Пояснительная записка
Элективный курс «Задачи с модулем и параметрами» разработан для предпрофильной подготовки учащихся 9 класса, решивших связать свою жизнь с профессией технического направления. В нем рассматриваются различные методы решения уравнений и неравенств с модулем и параметрами, задачи на построение графиков различных функций, содержащих модули и параметры. Задачи с модулем и параметрами играют важную роль в формировании логического мышления и математической культуры у школьников, но их решение вызывает у них значительные затруднения. Это связано с тем, что каждое уравнение или неравенство с параметрами и модулем представляет целый класс обычных уравнений и неравенств, для каждого из которых должно быть получено решение. Такие задачи постоянно предлагают на едином государственном экзамене и на вступительных экзаменах в ВУЗах.
Для курса характерна практическая направленность. Его основное содержание составляют учебные задачи. Изложение практических приемов решения предполагается сопровождать необходимыми теоретическими сведениями.
Элективный курс направлен на подготовку школьников к обучению в классах математического профиля, так как знание приведенного материала будет способствовать более полному и глубокому усвоению таких базовых понятий математики как предел и производная, множество значений функции, область определения функции и т.д. Кроме того, задания ЕГЭ по математике предполагают умение оперировать с модулем и параметрами.
Таким образом, основная роль элективного курса состоит в подготовке учащихся к успешному обучению в старших классах математического, информационно технологического профилей.
Программа составлена для общеобразовательного класса в соответствии с учебным планом школы.
По учебному плану всего - 34 часа; в неделю - 1 час.
Проверочная работа – 1, зачеты – 2.
Цели и задачи курса
Цели:
- Подготовить учащихся к продолжению образования в профильном математическом классе;
- Помочь повысить уровень математической подготовки учащихся посредством расширения диапазона их знаний о методах решения задач с модулем и параметрами.
- способствовать развитию логического мышления школьников, умений исследовать, анализировать, обобщать и систематизировать учебный материал;
- воспитание самостоятельности, ответственности, последовательности в принятии решений, творческих способностей.
Задачи:
- Сформировать умения учащихся решать уравнения и неравенства, содержащие модуль и параметры;
- научить строить графики функций, содержащих модуль и параметры, решать графически уравнения и неравенства;
- помочь овладеть рядом технических и интеллектуальных умений на уровне свободного их использования.
Методы и формы обучения.
Методы и формы обучения определяются требованиями профилизации обучения, учетом индивидуальных и возрастных особенностей учащихся, развитием и самообразованием личности. В связи с этим можно выделить основные приоритеты методики изучения данного элективного курса:
- обучение через опыт и сотрудничество;
- учет индивидуальных особенностей и потребностей учащихся;
- интерактивность (работа в малых группах, тренинги).
Ведущее место отводится методам поискового и исследовательского характера, стимулирующим познавательную активность учащихся. Создание доверительного психологического климата, в основе которого – взаимообучение, взаимопомощь, сотрудничество.
Формы организации учебных занятий.
Изучение курса предусмотрено как в коллективных, так и в индивидуально-групповых формах.
Содержание курса
1. Задачи с модулем – 19 часов.
Определение и геометрический смысл модуля, способы решения уравнений и неравенств с модулем: метод интервалов, способ возведения в квадрат, способ последовательного и одновременного раскрытия модулей, графический способ. Методы решения иррациональных уравнений с модулем.
Построение графиков функций вида . Графики уравнений
2. Задачи с модулем и параметрами – 15 часов.
Методы решения линейных, квадратных и дробно-рациональных уравнений и неравенств, содержащих параметры и модуль.
Тематический план курса
№ п\п | Название раздела | Количество часов по рабочей программе |
| Задачи с модулем. | 19 ч. |
| Решение уравнений, неравенств, систем уравнений и неравенств, содержащих модуль и параметры. | 15 ч. |
| Итого | 34 ч. |
Календарно-тематическое планирование курса
в 9 классе (1ч. в неделю, 34 часа).
