Тема: Местоимение как часть речи.
Планируемые результаты: учащиеся научатся распознавать личные местоимения; определять их грамматические особенности; употреблять местоимения в речи, в частности заменять имена существительные личными местоимениями.
Цели: познакомить с особенностями местоимения как части речи; учить распознавать местоимения среди других частей речи.
Метапредметные результаты:
Формируемые УУД- универсальные учебные действия
Познавательные- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; анализ объектов с целью выделения их признаков; подведение под понятие;
Коммуникативные- умение выражать свои мысли в соответствии с задачами условиями коммуникации;
Регулятивные- постановка учебной задачи; определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий; предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик; оценивание качества и уровня усвоения материала;
Личностные- нравственно- этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.
Ход урока
1.Организационный момент.
Арабская мудрость гласит: «Знание завершается только делом. Знание - дерево, а дело – плоды». А значит, впереди у нас новые дела и открытия, которые подарят нам прекрасное настроение.
2.Постановка учебной задачи /актуализация знаний/
(Прочитать текст, спишите вставляя пропущенные буквы, объясните правописание орфограмм)
1 слайд
Всем извес. но , что в Берлине, в Трептов- парке, ст.ит памятник сове. скому с .лдату . В одной руке с.лдат держит ребенка, в другой- меч, расс. кающий фаш .с .скую свастику. А откован меч на Урале.
3. Самоопределение к деятельности
Какие недочеты вы видите в тексте еще ? (повторяющееся слово «солдат») ? Как этот недостаток можно исправить? . Чтобы это исправить, необходимо слово солдат заменить другим словом. Прочитайте текст, заменив слово солдат другим словом , например (он) .
2 слайд /исправленный/
Какой частью речи является это слово? ( Он) местоимение - определяют тему урока
Значит тема нашего урока сегодня « Местоимение»
Определяют цели урока - вспомнить , что такое местоимение, какими грамматическими признаками они обладают/ число, лицо, род/, научимся находить в тексте личные местоимения и использовать их вместо имен существительных.
4. Работа по теме урока.
3 слайд
Загадка- выписать местоимения, рядом записать слова, которые они заменяют. Оно- солнце. Он – месяц. Она- луна.
- дать определение что такое личные местоимения
- работа с толковым словарем Ожегова /личный- значит указывает на лицо или лица/
Работа по учебнику
4 слайд
– Рассмотрим таблицу с 54 упр. № 112 работа в парах, заслушивается 1-2 сообщения.
5 Физкультминутка 5 слайд
Я иду, и ты идёшь (шагают на месте, руками показывают на себя и на друзей),
Раз, два, три (хлопки в ладоши внизу, на уровне груди, над головой).
Я пою и ты поёшь (шагают на месте, руками показывают на себя и на друзей) -
Раз, два, три (хлопки в ладоши внизу, на уровне груди, над головой).
Мы идём и мы поём (шагают на месте, руками показывают на себя и на друзей) -
Раз, два, три (хлопки в ладоши внизу, на уровне груди, над головой).
Очень дружно мы живём (ладонь в кулак, большой палец вверх) -
Раз, два, три (хлопки в ладоши внизу, на уровне груди, над головой).
Работа у доски
С 54 упр. № 113
6. Закрепление изученного материала
Представляют мини- проект. Индивидуальная работа /самостоятельная/
составить и записать небольшой рассказ (4-5 предложений о своем друге или подруге), используя местоимения.
7. Рефлексия
6 слайд
Тест «Знаете ли вы местоимение?» Взаимопроверка
1. Местоимение - это:
а) часть слова б) часть речи в) член предложения
2. Выберите верное утверждение.
а)местоимение обозначает предмет;
б) местоимение указывает на предмет;
в) местоимение называет предмет.
3.Выберите верное утверждение.
а) Местоимения 3-го лица изменяются по родам.
б) Местоимения 3-го лица единственного числа изменяются по родам.
4. Укажите местоимение:
а) ель б) край в) ты г) ем
5. Выбери местоимение во множественном числе:
а) её б) за тебя в) вы г) мной
6. Личные местоимения заменяют имена существительные
а) да б) нет
8. Оценивают урок и свою работу.
Интересно ли вам было на уроке, комфортно ли вы чувствовали себя, понравилось ли работать в парах, довольны ли вы своей работой.
Что узнали нового чему научились
- Рефлексия "Светофор" лошадка белочка заяц. Ребята поднимают сигнальные карточки.
Домашнее задание /альтернатива/
А дома вы поработаете учителями. На карточках написан текст - отрывок из рассказа начинающего журналиста. В нём допущены некоторые ошибки. Будьте внимательны! Ваша задача исправить ошибки и переписать текст в тетрадь.
Каштанка осталась одна. Грусть подкрадывалась к ей незаметно и овладела нею постепенно. Вдруг близко от её раздался крик. Гусь сидел на полу. Глаза у его были закрыты. Хозяин сел перед им, минуту глядел на его молча.
Вернулся хозяин. Каштанка пошла за им. Она ходила около его и следила за каждым его движением. Хозяин взял блюдечко, налил в его воды . Собака и гусь жались к ему. Они очень любили него.
Или:
Упр. 117, стр. 55
- Мне бы очень хотелось, чтобы в нашем классе чаще звучало местоимение МЫ. (Все дети получают сердечки с надписью: «Я+Я= МЫ».)
- Спасибо за урок! Успехов вам и хорошего настроения!