СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Метапредметная диагностика и пути решения выявленных проблем

Нажмите, чтобы узнать подробности

Из опыта работы: какие использую методы и формы работы для решения выявленных проблем 

Просмотр содержимого документа
«Метапредметная диагностика и пути решения выявленных проблем»

3


Метапредметная диагностика и пути решения выявленных проблем

У учащихся 3 класса, на котором я работаю, в сентябре была проведена метапредметная диагностика. Из 26 учащихся повышенный уровень выполнения комплексной работы показали 10 человек, 16 человек – базовый. В процессе анализа работы выявилась следующая проблема:

недостаточный уровень у детей умений анализировать и решать задачи (7 учащихся затруднились соотнести имеющийся вопрос с выражением в основной части в 7 задании);

извлекать информацию, интерпетировать её (10 учащихся не смогли выполнить задание в дополнительной части в 8 задании).

Для решения этой проблемы выбрали модель: учитель + родители + внеурочная деятельность (в частности кружок «Хочу всё знать»), т.к. в нашей школе нет параллелей, все уроки кроме физкультуры и английского языка веду сама, следовательно подключать к решению данной проблемы других учителей нет возможности.

Решение данной проблемы невозможно без деятельностного подхода. Так на этапе актуализации знаний даю детям лист с задачами. В правом углу написано решение красной пастой, которое закрывается красной клеёночкой. Дети читают задачу, решают в уме и далее идёт самопроверка. На следующем уроке даю эту же карточку, но предлагаю у одной из задач изменить условие, чтобы задача решалась так же или изменить вопрос, чтобы действий стало меньше. На третьем уроке предлагаю составить карточку соседу с задачей, а на обратной стороне – решение задачи записать для самопроверки.

Осуществляя межпредметную связь, данную проблему решаю и на других уроках. Так на уроке окружающего мира и чтения у нас традиционно проводится рубрика «А вы знаете, что…». Ребята с родителями подбирают интересную информацию, которая должна уместиться в одном, двух предложениях (т.е. мы учим извлекать информацию, удерживать её), а на уроке математики интерпретируем, составляем текстовые экологические задачи, работая в группах (решаем личностные, коммуникативные).

Я тоже готовлю для индивидуальной работы задачи с биологическим сюжетом, где даю дополнительные сведения.

Пример карточки: «В наших лесах обитает одно из самых крупных животных суши - лось. За сутки лось съедает летом 35 кг листьев, травы. Сколько корма потребуется лосю в течение 10 дней?»

Ребенок может быть активен, если осознает цель учения, его необходимость, если каждое его действие является осознанным и понятным. Обязательным условием создания развивающей среды на уроке является этап рефлексии. Рефлексия может осуществляться не только в конце урока, как это принято считать, но и на любом его этапе. Рефлексия направлена на осознание пройденного пути, на сбор в общую копилку замеченного обдуманного, понятого каждым.

Исходя из функций рефлексии предлагается следующая классификация:

  1. рефлексия настроения и эмоционального состояния

  2. рефлексия деятельности

  3. рефлексия содержания учебного материала

Проведение рефлексии настроения и эмоционального состояния целесообразно в начале урока с целью установления эмоционального контакта с группой и в конце деятельности. Применяю карточки

- с изображением лиц,

- «солнышко» - мне всё удалось, «солнышко и тучка» - мне не всё удалось, «тучка» - у меня ничего не получилось;

- «радостный гномик» - всё хорошо, «грустный гномик» - плоховато;

- цветовое изображение настроения:

«Шкала настроения» - у учащихся полоска из 2 квадратиков.

«Закрасьте первый квадратик цветом, соответствующим вашему настроению в начале урока, а второй в соответствии с вашим настроением в конце урока»

Рефлексия деятельности дает возможность осмысления способов и приемов работы с учебным материалом, поиска наиболее рациональных. Этот вид рефлексивной деятельности приемлем на этапе проверки домашнего задания, защите проектных работ. Применение этого вида рефлексии в конце урока дает возможность оценить активность каждого на разных этапах урока, используя например прием «лестницы успеха». Эффективность решения поставленной учебной задачи (проблемной ситуации) можно оформить в виде:

«лесенка успеха» - нижняя ступенька, у «человечка» руки опущены - у меня ничего не получилось; средняя ступенька, у «человечка» руки разведены в стороны - у меня были проблемы; верхняя ступенька, у «человечка» руки подняты вверх - мне всё удалось;

«наряди ёлку» - успешно выполнил задание – повесил шарик, были ошибки – шарик остался возле ёлки;

«дерево успеха» - зелёный лист – нет ошибок, жёлтый лист – 1 ошибка, красный лист – 2-3 ошибки;

Работа с геометрическими фигурами разного цвета:

«Было легко выполнять задания

Возникли затруднения

Задания были трудными»

«Было легко выполнять задания

Возникли затруднения

Задания были трудными»

Или прошу оценить свою активность на уроке, показывая по руке высоту своей активности.

