Александр Исаевич Солженицын — русский писатель
1918 г. – 2008 г.
11 декабря 2018 г. – 100 лет
со Дня рождения
Творчество
1963—1966
1955—1958
1959
1958—1968
1958 - 1963
1959
1996 - 1999
А.И.Солженицын. Рассказ «Матрёнин двор»
- В центре рассказа «Матрёнин двор» три центральные темы:
- образ России
- образ русского национального характера
- образ женской судьбы
Рассказ автобиографичен и достоверен. В нём описана жизнь Матрёны Васильевны Захаровой из деревни Мильцово Владимирской области.
1959
А.И.Солженицын. Рассказ «Матрёнин двор»
- Матрёна – главная героиня рассказа. По мнению автора, она является образцом милосердия и сострадания.
- От любой жизненной напасти у Матрёны лучшее средство – работа и забота о ком-нибудь .
1959
А.И. Солженицын. Роман «Архипела́г ГУЛА́Г»
- «Архипела́г ГУЛА́Г» — художественно-историческое произведение о репрессиях в СССР в период с 1918 по 1956 годы.
- Основано на письмах, воспоминаниях и устных рассказах 257 заключённых и личном опыте автора.
1959
А.И. Солженицын. Роман «Архипела́г ГУЛА́Г»
- Призывая читателя к ответственной жизненной позиции, Солженицын подчеркивает, что подлинное оздоровление страны и народа невозможно без трезвого осознания всей глубины национального нравственного падения.
- Писатель стремится не просто к восстановлению правды о самых страшных страницах истории России, но, прежде всего, к общенациональному духовному очищению, прозрению и раскаянию.
- ПАВЕЛ СПИВАКОВСКИЙ. «АКАДЕМИК АЛЕКСАНДР ИСАЕВИЧ СОЛЖЕНИЦЫН»
1959
А.И.Солженицын. «Крохотки»
В «Крохотках» Солженицын часто отказывается от прямого выражения смысла в тексте, от поучения. Он приглашает читателя к раздумью. Выдвигая на первый план мелкие эпизоды, он придёт им форму мимолётных мгновений. Эти «мгновения» повседневности необычайно ярки и наполнены скрытым смыслом.
1958 - 1963
1996 - 1999
Миниатюра «Вязовое бревно»
Мы пилили дрова, взяли вязовое бревно — и вскрикнули: с тех пор как ствол в прошлом году срезали, и тащили трактором, и распиливали его на части, и кидали в баржи и кузовы, и накатывали в штабели, и сваливали на землю — а вязовое бревно не сдалось! Оно пустило из себя свежий зелёный росток — целый будущий вяз или ветку густошумящую. Уж бревно положили мы на козлы, как на плаху, но не решались врезаться в шею пилой: как же пилить его? Ведь оно тоже жить хочет! Ведь вот как оно хочет жить — больше нас!
В миниатюре « Вязовое бревно » обыкновенная колода дерева становится не только объектом описания, но и символом стойкости природы, её способности к сопротивлению. Всё живое тянется к жизни, и бревно «пустило из себя зелёный росток – целый будущий вяз или ветку густо шумящую».
Миниатюра «Дыхание»
Ночью был дождик, и сейчас переходят по небу тучи, изредка брызнет слегка. Я стою под яблоней отцветающей — и дышу. Не одна яблоня, но и травы вокруг сочают после дождя — и нет названия тому сладкому духу, который напаивает воздух. Я его втягиваю всеми лёгкими, ощущаю аромат всею грудью, дышу, дышу, то с открытыми глазами, то с закрытыми — не знаю, как лучше. Вот, пожалуй, та воля — та единственная, но самая дорогая воля, которой лишает нас тюрьма: дышать так, дышать здесь. Никакая еда на земле, никакое вино, ни даже поцелуй женщины не слаще мне этого воздуха, этого воздуха, напоённого цветением, сыростью, свежестью. Пусть это — только крохотный садик, сжатый звериными клетками пятиэтажных домов. Я перестаю слышать стрельбу мотоциклов, завывание радиол, бубны громкоговорителей. Пока можно ещё дышать после дождя под яблоней — можно ещё и пожить!
Начало повествования – описание крохотного садика после дождя; далее – чувства, охватившие автора, недавно вернувшегося из заключения и жадно ощущающего радость жизни на свободе.
Миниатюра «Костёр и муравьи»
Муравьи вместе с гнилым бревном, в котором они жили, попадают в огонь. Убегая от пламени, спасая жизнь, «едва преодолев свой ужас», они вновь возвращаются к горящему бревну – «к покинутой родине»!
Я бросил в костёр гнилое брёвнышко, недосмотрел, что изнутри оно густо населено муравьями. Затрещало бревно, вывалили муравьи и в отчаяньи забегали, забегали поверху и корёжились, сгорая в пламени. Я зацепил брёвнышко и откатил его на край. Теперь муравьи многие спасались — бежали на песок, на сосновые иглы. Но странно: они не убегали от костра. Едва преодолев свой ужас, они заворачивали, кружились и — какая-то сила влекла их назад, к покинутой родине! — и были многие такие, кто опять взбегали на горящее брёвнышко, метались по нему и погибали там...