Просмотр содержимого документа
«Математические фокусы как инструмент развития мышления школьников»
"Предмет математики настолько серьезен, что полезно не упускать случаев делать его немного занимательным»
Б. Паскаль
Математические фокусы – это эксперименты, основанные на математике, на свойствах фигур и чисел. И понять суть того или иного эксперимента – это значит понять пусть небольшую, но математическую закономерность.
Виды математических фокусов
- фокусы на нахождение числа,
- фокусы с уравнениями,
- фокусы с предопределенным выбором,
- фокусы с магическими таблицами для угадывания чисел,
- фокусы с настенным календарем,
- фокусы с домино и игральными костями
Числовые фокусы
- № 1. Угадываем сложение
- 1. Напишите на бумажке цифры 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9.
- 2. Попросите напарника сложить в уме три любые цифры, которые идут по очереди и назвать вам результат.
- 3. Быстро разделите найденное число на 3 в уме и назовите, что у вас получилась в результате.
Секрет фокуса . То, что получилась в результате - это средняя цифра. Например, если у вас получилось 4, то человек складывал цифры 3, 4, 5.
Фокус М.Ю. Лермонтова
№ 2 ФОКУС
1) Задумать любое число;
2) Прибавить к нему 25;
3) Прибавить еще 125;
4) Отнять 36;
5) Вычесть задуманное число;
6) Остаток умножить на 5;
7) Полученное число разделить
на 2.
Получится 285
Секрет фокуса
- (а+25+125-36-а)*5:2= =114*5:2=285
№ 3 Волшебное число
1089
- Придумайте любое 3-хзначное число, у меня, например, 321 (слева направо цифры в числе запишите по убыванию, не обязательно цифры брать подряд, можно записать 976 или 531).
- 321 теперь запишите эти цифры в обратном порядке
- 123 теперь надо вычесть
- 198 я получаю ответ, затем мы ниже запишем следующее число
- 891 поменяв местами 1-ю и 3-ю цифры
- 1089 а теперь сложим и у всех получается ответ
Секрет фокуса
Пусть a , b , c три цифры начального числа.
Число имеет вид 100 a +10 b + c .
Перевертыш или число с обратным расположением цифр будет иметь вид: 100 c +10 b + a .
Тогда разность этих чисел: (100 a +10 b + c )-(100 c +10 b + a ) = 99( a - c ).
Поскольку цифры уменьшаются, то ( a – c ) может принимать значения от 2 до 9, а разность может принимать следующие значения: 198, 297, 396, 495, 594, 693, 792 или 891.
- Пусть a , b , c три цифры начального числа. Число имеет вид 100 a +10 b + c . Перевертыш или число с обратным расположением цифр будет иметь вид: 100 c +10 b + a . Тогда разность этих чисел: (100 a +10 b + c )-(100 c +10 b + a ) = 99( a - c ). Поскольку цифры уменьшаются, то ( a – c ) может принимать значения от 2 до 9, а разность может принимать следующие значения: 198, 297, 396, 495, 594, 693, 792 или 891.
- Сумма каждого из этих чисел с его перевертышем будет 1089 .
№ 4 Предсказание суммы
- Найти сумму пяти шестизначных чисел.
- Секрет фокуса
Мое число: 890682
Число зрителя: 105438
Мое число: 894562
Стоящие друг под другом цифры дают в сумме 9
Число зрителя: 713968
Мое число: 286021
Стоящие друг под другом цифры дают в сумме 9
1 0 5 438 +8 94561 =9999 99
713968 + 286021 =9999 99
Сумма
Начальное мое число будет
9999 99 +9999 99 =1999 99 8
2890680
№ 5 МГНОВЕННОЕ УМНОЖЕНИЕ
- 1. Как умножать в уме любое двузначное число на 11?
- 1) Задача : 32 × 11
- Для ее решения нужно просто сложить цифры 3 + 2 = 5, а затем поместить пятерку между двойкой и тройкой. Вот и наше решение: 352
- 2) Теперь попробуйте 53 × 11
- Поскольку 5 + 3 = 8, ответ достаточно прост: 583
- 3) Задача: 85 × 11
- 8 + 5 = 13, ответ НЕ 8135! Как и прежде цифра 3 ставится между цифрами 8 и 5, но 1 добавляется к цифре 8 для получения правильного ответа 935 .
- 4) Задача: 314 × 11
- Ответ все еще будет начинаться с 3 и заканчиваться на 4. Так как 3 + 1 = 4 и 1 + 4 = 5, ответ будет равен 3454 .
МГНОВЕННОЕ УМНОЖЕНИЕ
2. Возведение в квадрат двухзначных чисел, оканчивающихся
на 5
- 35 2 = 1225 75 2 = 5625
- Секрет фокуса:
- 1. Умножим число без 5-ки на следующее за ним.
2. Затем к ответу приставьте справа 25.
- 3×4=12 → 1225 7×8=56 → 5625
- 95 2 = 9025 9×10=90 → 9025
№ 6 УПРОЩЕННЫЕ КВАДРАТНЫЕ КОРНИ
87
- √ 7569 =
- Секрет фокуса:
- Возьмем первые 2-е цифры – это 75. Так как 75 находится между 8 2 (8 × 8 = 64) и 9 2 (9 × 9 = 81), то нам известно, что квадратный корень будет где-то в диапазоне «80 плюс». Следовательно, его первая цифра 8.
- Существует два числа, квадраты которых заканчиваются на 9: 3 2 = 9, 7 2 = 49. Поэтому последняя цифра квадратного корня должна равняться 3 или 7. Таким образом, квадратный корень равен либо 83, либо 87. Какой из них?
- √ 4761 = 69
- Поскольку 47 лежит между 6 2 = 36 и 7 2 = 49, ответ должен находиться в диапазоне «60 плюс». Если последняя цифра квадрата равна 1, то последняя цифра квадратного корня должна быть 1 или 9. Так как 4761 больше 65 2 = 4225, то квадратный корень должен равняться 69 .
Магическая таблица для угадывания чисел:
1
2
16
3
8
17
9
4
4
18
10
19
5
5
2
11
1
6
3
20
21
12
7
6
3
22
7
13
12
5
10
13
14
7
23
9
11
15
14
24
24
15
14
11
25
13
15
20
26
25
15
18
21
26
27
17
27
19
28
22
23
19
22
29
28
30
29
23
28
21
26
31
30
29
23
27
25
30
31
27
30
31
29
31
31
Секрет фокуса
состоит в том, что надо сложить числа только в тех столбцах первой строки, которые назовет собеседник. Например, число 14 находится во 2,3,4 столбцах. Берем числа первой строки из названных столбцов и складываем 8+4+2=14
1
16
2
3
8
4
4
5
2
1
№ 8 Фокусы с домино Угадайте задуманную косточку
- Умножьте число очков одной половины на 2
- К произведению прибавьте 7
- Сумму умножьте на 5
- Прибавьте к результату число очков другой половины косточки
- Скажите, что у вас получилось
Секрет фокуса
- (2а +7)*5=10а+35 + b . Для этого надо от сказанного результата отнять 35, тогда цифры полученного двузначного числа будут указывать на соответствующие числа задуманной косточки домино.
ЦЕЛЬ : показать ценность математики как источника увлекательных и загадочных явлений.
Практическая значимость :
- 1. Математические фокусы способствуют концентрации внимания и активизации учащихся на уроках математики.
- 2. Математические фокусы помогают развивать память, устный счет, сообразительность, способность мыслить логически анализировать и сопоставлять, что необходимо при решении различных видов задач.
СПАСИБО
ЗА
ВНИМАНИЕ !