СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Математический "Брейн-ринг" для 5 классов

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Математический "Брейн-ринг" для 5 классов

Просмотр содержимого документа
«Математический "Брейн-ринг" для 5 классов»

Математический «Брейн-ринг».

Цель мероприятия:

Развитие познавательного интереса к предмету; развитие логического мышление; развитие культуры общения, умения работать в команде; формирование правильной математической речи.

Задачи мероприятия:

Обучающие: в увлекательной игровой форме углубить знания по математике, способствовать развитию находчивости, смекалки, быстроты реакции.

Развивающая: развитие интуиции, эрудиции.

Воспитательная: воспитание культуры общения.

Оборудование: карточки с вопросами, презентация, 

Ход урока.

Почему торжественность вокруг?

Слышите, как быстро смолкла речь?

Это о царице всех наук

Начинаем мы сегодня вечер.

Не случайно ей такой почет.

Это ей дано давать ответы,

Как хороший выполнить расчет

Для постройки здания, ракеты.

Есть о математике молва,

Что она в порядок ум приводит,

Потому хорошие слова

Часто говорят о ней в народе.

Ты нам, математика, даёшь

Для победы трудностей закалку,

Учиться с тобой молодёжь

Развивать и волю и смекалку .

И за то, что в творческом труде

Выручаешь в трудные моменты,

Мы сегодня искренне тебе

Посылаем гром аплодисментов. (все хлопают).


Ведущий приглашает участников рассаживаться за столы. По 6 человек за одним столом. Всего 4 команды. Выбираются капитаны команд.Проводится жеребьевка с помощью устного счета. Кто быстрее найдет сумму.

3+3*3

Зачитываются правила игры.

Ведущий зачитывает вопрос. Всем командам дается минута на обсуждение. Капитан команды, поднявшей первой карточку-сигнал о готовности , отвечает. Капитан может передать право ответа другому члену команды. Когда звучит ответ, все остальные члены команды молчат. За каждый верный ответ в первом и пятом раунде команда будет получать по 1 баллу, во втором раунде -2 балла,в третьем-3,в четвертом раунде -4 балла. Если команда ответила неправильно, то вопрос разыгрывается дальше, и право ответа передается команде, которая подняла карточку –сигнал второй. И т.д. Если ни одна команда не дает правильного ответа, то его зачитывает ведущий. Всего в игре будет 5 раундов.

1) Математическая разминка

2) Меры длины

3) Угадай кто?

4) Конкурс капитанов.

5) Конкурс загадок.

Игру выигрывает команда, набравшая наибольшее количество баллов.

Оценивать ответы и следить затем, кто первым поднял карточку-сигнал будет жюри в составе:

1)

2)

3)

Если команда выкрикивает ответ до того, как определенно право отвечать , то эта команда лишается 1 очка. Игра закончится, когда будут разыграны все вопросы.

Итак, мы начинаем нашу игру «Брейн-ринг».

1 раунд. Математическая разминка.

  • Сколько хвостов у семи котов? (7)

  • Сколько носов у двух псов? (2)

  • Сколько пальчиков на руках у четырёх мальчиков? (40)

  • Сколько ушей у пяти малышей? (10)

  • Сколько ушек у трёх старушек? (6)

  • Сколько у десяти ослов ушей и хвостов? (30 = 20 ушей + 10 хвостов)

  • На одной ноге страус весит 60 кг. Сколько килограммов он весит на двух ногах? (60 кг)

  • Тройка лошадей пробежала 30 км. Сколько километров пробежала каждая лошадь? (30 км)

  • В 12 часов ночи идёт дождь. Можно ли утверждать, что через 48 часов будет светить солнце? Почему? (Нет, так как через 2 суток будет вновь ночь)

  • Что тяжелее : килограмм сена или килограмм железа? (Одинаковый вес)


Историческая справка о мерах длинны.

В далекие исторические времена человеку приходилось постепенно постигать не только искусство счета, но и измерений. Когда наш предок - древний попытался найти для себя пещеру, он вынужден был соразмерить длину, ширину и высоту своего будущего убежища с собственным ростом. А ведь это и есть измерение. Он располагал только собственным ростом, длиной рук и ног. Если при счете человек пользовался пальцами рук и ног, то при измерении расстояний использовались руки и ноги. Не было народа, который не избрал бы свои единицы измерения. Так, например, эстонские моряки измеряли путь трубками, т. е. расстоянием, которое проходит судно за время, пока моряк выкурит трубку. В Испании похожей единицей была сигара, в Японии – лошадиный башмак, т. е. путь, который проходила лошадь, пока не износится привязанная к ее копытам соломенная подошва, заменявшая подкову. А мы сейчас проверим, знаете ли вы какие единицы измерений использовали люди, жившие много веков назад?