А иногда предлагаю: «Встаньте и изобразите собой шкалу успеха. Покажите, насколько сегодня вы:

• Были активны на уроке.

• Насколько вы поняли новую тему.

• Насколько вам понравился урок

(Сидят за партами – плохо, слабо;

Просто стоят – хорошо;

Стоят, руки вверх – отлично).

Рефлексия содержания учебного материала используется для выявления уровня осознания содержания пройденного. Эффективен прием незаконченного предложения, рефлексия достижения цели с использованием «дерева целей», прием синквейна, который помогает выяснить отношение к изучаемой проблеме, соединить старое знание и осмысление нового; оценки «приращения» знаний и достижения целей (высказывания Я не знал… - Теперь я знаю…)

Обычно в конце урока подводятся его итоги, обсуждение того, что узнали, и того, как работали – т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы. Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:

сегодня я узнал…

я смог…

я попробую…

меня удивило…

урок дал мне для жизни…

мне захотелось…

Для подведения итогов урока можно воспользоваться упражнением «Плюс-минус-интересно». Это упражнение можно выполнять как устно, так и письменно, в зависимости от наличия времени. Для письменного выполнения предлагается заполнить таблицу из трех граф. В графу «П» - «плюс» записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции, либо по мнению ученика могут быть ему полезны для достижения каких-то целей. В графу «М» - «минус» записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него не нужной, бесполезной с точки зрения решения жизненных ситуаций. В графу «И» - «интересно» учащиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке и что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю. Это упражнение позволяет учителю взглянуть на урок глазами учеников, проанализировать его с точки зрения ценности для каждого ученика.

Рефлексивная контрольно-оценочная деятельность при организации коллективно-учебной деятельности в группе предполагает включение каждого учащегося в действие взаимоконтроля и взаимооценки. Для этого используют оценочные карты, цель которых – научить адекватно оценивать себя и других.

Во внеурочной деятельности продолжаю решение изложенной проблемы и освоению УУД. Так на кружке «Хочу всё знать», развиваю и коммуникативные, и личностные, и регулятивные, и познавательные УУД. Через различные игры («Своя игра», «Умники и умницы», «Звездный час», «Что? Где? Когда?»), через работу над проектами («Улицы родного села», «Символы Олимпиады»), через ролевые игры, через сбор информации и оформление стенгазет, Устных журналов учу применять полученные знания (познав. УДД). Дети учатся слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении, работать в группах (коммуник. УДД). При этом раскрываются и развиваются в каждом ученике его сильные и позитивные личные качества и умения, т.е развиваются личностные УДД, Так же развиваются регулятивные УУД, т.к. ребёнок учится контролировать свою речь при выражении своей точки зрения по заданной тематике, адекватно оценивать выполненную им работу, исправлять ошибки.

При взаимодействии с родителями придерживаюсь мнения Василия Александровича Сухомлинского “Как можно меньше вызовов в школу матерей и отцов для моральных нотаций детям, для устрашения сыновей отцовской “сильной рукой”, для предупреждения об опасности “если и дальше так будет продолжаться” – и как можно больше духовного общения с детьми и родителями”.

С этой целью на базе нашего класса организовали проведение Мастер-класса по субботним дням. Дети учатся работать с бросовым материалом, таким как газеты, баночки, бутылочки. Пока мы в таком режиме проработали 2 месяца. Из 29 человек посещают мастер-классы 20 человек.

Недостаток в проведении Мастер-класса вижу только один: у учителя выпадает выходной, т.к. занятия проходят с 12 часов до 2-3 часов в зависимости от сложности выполняемой работы.

Положительные стороны:

1) Идёт развитие всех УУД;

2) Дети в выходной день заняты и находятся под присмотром;

3) Родители по-другому начинают воспринимать труд педагога.

Также по мере необходимости провожу консультации для родителей с объяснением изученных видов задач с правильной трактовкой материала, с составлением краткой записи, схем. Главное, что я пытаюсь внушить родителям, это чтобы они помогли научить детей вчитываться в задание, анализирую каждое слово в задании с помощью рефлексии - это я знаю…. это мне нужно уточнить… это я должен узнать.

Эту работу мы будем продолжать, так как видим положительный результат за этот промежуток времени.

Барабанова С.В., учитель третьего класса МАОУ

«Демьянской средней общеобразовательной школы

им. гвардии матроса А.Копотилова»



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!