СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Математические фокусы как инструмент развития мышления школьников

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Математические фокусы как инструмент развития мышления школьников»

"Предмет математики настолько серьезен, что полезно не упускать случаев делать его немного занимательным»

Б. Паскаль

Математические фокусы – это эксперименты, основанные на математике, на свойствах фигур и чисел.  И понять суть того или иного эксперимента – это значит понять пусть небольшую, но математическую закономерность.

Математические фокусы – это эксперименты, основанные на математике, на свойствах фигур и чисел. И понять суть того или иного эксперимента – это значит понять пусть небольшую, но математическую закономерность.

Виды математических фокусов фокусы на нахождение числа, фокусы с уравнениями, фокусы с предопределенным выбором, фокусы с магическими таблицами для угадывания чисел, фокусы с настенным календарем, фокусы с домино и игральными костями

Виды математических фокусов

  • фокусы на нахождение числа,
  • фокусы с уравнениями,
  • фокусы с предопределенным выбором,
  • фокусы с магическими таблицами для угадывания чисел,
  • фокусы с настенным календарем,
  • фокусы с домино и игральными костями
Числовые фокусы   № 1. Угадываем сложение 1. Напишите на бумажке цифры 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9. 2. Попросите напарника сложить в уме три любые цифры, которые идут по очереди и назвать вам результат. 3. Быстро разделите найденное число на 3 в уме и назовите, что у вас получилась в результате.  Секрет фокуса . То, что получилась в результате - это средняя цифра. Например, если у вас получилось 4, то человек складывал цифры 3, 4, 5.

Числовые фокусы

  • 1. Угадываем сложение
  • 1. Напишите на бумажке цифры 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9.
  • 2. Попросите напарника сложить в уме три любые цифры, которые идут по очереди и назвать вам результат.
  • 3. Быстро разделите найденное число на 3 в уме и назовите, что у вас получилась в результате.

Секрет фокуса . То, что получилась в результате - это средняя цифра. Например, если у вас получилось 4, то человек складывал цифры 3, 4, 5.

Фокус М.Ю. Лермонтова   № 2 ФОКУС 1) Задумать любое число; 2) Прибавить к нему 25; 3) Прибавить еще 125; 4) Отнять 36; 5) Вычесть задуманное число; 6) Остаток умножить на 5; 7) Полученное число разделить на 2.  Получится 285

Фокус М.Ю. Лермонтова

2 ФОКУС

1) Задумать любое число;

2) Прибавить к нему 25;

3) Прибавить еще 125;

4) Отнять 36;

5) Вычесть задуманное число;

6) Остаток умножить на 5;

7) Полученное число разделить

на 2.

Получится 285

Секрет фокуса (а+25+125-36-а)*5:2= =114*5:2=285

Секрет фокуса

  • (а+25+125-36-а)*5:2= =114*5:2=285
№ 3  Волшебное число 1089 Придумайте любое 3-хзначное число, у меня, например, 321 (слева направо цифры в числе запишите по убыванию, не обязательно цифры брать подряд, можно записать 976 или 531). 321 теперь запишите эти цифры в обратном порядке 123 теперь надо вычесть 198 я получаю ответ, затем мы ниже запишем следующее число 891 поменяв местами 1-ю и 3-ю цифры 1089 а теперь сложим и у всех получается ответ

3 Волшебное число

1089

  • Придумайте любое 3-хзначное число, у меня, например, 321 (слева направо цифры в числе запишите по убыванию, не обязательно цифры брать подряд, можно записать 976 или 531).
  • 321 теперь запишите эти цифры в обратном порядке
  • 123 теперь надо вычесть
  • 198 я получаю ответ, затем мы ниже запишем следующее число
  • 891 поменяв местами 1-ю и 3-ю цифры
  • 1089 а теперь сложим и у всех получается ответ
Секрет фокуса  Пусть a , b , c три цифры начального числа. Число имеет вид 100 a +10 b + c . Перевертыш или число с обратным расположением цифр будет иметь вид: 100 c +10 b + a . Тогда разность этих чисел: (100 a +10 b + c )-(100 c +10 b + a ) = 99( a - c ). Поскольку цифры уменьшаются, то ( a – c ) может принимать значения от 2 до 9, а разность может принимать следующие значения: 198, 297, 396, 495, 594, 693, 792 или 891.  Пусть a , b , c три цифры начального числа. Число имеет вид 100 a +10 b + c . Перевертыш или число с обратным расположением цифр будет иметь вид: 100 c +10 b + a . Тогда разность этих чисел: (100 a +10 b + c )-(100 c +10 b + a ) = 99( a - c ). Поскольку цифры уменьшаются, то ( a – c ) может принимать значения от 2 до 9, а разность может принимать следующие значения: 198, 297, 396, 495, 594, 693, 792 или 891.  Сумма каждого из этих чисел с его перевертышем будет 1089 .

Секрет фокуса

Пусть a , b , c три цифры начального числа.

Число имеет вид 100 a +10 b + c .

