СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Медицина в исскустве

Категория: Искусство

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Медицина в исскустве»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа деревни Починок-Сутер»

Кукморского муниципального района Республики Татарстан



Исследовательская работа

Тема: «Медицина в искусстве»




























Выполнила

Бекташева Алина, 11 класса

МБОУ «СШ д. Починок-Сутер»

Руководитель

Нотфуллина Венера Мухаметовна

Учитель физики и математики









д.Починок Сутер, 2020

Оглавление:

Введение…………………………………………..………………………………3

Глава I …………………………………………………..….……………………4

    1. Обзор интернет-ресурса………………..………………………………..4

    2. Краткое содержание ТОПовых фильмов……………..……………….5

    3. Образ врача в киноискусстве (русском и зарубежном)………………..8

Глава II ………………………….………………………..……………..…….12

    1. Тайны человеческого мозга………………… ………..……………..…13

    2. Возможности человеческого мозга………………….…………….…..15

Глава III …………………………………………………………………………15

3.1. Практическое исследование по определению видов памяти ………....16

3.2. Обработка результатов ………………………………………………… .17

Выводы………………………………………………………………………...…18

Заключение……………………………………………………………………….19

Литература ………………………………………………………..…………….20
















ВВЕДЕНИЕ

Задумывались ли вы над тем, что медицина и искусство могут быть взаимосвязаны? Обычно слово «кино» ассоциируется со словом фильм, сериал. Это узкое понятие. В нашей работе мы рассматриваем это слово в более широком смысле. Для нас кино – это вид искусства.

Актуальность: Все чаще на экранах телевизоров появляются сериалы о медицине, врачах. Врач стал героем рекламных роликов, телепередач, детективов и триллеров. Существуют даже отдельные жанры кино, посвященные медицине, такие как «медицинский триллер», «больничные ужасы». Люди интересуются развитием науки и медицины, следят за своим здоровьем, приобщаются к здоровому образу жизни. Мы черпаем свои знания, мнения и суждения из интернета, телевидения, из медицинских сериалов. Каковы же они - новые телевизионные герои? Те же врачи, самоотверженно борющиеся за жизнь человека, творящие чудеса бескорыстного служения больному? Или они совсем другие? Какие ценности и идеалы несут они с собой? Каких врачей воспитают? Кому и чему будут подражать новые поколения медиков?

Эти и другие вопросы я задала ученикам 10-11 классов своей школы, чтобы выяснить, какие сериалы о врачах они смотрят и что им интересно в этих фильмах. Исследовав материалы опроса, увидела, что большая часть респондентов смотрит американские фильмы , а российские сериалы остаются в стороне. Интересен тот факт, что значительная часть респондентов считает сериал «Интерны» калькой или пародией на американский сериал «Доктор Хаус » и не дает российским фильмам права на статус значимого художественного произведения.

Гипотеза: предположу, что в результате исследования я докажу, что отечественный сериал - качественный российский телепродукт.

Цель исследования: проанализировать и дать рекомендации

Задачи: -выявить особенности видов памяти у младших школьников

-провести опрос среди учащихся начальных классов по проблеме,

-обобщить результаты опроса;

Объект исследования: современное киноискусство о профессии врача.

Предмет исследования: ученики

Глава I

1.1 Обзор интернет-ресурса

Зрителям нравится смотреть онлайн медицинские драмы по многим причинам. Во-первых, для людей, далеких от медицины, это уникальная возможность заглянуть «за кулисы» врачебной деятельности, узнать, как что устроено там, где трудятся люди в белых халатах и на минутку представить себя на их месте. Во-вторых, это всегда напряженная, захватывающая и правдивая история спасения чьей-то жизни, наблюдать за которой интересно само по себе. В-третьих, самоотверженность и мастерство экранных врачей просто потрясает.

Пожалуй, первым сериалом, который приковал внимание миллионов к медикам, стала легендарная «Скорая помощь» с Джордем Клуни. Проект показывал жизнь врачей такой, какая она есть – срочные вызовы, сложные случаи, бешеный ритм работы и неустанная борьба за жизнь пациентов. Чуть позже уже совсем другие нотки в медицинскую тематику внесла «Клиника», щедро сдобренная врачебным юмором. Ну а в середине 2000-х зрительские сердца покорил великолепный «Доктор Хаус». Отечественные кинематографисты могут похвастаться добротным сериалом «Склифосовский» и ситкомом «Дневники доктора Зайцевой». Жанр медицинской драмы эволюционирует и процветает, рождая все новых и новых героев и рассказывая о буднях людей, спасающих жизни.

