СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка интегрированного учебного занятия по теме «Влияние механических свойств твердых тел на качество изделий»

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка интегрированного учебного занятия по теме «Влияние механических свойств твердых тел на качество изделий» по общепрофессиональной дисциплине ОП.05 «Техническая механика» направлена на выявление междисциплинарной связи общепрофессиональных дисциплин и междисциплинарного курса профессиональных модулей для специальности 27.02.07 «Управление качеством продукции процессов и услуг (по отраслям)».

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка интегрированного учебного занятия по теме «Влияние механических свойств твердых тел на качество изделий»»

Министерство образования и науки Республики Коми

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение

«Сыктывкарский торгово-экономический колледж»

(ГАПОУ «СТЭК»)






Методическая разработка

интегрированного учебного занятия по теме

«Влияние механических свойств твердых тел на качество изделий»

ОП.05 Техническая механика

(наименование дисциплины)


Специальность 27.02.07 «Управление качеством продукции процессов и услуг

(по отраслям)»


(код, наименование специальности)




















Сыктывкар, 2023





Разработчики


ФИО

Квалификационная категория

Должность

1

Черепянская Надежда Федоровна

высшая

преподаватель




Рассмотрены на заседании предметно-цикловой комиссии

Протокол № _____

«____»._____________._________

Председатель ПЦК_____________(Хомутинникова И.Н.)














СОДЕРЖАНИЕ



Пояснительная записка 4

Методическое обоснование темы 5

Цель и задачи занятия 7

Конспект занятия 10

Источники информации 18

Приложения:

Приложение 1. Презентация занятия

Приложение 2. Технологическая карта занятия

Приложение 3. Практическая работа

Приложение 4. Лист самооценки

Приложение 5. Справочные материалы

Приложение 6. Эталон ответов практической работы





Пояснительная записка


Методическая разработка интегрированного учебного занятия по теме «Влияние механических свойств твердых тел на качество изделий» по общепрофессиональной дисциплине ОП.05 «Техническая механика» направлена на выявление междисциплинарной связи общепрофессиональных дисциплин и междисциплинарного курса профессиональных модулей для специальности 27.02.07 «Управление качеством продукции процессов и услуг (по отраслям)».

В настоящее время в качестве товара на рынок труда выведена компетентность специалиста. Компетентность как набор профессиональных и личностных качеств выступает главным фактором при устройстве на работу, поэтому качество образования связывают именно с формированием компетентности.

Компетентностная модель выпускника, согласно ФГОС СПО, учитывает два типа компетенций: общие (надпредметные, универсальные), соответствующие способностям специалиста независимо от специфики его трудовой деятельности, и профессиональные (предметно-специализированные), соответствующие основным видам профессиональной деятельности, т.е. необходимые будущему специалисту именно в области его специализации.

Качество продукции (услуг) – одна из сложнейших категорий, с которой постоянно приходится иметь дело специалисту по контролю качества.

Проблема заключается в том, что если между изучаемыми дисциплинами будет низкий уровень связи, то возникнут трудности в формировании у студентов целостной картины мира и органичном восприятии профессиональных знаний. Поэтому возникла необходимость в модели обучения, построенной на основе современной технологии интегрированного обучения, что просматривается в ФОГС СПО.

Актуальность методической разработки занятия для студентов по данной специальности заключается в необходимости организации учебного занятия, сфокусированного на качестве продукции, на основе естественной междисциплинарной связи и эффективных современных технологий обучения, особенность которых – в их деятельностном характере. На занятиях должны формироваться навыки самостоятельного, критического и творческого мышления, умение работать с информацией, учиться работать в коллективе.

Эти задачи успешно решаются при использовании технологии интегрированного обучения, деятельностного метода, элементов технологии развивающего и проблемного обучения, ТРКМ, ТРИЗ и т.п., когда студентам предлагаются не готовые истины, а их самостоятельный поиск, создание и сотворение. В процесс обучения включаются все компоненты учебной деятельности: учебные задачи, способы действий, операции самоконтроля и самооценки.

Занятие разработано на основе интеграции с общеобразовательными дисциплинами, такими, как физика, химия и общепрофессиональными дисциплинами ОП.02 Материаловедение, ОП.08 «Менеджмент качества», профессиональным модулем ПМ.01 «Контроль качества продукции на каждой стадии производственного процесса» с целью формирования практических умений обучающихся, оценивать качество различных изделий на основе механических свойств твердых тел.

В данной разработке ведущей дисциплиной является ОП.05 «Техническая механика», выступающая интегратором, вспомогательными - общепрофессиональные и общеобразовательные дисциплины, способствующие углублению, расширению, уточнению материала ведущей дисциплины.

