СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Метод "Шесть шляп мышления" как средство активизации познавательной деятельности учащихся на уроках литературы

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный доклад представляет одну из форм групповой работы на уроках литературы.Технология проблемного обучения.Стратегия шести шляп предполагает шесть разных типов мышления.

Просмотр содержимого документа
«Метод "Шесть шляп мышления" как средство активизации познавательной деятельности учащихся на уроках литературы»

Метод «Шесть шляп мышления» как средство активизации познавательной активности обучающихся на уроках литературы»

Технология проблемного обучения «Шесть шляп мышления»

Форма групповой работы

Стремительные изменения в современном обществе требуют новых подходов в достижении нового качества образования в школе. Именно поэтому сегодня значительное внимание уделяется внедрению новых педагогических технологий, которые способны сделать общее образование гибким, комбинированным, проблемным, направленным на активизацию и повышение качества обучения. На мой взгляд, решить проблему повышения качества знаний обучающихся очень сложно, но один изпутей — это повышение мотивации к обучению.

Мотивационным процессом можно и нужно управлять, ведь отсутствие мотивации к учебе - это основная причина неудач.

Наилучшим средством научить учащихся мыслить, на мой взгляд, являются «проблемные задачи». Задачи в обучении в педагогическом плане выступают и как цель, и как средство обучения.

Центром проблемной ситуации является сам ученик, решающий данную задачу, его представления о том, как лучше, правильнее поступить, какой вариант, способ решения подойдет. Данный принцип является одним из важных в компетентностном обучении».

Э.деБоно предлагает поразмыслить шестью различными способами.

(Эдвард де Боно, крупнейший специалист в области творческого и концептуального мышления, доктор медицины и психологии, руководитель Центра по изучению мышления Оксфордского университета.)

Стратегия « шести шляп» предполагает шесть разных видов мышления. Каждая цветная шляпа указывает на роль, на определенный тип мышления и деятельности.

Белая шляпа– беспристрастные факты, информация.

Надевая шляпу белого цвета, учащиеся констатируют факты, цифры без каких-либо эмоций и субъективных оценок.

Желтая шляпа-это положительное, позитивное мышление.

Учащиеся данной группы выделяют только позитивные стороны для аргументирования.

Черная шляпа – минусы.

Надевая шляпу данного цвета, учащиеся выявляют противоречия, недостатки, их причины,называют только отрицательные черты.

Красная шляпа- эмоции.

Надевая красную шляпу, учащиеся группы называют эмоции, возникшие в связи с исследуемым предметом, указывают, с чем они связаны, как изменяются эмоции, определяют связь изменения эмоционального состояния с рассматриваемыми явлениями.

Зеленая шляпа-это творческое начало и расцвет новых идей, поиск новых граней в изучаемом материале.

Надевая зелёную шляпу, учащиеся презентуют свой проект, свою идею остальным членам групп. Предлагают свой вариант того,что можно усовершенствовать.

Синяя шляпа связана с организацией и управлением. Это осмысление, поиск обобщающих параллелей, общие выводы.

Надевая шляпу синего цвета, учащиеся группы обобщают и анализируют полученную информацию, оценивают работу каждой творческой группы с точки зрения поставленной перед данной группой цели.

Шляпу очень легко надеть и снять. Это важно всегда, во всех ситуациях, когда человек должен уметь применять все ресурсы своего мышления, уметь менять тип мышления и деятельности в зависимости от поставленной задачи.

Метод «Шесть шляп мышления»:

  • позволяет одновременно оптимизировать учебный процесс, обеспечить его целостность в развитии познавательной и личностной сферы учащихся;

  • дает возможность ученику осознать себя в деятельности, учит самоорганизации, самооценке, позволяет каждому обучающемуся видеть уровень усвоения знаний: обучающийсямаксимальное время работает самостоятельно, учится целенаправленно;

  • реализуется через работу учащихся в составе команд (групп);

  • является мощным стимулом к познанию, т.к. деятельность носит творческий характер;

Использование метода «Шесть шляп мышления» позволяет отказаться от авторитарной педагогики в пользу личностно ориентированной. Личностно ориентированный подход к обучению, отсутствие стрессовых ситуаций, оптимальный объём домашнего задания, предупреждающий перегрузку учащихся, формируют ту гигиеническую и позитивную психологическую среду, в которой приоритеты отдаются поведению с ориентацией на здоровье.

Применение метода « Шесть шляп мышления» даёт возможность не только передавать школьникам сумму тех или иных знаний, но и учить их приобретать эти знания, уметь пользоваться ими для решения новых познавательных задач, развивать способность к адекватной самооценке, критическое мышление, умение соотносить свои интересы с интересами других. Режим «Шести шляп» является технологичным и может быть адаптирован к конкретному учителю, классу, другому школьному предмету.


Положительные стороны применения методического приёма

«Шесть шляп» :

*значительно повышается мотивация, особенно это отражается на слабых учениках;

* более высокий уровень усвоения материала, снижение утомляемости;

* учащийся не имеет возможности отсидеться, ему надо думать самому, не полагаясь на других

* работают как слабые, так и сильные учащиеся, появляется интерес к изучаемому материалу;

* хорошо развивается устная речь, совершенствуется умение работать с различной литературой;

* развивается умение работать в группе;

* вырабатываются коммуникативные навыки.

* такие занятия приносят удовлетворение учащимся и учителю.

Недостатки метода

Для эффективного применения требуется развитое воображение и тщательная тренировка.

Большая психологическая нагрузка.

Ожидаемый результат

Более эффективное использование процесса мышления при решении проблем.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!