Тема урока: Двузначные числа. Устные и письменные приёмы сложения и вычитания
Цели: совершенствовать вычислительные навыки; продолжить формирование умения составлять выражения; развивать логическое мышление.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Устный счет.
1. Вставьте пропущенный арифметический знак и число:
17 … = 14 | 12 … = 19 | 4 … 5 … 3 = 6 |
13 … = 13 | 9 … = 18 | 8 … 7 … 9 = 6 |
2. Что сделали с кубиком?
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2017/08/28/s_59a4580657289/679540_1.png)
3. Выберите в каждом столбике выражение, значение которого будет наибольшим. Проверьте себя!
37 + 25 | 49 + 37 | 58 + 18 |
37 + 23 | 49 + 32 | 58 + 16 |
37 + 26 | 49 + 36 | 58 + 19 |
37 + 28 | 49 + 38 | 58 + 14 |
37 + 27 | 49 + 39 | 58 + 13 |
37 + 24 | 49 + 31 | 58 + 12 |
4. Решите задачу.
Таня спросила Олю: «Сколько лет твоей сестре?»
«А вот догадайся сама, – ответила Оля. – Если к наибольшему однозначному числу прибавить наименьшее двузначное, то узнаешь возраст моей сестры».
– Сколько лет Олиной сестре?
III. Работа по теме урока.
– Сегодня на уроке будем выполнять сложение и вычитание двузначных чисел.
1. Задание.
– Выпишите в левый столбик все числа, которые меньше 47, а в правый – все числа, которые больше 47.
28, 81, 57, 44, 46, 48, 53, 41, 37, 90.
28 | | 53 |
44 | | 81 |
46 | | 90 |
41 | | 57 |
37 | | 48 |
2. Задание 2.
– Выпишите те суммы, в которых при поразрядном сложении нет перехода через разряд.
45+12 44+16 55+19 73+11 80+15 39+19
- Найдите их значение.
3. Задание 3.
– Запишите все двузначные числа, которые при поразрядном сложении с числом 88 не дают перехода через разряд.
– Выполните поразрядное сложение числа 88 с этими числами.
88 + 10 = 98
88 + 11 = 99
4. Задание 4.
– Выполните поразрядное сложение с переходом через разряд.
53 + 18 = 71 | 73 + 17 = 90 | 55 + 29= 84 |
53 + 28 = 81 | 73 + 18 = 91 | 46 + 38 = 84 |
53 + 38 = 91 | 73 + 19 = 92 | 37 + 47 = 84 |
– Сравните слагаемые в выражениях первого столбика. Как изменяются вторые слагаемые? Как изменяется значение суммы?
– Сравните слагаемые в выражениях второго столбика. Как изменяются вторые слагаемые? Как изменяется значение суммы?
– Сравните выражения третьего столбика. Как изменяются первые слагаемые? Как изменяются вторые слагаемые? Что можно сказать о значении сумм в каждом выражении?
Физкультминутка
Работа в учебнике.
№1 Сколько груш на каждой ветке? Как можно определить, сколько всего груш на ветках? Запиши это в виде выражения.
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2017/08/28/s_59a4580657289/679540_2.png)
(2 + 3) + 4
- Как по другому можно записать?
2 + (3 + 4), 3 +(2 + 4)
- Каким правилом пользовались? (Сочетательное свойство сложения)
- О чем нам говорит это правило? (Значение суммы не зависит от порядка слагаемых)
№2 Сколько груш на каждой ветке? Как можно определить, сколько всего груш на ветках? Запиши это в виде выражения.
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2017/08/28/s_59a4580657289/679540_3.png)
4 + 4+ 4
- Можно ли записать по другому?
- 4 • 3
- Почему в №1 мы так не записали? (Потому что умножение – это суммы одинаковых слагаемых, а в №1 были все слагаемые разные)
№3 – Решение задач с комментированием у доски.
В мастерской 28 грузовых и 30 легковых машин. Винтик и Шпунтик отремонтировали 50 машин. Сколько машин осталось отремонтировать? 28 + 30 = 58 (м.) – в мастерской 58 – 50 = 8 (м) Ответ: 8 машин осталось - При решении второго действия, каким правилом пользовались, чтобы вычислить значение? (Вычитание на основе разрядного состава чисел) | Доктор Пилюлькин приготовил 85 л лечебного сиропа из лекарственных растений. Из них 20 л - из плодов шиповника, 35 л - из мяты, остальное - из ромашки. Сколько литров сиропа из ромашки приготовил доктор Пилюлькин? 20 + 35 = 55 (л) шиповник и мята 85 – 55 = 30 (л) Ответ: 30 л сиропа из ромашки. - Можно ли задачу решить по-другому? - 85 – 20 – 35 = 30 (л) |
№5, №6 – устно
№6 – решение с комментированием у доски.
56 + 39 = 95 82 – 28 = 54 49 + 44 = 83 | 61 – 49 = 12 19 + 74 =93 47 + 13 = 60 | 93 - (46 + 9) = 38 (28 + 33) - 8 = 53 54 - (42 - 7) = 19 |
– Чем похожи все числовые выражения? (Везде есть переход через разряд, в третьем столбике есть скобки)
– Какое действие будет первым? (В скобках.)
– Запишите такую сумму трех двузначных чисел, чтобы при поразрядном вычислении ее значения не было перехода через разряд.
22 + 22 + 22 = 66
23 + 23 + 23 = 69
– Запишите такую сумму девяти двузначных слагаемых, чтобы при поразрядном вычислении ее значения не было перехода через разряд.
11 + 11 + 11 + 11 + 11 + 11 + 11 + 11 + 11 = 99
IV. Итог урока.
– Что нового узнали на уроке?
Домашнее задание: учебник, с. 10, № 4.