Интеграция не только обогащает содержание одной дисциплины содержанием другой, а объединяет их и обеспечивает комплексную подготовку, формирующую общие и профессиональные компетенции. Обучение при этом представляет собой процесс усвоения общей межпредметной области – интегративного содержания дисциплин.

Интегрированное занятие реализуется при следующих дидактических условиях:

  • определение междисциплинарного объекта изучения;

  • сотрудничество преподавателей при подготовке занятия;

  • на всех этапах занятия активизация мыслительной деятельности и использование приемов обратной связи;

  • обеспечение преемственности между каждой частью занятия на основе общего подхода.

Для осуществления цели занятия разработана методическая продукция теоретического, дидактического и наглядного материала, в т.ч. на электронных и цифровых образовательных ресурсах.

Дидактический материал позволяет одновременно проводить повторение, закрепление и проверку знаний и умений студентов на основе систематизации и обобщения информации; через выполнение практических заданий, через развитие наглядно- образного мышления, моторных и вербальных коммуникативных навыков студентов.

Разработка содержит презентацию урока, технологическую карту урока, конспект урока, задания для самоконтроля и контроля знаний и умений студентов, в том числе на цифровых образовательных ресурсах.

Методическое обоснование темы



Специальность 27.02.07 «Управление качеством продукции процессов и услуг (по отраслям)» по квалификации «Контролер качества» предполагает знания физико-химических и механических свойств материалов, используемых в производстве товаров, умения применять физические методы исследования для осуществления контроля качества продукции. Поэтому данная тема является актуальной и имеет важное практическое значение для будущего специалиста.

На занятиях общепрофессиональной дисциплины ОП.02 «Материаловедение» студенты изучают строение и свойства различных материалов. На занятиях по профессиональному модулю ПМ.01 «Контроль качества продукции на каждой стадии производственного процесса», студенты знакомятся с видами и характеристиками готовой продукции и изделий; методами и методиками контроля и измерений, критериями оценивания качества сырья, материалов и комплектующих изделий и их влияние на качество готовой продукции, приобретают умения определять качество изделий. Дисциплина ОП.08 «Менеджмент качества» раскрывает методы и виды деятельности оперативного характера, используемые для выполнения требований к качеству -управление качеством. МДК 01.01 Порядок проведения оценки качества; МДК 04.01 Технология контроля качества технологических процессов, продукции и услуг

Перечисленные темы междисциплинарных курсов и профессиональных модулей пересекаются с темами курса ОП.05 «Техническая механика», раздел 2 «Сопротивление материалов», где рассматриваются механические характеристики материалов и факторы, влияющие на величину предела выносливости материала.

  • Тема 2.1. Основы сопротивления материалов: внутреннее строение твердых материалов (кристаллы и аморфные тела). Деформации упругие и пластические. Твердость, жесткость, устойчивость, хрупкость, текучесть, ковкость. Силы внешние и внутренние. Продольные и поперечные силы. Механическое напряжение. Диаграмма напряженности Условие прочности. Предел прочности. Закон Гука.

  • Тема 2.2. Растяжение и сжатие: механические характеристики материалов на растяжение и сжатие.

  • Тема 2.3. Срез. Изгиб: кручение: механические характеристики твердого материала на срез, смятие, кручение, изгиб.

  • Тема 2.4. Сопротивление усталости: усталостное разрушение при динамических нагрузках, его причины и ха­рактер.


На основе ранее изученного и установленных междисциплинарных связей можно обобщить и систематизировать учебный материал, сфокусированный на качестве продукции, посредством выполнения практической работы по оценке качества готовых изделий на основе механических свойств твердых тел.





Цель и задачи занятия


Тема: «Влияние механических свойств твердых тел на качество изделий»

Преподаватель: Черепянская Н.Ф.

Дисциплина: ОП.05 «Техническая механика»

Время: 90 минут (учебная пара)

Группа: студенты IV курса (19 -20 лет)

Специальность: 27.02.07 «Управление качеством продукции процессов и услуг (по отраслям)»

Тип занятия: урок комплексного применения знаний и умений - практическое занятие с элементами исследования и обобщений.

Форма организации занятия: групповая, фронтальная, индивидуальная.

Используемая педагогическая технология – технология интегрированного обучения с элементами развивающего и проблемного обучения, ТРКМ, ТРИЗ, ИКТ-технологии.

Методы обучения: репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский, проблемный.

Междисциплинарные связи:

Общеобразовательные дисциплины:

  • Физика, разделы: «Механика», «Основы молекулярной физики и термодинамики», «Электродинамика»;

  • Химия, темы: «Агрегатные состояния веществ», «Понятие о смеси веществ»;

Общепрофессиональные дисциплины и МДК:

  • ОП.02 «Материаловедение», темы: «Строение и свойства металлов», «Стекло», «Сталь», «Графит», «Керамика», «Пластмассы».

