СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая мастерская

Нажмите, чтобы узнать подробности

Развитие логических способностей младших школьников через проектно-исследовательскую деятельность

Просмотр содержимого документа
«Методическая мастерская»

ВСЕРОССИЙСКИЙ КОНКУРС

«УЧИТЕЛЬ ГОДА РОССИИ -2022»

Чересева Т.Н.,

учитель начальных классов

МБОУ СШ № 2 г. Лукоянова

Нижегородской области


Слайд 1

Здравствуйте, уважаемые члены жюри конкурса «Учитель года России – 2022». Позвольте представиться, Чересева Татьяна Николаевна, учитель начальных классов МБОУ СШ№2 г. Лукоянова.

Слайд2

В рамках методического семинара представляю вашему вниманию обобщенный опыт моей педагогической деятельности по теме «Развитие логических способности младших школьников через проектно-исследовательскую деятельность».

Слайд 3

Актуальность Постоянный рост объема и сложности научных знаний делает невозможным их трансляцию в полном объеме в общеобразовательной школе. Одной из важнейших задач, стоящих перед учителем, является развитие логических способностей, что позволит детям строить умозаключения, приводить доказательства, высказывания, логически связанные между собой, делать выводы, обосновывая свои суждения, и, в конечном итоге, самостоятельно приобретать знания. В этой связи вопрос о необходимости работы педагога начальных классов над развитием логической составляющей мышления школьника приобретает особенную остроту.

Одним из эффективных средств развития логических способностей младших школьников является проектно-исследовательская деятельность. Она позволяет актуализировать знания детей из разных областей окружающего мира, формирует умения и навыки исследовательского поиска, анализа, обработки и интерпретации результатов исследования, делать выводы и умозаключения. Она является той технологией, с помощью которой можно проследить рост личности ребенка.

В то же время данная технология направлена на развитие компетенций, необходимых современному человеку и обеспечивающих его практическую или как сейчас называют функциональную грамотность.


Функциональная грамотность младшего школьника характеризуется следующими показателями:

-готовность успешно взаимодействовать с изменяющимся окружающим миром, используя свои способности для его совершенствования;

-возможность решать различные (в т.ч. нестандартные) учебные и жизненные задачи, обладать сформированными умениями строить алгоритмы основных видов деятельности;

-способность строить социальные отношения в соответствии с нравственно-этическими ценностями социума, правилами партнерства и сотрудничества;

-совокупность рефлексивных умений, обеспечивающих оценку своей грамотности, стремление к дальнейшему образованию, самообразованию и духовному развитию; умением прогнозировать свое будущее.


Перед учителем в начальной школе стоит колоссальная задача: развить ребёнка. Конкретизируя ее в области развития мышления можно обозначить следующее: перевести наглядно-действенное мышление в абстрактно-логическое.


Слайд 4

Многие исследователи отмечают, что целенаправленная работа по развитию логического мышления младших школьников должна носить системный характер. При этом исследования психологов, таких как Гальперин, Давыдов, Занков, Люблинская, Эльконин и другие, позволяют сделать вывод о том, что результативность процесса развития логического мышления младших школьников зависит от способа организации специальной развивающей работы. Вместе с тем, единого подхода в решении этого вопроса, как организовать такое обучение, в данный момент нет.





Слайд 5


Каждодневная жизнь любого человека, в том числе и ребенка, преподносит все новые и новые комбинации, непредвиденные случаи поведения. Если у взрослого человека есть опыт, знания, умения, то у ребенка такого багажа нет, поэтому ему приходится самому разбираться в сложных и запутанных обстоятельствах. Следовательно, педагогически более правильным будет в первую очередь научить ребенка логически мыслить и самому находить правильный ответ, а не просто давать ребенку готовые знания.


Слайд 6

Таким образом, следует сделать вывод о том, что для полноценного развития мышления учащихся необходимо создавать такие условия, при которых детям будет интересно познавать что-то новое, разбираться в различных задачах, самостоятельно находить пути решения и формулировать выводы, а этому могут способствовать такие системы обучения, в основе которых лежат понятия самостоятельности, вариативности, способствующие самореализации обучающихся, развитию их личности. И в первую очередь в формировании логических способностей младших школьников я решила рассмотреть потенциал проектно-исследовательской деятельности.


