности, организует работу по следующим этапам:
1. Описаниепроблемы или задачи, для которой необходимо найти решение.
2. Запись всех генерируемых идей.
3.Выступление каждого участника группового обсуждения. (Критиковать и осуждать идеи друг друга до окончания штурма запрещено). Дискуссия должна обязательно иметь ограничения по времени.
4.Развитие чьей-то мысли, если она понравилась.
5. Сбор всех высказанных предложений и совместный отбор пяти самых интересных. Развитие каждой из этих пяти идей. Присвоение для получения окончательного результата каждой идее определенного количества баллов по десятибалльной шкале по сформулированным для участников основным критериям отбора.
6.Проба согласованного и принятого решения в действии, чтобы увидеть, какие оно даст результаты. Если результат вас не удовлетворит, возможно, для решения проблемы придется организовать штурм еще раз.
Привлечение абсолютно разных участников позволит получить кардинально разные решения, что является безусловным преимуществом. Мозговой штурм дает возможность объединить в процессе поиска решений очень разных людей; а если группе удается найти решение, то ее участники обычно становятся стойкими приверженцами его реализации. Очень часто самое ценное в мозговом штурме - новое направление поиска, а не конкретное решение. В настоящее время метод мозгового штурма может быть эффективно использован организациями и детскими объединениями для улучшения качества работы в командах.
2). Интерактивная игра. Презентация материалов по теме “ПОПС-формула”
Цель - дать участникам достаточно информации, для того чтобы на ее основе выполнять практические задачи.
ПОПС-формула представляет собой российский вариант юридической технологии профессора права Д.Маккойда-Мэйсона из ЮАР. Используется при организации споров, дискуссий. Ее суть заключается в следующем. Учащийся высказывает:
П-позицию (объясняет, в чем заключена его точка зрения, предположим, выступает на занятиии с речью: «Я считаю, что биологическая война не может возникнуть…»);
О-обоснование (не просто объясняет свою позицию, но и доказывает, начиная фразой типа: «Потому что увеличивается риск гибели всего живого на планете…»);
П-пример (при разъяснении сути своей позиции пользуется конкретными примерами, используя в речи обороты типа: «Я могу подтвердить это тем, болезнетворные вирусы Зико, птичьего гриппа преодолевают большие расстояния, не знают границ…»;
С-следствие (делает вывод в результате обсуждения определенной проблемы, например, говорит: «В связи с этим (ведение биологической войны чревато для всех ее участников …»).
Таким образом, выступление обучающегося занимает примерно 1-2 минуты и может состоять из двух-четырех предложений. Самое главное, что дает применение данной технологии, учащиеся высказывают свою точку зрения, отношение к предложенной проблеме.
ПОПС - формулу полезно использовать при обсуждении сложных (дискуссионных) проблем, при выполнении упражнений, в которых нужно занять определенную позицию (например, метод «Займи позицию»), а также при проведении других занятий, связанных с общественными, экологическими проблемами. Этот метод знакомит учащихся с простой формой работы на занятии, когда необходимо выработать аргументы или мнения. Он помогает им прояснить свои мысли, а также сформулировать и представить свое мнение в четкой и сжатой форме. Он учит кратко излагать свою мысль и не отклоняться от темы.
Рекомендации для педагога по применению ПОПС-метода
- Дайте учащимся задание прочитать правила использования ПОПС - формулы.
- Объясните этапы и ответьте на возможные вопросы учащихся. Приведите пример каждого из этапов.
- Предложите добровольцам попробовать применить эти этапы к любой теме по их выбору.
- Проверьте понимание. Формулу можно изменять, например, предлагая учащимся приводить несколько мнений или примеров.
- Когда формула будет понятна всем учащимся, приступайте к упражнению, для которого Вы хотите использовать этот метод («займи позицию», общественные слушания и т. п.).