В фильмах затрагиваются не только медицинские темы, а также этические и философские вопросы, связанные с новейшими достижениями в этой области.

Герои – выжившие пациенты, владельцы медицинских центров, врачи-патологоанатомы, выдающиеся хирурги. Они влюбляются, оперируют, ведут безжалостную борьбу с болезнями. Всем им хоть однажды пришлось заглянуть в глаза смерти. Поэтому они понимают, насколько хрупкой и беззащитной может быть жизнь.

1.2 Краткое содержание ТОПовых фильмов

Н аиболее часто скачиваемые и просматриваемые фильмы:

  1. Следствие по телу (2011), США

Драма, Криминал

У спешный нейрохирург Меган Харт исправно выполняла свою работу, пока однажды не попала в тяжелую автомобильную аварию, которая оборвала ее карьеру. Из-за нее случайно погиб пациент, и женщине пришлось оставить работу. В это же время от нее ушел муж, а суд передал в его руки опекунство над дочерью-подростком. Меган осталась совершенно одинока. Чтобы не сидеть без дела, она устроилась на работу судмедэкспертом, чтобы помогать хотя бы мертвым, раз уж ей нельзя работать с живыми.

  1. Склифосовский (2012), Россия ,Драма

С ериал повествует о жизни врачей легендарного института скорой помощи имени Склифосовского. Ежедневно они спасают жизни, их работа крайне трудна, и они несут на себе невероятно тяжелую ношу ответственности. Главный герой - великолепный хирург по имени Олег Брагин. Он посвятил всю жизнь работе, пожертвовав личной жизнью и оставшись в одиночестве. Олег каждый день борется за жизни людей, за долгие годы работы он видел многое. Однако он разочаровался в людях и до сих пор не смог устроить свою личную жизнь

  1. Медицинское расследование (2004), США

Детектив, Драма События происходят в «Национальном институте здоровья» в США, где работает бригада врачей-вирусологов. Эти люди делают свою обычную работу, которую считают рутинной. Но от ее результатов зависят человеческие жизни. Исследуя нетипичные случаи заболеваний, они борются с распространением различных вирусов, бактерий, часто неизвестных науке. Лидером команды является Стивен Коннор. Он – гордость и лицо бригады, в которую входят настоящие профессионалы. Каждый день врачи самоотверженно сражаются за жизнь своих пациентов.

4. Потомки солнца (2016), Южная Корея

Мелодрама, Фэнтези

Практически невозможно найти людей с более разными взглядами на жизнь, чем доктор благотворительной миссии Кан Мо Ён и боец миротворческой бригады Ю Си Джин. Цель у них одна – нести мир и спасать несчастных. Но девушка даже под угрозой смерти продолжает лечить людей, а солдат несёт свою правду при помощи оружия, не стесняясь пускать его в ход. И всё-таки они встретились и полюбили друг друга. Ведь когда в войне случается пусть небольшая передышка и солнце начинает не обжигать, а согревать, ...

  1. К оматозники (2017), США, Канада

Триллер, Фантастика, Детектив, Ужасы, Драма

Студентка медфака Кортни Холмс предлагает своему однокурснику Джейми провести вечер вместе в университетском кампусе. Рассчитывая хорошо провести время, Джейми без раздумий соглашается. Однако он не догадывается, что Кортни планирует вовсе не свидание. Девушка просит приятеля ненадолго остановить ее сердце, а затем реанимировать. Она очень хочет узнать, что происходит с человеком после смерти. После непродолжительных споров Джейми соглашается помочь, и эксперимент проходит удачно. 




  1. О рдинатор (2018), США Драма

Известие о том, что Дэвону Правеше придётся работать под руководством талантливого доктора Хоукинса, обрадовала молодого врача настолько, что он уже живо представлял, как будет перенимать знания и опыт у своего учителя. Однако во время первой же встречи парень понял, что столкнулся с абсолютно неуправляемым и заносчивым человеком. Хоукинс действует только по своему усмотрению, ни в грош не ставит своих коллег, особенно молодых и обращается с пациентами как, как будто это подопытные кролики

  1. Д октор, доктор (2016), Австралия, Драма

Х ью Найт – доктор с большим внутренним потенциалом. Он всегда мечтал помогать людям и надеялся, что профессия врача ему в этом поможет. Безусловно, он был талантлив, но это еще нужно было доказать. Проработав в Сиднее несколько лет, он заслужил репутацию хорошего кардиохирурга. Хью провел много успешных операций и рассчитывал на признание. Только почестей ему не досталось, так как он любил отмечать каждую операцию с размахом. Руководству не нравилось такое поведение врача…..

