СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка элективного курса «Задачи с модулем и параметрами»

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данном курсе рассматриваются различные методы решения уравнений с модулем и параметром, задачи на построение графиков функций, содержащих модули и параметры.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка элективного курса «Задачи с модулем и параметрами»»

Пояснительная записка


Элективный курс «Задачи с модулем и параметрами» разработан для предпрофильной подготовки учащихся 9 класса, решивших связать свою жизнь с профессией технического направления. В нем рассматриваются различные методы решения уравнений и неравенств с модулем и параметрами, задачи на построение графиков различных функций, содержащих модули и параметры. Задачи с модулем и параметрами играют важную роль в формировании логического мышления и математической культуры у школьников, но их решение вызывает у них значительные затруднения. Это связано с тем, что каждое уравнение или неравенство с параметрами и модулем представляет целый класс обычных уравнений и неравенств, для каждого из которых должно быть получено решение. Такие задачи постоянно предлагают на едином государственном экзамене и на вступительных экзаменах в ВУЗах.

Для курса характерна практическая направленность. Его основное содержание составляют учебные задачи. Изложение практических приемов решения предполагается сопровождать необходимыми теоретическими сведениями.

Элективный курс направлен на подготовку школьников к обучению в классах математического профиля, так как знание приведенного материала будет способствовать более полному и глубокому усвоению таких базовых понятий математики как предел и производная, множество значений функции, область определения функции и т.д. Кроме того, задания ЕГЭ по математике предполагают умение оперировать с модулем и параметрами.

Таким образом, основная роль элективного курса состоит в подготовке учащихся к успешному обучению в старших классах математического, информационно технологического профилей.

Программа составлена для общеобразовательного класса в соответствии с учебным планом школы.

По учебному плану всего - 34 часа; в неделю - 1 час.

Проверочная работа – 1, зачеты – 2.











Цели и задачи курса

Цели:

- Подготовить учащихся к продолжению образования в профильном математическом классе;

- Помочь повысить уровень математической подготовки учащихся посредством расширения диапазона их знаний о методах решения задач с модулем и параметрами.

- способствовать развитию логического мышления школьников, умений исследовать, анализировать, обобщать и систематизировать учебный материал;

- воспитание самостоятельности, ответственности, последовательности в принятии решений, творческих способностей.

Задачи:

- Сформировать умения учащихся решать уравнения и неравенства, содержащие модуль и параметры;

- научить строить графики функций, содержащих модуль и параметры, решать графически уравнения и неравенства;

- помочь овладеть рядом технических и интеллектуальных умений на уровне свободного их использования.

Методы и формы обучения.

Методы и формы обучения определяются требованиями профилизации обучения, учетом индивидуальных и возрастных особенностей учащихся, развитием и самообразованием личности. В связи с этим можно выделить основные приоритеты методики изучения данного элективного курса:

- обучение через опыт и сотрудничество;

- учет индивидуальных особенностей и потребностей учащихся;

- интерактивность (работа в малых группах, тренинги).

Ведущее место отводится методам поискового и исследовательского характера, стимулирующим познавательную активность учащихся. Создание доверительного психологического климата, в основе которого – взаимообучение, взаимопомощь, сотрудничество.

Формы организации учебных занятий.

Изучение курса предусмотрено как в коллективных, так и в индивидуально-групповых формах.



Содержание курса


1. Задачи с модулем – 19 часов.


Определение и геометрический смысл модуля, способы решения уравнений и неравенств с модулем: метод интервалов, способ возведения в квадрат, способ последовательного и одновременного раскрытия модулей, графический способ. Методы решения иррациональных уравнений с модулем.

Построение графиков функций вида . Графики уравнений


2. Задачи с модулем и параметрами – 15 часов.


Методы решения линейных, квадратных и дробно-рациональных уравнений и неравенств, содержащих параметры и модуль.




















Тематический план курса


п\п

Название раздела

Количество часов по рабочей программе

Задачи с модулем.

19 ч.

Решение уравнений, неравенств, систем уравнений и неравенств, содержащих модуль и параметры.

15 ч.


Итого

34 ч.
































Календарно-тематическое планирование курса

в 9 классе (1ч. в неделю, 34 часа).

урока

Дата урока



9 А 9Б 9В

Названия тем

Всего часов

Практ. часть

Примечание

  1. Задачи с модулем.

