Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области
основная общеобразовательная школа №18 города Новокуйбышевска
городского округа Новокуйбышевск Самарской области
структурное подразделение «Детский сад «Центр коррекции и развития детей»
План - конспект
непосредственно образовательной деятельности
по развитию элементарных математических представлений
в подготовительной группе компенсирующей направленности
для детей с задержкой психического развития
Тема «Математический калейдоскоп»
Составила: учитель-дефектолог
Гараева И. В.
г. Новокуйбышевск, 2019 г
План - конспект
непосредственно образовательной деятельности
по развитию элементарных математических представлений
в подготовительной группе компенсирующей направленности
для детей с задержкой психического развития
Тема ««Математический калейдоскоп»
Интеграция образовательных областей:
Цель: развитие элементарных математических представлений.
Задачи:
Образовательные:
1. Закреплять умения выполнять счётные операции в пределах 10, называть соседей чисел, составлять и решать задачи на сложение и вычитание на наглядной основе в пределах 10.
2.Закреплять состав чисел.
3.Упражнять в определении времени по часам.
4.Закреплять умения правильно расставлять знаки:” ”, “ =”.
5. Закреплять временные и пространственные представления.
6.Закреплять и обобщать представления детей о свойствах предметов.
Развивающие:
Развивать слуховое восприятие.
Развивать зрительное внимание.
Развивать словесно – логическую память.
Развивать наглядно – образное и логическое мышление.
Развивать крупную, мелкую моторику.
Совершенствовать умения действовать по инструкции.
Воспитательные:
Воспитывать усидчивость, желание помогать друг другу.
Воспитывать навыки самоконтроля и самооценки.
Предварительная работа: игры на развитие слухового восприятия «Думай, считай», дидактические игры на формирование правильных приемов счёта, на развитие умений составлять числа из двух меньших чисел, на формирование временных и пространственных представлений.
Методы и приёмы:
Практические – складывание разрезных картинок.
Наглядные – демонстрация пособий к играм.
Словесные – инструкции, беседа, дидактические игры и упражнения.
Оборудование:
демонстрационный материал: картинки с изображением Кота учёного, Ивана - Царевича и Царевны - Лягушки, Емели, Красной Шапочки, Буратино и Мальвины, Солнышка; картинки - шарики с примерами; магнитные цифры; настенное панно ”Коврограф” с цифрами и знаками для сравнения чисел из серии “Развивающие игры В.Воскобовича”; цветные круги; сюжетные картинки для составления и решения задач на сложение и вычитание; магнитофон, мольберт.
раздаточный материал: калейдоскоп на каждого ребёнка, игрушки - часы на каждого ребёнка; разрезные картинки с временами года.
Планируемые результаты: Сформированы счётные операции, закреплены знания о составе чисел, умения составлять и решать задачи, закреплены временные и пространственные представления, умение действовать по инструкции педагога.
Формы организации совместной деятельности
Детская деятельность | Формы и методы организации совместной деятельности |
Двигательная | Музыкальная физкультминутка “Солнышко” |
Коммуникативная | Вводная беседа, инструкции к выполнению заданий |
Познавательно-исследовательская | Игры «Шары», «Расставь знаки”, «Сложи картинки», ««Определи время по часам», «В какой руке сколько», “Составь и реши задачу”, |
Логика образовательной деятельности
| Деятельность учителя-дефектолога | Деятельность детей | Ожидаемый результат |
| I. Организационный момент. Д/и “Ответь правильно” Какие числа нужно сложить, чтобы получилось число3? Назови выходные дни. Назови число, которое больше девяти на один. Скажи, когда люди завтракают? Какое число находится между пятью и семью? Посчитай от 4 до 10. | Дети выполняют инструкции педагога | Выполняют инструкции педагога. |