  1. Доктор Эмили Оуэнс (2012), США

Мелодрама, Драма, Комедия

Молодая девушка Эмили Оуэнс недавно оканчивает медицинский колледж и поступает в интернатуру в Мемориальном госпитале Денвера. Её руководительницей становится строгая, но известная и высококвалифицированная хирург Джина Бендари. Эмили решает, что интернатура будет кардинально отличаться от учёбы в колледже, но вскоре понимает, что особых различий нет. Кроме того, в этот же госпиталь устроились работать её тайная любовь со времён колледжа – красавчик Уилл Коллинз, а также её школьная соперница.

  1. З олотые руки (2009), США

Драма, Биография

Ф ильм-биография знаменитого врача-нейрохирурга Бена Карсона. События происходят в 1961-1987 годах. Бен Карсон рос в бедности, воспитывался матерью-одиночкой, и никогда не знал своего отца. Мальчик плохо учился и имел вспыльчивый характер. Но, несмотря ни на что, мама всегда в него верила. Она первая разглядела в сыне таланты и скрытые возможности, и сделала все, чтобы парнишка их развивал. Мечтая стать врачом, Бен использовал все свое воображение, ум и интеллект, и смог добиться своего, тем ...

  1. Божественное творение (2004), США

Фред Блэлок оказался хирургом от Бога. В середине 20-го века он сделал невероятное открытие в медицинских кругах. Он работал в больнице Балтимора и в то время разработал невероятную методику, по которой можно было совершать хирургические операции по спасению детей у которых врожденный порок сердца. Вивьен Томас стал непросто помощником и соратником, но верным другом. Но общество было недовольно таким фактом и в итоге под угрозой была не только их дружба, но с их совместная ...

1.3 Образ врача в киноискусстве (русском и зарубежном).

Для того, чтобы наиболее ясно представить себе образ врача, представленный в зарубежном и русском кинематографе мы просмотрели некоторые фильмы. До пятидесятых годов 20 века врач не был главным героем кинофильмов, так как ими были летчики, шахтеры, танкисты, трактористы и полярники. Они совершали боевые и трудовые подвиги, которые не мог совершить врач в силу специфики своей профессии. Но главные герои кино тех лет нет-нет, да и надрывали свое могучее здоровье. Вот тут- то и стал на экране «в эпизодах» появляться доктор. Им был чудной седенький старичок в пенсне и с бородкой, вызывавший снисходительную улыбку зрителя. Или же это была симпатичная девушка, лет на 50 моложе этого самого старичка, но она не уступала ему по своему опыту и врачебным знаниям. У девушки-доктора задержаться на экране было гораздо больше шансов. Она могла влюбиться в главного героя и даже стать его подругой. При благоприятном стечении обстоятельств девушка-врач могла продержаться вплоть до надписи «конец фильма», а это уже была роль со словами. В фильме «Котовский» молодая девушка, по совместительству еще и доктор, становится боевой подругой революционера-разбойника.

Нам очень понравилась великолепная Фаина Раневская - «профессор, светило нашей медицины» в кинофильме «Небесный тихоход». Этот образ вызывает самые теплые чувства.

В пятидесятых годах появляются фильмы, в которых впервые в отечественном кинематографе врач стал главным героем. Изумителен фильм «Верные друзья», в котором Борис Чирков играет нейрохирурга Чижова.

Фильм «Дорогой мой человек» - это даже не фильм, это целая эпоха нашего кинематографа. В главной роли - Алексей Баталов, артист красивый и талантливый. Герой Алексея Баталова показал всей стране образ врача, которому вообще ничего в жизни не надо, кроме как оперировать. Ему не нужны одежда, еда, мало-мальски приличное жилье, деньги, автомобиль, ну, в общем, ничего ему не нужно. Как-то не очень он вписывается в нашу современную жизнь, когда понимаешь, что для того, чтобы хорошо работать, нужно хорошо жить. Голодный врач, думается нам, плохой врач. Но в те годы модно было петь: «Раньше думай о Родине, а потом о себе».

