СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка для организации внеурочной деятельности по математике в 6 классах с использованием приемов проведения рефлексии

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная методическая разработка может быть использована  для организации внеурочной деятельности по математике. В ней также приводятся приемы проведения рефлексии в начале занятия, также текущей  и итоговой рефлексии.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка для организации внеурочной деятельности по математике в 6 классах с использованием приемов проведения рефлексии»


Муниципальное общеобразовательное учреждение

Ишеевский многопрофильный лицей

имени Н.К. Джорджадзе








МАТЕМАТИЧЕСКИЙ

РИНГ



Мероприятие по математике для учащихся 6 – х классов для организации занятий внеурочной деятельности по математике









Учитель математики:

Жекова Татьяна Геннадьевна






р.п. Ишеевка

Ульяновский район

Ульяновская область

2022 г

Активизация внеклассной деятельности по математике призвана не только возбуждать и поддерживать у учеников интерес к предмету, но и желание заниматься ею дополнительно, как под руководством учителя во внеурочное время, так и при целенаправленной самостоятельной познавательной деятельности по приобретению новых знаний.




Цели и задачи:

  • развитие интереса к математике;

  • развитие логического мышления, быстроты реакции, внимания;

  • воспитание чувства ответственности, коллективизма и взаимопомощи;

  • применение навыков счёта, развитие умений взаимопроверки, совершенствование умений рационально планировать свою деятельность;

  • восприятие математики через мир песен, стихов, рисунков, пословиц и поговорок.


Содержание конкурса

При подборе заданий учитывалось:

  • развитие творчества (“Визитка”, “Юные художники”, “Математическая пантомима”);

  • от простого к сложному, от общих знаний к предметным (“Разминка”);

  • умение детей работать в группе (“Решаем вместе”, “Задачи для смекалистых”, “Юные художники”);

  • умение решать базовые задачи начальной школы ;

  • индивидуальная ответственность за общий результат (“Конкурс капитанов”, “Решаем вместе”).


При составлении конкурсов учитывалась смена деятельности.


Прогнозируемый результат:


  • эмоциональные переживания, радость победы, огорчение при поражении, удовлетворение или неудовлетворение собой или другими, т. е. проведённое мероприятие не должно оставить учеников равнодушными;

  • изменение в личности ребёнка (появился интерес к предмету, притупился страх перед математикой – это можно будет наблюдать на уроках).


План проведения:

    1. « Визитка»

    2. « Разминка»

    3. « Решаем вместе»

    4. « Конкурс капитанов»

    5. «Юные художники»

    6. « Задачи для смекалистых»

    7. « Будьте внимательны»

    8. « Отгадай кроссворд»

    9. «Задача со спичками»

    10. Вопросы на одну букву»

    11. « Математическая пантомима»

    12. « Конкурс среди болельщиков»


В начале игры проводим рефлексию настроения и эмоционального состояния

Проведение этого вида рефлексии целесообразно в начале урока или занятия с целью установления эмоционального контакта с группой. Применяются карточки с изображением лиц, цветовое изображение настроения, эмоционально-художественное оформление (картина, музыкальный фрагмент).


1.«Смайлики. » Самый простой вариант: показ карточек с изображением трех лиц: веселого, грустного, нейтрального.



2. Использование различных изображений:

«Букет настроения». В начале занятия учащимся раздаются бумажные цветы: красные и голубые. На доске изображена ваза. В конце занятия учитель говорит: «Если вам понравилось на занятии, и вы узнали что-то новое, то прикрепите к вазе красный цветок, если не понравилось, - голубой».

«Дерево чувств». Если чувствую себя хорошо, комфортно, то вешаю на дерево яблоки красного цвета, если нет, зелёного.



Звучит музыка. Команды занимают свои места. Представляется жюри.

Ребятам делается объявление: «Во время игры будут оцениваться не только команды, но и сами ребята. Для этого во время игры отвечающим ученикам будут даваться жетоны. В конце игры будет подведен не только командный зачет, но и личный»


1. “ВИЗИТКА”.

В этом конкурсе команды должны представиться: название команды, девиз, приветствия жюри, соперникам, болельщикам.(Оцениваем в «5» баллов)


2. “РАЗМИНКА”.

Каждой команде по очереди задаются вопросы, на которые они должны ответить.