2 раунд. Меры длины.

  • Как называлась римская единица измерения равная тысяче двойных шагов?(миля)

  • Как называлась на Руси единица измерения, равная расстоянию от конца пальцев до локтевого сустава?(локоть)

  • Как называлось на Руси расстояние между концами расставленных большого и указательного пальцев? (пядь)

  • Какую меру длины использовали на дуэли для определения расстояния между дуэлянтами? (ШАГ)

  • При каком царе впервые русские меры (верста, сажень, аршин, вершок, дюйм, фут, пуд, фунт, золотник) были определены в соответствующую систему? (При ПЕТРЕ I)



Вступление к третьему раунду. Рассказ о великих математиках.

Перед тем, как ученые предложат новые лекарства или инженеры придумают усовершенствованные технологии, они исписывают доски числами, используя понятия, которые ввели математики иногда за несколько столетий перед этим.

Многие школьники не согласятся с этим, но исследования ни в какой другой области не сыграли большей роли в изменении хода истории, чем математические исследования.

К сожалению, вклад математиков в историю остается часто практически неоцененным.

Мы изменим это прямо сейчас.


Уильям Плейфэр (William Playfair), изобретатель диаграмм

Изменение торгового баланса за день 1786 г.

Уильям Плейфэр, шотландский инженер, считается основателем графической статистики. Кроме этого значительного достижения, он был в разные периоды своей жизни банкиром, бухгалтером, журналистом, экономистом, участвовал в штурме Бастилии.

Трудно переоценить значение его работ. Он изобрел линейчатый график, секторную диаграмму в круге и круговую диаграмму. Он также впервые использовал временную линию. Вы, возможно, знакомы с его трудами.



Джеймс Максвелл (James Maxwell), первый фотограф в цвете.


Максвелл — шотландский математик, основатель классической электромагнитной теории. Эта теория дала векам исследований в области магнетизма, электричества и оптики единую теоретическую основу. Максвелл был первым, кто продемонстрировал, что электричество распространяется в пространстве со скоростью света.

Насколько важны его исследования? У Эйнштейна на столе стояла фотография Максвелла в рамке рядом с фотографиями Майкла Фарадея и Исаака Ньютона. Он был первым, кто начал развивать цветную фотографию. Установление связи света и электромагнитных явлений считается одним из величайших достижений современной физики. Максвелл во многом продвинулся в этой области.


Джеймс Максвелл



Алан Тьюринг (Alan Turing), кодировщик Второй мировой войны


Статуя Тьюринга в Блетчли парке

Алан Тьюринг — британский математик, который считается отцом информатики. Его работы заложили основы для создания ПК, вы, видимо, об этом знаете.

Тьюринг очень известен благодаря своим заслугам во время Второй мировой войны. Работая в знаменитом Блетчли-парке, Тьюринг был одним из самых главных разработчиков методов взлома немецкого кода Enigma.

Он создал метод, с помощью которого “Бомба’’ (Bombe) — грандиозная электромеханическая машина, построенная Союзниками — смогла взломать Enigma в промышленных масштабах, позволяя читать почти все немецкие сообщения. Таким образом, Тьюринг является одним из основателей современного криптоанализа, и именно он по праву выиграл одну из самых важных частей битвы за Атлантику, помогая Союзникам.



Чарльз Бэббидж (Charles Babbage), изобретатель компьютера.


Чарльз Бэббидж, The Illustrated London News, 1871

Чарльз Бэббидж — английский математик и изобретатель, который считается “отцом компьютера’’ за изобретение первого механического вычислительного устройства.

Разностная машина Бэббиджа не была закончена при его жизни, но работа, сделанная им, послужила толчком развитию этой области. Проблемы с финансированием мешали Бэббиджу, но его труды были продолжены и стали признанными. Позже он разработал Аналитическую Машину (Analytical Engine), которая теоретически могла быть запрограммирована с перфокарт.

А каких известных математиков знаете вы?


  1. раунд. Угадай кто?

1) Какого ученого из древней Греции называли «отцом геометрии» за его труд «Начала»? (Евклид)

Евклида называют отцом геометрии. Он доказал много теорем и гипотез, написал несколько научных трактатов. Из них два труда — «Элементы» и «Начала», заложили базовый фундамент всей последующей европейской математики. В «Началах» содержится известная каждому школьнику теорема Пифагора. По этому учебнику преподавали геометрию в школах Европы около 2 тысяч лет!