В восьмидесятых легким дуновением свежего воздуха на экранах страны стала «Формула любви», в которой, после более чем двадцатилетнего перерыва вновь появился врач, на которого хотелось быть похожим. Земной поклон Леониду Броневому: «Когда доктор сыт, то и больному легче...».

Обожаемый нами профессор Преображенский, главный герой фильма «Собачье сердце», гений медицины, мировое светило, практикующий, в основном, на жаждущих омолодиться неприятных субъектах. Его эксперимент по омоложению, поставленный на милейшем псе из подворотни, принимает скверный характер. Дворняга становится самым неприятным пролетарием, какого только себе можно представить, воплощением всего самого отвратительного. Мораль: врачебные опыты- дело серьезное, они могут очень печально закончиться. Булгаков обращался к теме врачебной работы не раз, а экранизация «Собачьего сердца» Владимира Бортко давно стала классикой.

Американский фильм «Хороший доктор» (режиссер Лэнс Дэйли, сценарист Джон Энбом ) повествует об истории молодого специалиста Мартина, который совсем недавно поступил на работу в больницу. Как часто это бывает при выборе профессии, он получает не то, что ожидал. Мартин уверен, что доктора заслуживают уважения, но сталкивается с откровенным хамством со стороны персонала больницы. Выбранная им профессия врача оказывается не такой светлой и благородной, как он себе представлял. И тогда Мартин начинает играть по правилам этой жизни. К сожалению, это приводит к ужасным последствиям. Для меня так и осталось загадкой, была ли искренней любовь к молодой пациентке, или же все же им двигало навязчивое стремление быть принятым в высшую коллегию докторов?

Доктор Мартин в исполнении красавца Орландо Блума, которого мы привыкли видеть в образе романтического героя, является воплощением идеального специалиста. Он старательно пытается заслужить уважение коллег и пациентов, ничем не пренебрегая при достижении цели. В герое Орландо Блума сочетается явная закомплексованность с цинизмом и эгоизмом. Чувство безнаказанности еще больше развращает главного героя . К сожалению, фильм отражает нравы нынешнего времени, когда личная выслуга ставится выше чувства долга и человеческих жизней. Можно лишь согласиться со словами отца одной пациентки: «Уроды…».

Замечательный фильм «Коматозники» (режиссер Джоэл Шумахер,

сценарист Питер Филарди) в свое время был «культовым» среди студентов -медиков. Серьезное кино, из которого можно многое подчеркнуть для себя. Банально, но, кажется, каждый человек хоть раз в жизни задавался вопросом: «Есть ли жизнь после смерти, и если есть, то какая она?» Фильм затрагивает именно этот вопрос. Пятеро самоотверженных студентов готовятся стать квалифицированными медиками, они решают пойти намного дальше вопросов. Догадывались ли они, куда пытаются заглянуть? Подозревали ли, что все окажется настолько страшным? Студенты потревожили смерть, они так же лишат спокойствия жизнь. Игры со смертью под видом медицинских опытов плохи из-за того, что естествоиспытатель может однажды оттуда не вернуться, получив новый «наркотик» в вечное распоряжение. Каждый сходит с ума по-своему. Каждому известны его ошибки. За свои поступки нужно отвечать. Эти три утверждения переплетаются в этой картине между собой. Наши герои подсознательно терзаются ошибками и грехами прошлого. В итоге они начинают сходить с ума, каждый по-своему, потому что грехи у всех разные. За них все в итоге держат ответ, прося прощения, проходя через страх и безысходность, испытывая физическую боль и боль моральную от страшных воспоминаний. Хочется отметить, что каждый эпизод фильма держит в неимоверном напряжении, не отпускает до самых последних минут. Впечатляющая игра актеров, размышления и диалоги, цвета, музыка влияет на зрителя и обеспечивает пищей для ума как минимум на неделю. Фильм - вызов. Фильм - провокация. Фильм -взрыв.