Интерактивная игра (обучение через опыт) Цель - практическое освоение материала, достижение поставленных целей занятия. Используя ПОПС-формулу, выскажите свою точку зрения по проблеме использования пассивных, активны и интерактивных методов обучения. Итак, продолжите фразу: Я считаю, что в образовательном процессе целесообразнее использовать……….. Обоснуйте свою точку зрения, используя ПОПС-формулу.
А сейчас мы просим каждую группу представить свои результаты работы.
Предложите свои варианты использования данного приема на своих учебных занятиях. ПОПС-формула может применяться для контроля знаний по пройденной теме, при закреплении изученного материала.
5.Выводы: интеракция способствует доминированию активности самих обучающихся, а не педагога. Педагог выступает партнером учеников, поддерживает активность участников, старается выявить многообразие точек зрения, поощряет творчество. Усилия педагога направлены на облегчение восприятия, усвоения, взаимопонимания участников образовательного процесса.
6.Рефлексия: интерактивная игра- упражнение «Автобусная остановка». Как и на любом занятии – педагог должен подвести к итогу. Задача каждой группы на «остановке» в течение 3-х минут наработать «+» и «-» каждого метода обучения. Поэтому остановки называются «Пассивные методы», «Активные методы», «Интерактивные методы». Группы будут перемещаться от остановки к остановке по звуковому сигналу. Если мнение предыдущей группы и ваше мнение совпадают, необходимо отметить эту характеристику звездочкой (*) и что-то добавить свое.
Давайте посмотрим, что получилось на каждой остановке. Для этого каждая группа представляет плюсы и минусы одного из методов. Какие выводы можно сделать об использовании на занятиях этих методов обучения?
Вывод: «+» и «-» есть у любого метода;
выбор метода диктуется условиями и обстоятельствами (тема, время и т.д.);
психологический аспект (это может быть ситуацией успеха для слабого ученика, для аутсайдера и …)
Как упражнение «Автобусная остановка» можно использовать и на учебных занятиях. Обмен впечатлениями о мастер-классе. Выделение наиболее интересных моментов.
Право выбора в выборе методик и форм обучения учащихся всегда остается за вами: будете ли вы просто носителями информации или вы создадите такие условия, которые помогут детям самим добывать информацию и приобретать новый опыт.
Дерзайте, творите! Успехов вам в Вашей работе с детьми!
Использованы интернет-ресурсы: http://www.metod-kopilka.ru/materialy_,
материалы из ученого пособия В.С. Кукушкина «Теория и методика воспитания», Ростов-на - Дону
Просмотр содержимого документа
«Мастер-класс "Использование активных и интерактивных стратегий в дополнительном образовании школьников"»
Материалы мастер-класса по теме: "Использование активных и интерактивных стратегий обучения в процессе дополнительного образования школьников" (4часа)
Цель: способствовать осознанному выбору педагогом дополнительного образования активных и интерактивных форм и методов обучения на учебных занятиях и воспитательных мероприятиях, формировать у педагогов культуру качественного применения активных методов обучения.
Ход и содержание мастер-класса.
1.Методическая разминка “В центре развития животных.”
Цель - сфокусировать внимание участников на проблеме и вызвать интерес к обсуждаемой теме.
Рассказ притчи:
Однажды был создан центр развития для животных. Педагоги были уверены, что у них очень понятный учебный план, но почему-то учащихся преследовали неудачи. Утка была звездой занятий по плаванию, но полностью проваливалась на занятиях лазания по деревьям. Обезьяна была великолепна в лазании по деревьям, но очень плохо плавала. Цыплята были превосходны в поиске зерен, но так срывали занятия по лазанью по деревьям, и их ежедневно отправляли в кабинет к директору. Кролики делали сенсационные успехи в беге, но им пришлось давать индивидуальные занятия по плаванию. Печальнее всего обстояли дела у черепах, которые, после многих диагностических тестов, были объявлены “неспособными развиваться”. И их послали в специальную группу, в отдаленную нору суслика.
Дискуссия, обсуждение, разработка рекомендаций по проблеме, обозначенной в притче.
1.Кто здесь неудачник: педагог или учащийся?
2.Как учить разных обучающихся?