19 ч.



1




Определение модуля числа и его применение при решении уравнений.

1

теория


2




Метод интервалов решения уравнений и неравенств, содержащих модуль.

1

теория


3




Метод интервалов решения уравнений и неравенств, содержащих модуль. Решение задач.

1

практикум


4




Решение неравенств вида | x | a, | x |

1

теория


5




Решение неравенств вида | x | a, | x |

1

практикум


6




Свойства модуля.

1

математическое исследование


7




Применение свойств модуля при решении уравнений и неравенств.

1

практикум


8




Решение уравнений и неравенств с модулями на координатной прямой.

1

теория


9




Решение уравнений и неравенств с модулями на координатной прямой.

1

практикум


10




Модуль и иррациональные уравнения.

1

Математическое исследование


11




Модуль и иррациональные уравнения. Решение уравнений.

1

практикум


12




Проверочная работа.

1

практикум


13




Графики функций, содержащих знак модуля.

1

теория


14




Графики функций, содержащих знак модуля.

1

математическое исследование


15




Графики функций, содержащих знак модуля. Решение задач.

1

практикум


16




Решение уравнений и неравенств, содержащих модуль графическим способом.

1

теория


17




Решение уравнений и неравенств, содержащих модуль графическим способом.

1

Математическое исследование


18




Решение уравнений и неравенств, содержащих модуль графическим способом.

1

практикум


19




Зачет.

1

практикум


  1. Решение уравнений, неравенств, систем уравнений и неравенств, содержащих модуль и параметры.

15 ч.



20




Задачи с параметрами.

1

математическое исследование


21




Задачи с параметрами.


практикум


22




Линейные уравнения и неравенства с модулем и параметрами.

1

теория


23




Линейные уравнения и неравенства с модулем.

1

практикум


24




Линейные уравнения и неравенства с параметрами.

1

практикум


25




Квадратные уравнения и неравенства с модулем и параметрами.

1

теория


26




Квадратные уравнения с модулем и параметрами.

1

практикум


27




Квадратные неравенства с модулем и параметрами.

1

практикум


28




Системы уравнений и неравенств с модулем и параметрами.

1

теория


29




Системы уравнений с модулем и параметрами.

1

практикум


30




Системы неравенств с модулем и параметрами.

1

практикум


31




Дробно-рациональные уравнения и неравенства с параметрами.

1

теория


32




Дробно-рациональные уравнения с параметрами.

1

практикум


33




Дробно-рациональные неравенства с параметрами.

1

практикум


34




Зачет.

1

практикум








Требования к уровню подготовки обучающихся


Учащиеся должны знать:

определение модуля числа, свойства модулей, способы преобразования выражений, содержащих модуль;

основные правила, способы математических действий при решении уравнений и неравенств с модулем и параметрами;

способы построения графиков функций, содержащих модуль;

возможные способы создания математических моделей и методы исследований.


Учащиеся должны уметь:

решать линейные, квадратные и иррациональные уравнения и системы уравнений, содержащие модуль с использованием определения и свойств модуля, графическим способом и на координатной прямой и по;

строить графики функций, содержащих модуль;

решать иррациональные, логарифмические и тригонометрические уравнения и неравенства;

решать дробно-рациональные уравнения и неравенства с параметрами изученными методами;

решать нестандартные задачи, применяя изученные методы;

применять основные понятия, правила при решении логических задач;


создавать математические модели практических задач;

проводить небольшие математические исследования, высказывать собственные гипотезы и доказывать их.










Литература

Основная литература:

1. Литвиненко В.Н., Мордкович А.Г. Практикум по решению математических задач. М., 2015;

2. Локоть В.В. Задачи с параметрами. Иррациональные уравнения, неравенства, системы, задачи с модулем. Аркти, М.,2012;

3. Горнштейн П.И., Полонский В.Б., Якир М.С. Задачи с параметрами. М .,2016.





Дополнительная литература:

1. Гайдуков И.И. Абсолютная величина: Пособие для учителя. М., 2015;

2. Бондаренко Т.Е. Элективный курс «Алгебра модуля», «Профильная подготовка учащихся 9 классов по математике». М., 2016;

3. Ресурсы сети Интернет: http://www.alleng.ru/d/math

http://www.allmath.ru http://zadachi.mccme.ru







































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!