Японская кинокартина «Доктор Акаги» (режиссер Сехэй Имамура) о том, как люди переносят испытания, испытания войной, бедностью и болезнями. Человечное, гуманистическое кино. Актеры играют хорошо, с течением сюжета фильм становится все интереснее, но очень многое в этом фильме хочется ускорить, ощущение затянутости исчезает только в последней трети фильма. Акаги – семейный врач, но идет война, и лечить ему приходится всех подряд, потому что и в войну люди любят поболеть. Его коллеги беззастенчиво увлекаются морфием, кругом разруха и падение нравов, но доктор Акаги не унывает, а продолжает рассчитывать на свое врачебное искусство и быстрые ноги: «...Поверьте, быть так называемым «семейным» доктором страшно неблагодарная работа. Тем более, когда идет война. И, к сожалению, главное тут - не врачебное искусство, а, как ни странно, ноги. Когда ты единственный лекарь в округе, то обязан научиться быстро бегать. Люди любят поболеть, и я - их единственная надежда. Если я - сломаю ногу, то мне придется бежать на одной ноге. Если обе, - то придется учиться бегать на руках. Меня зовут Акаги, но мои пациенты придумали мне кличку «Доктор-Печень». Это из-за того, что мне приходится лечить их от свирепствующего повсеместно гепатита. Времена стоят не самые прекрасные: девушки продают себя за деньги, коллеги-врачи втихаря вкалывают весь запас морфия себе в вены, а дети моих знакомых беззастенчиво воруют чужие деньги... Впрочем, мое дело - лечить людей... У Вас, кстати, ничего не болит?» Хорошее кино, такое надо смотреть, чтобы быть добрее и разумнее. Интересно и то, что доктора в большом кино нечасто бывают комедийными образами, а это как раз образец такого фильма о врачах.

Скажем прямо, хорошие фильмы про врачей не такое уж частое явление. Гораздо лучше эта профессия укладывается в формат телесериала, как короткого ситкома, так и настоящей теледрамы.

Глава II

Однажды, во время просмотра телевизора я натолкнулась на канал «Россия К», где показывали одну из частей документального фильма «Магия мозга». Снятого о выдающимся нейрофизиологе, академике РАН, всю свою жизнь посвятившей исследованию мозга - Наталье Петровне Бехтеревой.

Не раз слышала, как учителя начальных классов жаловались плохую память у своих учеников. И заинтересовавшись данной темой, я решила провести свою исследовательскую работу. А также понять почему у них плохая память и с чем это связано.

2.1 Тайны человеческого мозга

Великий русский ученый, он несколько раз номинировался на Нобелевскую премию, посвятил свою жизнь раскрытию тайн человеческого мозга, лечил людей гипнозом, изучал телепатию и психологию толпы. Неоднозначно воспринимались современниками, особенно научным сообществом, эксперименты Владимира Бехтерева с гипнозом. В конце XIX века к гипнозу отношение было скептическим: его считали чуть ли не шарлатанством и мистикой. Бехтерев доказал: эту мистику можно использовать в исключительно прикладном ключе. Владимир Михайлович рассылал по улицам города повозки, собиравшие пьяниц столицы и доставлявшие их к ученому, а после проводил сеансы массового лечения алкоголизма с помощью гипноза. Только тогда, благодаря невероятным результатам лечения, гипноз признают официальным методом лечения.

К вопросу изучения мозга Бехтерев подошел с энтузиазмом, присущим первооткрывателям эпохи Великих географических открытий. В те времена мозг и был настоящей Terra Incognita. На основании ряда экспериментов Бехтерев создал метод, позволяющий досконально изучить пути нервных волокон и клеток. Тысячи тончайших пластов замороженного мозга поочередно крепились под стеклышком микроскопа, и с них делались детальные зарисовки, по которым создавали «атлас головного мозга». Один из создателей таких атласов, немецкий профессор Копш, сказал: «Знают прекрасно устройство мозга только двое – Бог и Бехтерев».

В 1918 году Бехтеревым был создан институт по изучению мозга. При нем ученый создает лабораторию по парапсихологии, основной задачей сотрудников которой стало изучение чтения мысли на расстоянии. Бехтерев был абсолютно убежден в материальности мысли и в практической телепатии. Для решения проблем мировой революции группа ученых не только основательно занимается изучением нейробиологических реакций, но и пытается прочесть язык Шамбалы, планирует поход в Гималаи в составе экспедиции Рериха.

В начале девяностых годов, спустя десять лет после выхода книги "Проводящих путей спинного и головного мозга", начал выходить его авторский семитомник "Основы учения о функциях мозга" - уникальная, единственная не в России, а в мире энциклопедия всего что знал человек к тому времени о мозге.

