Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Газ-Салинская средняя общеобразовательная школа
Мастер-класс на тему:
«Приемы работы воспитателя интерната в адаптационный период воспитанников первых классов»
Автор: Половинкина М.Х.
воспитатель
пришкольного интерната
с. Газ-Сале
2016 год
Добрый день, уважаемые коллеги. Сегодня хочу поделиться с вами своим опытом работы в адаптационный период с воспитанниками интерната, которые первый раз посетили учебное заведение.
Каждый из вас наверняка ставит перед собой цели и задачи, которые научно обоснованы и отвечают на вопрос «что делать?». То есть вы четко себе представляете, какой у вас должен быть результат.
Помните у Веры Осиповны Логиновой есть методика действий «Пять пальцев». Каждый пальчик отвечает на вопрос-этап деятельности:
Большой палец – что?
Указательный палец – как?
Средний палец – что для этого нужно?
Безымянный палец – непосредственно действия.
Мизинчик – что получилось?
Однако не каждый педагог может сориентироваться в многообразии методов и приемов, технологий и подходов, чтобы достигнуть максимально возможный результат. Всегда хочется, чтобы мои дети были лучшими, самыми-самыми….
Поэтому очень важно наполнить содержание деятельности воспитателя и детей как можно больше эффективными методами и приемами.
В своей группе мы очень хотим, чтобы наши дети были успешны в школьном обучении. Для этого мы проводим кинезиологическую гимнастику. Упражнения самые простые, с элементами аутотренинга.
Предлагаю их выполнить.
1 упражнение. Массаж ушных раковин.
Помассируйте мочки ушей, затем всю ушную раковину. В конце упражнения разотрите уши руками. Добавим немного аутотренига. Гладим себя по голове и проговариваем: «Я самый хороший, самый умный, самый лучший. У меня всё получится».
2 упражнение. Колечко.
Поочередно перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний, безымянный и т.д. проба выполняется в прямом и обратном порядке. В начале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем сразу двумя руками.
3 упражнение. Ухо – нос.
Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой – за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук «с точностью до наоборот».
Более подробную информацию вы можете найти на сайте педагога-психолога Рашковой Татьяны.
Любому воспитателю по душе, когда дети в группе живут дружно и весело. Что для этого можно сделать.
Упражнение «У оленя дом большой»
У оленя дом большой
Он глядит в своё окно.
Мимо зайчик бежал
И к оленю постучал.
-Тук-тук-тук, дверь открой,
Там бежит охотник злой.
- Зайка, зайка, забегай,
Дверь скорее закрывай.
Здравствуй, зайчик, как живёшь?
Пальчиковая гимнастика «Дружат в нашей группе»
Дружат в нашей группе
Девочки и мальчики.
Мы с тобой подружимся маленькие пальчики.
Один, два, три, четыре, пять.
Начинаем мы считать.
Один, два, три, четыре, пять.
Мы закончили играть.
Упражнение «Улиточка»
Правила игры. Водящий становится спиной к игрокам. Ведущий задевает одного игрока по руке или плечу. Игрок произносит слова: «Улиточка, улиточка, высуни рога, дам тебе я сахара, кусочек пирога». Водящий должен узнать игрока по голосу.
Упражнение «Дрозд»
Правила игры. Участники игры делятся на пары. Показываем части лица, называемые в тексте, сначала на себе, потом на напарнике.
Я дрозд. Ты дрозд.
У меня нос. У тебя нос.
У меня гладкие. У тебя гладкие. (щёки)
У меня сладкие. У тебя сладкие. (губы)
Я твой друг. Ты мой друг.
Мы любим друг друга. (обнимаются)
Иногда есть необходимость снять эмоциональное напряжение не только детям, но и педагогу. Для этого очень хороши упражнения антистрессовой гимнастики.
Техника целительных рук.
Положите руки на лоб и на затылок, закройте глаза и прислушайтесь к тому, что происходит в голове.
Поблагодарите свою голову за то, что она мыслит, думает, помнит очень многое. Поблагодарите своих близких – маму и папу, бабушек и дедушек, своих друзей за то, что они вас любят. Поблагодарите всё и вся: природу, солнышко, весь этот удивительный мир. Пусть он будет добрым и светлым.
Техника на принципе резонанса и вибрации.
Упражнение паровозик. Воспитатель: «Паровозик из Ромашково отправляется с третьего пути! Просим пассажиров занять свои места! (Дети становятся в колонну по одному). Чух-чух-чух-чух, наш паровозик тронулся! Поехали! (Воспитатель ведет колонну «змейкой», все продвигаются, часто топая ступнями.)
У-У-У-У!
(Дети выполняют звуковибрационное упражнение со звуком /у/, поколачивая по груди кулачками.)
Хорошо!
Очень важно, какое эмоциональное состояние у воспитанников. Часто приходится корректировать их поведение. В этом нам помогают разные приемы. Например, если ребенок балуется, не дает покоя остальным во время тихого часа, можно использовать такую речевку:
Тише, тише, тишина,
Разговаривать нельзя.
А кто будет говорить,
Того будем выводить.
Выводить, наказывать,
Слезы не показывать.
Или необходимо угомонить детей во время какого-либо занятия. Можно использовать такую пальчиковую гимнастику.
В доме моем тишина,
В доме сижу я одна.
Только шуршунчики шуршат. (трем ладони друг о друга, чтобы был слышен звук шуршания)
Только стукунчики стучат. (ударяем кулачком о кулачок)
Только шипунчики шипят. (можно заменить на скрипунчики – щелкаем пальцами обеих рук) – (произносим долго звук «Ш-ш-ш-ш-ш»)
Только молчунчики молчат. (приложить палец к губам).
После последней фразы как правило наступает требуемая тишина. При этом эмоциональное состояние и детей и педагога остается положительным.
Есть еще очень хороший прием – «обмен знаниями». Его можно использовать в различных ситуациях и с детьми разного возраста. Например, спрашиваю у детей: «Кто знает про кошку стихотворение? – Никто. – А я знаю, хотите расскажу? – Да». И рассказываю стихотворение, которое эмоционально ярко окрашено и легко запоминается. Например:
Плачет киска в коридоре,
У неё большое горе.
Злые люди бедной киске
Не дают украсть сосиски. (Борис Заходер)
Киску жалко, стихотворение легко запомнилось. Таких стихов достаточно много печаталось в журналах дошкольное воспитание 2000-2008 годах.
Или вот еще одно стихотворение С.Маршака:
Жили-были
Два кота -
Восемь лапок,
Два хвоста.
Подрались между собой
Серые коты.
Поднялись у них трубой
Серые хвосты.
Бились днем и ночью
Прочь летели клочья.
И остались от котов
Только кончики хвостов.
Видите ли, братцы,
Как опасно драться?
Итак, сегодня вы узнали или актуализировали свои знания. Вам были представлены игры и упражнения, направленные на развитие эмоционально-волевой сферы, навыков адекватного социального поведения. Такое содержание работы помогает развитию взаимоотношений внутри группы, поддерживает благоприятный внутригрупповой климат, сплочение и организационное развитие детского сообщества.
P.S. Но самое главное о чём должен знать и помнить воспитатель – это его личность. Если вы имеет огромное желание помочь адаптироваться своим воспитанникам, то у вас это получится с наибольшим эффектом. Всё зависит от вас: будут ли дети дружны между собой, будут ли вежливы и воспитаны, будут ли иметь положительные успехи в школе, на уроках. Потому что личность воспитателя тоже воспитывает. Мы являемся примером в поведении, в общении, в отношениях с другими людьми.
Желаю вам успехов в вашем труде!