СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Материалы к занятию "Нейро- и психофизиологические особенности функционирования нервной системы ребенка"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материалы к занятию "Нейро- и психофизиологические особенности функционирования нервной системы ребенка

Просмотр содержимого документа
«Материалы к занятию "Нейро- и психофизиологические особенности функционирования нервной системы ребенка"»

Учебная дисциплина: Анатомо-физиологические особенности развития детей дошкольного возраста.(2ч)


Тема урока: Нейро- и психофизиологические особенности функционирования нервной системы ребенка

Тип урока: КУ

Цель занятия: сформировать представление о нейро- и психо-физиологических особенностях функционирования нервной системы ребенка, онтогенезе центральной нервной системы;

изучить классификацию рефлексов, развитие рефлекторных реакций;

развить представление о роли и значении НС;

воспитывать бережное отношение к растущему детскому организму;

воспитание навыков коммуникативного общения и обмена информацией в процессе усвоения новых знаний.

Ход занятия

  1. Организационный момент

  2. Формулирование целей и задач урока

  3. Актуализация знаний

4. Объяснение нового материала с элементами закрепления.

5.Закрепление материала

6.Задание на дом [3], стр.325-401 Составить таблицу виды возбуждений и торможений. Наглядность: плакаты «Строение нейрона», «Схема рефлекторной дуги», «Виды рецепторов», «Мотонейрон».

3. Актуализация знаний

? Что мы знаем о нервной ткани, ее основные свойства

? Что понимаем под возбуждением и торможением

?Примеры раздражителей

4. Объяснение нового материала с элементами закрепления.

4.1.1.Строение нейрона

4.1.2. Функции нейронов

4.1.3. Раздражимость и возбудимость

4.1.4. Рефлекторная дуга

4.1.5. Виды нейронов

4.1.6.Условия формирования головного мозга.

4.1.7. Физиологические перестройки нейронов в процессе онтогенеза

4.1.8. Контакт ребенка с матерью, двигательная активность, факторы развития психики ребенка


5. Закрепление материала

?Перечислить отделы рефлекторной дуги

?Что называют синапсом

?Рецепторы и их роль

?Привести примеры безусловных рефлексов

?Роль нервной системы

? Охарактеризуйте значение НС

?Этапы формирования психики ребенка

?Роль словесного контакта

?Значение двигательной активности

?Доминирующие мотивы

? Школьная зрелость


5.1.Рефлексия.

Составить синквейн со словами:

Синапс, рефлекс, нейрон



Материал к занятию


Нервная система образована нервной тканью, состоящей из нервных клеток (нейронов) и межклеточного вещества (нейроглии или глии).

Нейрон– основная структурная и функциональная единица нервной

системы, приспособленная для осуществления приёма, обработки, хранения, передачи и интеграции информации. Нейрон состоит из тела, покрытого мембраной. От тела нейрона отходят отростки: короткие (дендриты – от 1 до 1000) – воспринимают поступающие сигналы и передают их к телу, длинный (аксон, 1) – проводит возбуждение от тела клетки.

Аксон покрыт белой жироподобной оболочкой (миелиновой). Она не сплошная. Часть аксона, лишенная оболочки, называется перехватом Ранвье. Заканчивается аксон нервным окончанием.

Скорость возникновения возбуждения увеличивается постепенно и достигает величины, характерной для взрослых лишь к 10 – 12 годам. Для детей дошкольного возраста характерна неспособность нервных клеток длительное время находиться в состоянии возбуждения. Отсюда: неустойчивость внимания дошкольника, быстрый переход от одной деятельности к другой.

Передача импульсов от нейрона к нейрону осуществляется в строго определённом направлении – от аксона к дендриту – и подчинена ряду законов проведения нервных импульсов

По выполняемым функциям нейроны бывают:

  • чувствительные (афферентные, центростремительные) – проводят нервные импульсы от поверхности тела и внутренних органов в мозг; – вставочные (ассоциативные) – анализируют информацию и вырабатывают решение;

  • двигательные (эфферентные, центробежные) – проводят нервные импульсы от мозга к рабочим органам. Различают нейроны возбуждающие и тормозные.

Раздражимость. Нейроны, как и все клетки, обладают раздражимостью – способностью под влиянием факторов внешней и внутренней среды переходить из состояния покоя в состояние активности.Естественным раздражителем нейрона является нервный импульс, поступающий или из других нейронов, или из рецепторов.