2)Древнегреческий ученый участвовал в атлетических состязаниях и на олимпийских играх был дважды увенчан лавровым венком за победу в кулачном бою.



Если Евклид — отец геометрии, то Пифагора величают «отцом математики». Он также жил в Греции, за полторы сотни лет до Эвклида. Создал собственную математическую школу, впервые в истории человечества сделал математику прикладной наукой, вводя её элементы в повседневный обиход.


3)Этот великий математик стал знаменит, благодаря тому,что его избрали президентом британской Академии наук. Он управлял Академией до конца жизни — более двадцати лет.Королевским указом был назначен ещё и смотрителем Монетного двора. Ему удалось привести в порядок расстроенное монетное дело Англии.Королева Анна возвела его в рыцарское достоинство. С этого момента к нему обращались: "Сэр". Впервые в английской истории звание рыцаря было присвоено за научные заслуги. Кто этот великий ученный?(Исаак Ньютон)



Исаак Ньютон, сын фермера, родился в декабре. Рождение под Рождество Ньютон считал особым знаком судьбы.

В детстве Ньютон был замкнут и обособлен, любил читать и мастерить технические игрушки: часы, мельницу и т. п. По окончании школы он поступил в колледж Кембриджского университета. Уже тогда сложился его характер — стремление дойти до сути, нетерпимость к обману и угнетению, равнодушие к славе.

Научной опорой и вдохновителями творчества Ньютона были физики: Галилей, Декарт и Кеплер. Он завершил их труды, объединив в универсальную систему мира. Существенное влияние оказали и другие математики и физики: Евклид, Ферма, Гюйгенс, Валлис и его непосредственный учитель Барроу.

Исаак Ньютон — автор фундаментального труда «Математические начала натуральной философии», в котором он описал закон всемирного тяготения и так называемые Законы Ньютона, заложившие основы классической механики.




4)Для детской комнаты не хватило обоев, и ее оклеили  листами бумаги. По счастливой случайности на оклейку пошли листы с  отпечатанными  лекциями известного математика, профессора Остроградского. Эти листы, испещренные странными значками, поразили девочку, и она часами рассматривала их, стараясь понять, что же значат эти загадочные символы. Она ходила по дому, все время что-то складывая, вычитая, умножая, а на вопрос старшей сестра Анны: «Как ты можешь решать эти скучные задачи по арифметике?», только пожимала плечами: «Разве математика может быть скучной?» .Кто эта девочка? (Софья Ковалевская)


Одаренной девушке было мало просто заниматься математикой. Она хотела поступить в университет, но в то время женщинам доступ во все учебные заведения России был закрыт. Высшее образование она могла получить только за границей.
С 1870 г. она добивается права заниматься под руководством выдающегося  немецкого ученого Карла  Вейерштрасса - едет в Германию. 
Интересно прошла первая встреча  Софьи  с Карлом Вейерштрасс. 
Вейерштрасс не верил в математические способности женщин и поэтому, чтобы освободиться от настойчивой  посетительницы, предложил ей для проверки труднейшие задачи, из разряда тех, что потруднее, которые он давал самым успевающим студентам математического факультета, и попросил ее зайти на следующей неделе.  Профессор был уверен, что иностранка больше не появится.Каково же было его удивление, когда Софья Ковалевская посетила кабинет ученого и сообщила, что задачи решила! Он был поражен и лично просил академический совет о допущении госпожи Ковалевской к математическим лекциям в университете. Но "высокий совет" не дал согласия. В Берлинском университете не только не принимали женщин в число "законных" студентов, но даже не позволяли им бывать на отдельных лекциях вольнослушателями. Пришлось ограничиться частными занятиями у знаменитого ученого.


5)Рассказывают, что в начальной школе, где учился этот ученый ,учитель, чтобы занять класс на продолжительное время самостоятельной работой, дал задание ученикам  вычислить сумму всех натуральных чисел от 1 до 100. Маленький мальчик ответил на вопрос почти мгновенно, чем невероятно удивил всех и, прежде всего, учителя. Кто этот мальчик? (Гаусс)

Сам Гаусс утверждал о том, что считать он начал раньше, чем говорить.

У великого математика было хорошо развито слуховое восприятие: однажды в возрасте 3-х лет он на слух определил ошибку в подсчетах, выполняемых его отцом, когда тот подсчитывал заработок своих помощников.

Гаусс довольно недолгое время провел в первом классе, его очень быстро перевели во второй. Учителя сразу распознали в нем талантливого ученика.