Мозг - самый удивительный и загадочный орган человека. Благодаря ему мы можем видеть, осязать и двигаться. Мозг- вместилище разума, памяти и чувств. При этом мозг, если его извлечь из черепной коробки , напоминает кочан цветной капусты весом всего 1,4 кг. Но этот «кочан» исключительно сложно и хорошо организован!

Мозг подобен глобальной электронной сети, управляющей телом. Как ему это удается? Благодаря 100 млрд нейронов, принимающих, обрабатывающих и передающих информацию. Именно эти скромные крошечные труженики составляют сеть, по которой проходит все это колоссальное число данных. Жизнь тела без мозга совершенно невозможна. Он- «дирижер» нашего организма.Головной мозг современного человека является органом центральной нервной системы, состоящей из множества взаимосвязанных между собой нервных клеток и их отростков.

Человеческий мозг способен хранить объем информации, сравнимый с объемом 1000 двадцатитомных энциклопедий. Но помимо «простого» управления телом, мозг позволяет любоваться пейзажем, наслаждаться музыкой, вспоминать что-либо… Даже не осознавая этого, мозг руководит деятельностью нашего тела. Он следит за всеми, необходимыми для поддержания жизни, функциями организма- дыханием, сердцебиением, пищеварением, сном… Новорожденный малыш обладает уже всеми этими функциями «автопилота».

Масса мозга нормальных людей колеблется от 1000 до более чем 2000 граммов, что в среднем составляет приблизительно 2 % массы тела. Мозг мужчин имеет массу в среднем на 100—150 граммов больше, чем мозг женщин. Широко распространено мнение, что от массы мозга зависят умственные способности человека: чем больше масса мозга, тем одарённее человек. Однако очевидно, что это далеко не всегда так. Например, мозг И. С. Тургенева весил 2012 г, а мозг Анатоля Франса — 1017 г. Самый тяжёлый мозг — 2850 г — был обнаружен у индивида, который страдал эпилепсией и идиотией. Мозг его в функциональном отношении был неполноценным. Итак, прямой зависимости между массой мозга и умственными способностями отдельного индивида нет. Для сравнения уровня интеллекта лучше брать не абсолютную величину массы мозга, а отношение массы мозга к общей массе тела. Объём мозга большинства взрослых людей находится в пределах 1250-1600 кубических сантиметров и составляет 91 - 95 % ёмкости черепа.

2.2 Возможности человеческого мозга

Многие говорят, что из возможностей, которыми обладает наш мозг, используется не более 10 процентов…

На самом деле:

90 процентов возможностей используются в экстренных случаях - как тревожная кнопка вызова вроде 01, 02, 03. «Можно предположить, что якобы неиспользованные клетки мозга - это запасной фонд Бога или Природы,» - считает кандидат биологических наук Александр Каменский. - В обычных условиях их работа подавлена. Но если вдруг на Земле произойдет катастрофа и условия жизни станут такими, как тысячи лет назад, то древняя память должна заработать и создать такие органы, которые помогут людям выжить, - вроде жабр и хвоста.

До сих пор ученым не ясно, откуда в памяти некоторых людей появляется странная информация: не раз были описаны случаи, когда люди, не покидавшие своих мест, точно описывали события и мельчайшие детали из жизни людей прошлого или детали интерьеров старинных домов, в которых они никогда не были. Может, это еще не исследованная генетическая память? Сегодня о ней известно только то, что в половых клетках(в виде набора генов) «записана» вся информация о строении и функциях жизни любого живого существа.

Многие говорят, что наша память функционирует так: сначала в нее закладывается какая-то информация, а потом, когда нужно что-то вспомнить, мы ее оттуда извлекаем. А если что-то забыли, можем вспомнить это под гипнозом или в результате стресса.