Возбудимость– способность быстро ответить на действие раздражителя возбуждением.Возбуждение способно перемещаться из одного места клетки в другое, от одной клетки к другой. Обязательным признаком возбуждения является изменение электрического состояния поверхностной клеточной мембраны. Возникшее возбуждение распространяется с аксона одного нейрона на тело и дендриты другого нейрона. Места контакта нейронов или нейрона и рабочего органа называются синапсами. Количество их на теле одного нейрона достигает 100 или больше. Одно нервное волокно может образовывать до 10 тыс. синапсов. Синапс имеет очень сложное строение. Возбуждение через синапсы передается химическим путем с помощью медиатора.В ЦНС наряду с возбудительными существуют тормозные синапсы. На каждой нервной клетке расположено множество возбудительных и тормозных синапсов, что создает условия для их взаимодействия и, в конечном счете, для различного характера ответа на пришедший сигнал. На ранних этапах развития первыми созревают возбудительные синапсы, тормозные формируются позже. С их созреванием связано усложнение процессов переработки информации.

Основной формой нервной деятельности являются рефлекторные акты.

 Рефлекс– ответная реакция организма на раздражения, осуществляемая посредством ЦНС.Путь, по которому проходит нервный импульс при осуществлении рефлекса, называется рефлекторной дугой. Таким образом, рефлекторная дуга состоит из отделов:

  1. рецепторный;

  2. центростремительный;

  3. ЦНС;

  4. центробежный;

  5. рабочий орган (эффектор).

Во всех органах тела располагаются нервные окончания, чувствительные к раздражителям, –рецепторы.По месту расположения они бывают:

  • экстерорецепторы (воспринимают раздражения внешней среды);

  • интерорецепторы (внутренней среды);

  • проприорецепторы (в мышцах, сухожилиях…)

Возникшее возбуждение в рецепторах превращается в нервный импульс, который по центростремительным нейронам передается в ЦНС. В ЦНС происходит обработка сигналов и передача их на центробежные нейроны, а они – к рабочему органу.

ОСОБЕННОСТИ ФИЗИОЛОГИИ НЕРВОВ ДЕТЕЙ

Главный критерий степени зрелости мякотных нервных волокон их миелинизация.У ребенка первых лет жизни неполная миелинизация нервных волокон Скорость распространения возбуждения по нервным волокнам у детей становится такой же, как у взрослых, к 5-9 годам, что связано с завершением миелинизации различных волокон в разные сроки и окончанием увеличения диаметров осевых цилиндров.

Передние спинномозговые корешки у детей достигают состояния, свойственного взрослым, в период от 2-го до 5-го года жизни, а задние от 5-го до 9-го года. Миелинизация нервных волокон близка к завершению к 9 годам жизни ребенка.С возрастом в результате созревания нервных волокон их возбудимость, скорость проведения возбуждения и лабильность увеличиваются.

Возбудимость нервных волокон у новорожденного значительно ниже, чем у взрослых, но уже с 3-месячного возраста она начинает повышаться. В частности, длительность абсолютной рефракторной фазы равна 5-8 мс, а относительной 40-60 мс (у взрослых соответственно 0,5-2 и 2-10 мс).

Проводимость нерва. У детей проводимость нерва низкая. Так, у новорожденных скорость проведения возбуждения по нервным волокнам не превышает 50\% от скорости взрослых. Плохо выражена изолированность проведения возбуждения. С возрастом скорость проведения возбуждения по нервным волокнам возрастает в результате их миелинизации, увеличения толщины волокна и его ПД.

Лабильность нервного волокна. 1 с у новорожденных, например, составляет 4-10 импульсов, а у детей 5-9 лет приближается к норме для взрослых 300-800 импульсов в секунду

С развитием мозга формируются механизмы врожденных (безусловных) рефлексов, с которыми ребенок появляется на свет. Определенную роль в формировании зачатков психики в этот период играют различные сигналы, поступающие извне. Очень важное значение для психики имеет и эмоциональное состояние беременной. Кроме того, для нормального созревания головного мозга плода исключительное значение имеет рациональное питание, основу которого должны составлять натуральные продукты. На раннем этапе онтогенеза продолжаются физиологические перестройки: появление новых рефлексов, формирование анализаторов, усложнение форм поведения. Раньше всех появляются так называемые натуральные рефлексы, связанные с удовлетворением жизненно важных потребностей ребенка. Важны режимные моменты, в частности, полноценное питание. Несомненное значение в этот период для нормального развития психики имеет и двигательная активность. Чем больший объем движений осуществляет ребенок, особенно рук и пальцев, чем больше сенсорных контактов, тем гармоничнее происходит развитие головного мозга и активнее идет развитие интеллекта, речи. Двигательная активность, в частности, мимика, жесты, явились в процессе становления человечества необходимым исходным базисом формирования мышления и речи. В онтогенезе же мозга в соответствии с этими биологическими закономерностями, видимо, этот исторический процесс повторяется.