  1. Какой ключ не отмыкает замок? (Скрипичный)

  2. Какую траву и слепой узнает? (Крапиву)

  3. Из какой посуды не едят? (Из пустой)

  4. Сколько яиц можно съесть натощак? (Одно)

  5. Петух, стоя на одной ноге весит 5кг. Сколько он будет весить, стоя на двух ногах? (5кг)

  6. На руках 10 пальцев. Сколько пальцев на 10 руках? (50)

  7. У родителей 6 сыновей. Каждый имеет сестру. Сколько всего детей в семье? (7)

  8. Тройка лошадей пробежала путь 30км. Сколько пробежала каждая лошадь? (30км)

  9. Какое число приказывает? (Три)

  10. Сколько единиц в дюжине? (12)

  11. Сколько разных букв в названии нашей страны? (5)

  12. Когда сутки короче: зимой или летом? (Одинаковы)

  13. Катались 2 сына на трёхколёсных велосипедах, и их отец – на двухколёсном велосипеде. Сколько всего было колёс?(8)

  14. Дед, бабка, внучка, Жучка, кошка, мышка тянули-тянули и вытянули репку. Сколько глаз смотрело на репку?(12)

  15. Какие два числа, если их перемножить, дают такой же результат, что и при их сложении? (2 и 2)

  16. Из-под забора видно 6 пар лошадиных ног. Сколько этих животных во дворе? (3)

  17. К однозначному числу приписали такую же цифру. Во сколько раз увеличилось число? ( в 11 раз)

  18. Чтобы дойти Ивану Васильевичу до работы требуется 1,5 часа. С работы, торопясь домой, он возвращается по той же дороге за 90 минут. Чем вы объясните такую разницу? (Нет разницы)

  19. Сколько лет двадцатилетнему человеку было 4 года назад? (16)

  20. Каким по счёту является “Ь” в названии последнего месяца осени? (6)


3. “РЕШАЕМ ВМЕСТЕ”.

Каждой команде предлагается решить пример( пример нужно выбрать большой, где много действий , имеются как десятичные, так и обыкновенные дроби). Команда самостоятельно выбирает тактику своих действий таким образом, чтобы решить быстро и правильно.

Пока команды решают пример - проводится игра со зрителями.

(см. приложение)



4. “КОНКУРС КАПИТАНОВ”.

Капитанам предлагается решить задачу. Задание даётся одновременно для всех капитанов. Жетон за правильный ответ получает тот, кто быстрее даёт ответ. Количество жетонов влияет на балл за этот конкурс.

Кто быстрее сложит квадрат из разных геометрических фигур.

(раздаточный материал).




5. “ЮНЫЕ ХУДОЖНИКИ”.

Конкурс проводится во время состязаний капитанов. Команде необходимо нарисовать картину, используя только математические фигуры, символы, знаки, цифры и т.д.



6. “ЗАДАЧИ ДЛЯ СМЕКАЛИСТЫХ”.


Команды по очереди отвечают на вопрос задач(всей командой). Если нет ответа – переход хода) . За каждый правильный ответ – 1 балл.


  1. Два сына и два отца

Съели три яйца,

По сколько яиц съел каждый? (По одному)


  1. Мельник пришел на мельницу. В каждом из четырех углов он увидел по 3 мешка, на каждом мешке сидело по 3 кошки, а каждая кошка имела при себе троих котят. Спрашивается: много ли ног было на мельнице (две ноги мельника).

  2. Сколько горошин может войти в пустой стакан? (они не умеют ходить).

  3. Петух, стоя на одной ноге, весит 5 кг. Сколько он будет весить, если встанет на обе ноги? (5 кг).

  4. Сколько земли в дыре глубиной 2 м, шириной 2 м, длиной 2 м. (нисколько).

  5. У троих шофёров был брат Семен, а у Семена братьев не было. Как это могло случиться? (шоферы были женщинами)

  6. Из Москвы в Петербург вышел поезд со скоростью 50 км/ч., а из Петербурга в Москву вышел поезд со скоростью 60 км/ч. Какой поезд будет дальше в момент встречи от Москвы? (одинаково).

  7. Двое играли в шахматы 2 часа. Сколько времени играл каждый? (2 часа).

  8. С востока на запад шёл электропоезд со скоростью 80 км/ч. В том же направлении дует ветер со скоростью 50 км/ч. В какую сторону отклоняется дым поезда? (электропоезд бездымен).

  9. Шёл Кондрат в Ленинград, а навстречу 12 ребят. У каждого по 3 лукошка, в каждом лукошке – кошка, у каждой кошки – 12 котят, у каждого котёнка в зубах по 4 мышонка. И задумался старый Кондрат: сколько мышей и котят ребята несут Ленинград?

(Глупый, глупый Кондрат

он один и шагал в Ленинград

А ребята с лукошками,

С мышами и кошками

Шли навстречу ему в Кострому).


  1. Что легче: пуд ваты или пуд железа? (одинаково).