| II. Вводная часть - Отгадайте загадку: Вглубь трубы всмотрись: как в сказке, Там в узор сложились краски. Трубочка - не микроскоп, А цветной... (Калейдоскоп) -Ребята, возьмите калейдоскопы, посмотрите и скажите, что вы видите внутри калейдоскопа.(Большое количество цветных стёклышек.) -Сегодня на занятии мы с вами поиграем в разные математические игры и выполним задания. Тема нашего занятия сказочный “Математический калейдоскоп”. Сюрпризный момент На доске картинка - “Кот учёный”, включается зеркальный шар и звучит мелодия “В гостях у сказки”. У лукоморья дуб зелёный; Златая цепь на дубе том: И днём и ночью кот учёный Всё ходит по цепи кругом; Идёт направо - песнь заводит, Налево - сказку говорит... III. Основная часть 1.- Ребята, послушайте отрывок из сказки и скажите её название. “Пустил стрелу Иван - Царевич - полетела его стрела прямо в топкое болото и подняла её лягушка - квакушка. (“Царевна - лягушка”) Педагог прикрепляет к доске картинки с изображением Иван - Царевича и Царевны - Лягушки. -Иван - Царевич с Царевной - Лягушкой предлагают вам поиграть в игры. Игра “Шары” На доске картинки с изображением воздушных шаров с примерами и цифры. Необходимо решить примеры и соединить шарики с ответами. Игра “Расставь знаки: “” , “=”. Задания на настенном панно “Коврограф” из серии “Развивающие игры Воскобовича”. | Дети отгадывают загадку Дети закрывают ладошками глаза. Дети называют сказку. Дети решают примеры, соединяют шарики с ответами. Дети расставляют знаки. | Дети правильно отгадывают загадку. Дети правильно решают примеры. Дети правильно расставляют знаки. |
| 2.- Ребята послушайте следующий отрывок из сказки. “Пришёл Емеля к проруби, зачерпнул вёдрами воду и поймал щуку. -Отпусти меня, - взмолилась щука, -я тебе пригожусь.” На доске картинка с изображением Емели. - Емеля предлагает поиграть в игру «Сложи картинки». Дети выполняют задание в парах. Дети складывают картинки с изображением времён года: “Зима”, “Весна”, “Осень” и называют месяцы, соответствующие данному времени года. | Дети называют сказку. Дети выполняют задания педагога. | Дети правильно выполняют задание. Дети правильно выполняют задание. |
| 3.Музыкальная физкультминутка “Солнышко» (песенка с движениями) - Ребята, а какое сейчас время года наступило?(Весна.) Какой самый главный признак весны? (Солнце ярко светит и греет.) На доске картинка с изображением Солнышка. | Дети выполняют движения под музыку. | |
| 4.Отгадать загадку: Нет ног, а хожу, Нет рта, а скажу: Когда спать, Когда вставать. (Часы) Педагог предлагает посмотреть на макет часов. -Что есть у часов? (Циферблат, стрелки: минутная и часовая) -С помощью какого предмета можно завести часы? (С помощью ключика) -Ребята, а у какого сказочного героя был ключик? (У Буратино). Назовите сказку. (“Приключения Буратино”). -Буратино и Мальвина предлагают поиграть в игру “Определи время по часам”. Задания: “ Поставьте короткую стрелку на цифру 8, а длинную стрелку - на цифру 12. Сколько времени на часах?” “Поставьте длинную стрелку на цифру 6, а короткую стрелку - между стрелками 1 и 2. Сколько времени на часах?” | Дети отгадывают загадку. У каждого ребёнка часики - игрушки. | Дети правильно выполняют задания. |
| 5.- Ребята, послушайте следующий отрывок из сказки. “Жила - была … маленькая девочка. Однажды пошла она в соседнюю деревню навестить свою бабушку и по дороге встретила Серого Волка.” Педагог показывает детям картинку с изображением Красной Шапочки. -Красная Шапочка предлагает игры. Игра “В какой руке сколько?” Предлагаем детям пересчитать кружки, которые держит в руках. Педагог раскладывает их в две руки и говорит: Вы должны отгадать, сколько кружков в одной руке, сколько в другой. Сначала говорите, сколько в левой руке, а потом в правой руке. Например, три кружка в правой руке, два - в левой, вместе - пять. Игра - задание “Составь и реши задачу по картинке” Детям предлагаем составить задачи на сложение и вычитание по сюжетным картинкам. | Дети называют сказку. Дети перечисляют возможные варианты. Дети составляют задачи на сложение и вычитание, решают их. Решение задач выкладывают цифрами. | Дети правильно выполняют задание. Дети правильно выполняют задание. |
| IV. Итог. - Ребята, вот и подошло к концу наше занятие - сказочный “Математический калейдоскоп”. Молодцы! Все задания выполнены. Педагог просит назвать наиболее понравившиеся игры. Педагог оценивает деятельность детей. | Дети отвечают на вопросы. | Сформировано умение оценивать свои действия. |