Метод «Шесть шляп мышления» как средство активизации познавательной активности обучающихся на уроках литературы»
Технология проблемного обучения «Шесть шляп мышления»
Форма групповой работы
Стремительные изменения в современном обществе требуют новых подходов в достижении нового качества образования в школе. Именно поэтому сегодня значительное внимание уделяется внедрению новых педагогических технологий, которые способны сделать общее образование гибким, комбинированным, проблемным, направленным на активизацию и повышение качества обучения. На мой взгляд, решить проблему повышения качества знаний обучающихся очень сложно, но один изпутей — это повышение мотивации к обучению.
Мотивационным процессом можно и нужно управлять, ведь отсутствие мотивации к учебе - это основная причина неудач.
Наилучшим средством научить учащихся мыслить, на мой взгляд, являются «проблемные задачи». Задачи в обучении в педагогическом плане выступают и как цель, и как средство обучения.
Центром проблемной ситуации является сам ученик, решающий данную задачу, его представления о том, как лучше, правильнее поступить, какой вариант, способ решения подойдет. Данный принцип является одним из важных в компетентностном обучении».
Э.деБоно предлагает поразмыслить шестью различными способами.
(Эдвард де Боно, крупнейший специалист в области творческого и концептуального мышления, доктор медицины и психологии, руководитель Центра по изучению мышления Оксфордского университета.)
Стратегия « шести шляп» предполагает шесть разных видов мышления. Каждая цветная шляпа указывает на роль, на определенный тип мышления и деятельности.
Белая шляпа– беспристрастные факты, информация.
Надевая шляпу белого цвета, учащиеся констатируют факты, цифры без каких-либо эмоций и субъективных оценок.
Желтая шляпа-это положительное, позитивное мышление.
Учащиеся данной группы выделяют только позитивные стороны для аргументирования.
Черная шляпа – минусы.
Надевая шляпу данного цвета, учащиеся выявляют противоречия, недостатки, их причины,называют только отрицательные черты.
Красная шляпа- эмоции.
Надевая красную шляпу, учащиеся группы называют эмоции, возникшие в связи с исследуемым предметом, указывают, с чем они связаны, как изменяются эмоции, определяют связь изменения эмоционального состояния с рассматриваемыми явлениями.
Зеленая шляпа-это творческое начало и расцвет новых идей, поиск новых граней в изучаемом материале.
Надевая зелёную шляпу, учащиеся презентуют свой проект, свою идею остальным членам групп. Предлагают свой вариант того,что можно усовершенствовать.
Синяя шляпа связана с организацией и управлением. Это осмысление, поиск обобщающих параллелей, общие выводы.
Надевая шляпу синего цвета, учащиеся группы обобщают и анализируют полученную информацию, оценивают работу каждой творческой группы с точки зрения поставленной перед данной группой цели.
Шляпу очень легко надеть и снять. Это важно всегда, во всех ситуациях, когда человек должен уметь применять все ресурсы своего мышления, уметь менять тип мышления и деятельности в зависимости от поставленной задачи.
Метод «Шесть шляп мышления»:
позволяет одновременно оптимизировать учебный процесс, обеспечить его целостность в развитии познавательной и личностной сферы учащихся;
дает возможность ученику осознать себя в деятельности, учит самоорганизации, самооценке, позволяет каждому обучающемуся видеть уровень усвоения знаний: обучающийсямаксимальное время работает самостоятельно, учится целенаправленно;
реализуется через работу учащихся в составе команд (групп);
является мощным стимулом к познанию, т.к. деятельность носит творческий характер;
Использование метода «Шесть шляп мышления» позволяет отказаться от авторитарной педагогики в пользу личностно ориентированной. Личностно ориентированный подход к обучению, отсутствие стрессовых ситуаций, оптимальный объём домашнего задания, предупреждающий перегрузку учащихся, формируют ту гигиеническую и позитивную психологическую среду, в которой приоритеты отдаются поведению с ориентацией на здоровье.
Применение метода « Шесть шляп мышления» даёт возможность не только передавать школьникам сумму тех или иных знаний, но и учить их приобретать эти знания, уметь пользоваться ими для решения новых познавательных задач, развивать способность к адекватной самооценке, критическое мышление, умение соотносить свои интересы с интересами других. Режим «Шести шляп» является технологичным и может быть адаптирован к конкретному учителю, классу, другому школьному предмету.
Положительные стороны применения методического приёма
«Шесть шляп» :
*значительно повышается мотивация, особенно это отражается на слабых учениках;
* более высокий уровень усвоения материала, снижение утомляемости;
* учащийся не имеет возможности отсидеться, ему надо думать самому, не полагаясь на других
* работают как слабые, так и сильные учащиеся, появляется интерес к изучаемому материалу;
* хорошо развивается устная речь, совершенствуется умение работать с различной литературой;
* развивается умение работать в группе;
* вырабатываются коммуникативные навыки.
* такие занятия приносят удовлетворение учащимся и учителю.
Недостатки метода
Для эффективного применения требуется развитое воображение и тщательная тренировка.
Большая психологическая нагрузка.
Ожидаемый результат
Более эффективное использование процесса мышления при решении проблем.