На самом деле:

Мы больше фантазируем, чем описываем реальную картину действительности. Механизм считывания информации из памяти очень хрупкий, легкоранимый и часто выходит из строя. Информация о каком-то событии формируется в одних структурах мозга, а извлекается при воспоминании из других - она как будто все время «путешествует». И самое главное, она не только находится не там, где «ее положили», но она и «не та». Воспоминание значительно отличается от оригинала. Память никогда не бывает точной копией прошлого. Это доказал опыт знаменитого кембриджского психолога Фредерика Бартлетта. Он показывал испытуемым необычный рисунок и просил по памяти воспроизвести его. Потом предлагал повторить рисунок спустя несколько дней, затем - еще через неделю, и так несколько раз. В итоге выложил все картинки в ряд и увидел, что каждое следующее изображение отличается от предыдущего, а последнее совершенно не похоже на оригинал. Но студенты были уверены, что они изображали то, что видели собственными глазами! По словам Бартлетта, воспоминание - это творческая реконструкция, попытка заново пережить свое первое ощущение, а старая информация в мозге «переписывается», «затирается» новой.

Исследователи сегодня интерпретируют это так: когда мы вспоминаем прошлое, мы вначале должны «стереть» прежнюю информацию об этом событии и поверх этого уложить повторное воспоминание. Если вмешаться в этот момент в процессы воспоминания, то старое стирается, а новое не укладывается.

Многие говорят, что «Девичья память» - короткая, зато женщины чаще бывают злопамятны.

На самом деле:

Мозг мужчин и женщин по-разному организует воспоминания. Женщины думают в основном лобными долями мозга. А они отвечают не столько за логику, сколько за интуицию и эмоции. Поэтому представительницы прекрасного пола лучше запоминают все, что вызывало у них какие-то чувства. Мужчины же при запоминании включают логику, у них в шесть раз больше серого вещества, отвечающего за интеллект, и воспоминания формируют в первую очередь «аналитические центры». Поэтому их память легко усваивает цифры, схемы, а из событий выхватывает суть, помогающую решать ту или иную задачу. Информация не жизненно важная чаще уходит в «отвал». Кстати, у художников, артистов и прочих творческих личностей, как правило, развит женский, в том числе ассоциативный тип памяти - на детали, цвет, запах…

Мозг делится на две практически симметричные части, называемые полушариями (правым и левым). В них осуществляется сознательная интеллектуальная деятельность.

Память, а также речь и творческая деятельность — одни из важнейших и сложнейших функций человеческого мозга. Их исполнение происходит в главном отделе головного мозга — большом мозге.В процессе памяти задействованы разные участки мозга, однако недавние исследования отмечают, что, например, воспоминания не хранятся в каком-то одном или нескольких из них, а рассеяны по системе нейронных связей. В главе «Где живут воспоминания» мы рассмотрим этот вопрос подробнее.

Память — одна из важнейших функций мозга. Без памяти, увы, мы не смогли бы ни научиться чему-либо, ни использовать свой опыт. Лимбическая система головного мозга играет ключевую роль в процессе памяти. Она располагается на внутренней поверхности височных долей. Здесь же находится гипоталамус — важная структура для консолидации памяти. Размер этой области — с большой палец ребенка.

С особенностями запоминания связаны особенности восприятия и осмысливания детьми различного учебного материала. Мы уже знаем, что память заключается в запоминании, сохранении и последующем узнавании и воспроизведении того, что было в прошлом опыте ребенка. Каждый ученик запоминает и воспроизводит материал по-разному.

И не только лучше или хуже, а именно по-своему, ибо существуют большие индивидуальные различия памяти. Она может быть хорошей по отношению к одним предметам, явлениям и плохой по отношению к другим. Некоторые дети прекрасно запоминают стихи и очень слабо - математические формулы, правила, другие - наоборот. Одни школьники могут быстро вспомнить выученное и дать нужный ответ, другие не могут скоро и легко воспроизвести то, что когда-то запомнили. Такие дети снижают темп урока, чем часто раздражают учителя, но все-таки торопливость здесь неуместна: нужно проявить терпение, дать ученику время подумать, собраться с мыслями. Если ученик не будет волноваться -успеет или не успеет он ответить на вопрос, пока учитель его не посадит на место, - то постепенно он научится быстрее воспроизводить выученный ранее материал.

Существуют разные типы памяти. Словесно-логическая память выражается в преимущественном запоминании и воспроизведении теоретических положений, словесных формулировок. Образная память тесно связана с воображением. Всем известно, как по-разному пересказывают дети содержание кинокартин, книг. Каждый по-своему вспоминает экскурсии, походы.