3.Как выстраивать учебный процесс в группе так, чтобы в нем могли хорошо чувствовать себя все дети?
2.Актуализация знаний педагогов по проблеме мастер-класса.
Обсуждение сути и цели интерактивного обучения, роли педагога в интерактивной модели обучения.
Цель интерактивного обучения - создание комфортных условий обучения, при которых ребенок чувствует свою успешность, свое интеллектуальное совершенство, что делает продуктивным сам образовательный процесс.
Суть интерактивного обучения состоит в том, что образовательный процесс происходит в условиях постоянного, активного взаимодействия всех обучающихся. Это базируется на сотрудничестве, взаимо-обучении: педагог - обучающийся, обучающийся - обучающийся. При этом оба партнера - равноправные, равнозначные субъекты обучения. Интерактивное взаимодействие исключает доминирование одного участника учебного процесса над другим, одной мысли над другой. Во время такого общения учащиеся учатся быть демократичными, общаться с другими людьми, критически мыслить, принимать обоснованные решения.
Роль педагога в интерактивной модели обучения принципиально отлична от традиционной: интеракция способствует доминированию активности самого обучающегося, а не педагога. Педагог выступает партнером ученика, поддерживает активность участников, старается выявить многообразие точек зрения, поощряет творчество. Усилия педагога направлены на облегчение восприятия, усвоения, взаимопонимания участников образовательного процесса.
Психологи отмечают, что интерактивные методы обучения не являются единственно верными. Интерактивное обучение может не соответствовать индивидуальным психологическим особенностям личности обучаемых, особенно обладающих крайне выраженными характеристиками интроверсии, либо имеющим существенные изменения ценностно-смысловой сферы. В этом аспекте объяснительно-иллюстративные, традиционные методы обучения являются более универсальными.
Разделение на пассивные, активные и интерактивные методы довольно условно, так как в практике они чаще всего переплетаются, но возможен и акцент на один из методов. Критерий их разделения – уровень коммуникации, взаимодействия участников учебного процесса. Поэтому предлагается немного поработать в группах.
Работа в группах «Пассивные, активные и интерактивные методы обучения»
Цель: актуализировать знания педагогов о пассивных, активных и интерактивных методах обучения
Одной из самых популярных интерактивных форм работы у многих педагогов считается групповая работа. Как вы думаете, почему?
Предлагаем вам одну из форм деления на группы. Вы выбираете карточку с рисунком. По рисунку определите, к какой стратегии (пассивных, активных или интерактивных
методов) относится этот рисунок. Выбираете эту стратегию (пересаживаетесь в эту группу).
Обоснуйте, пожалуйста, свой выбор, и результаты работы группы оформите на листе, заполняя таблицу:
Стратегия обучения | |
Методы | |
Роль педагога | |
Роль учащегося | |
Способ взаимодействия | |
Источник информации | |
Слова для справок: Субъект процесса, пассивный объект, участник процесса, ведет исследование, центральная фигура, эксперт, консультант, определяет направление работы, источник информации, линейное взаимодействие, круговое взаимодействие, совместное обсуждение; книги, словари, сборники, ИКТ; одностороннее взаимодействие, предлагает идеи, обучение через проживание опыта, создаёт условия для инициативы учащихся; нет инициативы, нет творчества; задаёт вопросы …..
А сейчас просим каждую группу представить свои результаты работы.
Пассивные стратегии или методы линейного взаимодействия:
одностороннее, линейное взаимодействие;
педагог - центральная фигура, он источник информации;
он распределяет время, работу;
много контролирует;
учащийся - пассивный объект воздействия;
группа - масса;
нет активного творчества учащихся, нет алгоритма взаимодействия друг с другом;
нет инициативы учащихся, самостоятельности.
Активные стратегии или методы кругового воздействия.
Характер взаимоотношений изменяется, хотя педагог и остается центральной фигурой:
Педагог - источник информации, эксперт;
учащийся уже не пассивный слушатель, он задает вопросы, предлагает собственные идеи, решения, т.е. он уже становится субъектом учебной деятельности;
темы, проблемы формулируются в ходе совместного обсуждения;
нет жесткой структуры занятия, т.к. педагог готов действовать по ситуации.