В целях выявления, теоретического обоснования и экспериментального подтверждения педагогический потенциала применения данной технологии необходимо было решить ряд задач:

1. Изучить проблему развития логических способностей в трудах отечественных и зарубежных авторов.

2.Рассмотреть особенности логических способностей младших школьников.

3.Проанализировать проектно-исследовательскую деятельность как средство развития логических способностей младших школьников.

4.Изучить уровень развития логических способностей младших школьников.

5.Разработать систему занятий, направленных на развитие логических способностей младших школьников, проследить динамику результатов по итогам применения проектно-исследовательской деятельности.




Слайд 7

Программы в начальной школе разработаны на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и предполагают организацию проектной деятельности.

Проекты в начальных классах – это трудно? Это проблематично, так как дети ещё слишком малы для проектирования. Но всё-таки это возможно.

Во втором классе дети уже владеют некоторыми навыками работы со словарями, дополнительной литературой, энциклопедиями, могут работать группами. Им доступно выполнение как краткосрочных, так и среднесрочных проектов. Однако они еще не способны к длительной самостоятельной работе без участия взрослых, их поддержки, помощи, анализа и нацеливания на следующий этап работы. 

Проектные работы на развитие логического мышления я решила проводить в своем классе. Это 20 учащихся 2 класса, которые в течение 1-3 четверти 2021-2022 учебного года должны были принять участие в работе над проектами исследовательской направленности в рамках учебной и внеурочной деятельности.


Слайд 8

Опытная работа включает три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный этап.

Целью первого этапа исследования является изучение особенностей развития логических способностей младших школьников и выявление у них возможностей ее развития посредством проектно-исследовательской деятельности.

В ходе исследования были использованы следующие методики:

1.Методика «Дополнение фраз» (определение способности устанавливать причинно-следственные связи в окружающей действительности)

(Татьяна Давидовна Марцинковская).

В ходе проведения методики «Дополнение фраз» мною были получены следующие результаты. У 2 детей (10%) выявлен высокий уровень развития способности устанавливать причинно-следственные связи в окружающей действительности. Большая часть испытуемых 11 человек (55%) показала средний уровень развития, низкий уровень составило 35%.

Таким образом, полученные в ходе исследования результаты позволяют выделить три группы детей, различающихся по уровню способности устанавливать причинно-следственные связи в окружающей действительности.

Первая группа, с высоким уровнем способности устанавливать причинно-следственные связи в окружающей действительности. Для 10% детей характерно не составляет трудности в разделении целого на части, объединяют отдельные элементы в единое целое.

Вторая группа, составили 55% детей, они испытывают трудности при разделении целого на части, не сразу замечают отдельные элементы, с трудом объединяет в целое.

Третья группа представлена детьми (35%), с трудом выделяют части. Требуется, очень, много времени либо совсем не справляются с работой.

Методика «Последовательные картинки» (определение уровня развития операций анализа и синтеза) (Инной Борисовной Лихачевой).

В ходе проведения второй методики нами были получены следующие результаты. У 3 детей (15%) выявлен высокий уровень развития операций анализа и синтеза. Большая часть испытуемых 10 человек (50%) показала средний уровень развития, третья группа составило 35%.

Таким образом, полученные в ходе исследования результаты позволяют выделить три группы детей, различающихся по уровню развития операций анализа и синтеза.

Первая группа, с высоким уровнем развития операций анализа и синтеза. Для этих детей характерна самостоятельность, правильность и логичность в последовательность картинок и составлении связный рассказ.

Вторая группа, которую составили 50% детей, испытывают трудности объединять в целое, частично установлена причина, следствие.

Третья группа представлена детьми (35%). Обучающиеся этой группы отказываются дать правильный ответ или дают его с неверной причинностью; нарушает последовательность, не могут понять ошибок либо его рассказ сводится к описанию отдельных деталей картинок.

Таким образом, в ходе констатирующего эксперимента была выявлена часть детей с высоким, средним и низким уровнем. На основе полученных результатов был сделан вывод о необходимости развития операций логических операций у младших школьников посредством организации проектно-исследовательской деятельности.


Слайд 9

На формирующем этапе исследования, мною были разработаны и апробированы проекты, целью которого является развитие логических способностей младших школьников.

Для младших школьников была разработана система занятий, по которой работали с детьми в течении 3 месяцев. Занятия проводились 1 раза в неделю. Продолжительность одного занятия – 30 минут.

В результате совместной групповой деятельности они создают деятельностный продукт.

