СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мастер-класс на районном семинаре по адаптации детей к новым условиям

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

На районном семинаре-практикуме выступила с мастер-классом по адаптации детей к новой среде. В системе образования Тазовского района существуют школы-интернаты. И наш пришкольный интернат в этом учебном году (2016-2017) принял новых воспитанников. Это дети в возрасте 7-9 лет. Дошкольное детство проходило у детей в тундре, в естественной среде обитания. Но пришло время и детей отправили родители в школу. Вдвойне тяжелее привыкнуть к новым условиям жизни маленьким жителям тундры. Сложность заключается не только в отсутсвии привычных условий, отсутсвия рядом мамы и папы, близких родственников, но и в том, что нужно быстро поменять весь устрой жизни и привыкнуть к нему. Не у всех детей это получается сразу.

Просмотр содержимого документа
«Мастер-класс на районном семинаре по адаптации детей к новым условиям»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Газ-Салинская средняя общеобразовательная школа











Мастер-класс на тему:

«Приемы работы воспитателя интерната в адаптационный период воспитанников первых классов»






















Автор: Половинкина М.Х.

воспитатель

пришкольного интерната







с. Газ-Сале

2016 год


Добрый день, уважаемые коллеги. Сегодня хочу поделиться с вами своим опытом работы в адаптационный период с воспитанниками интерната, которые первый раз посетили учебное заведение.

Каждый из вас наверняка ставит перед собой цели и задачи, которые научно обоснованы и отвечают на вопрос «что делать?». То есть вы четко себе представляете, какой у вас должен быть результат.

Помните у Веры Осиповны Логиновой есть методика действий «Пять пальцев». Каждый пальчик отвечает на вопрос-этап деятельности:

Большой палец – что?

Указательный палец – как?

Средний палец – что для этого нужно?

Безымянный палец – непосредственно действия.

Мизинчик – что получилось?

Однако не каждый педагог может сориентироваться в многообразии методов и приемов, технологий и подходов, чтобы достигнуть максимально возможный результат. Всегда хочется, чтобы мои дети были лучшими, самыми-самыми….

Поэтому очень важно наполнить содержание деятельности воспитателя и детей как можно больше эффективными методами и приемами.

В своей группе мы очень хотим, чтобы наши дети были успешны в школьном обучении. Для этого мы проводим кинезиологическую гимнастику. Упражнения самые простые, с элементами аутотренинга.

Предлагаю их выполнить.

1 упражнение. Массаж ушных раковин.

Помассируйте мочки ушей, затем всю ушную раковину. В конце упражнения разотрите уши руками. Добавим немного аутотренига. Гладим себя по голове и проговариваем: «Я самый хороший, самый умный, самый лучший. У меня всё получится».

2 упражнение. Колечко.

Поочередно перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний, безымянный и т.д. проба выполняется в прямом и обратном порядке. В начале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем сразу двумя руками.

3 упражнение. Ухо – нос.

Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой – за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук «с точностью до наоборот».


Более подробную информацию вы можете найти на сайте педагога-психолога Рашковой Татьяны.

Любому воспитателю по душе, когда дети в группе живут дружно и весело. Что для этого можно сделать.

Упражнение «У оленя дом большой»

У оленя дом большой

Он глядит в своё окно.

Мимо зайчик бежал

И к оленю постучал.

-Тук-тук-тук, дверь открой,

Там бежит охотник злой.

- Зайка, зайка, забегай,

Дверь скорее закрывай.

Здравствуй, зайчик, как живёшь?

Пальчиковая гимнастика «Дружат в нашей группе»

Дружат в нашей группе

Девочки и мальчики.

Мы с тобой подружимся маленькие пальчики.

Один, два, три, четыре, пять.

Начинаем мы считать.

Один, два, три, четыре, пять.

Мы закончили играть.

Упражнение «Улиточка»

Правила игры. Водящий становится спиной к игрокам. Ведущий задевает одного игрока по руке или плечу. Игрок произносит слова: «Улиточка, улиточка, высуни рога, дам тебе я сахара, кусочек пирога». Водящий должен узнать игрока по голосу.

Упражнение «Дрозд»

Правила игры. Участники игры делятся на пары. Показываем части лица, называемые в тексте, сначала на себе, потом на напарнике.

Я дрозд. Ты дрозд.