У одних детей более развито зрительное запоминание, они нуждаются в зрительном восприятии того, что нужно запомнить. Другие лучше запоминают то, что услышали или сами прочитали вслух. В процессе школьного обучения ребенку нужна и словесно-логическая, и образная, и слуховая, и зрительная память. Поэтому важно знать, какая память у ребенка слабее, чтобы развить ее. «Педагог, желающий что-нибудь прочно запечатлеть в детской памяти, - писал К.Д. Ушинский, - должен позаботиться о том, чтобы как можно больше органов чувств детей - глаз, ухо, голос, чувство мускульных движений и даже, если возможно, обоняние и вкус - приняли участие в акте запоминания».

    1. Практическое исследование по определению видов памяти

  1. Как определить тип памяти?

  1. Я прочитала ученикам начальных классов ((1-4 класс), а так же ученикам 5 класса отдельно) ряд слов, интервал между прочтением которых был 3 секунды. Ребята записывали запомнившиеся слова через 10 секунд после прочтения последнего слова.

Ряд слов: машина, яблоко, карандаш, весна, лампа, лес, дождь, цветок, кастрюля, попугай.

Так же, на доске были написаны следующие слова, которые ученики читали в течении 1 минуты, а после слова стирались с доски и через 10 секунд начинали писать.

Ряд слов: самовар, груша, ручка, зима, свеча, поле, молния, орех, сковорода, утка.

Вывод: Ученикам легче запоминаются слова, прочитанные мною, слова, которые были написаны на доске запоминаются ими хуже, следовательно зрительная память развита у них слабее. Ребята в основном запоминали первые 2 и последние слова. Лишь 3 из 11 человек смогли написать слово, которое было по середине, так же лучше запоминались короткие слова и неизвестно откуда появились слова «деревня» и « осень».

  1. Детям был предложен небольшой ряд чисел: 1, 4, 7, 10, 13, 16, 19, 22, 25.

Вывод: Запоминают его ученики по-разному. Одни сразу улавливают закономерность: цифры представляют собой математический ряд, каждое число больше предыдущего на три, - и мгновенно запоминают все числа. Другие никакой закономерности не улавливают, запоминают только путем простого повторения, не пытаясь найти какой-нибудь прием, облегчающий этот процесс.

  1. ребятам были прочтены следующие слова:

1- 2-

Кукла-играть жук-кресло

Курица-яйцо компас-клей

Ножницы –резать колокольчик-стрела

Лошадь-сани синица-сестра

Книга-учитель лейка-трамвай

Бабочка-муха ботинки-самовар

Снег-зима спички-стол

Лампа-вечер пчела-лестница

Корова-молоко рыба-пожар

Вывод: Как уже можно было заметить, пары слов с первой колонки логически взаимосвязаны, нежели слова со второй колонки, и именно поэтому ребята больше слов запомнили и записали с первой колонны, чем со второй.

Заключение:

При любом типе памяти нужно стремиться к развитию у детей прежде всего смыслового запоминания, в основе которого лежит установление смысловых, логических связей внутри запоминаемого материала. У одних детей происходит смысловое, обобщенное запоминание, у других - запоминание отдельных деталей.

Развить память любого типа помогает заинтересованность материалом (ребенок запоминает не все в равной степени, а по преимуществу то, что для него существенно, важно), положительное отношение к запоминаемому. Вообще эмоции имеют большое значение в запоминании. Хуже всего запоминается то, что безразлично. То, что понравилось, хочется запомнить. Желание запомнить, активная позиция школьника способствуют развитию его памяти. Поэтому для развития памяти ребенка полезны; не только и не столько специальные упражнения на запоминание, а пробуждение интереса к знаниям, к отдельным учебным предметам, развитие положительного отношения к ним.

Литература.

1. Занимательный атлас. Наука и открытия. Загадки мозга. Издательство: Editions ATLAS.2008 г.

2. Семейная энциклопедия. Мозг и разум./Игорь Пурисов.- СПБ.:Амфора.ТИД Амфора 2013 г.

3. Биология. Человек.:учеб. Для 8 кл. общеобразоват.учреждений/ Д.В.Колесов, Р.Д.Маш, И.Н.Беляев – М.: Дрофа,2005 г.

4. Чебышев Н.В., Гузикова Г.С., Лазарева Ю.Б., Ларина С.Н /Биология.Новейший справочник.– М.: Махаон, 2007 г.

5. Сетевая энциклопедия «Википедия»

6. http://film-like.com

7. https://kino.mail.ru



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!