Карлу Гауссу довольно легко давалось не только изучение цифр, но и языкознание. Он мог свободно говорить на нескольких языках. В возрасте 62-х лет Гаусс начал активно изучать русский язык. Ознакомившись с трудами великого русского математика Николая Лобачевского, он захотел прочесть их в оригинале.

Карл Гаусс являлся членом-корреспондентом Петербургской Академии наук. Данное почетное звание он получил после того, как обнаружил месторасположение малой планеты Цереры, произведя ряд сложнейших математических расчетов. Вычисление траектории Цереры математическим путем сделало имя Гаусса известным всему ученому миру.

Изображение Карла Гаусса имеется на денежной банкноте Германии достоинством в 10 марок.

Имя великого европейского математика отмечено на спутнике Земли – Луне.


6)Этот русский ученный создал особый раздел в геометрии, который назвали его именем. Его труды, не признанные современниками, опередили своё время, изменили традиционное представление о пространстве и заложили фундамент для работ Эйнштейна.

Главные достижения Лобачевского, конечно же, относятся к геометрии. Он стал создателем неевклидовой геометрии. Его идеи были поддержаны тогдашним «королем математики» Гауссом. Большинством же современников Лобачевский остался непризнанным, но в будущем его труды были оценены по достоинству. Уже во второй половине 1860-х годов труды Лобачевского стали популярны в России и за ее пределами, а за полное собрание его сочинений Казанский университет захотел получить 600 рублей. Только спустя 16 лет удалось собрать работы математика, но часть из них оказалась утеряна и не обнаружена до сих пор.

Лобачевский добился значительных результатов и в других математических разделах. Он разработал новый метод решения уравнений, создал ряд теорем о тригонометрических рядах, изучил непрерывную функцию.

Опубликовал ряд замечательных статей по алгебре и анализу, физике, механике, астрономии, теории вероятности.

4 раунд. Конкурс капитанов.

Капитанам команд предлагается написать как можно больше пословиц, содержащих числа. Например, не имей 100 рублей, а имей 100 друзей.

- Пока наши капитаны думают,я объявляю «игру со зрителями».

Отгадайте ребус:

1.Горели три электрические лампочки. Одну из них погасили. Сколько лампочек осталось?(3)

2. Два велосипедиста одновременно выехали навстречу друг другу первый из пункта A со скоростью 20 км/ч, второй из B со скоростью 15 км/ч. Который из велосипедистов будет ближе к A в момент встречи их?(на одном расстоянии)

3. B семье 5 сыновей и у каждого есть сестра. Сколько детей в этой семье?(6)

4. Сколько концов у 4 палок? А у 4,5? (8,10)


  1. раунд. Математические загадки.

1)Шевелились у цветка все четыре лепестка. Я сорвать его хотел, он вспорхнул и улетел.( бабочка)

2)Отгадайте – ка, ребятки. Что за цифра – акробатка? Если на голову встанет. Ровно на три больше станет.( шесть)

3)Братцев этих ровно семь. Вам они известны всем. Каждую неделю кругом ходят братцы друг за другом. Попрощается последний – появляется передний. (дни недели)

4)Две сестрицы друг за другом пробегают круг за кругом: коротышка – только раз, та, что выше - каждый час.( стрелки часов)

5)Пять мальчиков живут в тёмных чуланчиках ( перчатки)

6)Спинка, доска и четыре ноги – что я задумал, скорей назови! ( стул)

7)Три стороны и три угла.
И знает каждый школьник:
Фигура называется,
Конечно, … (треугольник)

8)Эта странная фигура,

Ну, совсем миниатюра!

И на маленький листочек

Мы поставим сотни ...

(точек)

9)Он от солнца прилетает,

Пробивая толщу туч

И в тетрадочке бывает,

А зовется просто - ...

(луч)

10)Едет ручка вдоль листа

По линеечке, по краю -

Получается черта,

Называется ...

( прямая)

11)Проживают в трудной книжке

Хитроумные братишки.

Десять их, но братья эти

Сосчитают всё на свете.

(цифры)

12)Не похож я на пятак,

Не похож на рублик.

Круглый я, да не дурак,

С дыркой, но не бублик.

(Ноль)

13)Не овал я и не круг,

Треугольнику я друг,

Прямоугольнику я брат,

Ведь зовут меня...

(квадрат)


Вот закончилась игра
Результат узнать пора.
Кто же лучше всех трудился
И в турнире отличился?

Дорогие ребята! Сегодня вы показали свою эрудицию, умение мыслить, рассуждать, умение работать командой.

Награждение команд – участников.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!