Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка домашней контрольной работы»
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Псковской области
«Опочецкий индустриально-педагогический колледж»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
вариантов ДКР
по МДК 03.03.
«Теория и методика экологического образования дошкольников»
для студентов 3 курса группы
социально-педагогического (заочного) отделения
по специальности 44. 02.01
«Дошкольное образование»
Преподаватель Константинова С.М.
Студенты выбирают любой вариант из предложенных:
Вариант 1. Тема: «Развивающая экологическая среда в ДОУ как метод воспитания»
План:
Значение и определение развивающей экологической среды.
Экологический подход к содержанию животных в ДОУ.
Экологический подход к содержанию комнатных растений.
Организация зеленой зоны в помещении и на участке детского сада.
Совместная деятельность взрослых и детей в зеленой зоне ДОУ.
Организация и методика проведения дежурств в уголке природы с детьми разных возрастных групп.
Практическое задание – составить план зеленой зоны ДОУ с указанием видов растений и животных зоны.
Вариант 2. Тема: «Содержание наблюдения. Его значение для экологического развития детей».
План:
Сущность наблюдения.
Циклическая организация наблюдений за стационарными объектами природы.
Основные требования к проведению наблюдений.
Недельная методика ознакомления дошкольников с сезонными явлениями природы.
Наблюдения с использованием опытов.
Наблюдения за ростом и развитием растений и животных.
Практическое задание – разработать два цикла наблюдений за березой на участке ДОУ и за воробьями.
Вариант 3. Тема: «Игровая деятельность как метод экологического воспитания детей».
План:
Теоретические основы использования игры в ознакомлении с природой.
Использование сюжетно-ролевой игры в экологическом воспитании.
Различные типы игровых обучающих ситуаций, их значение в экологическом воспитании дошкольников.
Игры с правилами и их роль в экологическом воспитании дошкольников.
Игры – путешествия, методика их проведения.
Связь игровой деятельности и экологического воспитания детей.
Практическое задание – разработать методику проведения игры «Путешествие в осенний лес» для детей старшей возрастной группы ДОУ.
Вариант 4. Тема: «Формы экологического воспитания дошкольников».
План:
Словесный метод работы с детьми.
Различные типы экологических занятий и их значение для экологического воспитания дошкольников.
Формирование обобщений в дошкольном возрасте.
Занятия обобщающего типа.
Занятия комплексного типа.
Проблемы обобщения в детском возрасте.
Практическое задание – составить конспект занятия с детьми старшей возрастной группы на тему: «Домашние животные».
Вариант 5. Тема: «Экологические занятия и комплексные мероприятия».
План:
Экологическое воспитание детей в повседневной жизни.
Уход за обитателями уголка природы.
Цикл наблюдений за растениями и животными уголка природы и участка.
Заполнение календаря природы.
Организация прогулок на воздухе.
Организация экологических мероприятий в повседневной жизни.
Практическое задание – разработать цикл наблюдений за хомяком в средней группе дошкольников.
Вариант 6. Тема: «Разные типы занятий и их роль в экологическом воспитании дошкольников».
План:
Общая характеристика занятий.
Первично-ознакомительный тип занятий.
Обобщающий тип занятий.
Углубленно-познавательный тип занятий.
5. Комплексные педагогические мероприятия в экологическом воспитании дошкольников.
6. Организация экологических праздников и досугов в ДОУ.
7. Практическое задание – разработать методику проведения комплексного занятия для детей подготовительной к школе группы на тему: «Путешествие в осень».
Вариант 7. Тема: «Технология экологического воспитания в ДОУ».
План:
Особенности использования технологий экологического воспитания в ДОУ.
Особенности системы воспитания дошкольников младшего возраста.
Технологии воспитания детей среднего возраста.
Экологическое воспитание детей в разновозрастной группе.
Экологическое воспитание детей в подготовительной к школе группе.
Роль народных сказок в экологическом воспитании дошкольников.
Практическое задание – разработать сценарий праздника для дошкольников младшей возрастной группы на тему: «Здравствуй зимушка – зима».
Вариант 8. Тема: «Моделирование как метод экологического воспитания дошкольников».
План:
Значение моделирующей деятельности в процессе ознакомления детей с природой.
Календари наблюдений за сезонными явлениями природы.
Календари наблюдений за ростом и развитием живых существ.
Организация зимней подкормки.
Моделирование роста и развития растений.
Моделирование роста и развития животных.
Практическое задание – изготовить модель маскировки бабочки (Павлиний глаз)от хищной птицы.
Вариант 9. Тема: «Роль наглядных пособий в экологическом воспитании детей».
План:
Значение моделирования.
Роль наглядных пособий в экологии.
Виды наглядных пособий.
Значение наглядных пособий в изучении особенностей животного мира в ДОУ.
Создание практических моделей в ДОУ.
Значение графических моделей роста и развития растений и животных.
Практическое задание – составить графическую модель «календаря ширмы» по состоянию природы в весенний период.
Вариант 10. Тема: «Развитие у дошкольников представлений о многообразии в живой природе».
План:
Особенности знаний детей о животных.
Экологический подход в упорядочивании представлений о многообразии животных.
Многоаспектный анализ формирования представлений о многообразии животных.
Формирование обобщенных представлений у детей о многообразии животных и растений.
Психологическая сущность отношений детей к природе.
Формирование у дошкольников представлений о сообществах живых организмов (экосистемах).
Практическое задание – составить методику проведения занятия по теме: «Хищные и нехищные животные» для старших дошкольников.
Вариант 11. Тема: «Исследование как метод познания и метод обучения».