Для нормального развития психики в грудном возрасте (до 1 года) и в раннем детстве (1–3 года) имеет огромное значение тесный контакт ребенка с матерью. Сначала это контакт преимущественно телесный (прикосновения, поглаживания и т.д.), затем он дополняется эмоциональным. Например, если в период активного становления механизмов речи от рождения до 1 года ребенка лишить человеческой социальной среды, он, по-видимому, навсегда потеряет возможность хорошо говорить. Если обеднить эту среду (мало играть с ребенком, мало разговаривать, ограничивать контакты), пострадает его речь и интеллектуальные (вербальные) способности.

Для нормального психического развития ребенка особое значение имеет словесный контакт с ним, разнообразная внешняя среда .Ограничение жизненного пространства, в котором живет ребенок, сужает его возможности, подавляет будущую исследовательскую деятельность, деформирует эмоциональную сферу.

В дошкольном возрасте (3–6 лет) психика ребенка делает очередной шаг в своем становлении. Прежде всего это связано с совершенствованием тормозных механизмов, их стабилизацией. Дети в этом возрасте очень эмоциональны, однако их эмоции неустойчивы, носят характер аффектов. Постепенно аффективная сфера снижается, и на передний план выходит словесное мышление с внутренней речью, а вторая сигнальная система – речь – начинает преобладать над первой, построенной на информации от органов чувств. В поведении детей складывается индивидуальная мотивационная система. Среди различных мотивов у дошкольников выделяются доминирующие (альтруистические, эгоистические и т.д.), часть из которых тесно связана с соответствующими врожденными механизмами – инстинктами. Ребенка необходимо обучать, воспитывать в широком диапазоне возможностей с целью умножения его потенциала. Отмеченное обстоятельство относится и к ряду других проблем, например, обучения леворуких. В частности, их необходимо обучать писать, рисовать и так далее и правой рукой, не пытаясь переучивать..

Многие дети с 6 лет начинают учиться в школе. Однако 6-летний первоклассник по уровню своего развития остается дошкольником, сохраняя особенности мышления, присущие детям до 7 лет: у него преобладает непроизвольная память, поэтому запоминает прежде всего то, что интересно, а не то, что нужно; ребенок способен, как правило, удерживать внимание в течение 10–15 минут, быстро устает, выполняя однотипную работу, и т.д. 6-летние дети комфортно чувствуют себя в детсадовской среде, менее формализованной и более игровой, поэтому здесь они менее напряжены и физически и психологически. В школе же в оптимальных условиях психологическая напряженность у ребенка начинает уменьшаться только через 1,5–2 месяца. При недостаточном, например, уровне психологической готовности дети или будут отставать в учебе, или будут справляться с ней ценой большого нервно-психического напряжения, приобретая неврозы.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ.

Второе детство (7–11 лет) Начало обучения в школе, как правило, совпадает с характерным для этого возраста психологическим кризисом.Резко меняется система отношений, что влечет за собой изменение восприятия (себя, своего положения, окружающих ценностей и т.д.);усложняется эмоционально-мотивационная сфера ребенка. Нервные процессы у младшего школьника еще недостаточно сильны, не обладают должной устойчивостью (особенно тормозные), поэтому дети не могут поддерживать длительное время активное внимание,довольно быстро устают, особенно на начальных этапах обучения. Подростковый возраст (11–12 – 15–16 лет) Под действием половых гормонов разные физиологические системы у одного и того же подростка развиваются не одновременно, поэтому, например, может быть снижено кровоснабжение головного мозга, что приводит к усилению процессов торможения, быстрой утомляемости, перепадам настроения, эмоциональной нестабильности, расстройствам сна.

Роль старших (родителей, педагогов) очень велика, если они помогут подростку найти интересное дело, которое позволит ему реализовать себя, свои представления о собственных возможностях, проявить себя в новом «взрослом» качестве. Во второй фазе подросткового периода (у девочек 13–15 лет, у мальчиков 15–16 лет) возможны нарушения психического баланса, и у подростков могут проявляться значительная обидчивость, неадекватные реакции на замечания, наблюдаются резкие перепады настроения, проявления негативизма и вспыльчивости. неполноценности вплоть до невротических срывов (отказ от еды и т.д.). Главная отличительная черта этого периода – повышенная эмоциональность и как следствие – более низкая психофизиологическая устойчивость по сравнению с более зрелыми людьми.



























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!