Интерактивные стратегии или методы кругового взаимодействия.
Роль педагога резко изменяется:
он перестает быть центральной фигурой и главным источником информации;
его роль - определить общее направление работы, создать условия для инициативы учащихся; он консультант, помощник при серьезных затруднениях;
учащийся - полноправный участник учебного процесса, он ведет исследование, поиск самостоятельно или во взаимодействии с другими учащимися;
источниками информации для учащихся являются книги, словари, сборники, ИКТ.
процесс обучения во многом идет через проживание опыта.
Предложите свои варианты использования данного приема на своих учебных занятиях по краеведению, туризму, техническому, декоративно-прикладному творчеству и т.д.
3. Краткое представление ведущим мастер-класс собственного опыта в использовании интерактивных методов и форм обучения («мозговой штурм», ролевая игра, презентация, игра, акция, проект, трудовой десант, экскурсия, дискуссия, флэшмоб, фокус-группа) при реализации дополнительных общеразвивающих программ по изучению
окружающей среды и программы работы детского общественного объединения.
4. Практическое освоение материала:
1). Проведение с участниками «мозгового штурма» (метод для получения новой идеи или решения сложного вопроса) по проблеме выбора путей по решению конкретной экологической проблемы своего города (варианты: загрязнение бытовым мусором, наличие большого количества бродячих домашних животных).
Рекомендации по проведению мозгового штурма.
Выбирается ведущий процесса, который объясняет правила и координирует дискуссию, обеспечивает психологическую поддержку участников, атмосферу активности и доброжелательности, организует работу по следующим этапам:
1. Описаниепроблемы или задачи, для которой необходимо найти решение.
2. Запись всех генерируемых идей.
3.Выступление каждого участника группового обсуждения. (Критиковать и осуждать идеи друг друга до окончания штурма запрещено). Дискуссия должна обязательно иметь ограничения по времени.
4.Развитие чьей-то мысли, если она понравилась.
5. Сбор всех высказанных предложений и совместный отбор пяти самых интересных. Развитие каждой из этих пяти идей. Присвоение для получения окончательного результата каждой идее определенного количества баллов по десятибалльной шкале по сформулированным для участников основным критериям отбора.
6.Проба согласованного и принятого решения в действии, чтобы увидеть, какие оно даст результаты. Если результат вас не удовлетворит, возможно, для решения проблемы придется организовать штурм еще раз.
Привлечение абсолютно разных участников позволит получить кардинально разные решения, что является безусловным преимуществом. Мозговой штурм дает возможность объединить в процессе поиска решений очень разных людей; а если группе удается найти решение, то ее участники обычно становятся стойкими приверженцами его реализации. Очень часто самое ценное в мозговом штурме - новое направление поиска, а не конкретное решение. В настоящее время метод мозгового штурма может быть эффективно использован организациями и детскими объединениями для улучшения качества работы в командах.
2). Интерактивная игра. Презентация материалов по теме “ПОПС-формула”
Цель - дать участникам достаточно информации, для того чтобы на ее основе выполнять практические задачи.
ПОПС-формула представляет собой российский вариант юридической технологии профессора права Д.Маккойда-Мэйсона из ЮАР. Используется при организации споров, дискуссий. Ее суть заключается в следующем. Учащийся высказывает:
П-позицию (объясняет, в чем заключена его точка зрения, предположим, выступает на занятиии с речью: «Я считаю, что биологическая война не может возникнуть…»);
О-обоснование (не просто объясняет свою позицию, но и доказывает, начиная фразой типа: «Потому что увеличивается риск гибели всего живого на планете…»);
П-пример (при разъяснении сути своей позиции пользуется конкретными примерами, используя в речи обороты типа: «Я могу подтвердить это тем, болезнетворные вирусы Зико, птичьего гриппа преодолевают большие расстояния, не знают границ…»;
С-следствие (делает вывод в результате обсуждения определенной проблемы, например, говорит: «В связи с этим (ведение биологической войны чревато для всех ее участников …»).
