СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Материалы к занятию: Физиологические механизмы внимания, восприятия, памяти.

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дисциплина:  Анатомия, физиология и гигиена  Физиологические механизмы внимания, восприятия, памяти. Материалы к занятию.

Просмотр содержимого документа
«Материалы к занятию: Физиологические механизмы внимания, восприятия, памяти.»

Дисциплина: Анатомия, физиология и гигиена(2ч)


Тема урока: Физиологические механизмы внимания, восприятия, памяти.

Тип урока: УФНЗ

Цель занятия: сформировать представление о физиологических механизмах внимания, восприятия, памяти, сигнальных системах.

Задача

научить применять полученные знания на практике;

развить представление о сигнальных системах, механизмах памяти, восприятия;

воспитывать бережное отношение к растущему детскому организму;

воспитание навыков коммуникативного общения и обмена информацией в процессе усвоения новых знаний;


Материал к занятию


Внимание — направленность и сосредоточенность психической деятельности человека, выражающая активность личности в данный момент и при данных условиях, включающая в себя регулирование и контроль психических процессов

Направленность психической деятельности носит избирательный характер (вольный н невольный), касающийся выбора объекта, сохранения и поддержания этого выбора.

Сосредоточенность — концентрация внимания на определенной деятельности, отвлечение от всего, что к ней не относится.

Физиологические механизмы внимания. Для понимания физиологических основ внимания очень важен закон индукции нервных процессов, согласно которому процессы возбуждения, возникающие в одной области коры головного мозга, вызывают торможение в других ее областях. В каждый момент времени в коре имеется очаг повышенной возбудимости, характеризующийся наиболее благоприятными условиями для возбуждения. Установлено, что внимание возможно, только в ситуации бодрствования. В мозгу обнаружены особые «нейроны внимания». Скопление нервных клеток, расположенных в стволовой части мозга, получивших название ретикулярной формации, тормозит один импульсы и усиливает другие, посылая их в кору головного мозга.Напряженное внимание сопровождается соответствующей мимикой и движениями, задержкой дыхания.

Виды внимания. По направленности н сосредоточенности психической деятельности внимание бывает:

1. Непроизвольное — это сосредоточение сознания на объекте в силу особенности этого объекта как раздражителя (сильного, контрастного пли значимого и вызывающего эмоциональный отклик).

2. Произвольное внимание — деятельность; осознанно направленная на контроль своего поведения и на поддержание устойчивости избирательной активности. Ведущая роль в его механизмах принадлежит второй сигнальной системе.

3. Послепроизвольное внимание предполагает участие в деятельности и возникающий в связи с этим интерес. Оно связано с сознательными целями и поддерживается сознательными интересами, и не может быть сведено к произвольному вниманию, так как не требует заметных волевых усилий для своего поддержания.

Качества внимания. Качества внимания зависят от свойств нервной системы человека. Людям со слабой нервной системой дополнительные раздражители мешают сосредоточиться, а тем, у кого нервная система сильная, даже повышают концентрацию внимания. Внимание у разных людей и у одного и того же человека в различное время и в различных условиях отличается некоторыми особенностями: а) объем внимания — количество объектов, которые могут быть охвачены вниманием одновременно; б) распределение внимания — возможность удерживать в сфере внимания одновременно несколько объектов; в) устойчивость внимания — длительность сосредоточения внимания на объекте: г) переключение внимания — намеренный перенос внимания с одного объекта на другой; д) концентрация внимания — степень сосредоточенности внимания на объекте.

Л. С. Выготский высказал интересную мысль о том, что педагогу следует проявлять заботу как о внимании, «Секрет превращения рассеянности во внимание есть, в сущности говоря, секрет перевода стрелки внимания с одного направления на другое и достигается он общим воспитательным приемом переноса интереса с одного предмета на другой, путем связывания их обоих. В этом и заключается основная работа по развитию внимания и по превращению непроизвольного внешнего внимания во внимание произвольное».

Развитие произвольного внимания младшего школьника является одним из важнейших приобретений личности на данном этапе онтогенеза. Оно связано с формированием у ребенка волевых качеств и находится в теснейшем взаимодействии с его общим умственным развитием.Внимание развивается постепенно и на определенный момент становится свойством личности.