Перевертыш или число с обратным расположением цифр будет иметь вид: 100 c +10 b + a .

Тогда разность этих чисел: (100 a +10 b + c )-(100 c +10 b + a ) = 99( a - c ).

Поскольку цифры уменьшаются, то ( a – c ) может принимать значения от 2 до 9, а разность может принимать следующие значения: 198, 297, 396, 495, 594, 693, 792 или 891.

  • Пусть a , b , c три цифры начального числа. Число имеет вид 100 a +10 b + c . Перевертыш или число с обратным расположением цифр будет иметь вид: 100 c +10 b + a . Тогда разность этих чисел: (100 a +10 b + c )-(100 c +10 b + a ) = 99( a - c ). Поскольку цифры уменьшаются, то ( a – c ) может принимать значения от 2 до 9, а разность может принимать следующие значения: 198, 297, 396, 495, 594, 693, 792 или 891.
  • Сумма каждого из этих чисел с его перевертышем будет 1089 .
№ 4 Предсказание суммы Найти сумму пяти шестизначных чисел. Секрет фокуса   Мое число: 890682 Число зрителя: 105438 Мое число: 894562   Стоящие друг под другом цифры дают в сумме 9 Число зрителя: 713968 Мое число: 286021 Стоящие друг под другом цифры дают в сумме 9 1 0 5 438 +8 94561 =9999 99   713968 + 286021 =9999 99 Сумма    Начальное мое число будет 9999 99 +9999 99 =1999 99 8 2890680

4 Предсказание суммы

  • Найти сумму пяти шестизначных чисел.
  • Секрет фокуса

Мое число: 890682

Число зрителя: 105438

Мое число: 894562

 

Стоящие друг под другом цифры дают в сумме 9

Число зрителя: 713968

Мое число: 286021

Стоящие друг под другом цифры дают в сумме 9

1 0 5 438 +8 94561 =9999 99

 

713968 + 286021 =9999 99

Сумма

 

Начальное мое число будет

9999 99 +9999 99 =1999 99 8

2890680

№ 5 МГНОВЕННОЕ УМНОЖЕНИЕ   1. Как умножать в уме любое двузначное число на 11? 1) Задача : 32 × 11 Для ее решения нужно просто сложить цифры 3 + 2 = 5, а затем поместить пятерку между двойкой и тройкой. Вот и наше решение: 352 2) Теперь попробуйте 53 × 11 Поскольку 5 + 3 = 8, ответ достаточно прост: 583 3) Задача: 85 × 11 8 + 5 = 13, ответ НЕ 8135! Как и прежде цифра 3 ставится между цифрами 8 и 5, но 1 добавляется к цифре 8 для получения правильного ответа 935 . 4) Задача: 314 × 11 Ответ все еще будет начинаться с 3 и заканчиваться на 4. Так как 3 + 1 = 4 и 1 + 4 = 5, ответ будет равен 3454 .

5 МГНОВЕННОЕ УМНОЖЕНИЕ

  • 1. Как умножать в уме любое двузначное число на 11?
  • 1) Задача : 32 × 11
  • Для ее решения нужно просто сложить цифры 3 + 2 = 5, а затем поместить пятерку между двойкой и тройкой. Вот и наше решение: 352
  • 2) Теперь попробуйте 53 × 11
  • Поскольку 5 + 3 = 8, ответ достаточно прост: 583
  • 3) Задача: 85 × 11
  • 8 + 5 = 13, ответ НЕ 8135! Как и прежде цифра 3 ставится между цифрами 8 и 5, но 1 добавляется к цифре 8 для получения правильного ответа 935 .
  • 4) Задача: 314 × 11
  • Ответ все еще будет начинаться с 3 и заканчиваться на 4. Так как 3 + 1 = 4 и 1 + 4 = 5, ответ будет равен 3454 .
МГНОВЕННОЕ УМНОЖЕНИЕ 2. Возведение в квадрат двухзначных чисел, оканчивающихся  на 5 35 2 = 1225  75 2  = 5625 Секрет фокуса: 1. Умножим  число без 5-ки на следующее за ним.  2. Затем к ответу приставьте справа 25. 3×4=12 → 1225  7×8=56 → 5625 95 2  = 9025 9×10=90 → 9025

МГНОВЕННОЕ УМНОЖЕНИЕ

2. Возведение в квадрат двухзначных чисел, оканчивающихся

на 5

  • 35 2 = 1225 75 2 = 5625
  • Секрет фокуса:
  • 1. Умножим число без 5-ки на следующее за ним.

2. Затем к ответу приставьте справа 25.