Таким образом, выступление обучающегося занимает примерно 1-2 минуты и может состоять из двух-четырех предложений. Самое главное, что дает применение данной технологии, учащиеся высказывают свою точку зрения, отношение к предложенной проблеме.
ПОПС - формулу полезно использовать при обсуждении сложных (дискуссионных) проблем, при выполнении упражнений, в которых нужно занять определенную позицию (например, метод «Займи позицию»), а также при проведении других занятий, связанных с общественными, экологическими проблемами. Этот метод знакомит учащихся с простой формой работы на занятии, когда необходимо выработать аргументы или мнения. Он помогает им прояснить свои мысли, а также сформулировать и представить свое мнение в четкой и сжатой форме. Он учит кратко излагать свою мысль и не отклоняться от темы.
Рекомендации для педагога по применению ПОПС-метода
Дайте учащимся задание прочитать правила использования ПОПС - формулы.
Объясните этапы и ответьте на возможные вопросы учащихся. Приведите пример каждого из этапов.
Предложите добровольцам попробовать применить эти этапы к любой теме по их выбору.
Проверьте понимание. Формулу можно изменять, например, предлагая учащимся приводить несколько мнений или примеров.
Когда формула будет понятна всем учащимся, приступайте к упражнению, для которого Вы хотите использовать этот метод («займи позицию», общественные слушания и т. п.).
Интерактивная игра (обучение через опыт) Цель - практическое освоение материала, достижение поставленных целей занятия. Используя ПОПС-формулу, выскажите свою точку зрения по проблеме использования пассивных, активны и интерактивных методов обучения. Итак, продолжите фразу: Я считаю, что в образовательном процессе целесообразнее использовать……….. Обоснуйте свою точку зрения, используя ПОПС-формулу.
А сейчас мы просим каждую группу представить свои результаты работы.
Предложите свои варианты использования данного приема на своих учебных занятиях. ПОПС-формула может применяться для контроля знаний по пройденной теме, при закреплении изученного материала.
5.Выводы: интеракция способствует доминированию активности самих обучающихся, а не педагога. Педагог выступает партнером учеников, поддерживает активность участников, старается выявить многообразие точек зрения, поощряет творчество. Усилия педагога направлены на облегчение восприятия, усвоения, взаимопонимания участников образовательного процесса.
6.Рефлексия: интерактивная игра- упражнение «Автобусная остановка». Как и на любом занятии – педагог должен подвести к итогу. Задача каждой группы на «остановке» в течение 3-х минут наработать «+» и «-» каждого метода обучения. Поэтому остановки называются «Пассивные методы», «Активные методы», «Интерактивные методы». Группы будут перемещаться от остановки к остановке по звуковому сигналу. Если мнение предыдущей группы и ваше мнение совпадают, необходимо отметить эту характеристику звездочкой (*) и что-то добавить свое.
Давайте посмотрим, что получилось на каждой остановке. Для этого каждая группа представляет плюсы и минусы одного из методов. Какие выводы можно сделать об использовании на занятиях этих методов обучения?
Вывод: «+» и «-» есть у любого метода;
выбор метода диктуется условиями и обстоятельствами (тема, время и т.д.);
психологический аспект (это может быть ситуацией успеха для слабого ученика, для аутсайдера и …)
Как упражнение «Автобусная остановка» можно использовать и на учебных занятиях. Обмен впечатлениями о мастер-классе. Выделение наиболее интересных моментов.
Право выбора в выборе методик и форм обучения учащихся всегда остается за вами: будете ли вы просто носителями информации или вы создадите такие условия, которые помогут детям самим добывать информацию и приобретать новый опыт.
Дерзайте, творите! Успехов вам в Вашей работе с детьми!
Использованы интернет-ресурсы: http://www.metod-kopilka.ru/materialy_,
материалы из ученого пособия В.С. Кукушкина «Теория и методика воспитания», Ростов-на - Дону