У меня нос. У тебя нос.

У меня гладкие. У тебя гладкие. (щёки)

У меня сладкие. У тебя сладкие. (губы)

Я твой друг. Ты мой друг.

Мы любим друг друга. (обнимаются)

Иногда есть необходимость снять эмоциональное напряжение не только детям, но и педагогу. Для этого очень хороши упражнения антистрессовой гимнастики.

  1. Техника целительных рук.

Положите руки на лоб и на затылок, закройте глаза и прислушайтесь к тому, что происходит в голове.

Поблагодарите свою голову за то, что она мыслит, думает, помнит очень многое. Поблагодарите своих близких – маму и папу, бабушек и дедушек, своих друзей за то, что они вас любят. Поблагодарите всё и вся: природу, солнышко, весь этот удивительный мир. Пусть он будет добрым и светлым.

  1. Техника на принципе резонанса и вибрации.

Упражнение паровозик. Воспитатель: «Паровозик из Ромашково отправляется с третьего пути! Просим пассажиров занять свои места! (Дети становятся в колонну по одному). Чух-чух-чух-чух, наш паровозик тронулся! Поехали! (Воспитатель ведет колонну «змейкой», все продвигаются, часто топая ступнями.)

У-У-У-У!

(Дети выполняют звуковибрационное упражнение со звуком /у/, поколачивая по груди кулачками.)

Хорошо!

Очень важно, какое эмоциональное состояние у воспитанников. Часто приходится корректировать их поведение. В этом нам помогают разные приемы. Например, если ребенок балуется, не дает покоя остальным во время тихого часа, можно использовать такую речевку:

Тише, тише, тишина,

Разговаривать нельзя.

А кто будет говорить,

Того будем выводить.

Выводить, наказывать,

Слезы не показывать.

Или необходимо угомонить детей во время какого-либо занятия. Можно использовать такую пальчиковую гимнастику.

В доме моем тишина,

В доме сижу я одна.

Только шуршунчики шуршат. (трем ладони друг о друга, чтобы был слышен звук шуршания)

Только стукунчики стучат. (ударяем кулачком о кулачок)

Только шипунчики шипят. (можно заменить на скрипунчики – щелкаем пальцами обеих рук) – (произносим долго звук «Ш-ш-ш-ш-ш»)

Только молчунчики молчат. (приложить палец к губам).

После последней фразы как правило наступает требуемая тишина. При этом эмоциональное состояние и детей и педагога остается положительным.

Есть еще очень хороший прием – «обмен знаниями». Его можно использовать в различных ситуациях и с детьми разного возраста. Например, спрашиваю у детей: «Кто знает про кошку стихотворение? – Никто. – А я знаю, хотите расскажу? – Да». И рассказываю стихотворение, которое эмоционально ярко окрашено и легко запоминается. Например:

Плачет киска в коридоре,

У неё большое горе.

Злые люди бедной киске

Не дают украсть сосиски. (Борис Заходер)

Киску жалко, стихотворение легко запомнилось. Таких стихов достаточно много печаталось в журналах дошкольное воспитание 2000-2008 годах.

Или вот еще одно стихотворение С.Маршака:

Жили-были

Два кота -

Восемь лапок,

Два хвоста.

Подрались между собой

Серые коты.

Поднялись у них трубой

Серые хвосты.

Бились днем и ночью

Прочь летели клочья.

И остались от котов

Только кончики хвостов.

Видите ли, братцы,

Как опасно драться?


Итак, сегодня вы узнали или актуализировали свои знания. Вам были представлены игры и упражнения, направленные на развитие эмоционально-волевой сферы, навыков адекватного социального поведения. Такое содержание работы помогает развитию взаимоотношений внутри группы, поддерживает благоприятный внутригрупповой климат, сплочение и организационное развитие детского сообщества.

P.S. Но самое главное о чём должен знать и помнить воспитатель – это его личность. Если вы имеет огромное желание помочь адаптироваться своим воспитанникам, то у вас это получится с наибольшим эффектом. Всё зависит от вас: будут ли дети дружны между собой, будут ли вежливы и воспитаны, будут ли иметь положительные успехи в школе, на уроках. Потому что личность воспитателя тоже воспитывает. Мы являемся примером в поведении, в общении, в отношениях с другими людьми.


Желаю вам успехов в вашем труде!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!