  2. Над рекой летели птицы – голубь, щука, две синицы, два стрижа и пять угрей. Сколько птиц? Ответь скорей. (пять)


7. “ БУДЬТЕ ВНИМАТЕЛЬНЫ”.


Конкурс проводится в 2 этапа.

Первый этап: всем командам одновременно на 3 сек. показывается карточка. Для этого используется экран. Задание: найти сумму чисел. (На карточке нарисованы квадрат, круг и треугольник. В них соответственно числа: 9, 4, 3).

На самом деле задаются следующие вопросы:

- Какое число записано в квадрате?
- Каким цветом нарисован круг?
- В какой фигуре записано число 9?
- Какая фигура стоит последней?

Второй этап: читается отрывок из стихотворения К.И.Чуковского “Мойдодыр”.

Одеяло убежало, улетела простыня,
И подушка, как лягушка, ускакала от меня.
Я – за свечку, свечка – в печку,
Я – за книжку, та – бежать
И вприпрыжку под кровать.
Я хочу напиться чаю, к самовару подбегаю,
Но пузатый от меня убежал, как от огня!
Что такое? Что случилось? Отчего же всё кругом
завертелось, закружилось и помчалось колесом?
Утюги за сапогами, сапоги за пирогами,
Пироги за утюгами, кочерга за кушаком.
Всё вертится, всё кружится и несётся кувырком!..

Вопрос: сколько предметов убежало от грязнули? (11)














8. “ОТГАДАЙ КРОССВОРД.






1


2



3










4





5




6













7

























8










9
























По горизонтали:

  1. Знак математического действия.

4.Понятие, для записи которого используется одна или несколько цифр.

5.Часть прямой, соединяющей две точки.

7. Многоугольник.

8. Математическое действие.

9. Старинная мера длины.

По вертикали:

1. Часть прямой.

2. Геометрическая фигура.

3. Математическое действие.

6. Упражнения, выполняемые с помощью рассуждений и вычислений.

7. Число разрядов в классе.










9. ЗАДАЧА СО СПИЧКАМИ.


Перед детьми рисунок.
































Если подсчитать сумму этих чисел, то она равна 15.


Переложите одну спичку так, чтобы сумма чисел стала равной 550.








10 ВОПРОСЫ НА ОДНУ БУКВУ


Вопросы 1 команде – слова на букву «К».


  1. Геометрическая фигура, четырехугольник. (квадрат)

  2. 1000 метров- это …. (километр).

  3. Число, определяющее положение точки на координатной прямой (координата).

  4. Есть у растения и у корня (корень).

  5. 1000 грамм – это …(килограмм).

  6. Единица измерения массы драгоценных камней (карат).

  7. Группа цифр в количестве 3, в многозначном числе (класс).

  8. Устройство, облегчающее выполнение сложных арифметических действий (калькулятор).

  9. Наименьшая денежная единица в России. (копейка).

  10. Треугольный платок (косынка).


Вопросы 2 команде – слова на букву «П».

  1. Сумма длин всех сторон многоугольника (периметр).

  2. Геометрическая фигура, четырехугольник (прямоугольник).

  3. Линия, не имеющая ни начала, ни конца (прямая).

  4. Высшая оценка, которую может получить ученик (пять).

  5. Результат умножения (произведение).

  6. Знак сложения (плюс).

  7. Поверхности стола, школьной доски, оконного стекла дают представление о геометрической фигуре. (о плоскости).

  8. м2, км2, мм2 – единицы измерения …(площади).

  9. Пешеход прошел расстояние от точки А до точки В. (путь).

  10. Старинная мера массы (пуд).


В процессе игры можно провести текущую рефлексию. Например, использовать приём «Пантомима, его можно применять не только в конце урока, но и после объяснения какого – либо блока материала.

Учащиеся пантомимой должны показать результаты своей работы. Например, руки вверх – довольны, голова вниз – не довольны, закрыть лицо руками – безразлично.



11. “МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ПАНТОМИМА”.


Каждой команде нужно показать в виде пантомимы какую-нибудь пословицу или поговорку, в которой встречаются числа. Игроки других команд и болельщики должны отгадать пословицу или поговорку.

Жюри оценивает качество, оригинальность, доступность.



В конце игры проводим заключительную рефлексию, используя прием

Незаконченные предложения. Урок(занятие, игра…) :

  • Привлёк меня тем…

  • Показался интересным…

  • Взволновал…

  • Заставил задуматься…

  • Навёл на размышления…

  • Что на вас произвело наибольшее впечатление?

  • Пригодятся ли вам знания, приобретённые на этом уроке, в дальнейшей жизни?

  • Что нового вы узнали на уроке?