Я на промежуточных этапах использовала роль консультанта: рассказывала, где искать информацию, объяснял, как полученные знания могут пригодиться в повседневной жизни.

Собранная обучающимися информация была представлена как на уроке, так и во внеурочной деятельности в виде защиты проектов. В ходе реализации проекта моя задача была - создать условия для развития творческих способностей, кругозора, атмосферы сотрудничества и сотворчества как в классе, так и в семьях, учащихся; показать значимость математических знаний о величинах в повседневной жизни.

Например: Игровой проект «Монета».

В ходе данного проекта развивалось логическое мышление; научились выделять закономерности; сравнивать, классифицировать, строить умозаключения, рассуждать, делать выводы; грамотно излагать свои мысли.



Слайд 10

Проект «Вода – капли жизни»

Расширение и систематизация знаний в области формирования понятий о целостной картине окружающего мира, развивается логическое мышление.

Выполнялись и другие проекты, как «Логическая задача», проект «Найди закономерности», Проект «Геометрические фигуры и их свойства» и т.д.

В своей педагогической деятельности используют методы проблемно-развивающегося обучения, а именно, применение задач–проблем. Такие задачи возбуждают активную мыслительную деятельность, поддерживаемую интересом, а сделанное самими учащимися открытие приносит им эмоциональное удовлетворение и гораздо прочнее закрепляется в их памяти, чем знания, преподнесенные в готовом виде. Эта активная самостоятельная мыслительная деятельность приводит к формированию новых связей, свойств личности, положительных качеств ума.

У детей развилось логическое мышление, самостоятельность в выборе, умение ориентироваться в анализе и выборе необходимой информации, формирование умения пользоваться схемами, моделями; развилась логика, внимание и фантазия; научились логически рассуждать.

Таким образом, можно сделать вывод, что проектно-исследовательская деятельность организовывалась в форме системы проектов, включающей в себя такие компоненты как исследовательский, познавательный, математический, информационный.

По окончании реализации проекта формирующего эксперимента проводится контрольный этап.

Слайд 11.

Для оценки эффективности курса развивающих занятий, направленных на развитие логических способностей младших школьников, было проведено контрольное исследование по тем же методикам, что и на этапе констатирующего эксперимента.

Сравнительные результаты диагностик на констатирующем и контрольном этапе, показали:

- по методике «Дополнение фраз» младших школьников с высоким уровнем способности устанавливать причинно-следственные связи в окружающей действительности увеличилось на 20%, с средним уровнем выросло на 5%, а с низким уровнем снизилось на 25%.

- по методике «Последовательные картинки» младших школьников с высоким уровнем операций анализа и синтеза увеличилось на 25%, с средним уровнем не изменилось, а с низким уровнем снизилось на 25%.

Таким образом, по итогам проведения проектно-исследовательской деятельности отмечается положительная динамика по развитию логических способностей у младших школьников.


Слайд 12

В результате работы над проектами у младших школьников повышается познавательная деятельность, развиваются навыки исследовательской самостоятельной работы, более полно формируются и совершенствуются конкретные предметные умения: производить вычисления для принятия решений; читать и записывать сведения об окружающем мире на языке математики; узнавать в объектах окружающего мира известные геометрические формы и работать с ними; обобщать знания детей по данной теме; выполнять поиск информации и готовить презентации; находить остроумное решение проблемы, проявляя креативность мышления, логические способности; а также коммуникативные, то есть умение находить общий язык с товарищами, взрослыми, родителями.

Проектно-исследовательская деятельность - технология, обеспечивающая личностно-ориентированное воспитание и обучение, так как он практически вбирает в себя и другие современные технологии, например, такие как обучение в сотрудничестве. В отличие от других технологий, практикуемых в школе, проектная методика даёт учителю возможность включить обучающихся в реальное общение, опирающееся на исследовательскую деятельность, на совместный труд, дающий возможность увидеть результаты своего труда.

Подводя итог работы, я считаю, что задачи работы решены, цель достигнута.

Слайд 13

Данная работа не окончена, будет продолжаться.

Материал моей работы опубликован на своем личном сайте, на мультуроке и может быть использован в практической работе учителей начальных классов, школьных психологов, обсуждаться на методических объединениях представителей данных специальностей, на родительских собраниях, на курсах повышения квалификации.

С дополнительной информацией можно познакомиться на моем личном сайте.

Спасибо за внимание!



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!