План:
Понимание дошкольниками приспособительных особенностей животных.
Формирование у дошкольников представлений о приспособленности животных к среде обитания.
Возможность познания дошкольниками изменчивости в природе.
Исследование сенсорных возможностей дошкольников замечать изменения предметов.
Понимание дошкольниками роста и развития растений и животных.
Формирование у детей динамических представлений о росте и развитии живых существ.
Практическое задание – составить анкету (вопросник) для выявления знаний детей о приспособленности животных к среде обитания (для старших дошкольников).
Вариант 12. Тема: «Экологический подход к пониманию многообразия в живой природе».
План:
Свойства живого организма.
Центральные понятия биоэкологи.
Многообразие в природе растений и животных.
Знание, отражающие связь организмов к среде обитания.
Приспособление организмов к среде обитания.
Отличия живого организма от неживого объекта.
Практическое задание – составить схему связи организма со средой обитания.
Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
Акимова Т.А., Хаскин В.В. Экология – М., Владос, 2007 – 246 с.
Васильева А.И. Учите детей наблюдать природу. - М.: Академия 2008 – 350 с.
Дерябо С.Д. Экологическая психология. Диагностика экологического сознания дошкольников. – М.: Академия, 2008 – 400 с.
Захлебный Н.А. На экологической тропе. – М., Владос, 2008– 356 с.
Кондратьева Н.Н. Содержание и структура программы системных знаний о живом организме для детей старшего дошкольного возраста. - М.: Академия 2008 – 350 с.
Куликова Т.А. Экскурсия в природу с детьми дошкольного возраста – М., Академия 2007– 305 с.
Логинова В.И., Матвеева А.К., Саморукова Л.Г. Развитие наблюдения у детей дошкольного возраста. – М., Академия 2007 – 357 с.
Меневцова Л.М. Организация элементарной поисковой деятельности детей как средство формирования познавательной активности. – М., Владос, 2008 – 273 с.
Менуйлов Ю.С. Средовый подход в воспитании. – М., Педагогический поиск, 2009 – 218 с.
Марковская М.М. Уголок природы в детском саду (пособие для воспитателя). – М., Педагогический поиск, 2008, - 197 с.
Николаева С.Н. Концепция экологического воспитания детей дошкольного возраста. – М., Академия 2008 – 420 с.
Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников. – М., Академия 2009 – 525 с.
Николаева С.Н. Место игры в экологическом воспитании дошкольников. – М., Академия 2010 –215 с.
Рыжова Н.А. Развивающая среда дошкольных учреждений. – М. Педагогический поиск, 2008 – 318 с.
Серебрякова Т.А. Экологическое образование в дошкольном возрасте.- М.: Академия 2010 – 210 с.
Фокина В.Н. Экологическое воспитание дошкольников. – М., Владос, 2008 – 236 с.
Дополнительные источники:
Виноградова М.Р. Воспитание положительного отношения к природе. – М. Педагогический поиск, 2009 – 196 с.
Зарипова А.Д. Элементарная поисковая деятельность в детском саду. – М. Академия 2008 – 215 с.
Кормилицын В.И., Цицкишвили М.С., Яламов Ю.И. Основы экологии. – М. Владос, 2008 – 316 с.
Коробкин В.И., Передельский Л.В. Экология. – М. Владос, 2008 – 273 с.
Логинова В.И., Матвеева А.К., Саморукова Л.Г. Развитие наблюдения у детей дошкольного возраста. – М., Педагогический поиск. 2008 – 278 с.
Меневцова Л.М. Формирования системных знаний о сезонных изменениях в жизни животных у детей старшего дошкольного возраста. – М., Владос, 2010 – 273 с.
Методика ознакомления детей с природой в детском саду (учебное пособие) под редакцией Дороновой Т.А. – М. Педагогический поиск, 2010 – 193 с.
Мир природы и ребенок, учебное пособие для пед.колледжей по специальности «Дошкольное образование» под редакцией Каменева Л.А. – М. Владос, 2009 – 286 с.
Николаева С.Н. Создание условий для экологического воспитания детей (методические рекомендации для дошкольных учреждений). – М., Академия 2009– 218 с.
Николаева С.Н. Юный эколог: программа и ее реализация в детском саду. – М., Академия 2008 – 162 с.
Ошмарин А.П., Ошмарина В.И. Экология. – М. Владос, 2009 – 318 с.
Петров К.М. Общая экология: взаимодействие общества и природы учебное пособие для пед. колледжей. – М. Владос, 2010 – 436 с.
Пути и средства эстетического воспитания дошкольников./под.ред.Н.И.Киященко/– М., Академия 2008– 315 с.
Саморукова П.Г. О природе и воспитании и маленьких детях. – М., Академия 2009– 279 с.
Переодические издания:
«Дошкольное воспитание» 2008 (№ 1,2,3,5,7,8);
2009 (№ 4,4,5,6,7,8);
2010 (№ 3,5,7,8,9,10);
2011 (№ 2,5,7,10)
«Дошкольные технологии» 2008 (№ 2,3);
2009 (№ 3,5,6,8);
2010 (№ 5,6,7,8,);
Интернет-ресурсы:
www.prosv.ru/Attachment.aspx?Id=9835 (УМК «Школа России)
http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=223. (сайт «Федеральный государственный образовательный стандарт)
http:// www.shool.edu.ru – Российский общеобразовательный портал
http:// www.pedlib.ru/ - педагогическая библиотека
http://www.inter-pedagogika/ru - сайт создан для преподавателей, родителей и студентов