СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мастер-класс "Моделирование практических заданий творческого характера, стимулирующих развитие способности и готовности учащихся к межкультурному общению" из опыта работы учителя М.И.Спетелюн

Категория: Немецкий язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мастер-класс"Моделирование практических заданий творческого характера, стимулирующих развитие способности и готовности учащихся к межкультурному общению".  Содержит практические задания творческого характера, которые учитель использует в работе.

Просмотр содержимого документа
«Мастер-класс "Моделирование практических заданий творческого характера, стимулирующих развитие способности и готовности учащихся к межкультурному общению" из опыта работы учителя М.И.Спетелюн»

Моделирование практических заданий творческого характера, стимулирующих развитие способности и готовности учащихся к межкультурному общению



Можно с уверенностью сказать, что практические задания творческого характера являются важнейшим условием самореализации личности учащихся на уроках немецкого языка, стимулируют развитие способности и готовности учащихся к межкультурному общению. Они развивают творческие способности учеников, воспитывают активную творческую личность на основе создания максимально благоприятных условий для развития и формирования творческих способностей каждого, выявляют и используют в учебной деятельности индивидуальные особенности учащихся, повышают интерес и качество обученности немецкому языку. Учитель и ученик должны сотрудничать под единым девизом: «Знать – уметь – творить – хотеть самосовершенствоваться и самореализовываться».

Творческие работы я провожу во всех классах обучения практически по всем учебным темам. При разработке заданий учитываю:

- общий уровень развития ученического коллектива;

- возрастные особенности формирования креативной среды;

- личностные особенности учащихся;

- специфические черты и особенности учебного предмета.

Исходя из собственного практического опыта, выделяю 2 типа творческих работ:

- обязательные;

- по желанию.

К этим типам разработано несколько видов творческих заданий, которые регулярно осуществляются учениками с желанием и служат успешной основой реализации коммуникативно-деятельностного подхода в обучении немецкому языку.

Виды творческих заданий, развивающие:

- языковую компетенцию (лексика, фонетика, грамматика);

- речевую компетенцию (говорение, аудирование, чтение, письмо);

- социокультурную компетенцию (система ценностей, реалии жизни).

Виды творческих заданий, развивающие языковую компетенцию:

- книжка-малышка «Овощи. Фрукты»;

- проект расписания уроков, ресторанного меню, меню на неделю;

- немецко-русский иллюстрированный словарь «Квартира. Предметы домашнего обихода»;

- план-схема квартиры;

- кроссворды, викторины по темам

Виды творческих заданий, способствующие развитию речевой компетенции:

- изготовить веселого человечка, устно его описать;

- иллюстрированные сочинения «Моя любимая картина», «Моё любимое место», «Моя семья», «Моя квартира»;

- рассказ о любимом времени года, о книге, фильме, друге, школе, городе, о своей деревне с использованием фотографий, портретов, иллюстраций, картинок;

- изготовить макет «Город (деревня) моей мечты», устно его описать.

Виды творческих заданий, направленные на развитие социокультурной компетенции:

- иллюстрированный реферат «Мой любимый художник. Его творчество»;

- эскиз приглашения на день рождения, поздравительные открытки к немецким праздникам;

- написание немецкого адреса;

- сопоставительный анализ расписания уроков в Германии и Белоруссии;

- написание письма.

Грань между видами творческих заданий прозрачна, все они взаимодействуют друг с другом и связаны с коммуникативным характером обучения, инициирующим познавательную активность в учении с формированием способности и потребности к саморазвитию, самоактуализации и самореализации в немецком языке.

Широкие возможности для активации учебного процесса дает использование ролевых игр. Ролевая игра представляет собой условное воспроизведение её участниками реальной практической деятельности людей, создает условия реального общения. Эффективность обучения здесь обусловлена в первую очередь взрывом мотивации, повышением интереса к предмету. Ролевая игра завоевывает всё большую популярность среди учителей иностранных языков. Мера условности может быть различной: перевоплощения в реальных людей, в литературных персонажей, в героев сказок и т. д. Элемент условности и перевоплощения присущ всем разновидностям ролевой игры. В ролевой игре, как и в самой жизни, речевое и неречевое поведение партнёров переплетается теснейшим образом. Например, разыгрывается ситуация «Утро школьника». Мать входит в комнату. Ласково касаясь спящего, она говорит: «Вставай сынок, уже 7 часов, пора…» Действительность – комната, в которой спит мальчик и в которую входит мать, время и место действия составляют фон, на котором совершается речевой поступок (обращение к сыну), т. е. осуществляется функция языка как средства общения. Из этого основного свойства ролевой игры вытекает ряд других, делающих её эффективным средством обучения устной речи. Ролевая игра обладает большими возможностями мотивационно – побудительного плана. Практически всё учебное время в ролевой игре отведено на речевую практику, при этом не только говорящий, но и слушающий максимально активен, так как он должен понять и запомнить реплику партнера, соотнести её с ситуацией, определить насколько она релевантна ситуации и задаче общения, и правильно отреагировать на реплику. Игры положительно влияют на формирование познавательных интересов школьников, способствуют осознанному освоению иностранного языка.

