Формирование гражданской позиции на уроках математики в 5-9 классах
Ребенок, обучаясь в школе, не просто впитывает некоторый набор информации. Он усваивает научные данные об окружающем мире, об его устройстве и законах. Именно в этот период у него складывается картина мира, и чем полнее и объективнее она будет, тем более полноценным человеком он будет себя ощущать. Поэтому, изучая некоторые темы, стараюсь помочь учащимся узнать больше об окружающем мире, познать его закономерности и тайны, познакомить с историей и культурой родного края, его людьми, выделять существенные черты того или иного наблюдаемого в природе явления.
Так, например, отрабатывая навыки устного счета в среднем звене, в задания типа: « Вычисли и разгадай зашифрованное слово» включаю фамилии знаменитых людей нашего города или названия растений Кузбасса занесенных в « Красную» книгу.
При изучении единиц измерения длины, площади, массы знакомлю со старинными единицами измерения. Предлагаю выполнить следующие задания: Определить автора и название произведения, перевести старинные единицы измерения в современные.
« …в чашечке цветка сидела хорошенькая крошечная
девочка ростом не больше дюйма».
2) «Сына бог им дал в аршин,
И царица над ребенком
Как орлица над орленком;
Шлет с письмом она гонца,
Чтоб обрадовать отца».
3) Ни огня, ни черной хаты,
Глушь и снег… Навстречу мне
Только версты полосаты
Попадаются одне».
4) « Свободного места, где можно было плавать, оставалось не больше пятнадцати сажень» и другие.
А также, привожу пример из истории города: при строительстве Кузнецкого металлургического комбината использовался тяжелый физический труд, т.к. современной техники тогда еще не было. Для решения многих задач, связанных с земельными и строительными работами, использовали единицы измерения принятые в повседневной жизни того времени, а также смекалку, присущею русскому народу.
Ходили легенды о человеке- экскаваторе. Самый знаменитый землекоп Кузнецкстроя – Андрей Севастьянович Филиппов. Он поставил мировой рекорд по выемке земли. За смену выполнял 500 процентов нормы. Тачка должна была подъехать к бригаде грабаря и остановиться, мимо Филиппова и его двоих братьев, тачка проезжала не останавливаясь. Андрей Филиппов – первый Почётный гражданин Новокузнецка, в его честь названа улица.
В курсе геометрии 7-8 классов учитывая, что учащиеся уже изучили курс «Моя родословная» в 5 классе и знают такие понятия как род, видовые отличия, пытаемся определять ближайший род и видовые отличия при введении того или иного геометрического понятия по схеме: термин = ближайший род + видовое отличие. Это позволяет более осмысленно понимать вводимое понятие, сопоставлять его с уже знакомыми из жизни родовыми связями.
Например, изучаем определение прямоугольника, которое дается в учебнике: «Прямоугольником называется параллелограмм, у которого все углы прямые».
Разбиваем по схеме:
Термин = ближайший род + видовые отличия
Прямоугольник = параллелограмм +имеет только прямые углы.
От параллелограмма, как ближайшего родственника, прямоугольник взял такое свойство как параллельность и равенство противоположных сторон, а отличается от параллелограмма – свойством углов – все они прямые. Вспоминаем взаимосвязь родственных отношений в семьях и присущие им черты характера.
И так работа идет с каждым определением темы « Четырехугольники». В конце темы все основные определения записываем в таблицу, которую заносим в тетрадь конспектов.
Понятие | Ближайший род | Видовые отличия |
Прямоугольник | Параллелограмм | Имеет только прямые углы |
Квадрат | Прямоугольник | Имеет равные стороны |
Ромб | Параллелограмм | Диагонали взаимно перпендикулярны |
Трапеция | Четырехугольник | Две стороны параллельны, а две другие- нет |
Равнобедренная трапеция | Трапеция | Боковые стороны равны |
Прямоугольная трапеция | Трапеция | Один из углов прямой |
На заключительном уроке темы вместе с учениками выстраиваем схему, которая выражает свойства каждого изучаемого определения темы « Четырехугольники». Эту схему, в дальнейшем, используем при повторении, подготовке к контрольной работе и экзаменам, при решении задач. При этом, достаточно вспомнить один или два элемента схемы. ( рис.1) Например, задание: Установите, истинно или ложно высказывание:
1) «Параллелограмм, у которого все стороны равны, называется ромбом». И это неверно. Определим по схеме ближайшего родственника и видовое отличие. Выясняем, что правильный ответ – ромб. Аналогично рассматриваем следующие высказывания:
2) Прямоугольник, у которого все стороны равны, называется квадратом ( верно).
3) Четырехугольник, у которого две стороны равны, называется равнобедренной трапецией (неверно).
рисунок 1
В математике есть такое понятие, как функция. При изучении понятия функция в 8 классе, сравнение делаем с русскими пословицами и поговорками.
Современная трактовка понятия функции выглядит следующим образом: «Функцией называют отношение двух объектов, в котором изменению одного из них сопутствует изменение другого».
Рисунок 2
Математика знает множество функций, и у каждой свой неповторимый облик. Как неповторим облик у каждого из миллиардов людей живущих на Земле. Пословицы отражают устойчивые закономерности, выверенные многовековым опытом народа.
Н
апример, пословица: «Выше меры конь не скачет» - выражает ограниченность функции. (рис.2)
Если изобразить траекторию скачущего коня, то высота скачков в полном соответствии с пословицей будет ограничена сверху некоторой мерой.
Или пословица: «Чем дальше в лес, тем больше дров». Согласно пословице, эта функция возрастающая.
А пословица: «Где родился, там и пригодился», выражает знакопостоянство функции.
Вспоминаем имена наших земляков, которые внесли свой вклад в развитие города. (Александр Яковлевич Чалков, Андрей Севастьянович Филиппов, Александр Черемнов, Красилов, Герасименко и др.).
На уроках в 8-9 классах рассуждаем: можно ли выразить красоту с помощью формул и уравнений? Возможно, ли измерить гармонию с помощью циркуля и линейки? И пытаемся найти на все эти вопросы утвердительный ответ.
Изучая симметрию, рассматриваем рисунок «Витрувианский человек» всем нам знакомом с детства, с уроков рисования, (Изображение человека соответствует рекомендациям Витрувия, Римского архитектора 1 в. до н.э.). Изображенная мужская фигура, вписанная в круг и в квадрат, помещена в центр Вселенной, показывает идеальные пропорции человеческого тела. Отношение между стороной квадрата и радиусом окружности является золотым. (рис.3)
Витрувий вывел пропорции человеческой фигуры из простых наблюдений. Он утверждал, что рост человека равен размаху рук, и если мужчина, лежащий на спине, разведет в стороны руки и ноги, то его фигура будет вписана в окружность. Многие художники пытались изобразить на одной иллюстрации эти формы человеческой фигуры, вписанной в квадрат и в круг. Леонардо да Винчи нашел оригинальное и изящное решение, основанное на том, что квадрат и круг имеют разные центры. Гениталии человека являются центром квадрата, а пупок- центром круга. Идеальные пропорции человеческого тела на таком изображении соответствуют отношению между стороной квадрата и радиусом круга: золотому сечению. Так, благодаря золотому сечению геометрия соединила искусство и красоту.
Рост человека = размаху рук (расстоянию между кончиками пальцев разведенных в стороны рук) = 8 ладоням = 6 ступням = 8 лицам = 1,618, умноженному на высоту пупка ((расстояние от пупка до земли).
Золотое сечение – ключ к пониманию секретов совершенства в природе.