  • Что вы считаете нужным запомнить?

  • Над чем ещё надо поработать?

Я выбрал эти задания на уроке, потому что:

  • Они мне нравятся больше остальных;

  • Я чувствую, что справлюсь с ними пока хуже, чем с другими заданиями;

  • Они легче остальных заданий;

  • Затрудняюсь ответить.

Выбери верное утверждение:

    • Я сам не смог справиться с затруднением;

    • У меня не было затруднений;

    • Я только слушал предложения других;

    • Я выдвигал идеи...



Подведение итогов игры. Награждение.


Подошел к концу наш ринг. Победители получают призы. Побежденные тоже. Потому, что все мы размышляли и старались, а это самое главное. Всем спасибо за участие в игре. До свидания!!!





Конкурс болельщиков. ПРИЛОЖЕНИЕ


Сейчас для болельщиков конкурс у нас,

Они пусть покажут смекалку и класс.

Команды свои пусть поддержат хоть баллом,

Ведь им от команд отставать не пристало!


1.Игра на внимание. Вывешиваются два одинаковых плаката, на которых в запутанном порядке записаны числа от 1 до 30. Задача состоит в том, чтобы как можно быстрее указать по порядку все числа.

В игре принимают участие два ученика – по одному болельщику от каждой команды.


2. Кто назовёт больше строк из песен, стихов, пословиц, поговорок, сказок, где есть числа. Например:

Мы с тобой два берега у одной реки..

Двенадцать месяцев.

Семеро одного не ждут.

Один в поле не воин.

12 стульев.

Жил был царь и было у него 3 сына.

Семь раз отмерь, один раз отрежь.

1000 и 1 ночь.

Три поросенка и т. д.


Задания для болельщиков.

1. К серой цапле на урок прилетело 7 сорок.
А из них лишь 3 сороки приготовили уроки.
Сколько лодырей сорок прилетело на урок ? (4)

2. Я, Серёжа, Коля, Ванда – волейбольная команда.
Женя с Игорем пока – запасных два игрока.
А когда подучатся, сколько нас получится? (6)

3. Мы – большущая семья, самый младший – это я.
Сразу нас не сосчитать!
Юра, Шура, Клаша, Саша и Наташа тоже наша.
Мы по улице идём, говорят, что детский дом.
Сосчитайте поскорей, сколько нас в семье детей? (6)

4. Сидят рыбаки, стерегут поплавки.
Рыбак Корней поймал 13 окуней,
Рыбак Евсей – 4 карасей,
А рыбак Михаил двух сомов изловил.
Сколько рыб рыбаки натаскали из реки? (19)

5. Что за цифра акробатка? Если на голову встанет –
Ровно на 3 меньше станет. (9)

6. Он давно знакомый мой, каждый угол в нём прямой,
Все 4 стороны одинаковой длины.
Вам его представить рад. Как зовут его? (Квадрат)

7. Разделите число 1888 пополам, чтобы получилось два раза по 1000.

8. Зайцы пилят бревно. Они сделали 10 распилов. Сколько получилось чурбачков? (11)

9. Мальчик лёг спать в 8 часов вечера, поставив будильник так, чтобы он прозвенел в 9 часов утра. Сколько времени проспит мальчик? (1)

10. Когда Коля и Толя были маленькими, они часто пугались, и от страха у них по спинам бегали мурашки. У Коли по спине бегало 27 мурашек, а у Толи на 3 мурашки больше. Сколько всего мурашек бегало по спинам у мальчиков? (57)

11. Первое – цифра – она в середине,
Буква сначала и буква с конца.
В целом – леса, города и равнины,
К целому – полны любовью сердца. (Родина.)

12. Я приношу с собою боль, в лице – большое искаженье,
А “Ф” на “П” заменишь коль, то превращусь я в знак сложенья. (Флюс – плюс)



Математический ринг по математике среди 6 классов

№ п/п

Название конкурса

6 Г



Примечания

1

«ВИЗИТКА»






2

« РАЗМИНКА»






3

«РЕШАЕМ

ВМЕСТЕ»






4

«КОНКУРС КАПИТАНОВ»






5

«ЮНЫЕ ХУДОЖНИКИ»






6

«ЗАДАЧИ ДЛЯ СМЕКАЛИСТЫХ»






7

«БУДЬТЕ ВНИМАТЕЛЬНЫ»






8

«ОТГАДАЙ

КРОССВОРД»






9

«ЗАДАЧА СО СПИЧКАМИ»





10

«ВОПРОСЫ НА ОДНУ БУКВУ»





11

«МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ПАНТОМИМА»





12

КОНКУРС среди болельщиков





13

ИТОГО:








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!