Учащиеся активно, увлечённо работают, помогают друг другу, внимательно слушают своих товарищей; учитель лишь управляет учебной деятельностью. Но ролевая игра должна отвечать определенным требованиям: игра должна стимулировать мотивацию учения, вызывать у школьников интерес и желание хорошо выполнять задание, её следует проводить на основе ситуации адекватной реальной ситуации общения. Ролевую игру нужно хорошо подготовить с точки зрения, как содержания, так и формы, чётко организовать. Ролевая игра должна быть принята всей группой. Она непременно проводится в доброжелательной, творческой атмосфере, вызывает у школьников чувство удовлетворения, радости. Игра организуется таким образом, чтобы учащиеся могли в активном речевом общении с максимальной эффективностью использовать отрабатываемый языковой материал. Учитель непременно сам верит в ролевую игру, в её эффективность. Только при этом условии он сможет добиться хороших результатов. Роль учителя в процессе подготовки и проведения игры постоянно меняется. На начальной стадии работы учитель активно контролирует деятельность учащихся, но постепенно он становится лишь наблюдателем. Большое значение в этой связи играет контакт учителя с ребятами. В процессе игры учитель иногда может взять себе какую – либо роль, однако, не главную, чтобы игра не превратилась в традиционную форму работы под его руководством. Обычно учитель берет себе роли лишь в начале, когда школьники ещё не освоили данный вид работы. В дальнейшем необходимость в этом отпадает. В процессе игры сильные учащиеся помогают слабым. Учитель же управляет процессом общения: подходит то к одному, то к другому ученику, который нуждается в помощи, вносит необходимые коррективы в работу. В ходе игры учитель не исправляет ошибки, а лишь незаметно для учащихся записывает их, чтобы на следующем занятии обсудить наиболее типичные. В ролевой игре всегда представлена ситуация, которая создается как вербальными, так и не вербальными средствами: изобразительными, графическими, монологическим (диалогическим текстом) и т. д. Ситуация указывает на условия совершения действия, описывает действия, которые предстоит совершить, и задачу, которую следует решить. В ситуации необходимо дать сведения о социальных взаимоотношениях партнеров, например официальные (неофициальные). В разделе роли содержится список ролей. Описание роли дается в ролевой карточке, при этом информация может быть представлена детально: даны сведения о человеке (добрый, честный, ленивый и т. д.), о его жизненном и речевом опыте, о привычках, увлечениях и т. п. Однако информация не должна излагаться слишком подробно, ибо в этом случае участник игры лишается возможности проявить творчество. Описание может быть кратким, чтобы ученик мог домыслить образ персонажа, роль которого он будет исполнять. Учащимся нужно дать время, чтобы они вошли в роль. Роли распределяет учитель, их могут выбрать и сами учащиеся. При изучении темы «Путешествие по Германии» в рамках речевой ситуации «Выбор транспорта», после выполнения упражнений, формирующих лексико-грамматические навыки и заданий на развитие навыков аудирования, им предлагается обсудить и выяснить: «Какой вид транспорта лучше выбрать для путешествия?» . Для этого им предлагается разделиться на две команды, поддерживающие разные виды транспорта; дается время, чтобы они приготовили утверждения «за» свой вид транспорта и «против» вида транспорта оппонентов. Объявляется регламент (обсуждение продолжается десять минут), ставится цель: «Убедить своих оппонентов, что вид транспорта своей команды лучше». В процессе обсуждения на доске фиксируются баллы за убедительные доводы каждой команды. После завершения обсуждения задается вопрос: «Есть ли такие члены команды, кого убедили соперники, и они хотели бы к ним присоединиться?». Подводится итог по количеству баллов. Затем даётся анализ ошибкам, которые встретились при обсуждении.

Такие задания способствуют практическому применению языка. Дети становятся раскрепощеннее, не боятся говорить. Кроме того, такие задания полезны, ведь они запоминаются учащимися.

Творческие задания приносят несомненный эффект, т.к. опираются на положительные результаты учебной деятельности ребенка и вызывают сильные эмоции. Учащиеся приобретают опыт эмоционального отношения к своей деятельности, преломленный через систему ценностей личности.

