СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Математические игры для детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Поэтапное формирование математических знаний корректирует слабые стороны психической деятельности детей, помогает развивать различные стороны восприятия и мышления, а, следовательно, всю познавательную деятельность в целом. Продуманная система игр  будет способствовать умственному воспитанию ребенка,  приведет к самостоятельности мышления детей, вызовет интерес к окружающему.

Просмотр содержимого документа
«Математические игры для детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.»

Математические игры для детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.

Математическое развитие - одна из составляющих целостного развития дошкольника. Под математическим развитием дошкольников понимаются качественные изменения в познавательной деятельности ребенка, которые происходят в результате формирования элементарных математических представлений и связанных с ними логических операций.

Поэтапное формирование математических знаний корректирует слабые стороны психической деятельности детей, помогает развивать различные стороны восприятия и мышления, а, следовательно, всю познавательную деятельность в целом.

Продуманная система игр будет способствовать умственному воспитанию ребенка, приведет к самостоятельности мышления детей, вызовет интерес к окружающему. Важность дидактических игр и упражнений состоит в том, чтобы изменить способы ориентировки ребенка в окружающем мире, приучить его выделять существенные связи и отношения между объектами, что приведет к росту его интеллектуальных возможностей. Дети начнут ориентироваться не только на цель, но и на способы её достижения. Учитывая разный уровень развития внимания, памяти, зрительно-моторной координации дошкольников, в занятия включаем специальные задания, способствующие их развитию.

Дети с ЗПР пассивны и не проявляют желания активно действовать с предметами и игрушками. Взрослым необходимо постоянно создавать у детей положительное эмоциональное отношение к предлагаемой деятельности и в этом помогают дидактические игры.

Математика требует от детей умственного и волевого напряжения. Детям с задержкой психического развития осваивать математические задачи трудно. У них мы видим низкий уровень формирования количественных представлений: механический счет в прямом порядке и отсутствие обратного счета; трудности выполнения действий сложения и вычитания; отсутствие переноса имеющихся знаний в новые ситуации. Пространственно-временные представления оказываются наиболее несформированными: значительные трудности вызывает ориентировка по словесной инструкции и самостоятельное определение и называние пространственных отношений (спереди, сзади, слева, справа, сверху, снизу), дети с трудом запоминают дни недели, части суток, последовательность времен года. Испытывают трудности при восприятии формы сходных предметов (круг и овал, квадрат и прямоугольник).

Исследованиями С.Г.Шевченко, К.Ф.Лебединцева, Г.С. Костюк и другими педагогами доказано, что возможности дошкольников с задержкой психического развития позволяют формировать у них научные, хотя и элементарные, начальные математические знания.

В методической литературе существует достаточное количество материала математического содержания, но оно не систематизировано для детей с ЗПР, поэтому его использование затруднено на практике.

В связи с этим мною была поставлена цель: систематизация дидактических игр по формированию элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.

Определены задачи:

  1. Изучить опыт коллег по ФЭМП у детей с ЗПР.

  2. Подобрать дидактические игры по данной теме для старших дошкольников.

  3. Спланировать систему проведения дидактических игр.

  4. Обогатить предметно-пространственную среду группы по ФЭМП.

  5. Мотивировать родителей на проведение дидактических игр в семье.

Изучив опыт коллег, все математические игры были разделены на две группы: «Игры с числами и формами», «Игры в пространстве».

Например, к первой группе «с числами и формами» подобраны игры на обучение детей счету, на состав числа, на сравнение групп предметов, нахождение и сравнение форм предметов. Во вторую группу игр входит материал на ориентировку в пространстве.

В дидактической игре создаются такие условия, в которых каждый ребенок получает возможность самостоятельно дейст­вовать в определенной ситуации или с определенными предмета­ми. Это особенно важно для проблемных детей, у которых опыт действий с предметами значительно обеднен. Нашим детям, для понимания того или иного действия требуют­ся многократные повторения. Дидактическая игра позволяет обеспечить нужное количество повторений на разном материа­ле при сохранении эмоционально положительного отношения к заданию.

Игры проводим индивидуально и малыми подгруппами в режимных моментах и в совместной деятельности.

В нашей группе актуальная задача - мотивировать родителей заниматься с детьми в семье, а значит, мы должны повысить их педагогическую компетентность. Потому что, играя в математические игры дома, дети понимают связь математики с жизнью, математика превращается в развлечение. Родители с удовольствием вовлекаются в изготовление игр своими руками.

На практических занятиях, беседах в доступной форме рассказываем, показываем, как учить детей математике, используя настольно-печатные игры. Объясняем родителям, что окружающая среда богата материалом для счета, сравнения по форме и величине, для ориентировки во времени и пространстве.

Проигрываем некоторые на мастер-классах, в «Школе заботливого родителя».

Игры:

«Умная цепочка»

С этим набором ребёнок научится считать и узнает названия основных цветов. Игра отлично развивает воображение, мелкую моторику и внимание. Правила игры: достаньте из коробочки всё содержимое: цветные звенья и логические задания. Возьмите карточку и попросите ребёнка прицепить нужное количество звеньев в соответствии с заданием. Посчитайте количество зверят и прицепите нужное количество звеньев. Посмотрите кляксы на карточке и прицепите звенья в порядке, соответствующем их цветам. 

«Геоборд». Это развивающая доска со штырьками, на которые нужно нанизывать резиночки в соответствии со схемой. Такая игрушка поможет ребёнку в развитии логического мышления, памяти. 

« Палочки-смекалочки»

Способствует развитию зрительного внимания, памяти, логического мышления, мелкой моторики, формированию навыков счёта.

Варианты игры:

  • И гра «Волшебные палочки». Рассмотрите вместе с ребенком палочки, попросите разложите их на 4 группы по цвету, посчитайте все желтые, красные, зеленые, синие палочки. Попросите соединить две красные палочки, зеленую и желтую, не синюю и не красную и т.д.

  • Игра «Повтори узор». Рассмотрите с ребенком все карточки. Попросите показать фигуры, состоящие из 3, 4, 5… палочек. Уточните, какие геометрические фигуры изображены на карточках. Попросите выложить из палочек такой же треугольник (квадрат, ромб, пятиугольник…), как на карточке.

«Фруктовый счет»

Развивающий набор «Фруктовый счёт» - это прекрасное наглядное пособие, которое помогает ребёнку самостоятельно совершенствовать начальные математические навыки, развивать воображение, логику.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Похожие файлы

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!