№ урока | Дата урока 9 А 9Б 9В | Названия тем | Всего часов | Практ. часть | Примечание |
Задачи с модулем. | 19 ч. | | |
1 | | | | Определение модуля числа и его применение при решении уравнений. | 1 | теория | |
2 | | | | Метод интервалов решения уравнений и неравенств, содержащих модуль. | 1 | теория | |
3 | | | | Метод интервалов решения уравнений и неравенств, содержащих модуль. Решение задач. | 1 | практикум | |
4 | | | | Решение неравенств вида | x | a, | x | | 1 | теория | |
5 | | | | Решение неравенств вида | x | a, | x | | 1 | практикум | |
6 | | | | Свойства модуля. | 1 | математическое исследование | |
7 | | | | Применение свойств модуля при решении уравнений и неравенств. | 1 | практикум | |
8 | | | | Решение уравнений и неравенств с модулями на координатной прямой. | 1 | теория | |
9 | | | | Решение уравнений и неравенств с модулями на координатной прямой. | 1 | практикум | |
10 | | | | Модуль и иррациональные уравнения. | 1 | Математическое исследование | |
11 | | | | Модуль и иррациональные уравнения. Решение уравнений. | 1 | практикум | |
12 | | | | Проверочная работа. | 1 | практикум | |
13 | | | | Графики функций, содержащих знак модуля. | 1 | теория | |
14 | | | | Графики функций, содержащих знак модуля. | 1 | математическое исследование | |
15 | | | | Графики функций, содержащих знак модуля. Решение задач. | 1 | практикум | |
16 | | | | Решение уравнений и неравенств, содержащих модуль графическим способом. | 1 | теория | |
17 | | | | Решение уравнений и неравенств, содержащих модуль графическим способом. | 1 | Математическое исследование | |
18 | | | | Решение уравнений и неравенств, содержащих модуль графическим способом. | 1 | практикум | |
19 | | | | Зачет. | 1 | практикум | |
Решение уравнений, неравенств, систем уравнений и неравенств, содержащих модуль и параметры. | 15 ч. | | |
20 | | | | Задачи с параметрами. | 1 | математическое исследование | |
21 | | | | Задачи с параметрами. | | практикум | |
22 | | | | Линейные уравнения и неравенства с модулем и параметрами. | 1 | теория | |
23 | | | | Линейные уравнения и неравенства с модулем. | 1 | практикум | |
24 | | | | Линейные уравнения и неравенства с параметрами. | 1 | практикум | |
25 | | | | Квадратные уравнения и неравенства с модулем и параметрами. | 1 | теория | |
26 | | | | Квадратные уравнения с модулем и параметрами. | 1 | практикум | |
27 | | | | Квадратные неравенства с модулем и параметрами. | 1 | практикум | |
28 | | | | Системы уравнений и неравенств с модулем и параметрами. | 1 | теория | |
29 | | | | Системы уравнений с модулем и параметрами. | 1 | практикум | |
30 | | | | Системы неравенств с модулем и параметрами. | 1 | практикум | |
31 | | | | Дробно-рациональные уравнения и неравенства с параметрами. | 1 | теория | |
32 | | | | Дробно-рациональные уравнения с параметрами. | 1 | практикум | |
33 | | | | Дробно-рациональные неравенства с параметрами. | 1 | практикум | |
34 | | | | Зачет. | 1 | практикум | |
Требования к уровню подготовки обучающихся
Учащиеся должны знать:
определение модуля числа, свойства модулей, способы преобразования выражений, содержащих модуль;
основные правила, способы математических действий при решении уравнений и неравенств с модулем и параметрами;
способы построения графиков функций, содержащих модуль;
возможные способы создания математических моделей и методы исследований.
Учащиеся должны уметь:
решать линейные, квадратные и иррациональные уравнения и системы уравнений, содержащие модуль с использованием определения и свойств модуля, графическим способом и на координатной прямой и по;
строить графики функций, содержащих модуль;
решать иррациональные, логарифмические и тригонометрические уравнения и неравенства;
решать дробно-рациональные уравнения и неравенства с параметрами изученными методами;
решать нестандартные задачи, применяя изученные методы;
применять основные понятия, правила при решении логических задач;
создавать математические модели практических задач;
проводить небольшие математические исследования, высказывать собственные гипотезы и доказывать их.
Литература
Основная литература:
1. Литвиненко В.Н., Мордкович А.Г. Практикум по решению математических задач. М., 2015;
2. Локоть В.В. Задачи с параметрами. Иррациональные уравнения, неравенства, системы, задачи с модулем. Аркти, М.,2012;
3. Горнштейн П.И., Полонский В.Б., Якир М.С. Задачи с параметрами. М .,2016.
Дополнительная литература:
1. Гайдуков И.И. Абсолютная величина: Пособие для учителя. М., 2015;
2. Бондаренко Т.Е. Элективный курс «Алгебра модуля», «Профильная подготовка учащихся 9 классов по математике». М., 2016;
3. Ресурсы сети Интернет: http://www.alleng.ru/d/math
http://www.allmath.ru http://zadachi.mccme.ru