Восприятие - это целостное отражение предметов, ситуаций, явлений, возникающих при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств. Восприятие – не сумма ощущений, получаемых от того или иного предмета, а качественно новая ступень чувственного познания с присущими ей особенностями. Помимо ощущений в процессе восприятия задействованы прошлый опыт, процессы осмысления того, что воспринимается, и психические процессы более высокого уровня (память, мышление). В процесс восприятия включены двигательные компоненты: ощупывание предметов и движение глаз; пропевание звуков или проговаривание речевых форм; принюхивание и пр. Направляется восприятие мотивацией и имеет определенную аффективно-эмоциональную окраску. ФУНКЦИИ ВОСПРИЯТИЯ.

Восприятие выполняет отражательную и регулятивную функции.Отражательная – обеспечивает ориентировку в окружающем мире;Регулятивная – регулирование поведения и деятельности в объективных условиях среды и субъективными потребностями субъекта.

Классификация видов восприятия.


ПО АНАЛИЗАТОРАМ ВЫДЕЛЯЮТ:


Зрительное

Слуховое

Осязательное

Обонятельное

Вкусовое


ПО ХАРАКТЕРУ АКТИВНОСТИ:

Непроизвольное

Произвольное


ПО ОБЪЕКТУ ВОСПРИЯТИЯ:

Восприятие предметов

Восприятие речи

Восприятие человека

Восприятие музыки

Восприятие ситуаций и т. п.


ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ.

Избирательность восприятия – способность человека воспринимать лишь те предметы, которые представляют для него наибольший интерес. Она зависит от интересов, установок и потребностей личности.


Предметность восприятия отражает возможности человека реагировать на воздействия конкретных предметов окружающей действительности, относящихся к определенному классу явлений. При этом мозг четко различает предмет, фон и контур их восприятия.

Апперцепция – это зависимость восприятия от прежнего опыта человека.

Так, в восприятии одного и того же предмета разными людьми бывают различия в зависимости от поставленной задачи, установки, психического состояния каждого из них, воспринимая предметы, человек выражает свое отношение к ним.

Осмысленность восприятия показывает, что воспринимаемые человеком предметы имеют для него определенный жизненный смысл. Они могут быть вредными или полезными, желанными или нежеланными и т.д. благодаря осознанию человеком сущности и значения предметов становится возможным и целенаправленное их использование.

Память и внимание развивается в течении всей жизни человека. Их становление и формирование связано с развитием нервной системы, зависят от условий воспитания и обучения, от особенностей различных видов деятельности. Память развивается и количественно (увеличивается быстрота и объем запоминания) и качественно (от непроизвольной к произвольной, от образной к словесной). Только постоянно тренируя можно совершенствовать память и внимание. Надо иметь в виду, что память человека улучшается вместе с его общим развитием, с совершенствованием мышления, воображения, речи, воли и характера.

В настоящее время нет единой теории механизмов памяти.

Более убедительна нейронная теория, которая исходит из представления, что нейроны образуют цепи, по которым циркулируют биотоки. Под влиянием биотоков происходят изменение ' в синапсах (местах соединений нервных клеток), что облегчает последующее прохождение биотоков по этим путям. Различный характер цепей нейронов н соответствует той или иной закрепленной информации.

Другая теория молекулярная теория памяти, считает, что под влиянием биотоков в протоплазме нейронов образуются особые белковые молекулы, на которых «записывается» поступающая в мозг информация (примерно так, как на магнитофонной ленте записываются слова и музыка). Ученые даже пробуют извлечь из мозга умершего животного эти, как они называют, «молекулы памяти». А дальше идут уже совершенно фантастические предположения о том, что когда-нибудь «молекулы памяти» можно будет извлекать из мозга умершего человека (или даже синтезировать в лабораториях), изготовлять «таблетки памяти» или специальную жидкость для инъекций и таким образом пересаживать знания в голову другого человека. Такого рода измышления, конечно, способны только скомпрометировать молекулярную теорию памяти.















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!