  • 3×4=12 → 1225 7×8=56 → 5625
  • 95 2 = 9025 9×10=90 → 9025
№ 6 УПРОЩЕННЫЕ КВАДРАТНЫЕ КОРНИ   87 √ 7569 = Секрет фокуса:  Возьмем первые 2-е цифры – это 75. Так как 75 находится между 8 2 (8 × 8 = 64) и 9 2 (9 × 9 = 81), то нам известно, что квадратный корень будет где-то в диапазоне «80 плюс». Следовательно, его первая цифра 8. Существует два числа, квадраты которых заканчиваются на 9: 3 2 = 9, 7 2 = 49. Поэтому последняя цифра квадратного корня должна равняться 3 или 7. Таким образом, квадратный корень равен либо 83, либо 87. Какой из них? √ 4761 = 69  Поскольку 47 лежит между 6 2 = 36 и 7 2 = 49, ответ должен находиться в диапазоне «60 плюс». Если последняя цифра квадрата равна 1, то последняя цифра квадратного корня должна быть 1 или 9. Так как 4761 больше 65 2 = 4225, то квадратный корень должен равняться 69 .

6 УПРОЩЕННЫЕ КВАДРАТНЫЕ КОРНИ

87

  • 7569 =
  • Секрет фокуса:
  • Возьмем первые 2-е цифры – это 75. Так как 75 находится между 8 2 (8 × 8 = 64) и 9 2 (9 × 9 = 81), то нам известно, что квадратный корень будет где-то в диапазоне «80 плюс». Следовательно, его первая цифра 8.
  • Существует два числа, квадраты которых заканчиваются на 9: 3 2 = 9, 7 2 = 49. Поэтому последняя цифра квадратного корня должна равняться 3 или 7. Таким образом, квадратный корень равен либо 83, либо 87. Какой из них?
  • 4761 = 69
  • Поскольку 47 лежит между 6 2 = 36 и 7 2 = 49, ответ должен находиться в диапазоне «60 плюс». Если последняя цифра квадрата равна 1, то последняя цифра квадратного корня должна быть 1 или 9. Так как 4761 больше 65 2 = 4225, то квадратный корень должен равняться 69 .
 Магическая таблица для угадывания чисел:    1  2  16  3   8  17  9  4  4  18  10  19  5  5  2  11  1  6  3  20  21  12  7  6  3  22  7  13  12  5  10  13  14  7  23  9  11  15  14  24  24  15  14  11  25  13  15  20  26  25  15  18  21  26  27  17  27  19  28  22  23  19  22  29  28  30  29  23  28  21  26  31  30  29  23  27  25  30  31  27  30  31  29  31  31

Магическая таблица для угадывания чисел:

1

2

16

8

17

9

4

4

18

10

19

5

5

2

11

1

6

3

20

21

12

7

6

3

22

7

13

12

5

10

13

14

7

23

9

11

15

14

24

24

15

14

11

25

13

15

20

26

25

15

18

21

26

27

17

27

19

28

22

23

19

22

29

28

30

29

23

28

21

26

31

30

29

23

27

25

30

31

27

30

31

29

31

31

Секрет фокуса состоит в том, что надо сложить числа только в тех столбцах первой строки, которые назовет собеседник. Например, число 14 находится во 2,3,4 столбцах. Берем числа первой строки из названных столбцов и складываем 8+4+2=14  1  16  2  3   8  4  4  5  2  1

Секрет фокуса

состоит в том, что надо сложить числа только в тех столбцах первой строки, которые назовет собеседник. Например, число 14 находится во 2,3,4 столбцах. Берем числа первой строки из названных столбцов и складываем 8+4+2=14

1

16

2

8

4

4

5

2

1

№ 8 Фокусы с домино  Угадайте задуманную косточку   Умножьте число очков одной половины на 2 К произведению прибавьте 7 Сумму умножьте на 5 Прибавьте к результату число очков другой половины косточки Скажите, что у вас получилось

8 Фокусы с домино Угадайте задуманную косточку

  • Умножьте число очков одной половины на 2
  • К произведению прибавьте 7
  • Сумму умножьте на 5
  • Прибавьте к результату число очков другой половины косточки
  • Скажите, что у вас получилось
Секрет фокуса (2а +7)*5=10а+35 + b . Для этого надо от сказанного результата отнять 35, тогда цифры полученного двузначного числа будут указывать на соответствующие числа задуманной косточки домино.

Секрет фокуса

  • (2а +7)*5=10а+35 + b . Для этого надо от сказанного результата отнять 35, тогда цифры полученного двузначного числа будут указывать на соответствующие числа задуманной косточки домино.
    ЦЕЛЬ :  показать ценность математики как источника увлекательных и загадочных явлений.

ЦЕЛЬ : показать ценность математики как источника увлекательных и загадочных явлений.

Практическая значимость :   1. Математические фокусы способствуют концентрации внимания и активизации учащихся на уроках математики.  2. Математические фокусы помогают развивать память, устный счет, сообразительность, способность мыслить логически анализировать и сопоставлять, что необходимо при решении различных видов задач.

Практическая значимость :

  • 1. Математические фокусы способствуют концентрации внимания и активизации учащихся на уроках математики.
  • 2. Математические фокусы помогают развивать память, устный счет, сообразительность, способность мыслить логически анализировать и сопоставлять, что необходимо при решении различных видов задач.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ !

СПАСИБО

ЗА

ВНИМАНИЕ !


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!