Они развивают умения подойти творчески к решению поставленной задачи и предоставляют свободу выбора действий, вариативность работы.

Кроме того, творческие задания способствуют воспитанию аккуратности и опрятности у учащихся (одно из главных условий: работа должна быть чистой и аккуратной); укреплению взаимоотношений с родителями (допускается ограниченная помощь родителей); помогают учителю в дальнейшей работе, являясь хорошим наглядным средством для объяснения нового материала.























Учитель немецкого языка

Спетелюн М.И. (УПК Начские ясли-сад-средняя школа)





Приложение

Творческие задания

  1. Ученикам предлагается найти в интернете информацию«Finden Sie Ferienziele. Suchen Sie im Internet nach Informationen über beliebte Ferienziele in Deutschland, Österreich und in der Schweiz. In welchen Staaten, Bundesländern oder Städten liegen diese Ferienziele? Was kann man dort sehen, machen oder erleben? Schreiben Sie Ihre Antworten auf Deutsch in die Tabelle.» (работают 3 группы)


  1. Класс делится на 2 команды. Ситуация «Представляем свою школу». (Schreibt in der Gruppe eure Geschichte und präsentiert: Zuerst lesen alle den Anfang der Geschichte, dann jeder Schüler in der Gruppe schreibt einen Satz dazu und gibt das Blatt weiter. Nach zwei Runden ist die Geschichte zu Ende.) Der Anfang ist –Meine Schule ist Mittelschule im Dorf Natscha…………….



  1. Ситуация «Выбор транспорта для путешествия». Убедить своих оппонентов, что вид транспорта своей команды лучше.

  2. Ролевые игры: а) Ihr seid Gemüse und Obst. b) Ihr seid Süßigkeiten. (первой и второй группе инсценировать роли разных овощей, фруктов, сладостей, доказать пользу овощей и фруктов и вред для здоровья большого употребления сладостей).


  1. Ролевые игры: ситуация «Am Wochenende» (класс делится на группы „Родители», «Дети». Дети хотят провести выходные за компьютером, телевизором. Родители должны убедить детей в активном отдыхе).



  1. Ролевая игра: «Интервью у знаменитого немецкого писателя» (например, в 6 классе – Ё. Гугенмосс, У. Вёльфель и т.д.).



  1. Ситуация «Школа». В 8 классе делю учеников на 3 группы, предлагаю следующие задания: а)подготовить презентацию школы в)подготовить интервью с учителем с)подготовить золотые правила для учеников нашей школы

  2. Дополнить сказку, историю или рассказать ее по-другому


  1. После изучения темы «Deutschland. Belarus» две группы готовят путеводители (Reiseführer für die Touristen) по одной из тем.



  1. После изучения темы «Familie“ („Семья») предлагаю детям сделать генеалогическое дерево своей семьи с семейными фото.(Macht eure Familienstammbäume mit den Familienfotos)



  1. По теме «Мой рабочий день» («Mein Tagesablauf“) можно подготовить ролевую игру: „Утро. Мать будит сына(дочь), говорит, что нужно идти в школу. Сын (дочь) должны жаловаться матери, что не хотят идти в школу, что каждый день одно и то же (Jeden Tag dasselbe).



  1. Ролевая игра „Mein Geburtstag» (У мальчика, девочки День рождения: приходят друзья, дарят подарки, говорят поздравления.




























Am Wochenende

Ihr seid die Eltern. Ihr wollt ein Wochenende mit den Kindern aktiv verbringen, aber die Kinder wollen zu Hause bleiben.





Am Wochenende

Ihr seid die Kinder. Ihr wollt am Wochenende zu Hause bleiben, aber die Eltern wollen das Wochenende aktiv verbringen.





Reisen, aber womit?

Überzeugen Sie andere Gruppe, dass Ihr Verkehrsmittel besser zu reisen. (der Zug)





Reisen, aber womit?

Überzeugen Sie andere Gruppe, dass Ihr Verkehrsmittel besser zu reisen. (das Flugzeug)





Fremdsprachen

Ihr seid die Fremdsprachen. Die Schüler wollen nicht Fremdsprachen lernen. Sie wollen nur Muttersprache lernen.



Fremdsprachen

Ihr seid die Schüler. Ihr wollt nicht Fremdsprachen lernen. Ihr wollt nur Muttersprache lernen.







Vor dem Spiegel

Ihr seid ein Spiegel. Das Mädchen (der Junge) beschwert sich, dass es (er) nicht schön ist. Überzeugen Sie, dass sie sehr sympathisch sind.







Vor dem Spiegel

Ihr seid ein Mädchen (ein Junge). Ihr beschwert euch dem Spiegel, dass Sie nicht schön sind.


















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!