  • ОП.08 «Менеджмент качества», темы: «Анализ требований к конкретной продукции», «Оценка уровня качества продукции», «Статистические методы в контроле качества»;

  • ПМ.01 «Контроль качества продукции на каждой стадии производственного процесса», темы: «Характеристики готовой продукции и изделий»; «Методы и методики контроля и измерений», «Критериями оценивания качества сырья, материалов и комплектующих изделий и их влияние на качество готовой продукции».

  • МДК 01.01 Порядок проведения оценки качества

  • МДК 04.01 Технология контроля качества технологических процессов, продукции и услуг


Цель занятия: формирование практических умений обучающихся, оценивать качество готовых изделий на основе механических свойств различных материалов.

Задачи:

Обучающие:

  • систематизировать знания о механических свойствах твердых тел: упругость, твердость, пластичность, хрупкость, жесткость, ковкость, смятие, изгиб и устойчивость конструкций и элементов изделий;

  • определить качественные характеристики изделий на основе механических свойств материалов;

  • выявить оценку удовлетворенности потребителей качеством товаров и услуг;

Развивающие:

Способствовать развитию:

  • умения применять полученные знания для решения профессиональных задач: умения распознавать виды деформаций в изделиях из различных материалов; выявлять сильные и слабые стороны изделий из твердых материалов, дефекты изделий; брак исправимый и неисправимый;

  • умения анализировать и систематизировать знания, устанавливать причинно-следственные связи, формулировать выводы и обобщения на уровне осмысления; умения находить связь между теоретическими знаниями и практическими умениями;

  • коммуникативных, интеллектуальных и творческих способностей, умения планировать свою будущую профессиональную деятельность.

  • познавательного интереса и мотивации к изучению дополнительного материала по теме.

Воспитательные:

Создать условия для формирования:

  • профессионально-важных качеств будущего специалиста: самостоятельности, умение работать в коллективе, помогать товарищам, строить взаимоотношения с окружающими людьми.


В результате освоения учебной дисциплины ОП.05 «Техническая механика» обучающийся должен уметь:


Распознавать задачу и/или проблему в профессиональном и/или социальном контексте.


Правильно выявлять и эффективно искать информацию, необходимую для решения задачи и/или проблемы.


Определять критерии и показатели соответствия готовой продукции, условий ее хранения и транспортировки на основании нормативной и технологической документации.


Читать и анализировать техническую документацию общего и специализированного назначения.

должен знать:


Методику расчета элементов конструкций на прочность, жесткость и устойчивость при различных видах деформации.


Основные источники информации и ресурсы для решения задач и проблем в профессиональном и/или социальном контексте.


Методы работы в профессиональной и смежных сферах.


Методы и средства технического контроля соответствия готовой продукции, условий ее хранения и транспортировки



Требования к результатам образования сформулированы в стандартах ФГОС СПО в виде компетенций.

Общие (ОК) и профессиональные (ПК) компетенции по специальности27.02.07 «Управление качеством продукции процессов и услуг (по отраслям)»

Код

Наименование результата обучения

ОК 1.

Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам.

ОК 2.

Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности.

ОК 3.

Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие.

ОК 4.

Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами.

ОК 9.

Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 10.

Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языке.

ПК 1.3.

Осуществлять мониторинг соблюдения основных параметров технологических процессов на соответствие требованиям нормативных документов и технических условий.

ПК 3.2

Анализировать результаты контроля качества продукции с целью формирования предложений по совершенствованию производственного процесса.


Учебно-материальное оснащение урока:


      • технологическая карта занятия;

      • мультимедийное оборудование;

      • смартфоны с выходом в Интернет;

      • презентация темы занятия;

      • видео: «Оборудование для испытания обуви»: https://disk.yandex.ru/i/1yXUw6o2PSCUUQ

      • образцы изделий из различных материалов для выполнения практической работы «Исследование качества готовых изделий на основе механических свойств твердых тел»;

      • дидактический материал: практическая работа, инструкция по выполнению практической работы, справочные материалы; лист самооценки; интерактивное задание на включение в систему знаний и повторение «Виды деформаций в изделиях из различных материалов» на образовательном сервисе LaningApps; домашнее задание по теме «Механические свойства твердых тел» на OnlineTestPad.


Этапы занятия

Этапы урока

Продолжительность

1 этап. Организационный момент. Актуализация мотивов учебной деятельности

5 мин

2 этап. Актуализация опорных знаний и умений. Повторение ранее изученного материала. Актуализация содержания, необходимого для выполнения практической работы. Формулировка темы занятия

10 мин

3 этап. Основной этап. Практическая работа. Закрепление знаний и умений в знакомой и незнакомой ситуации. Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания)

20 мин

4 этап. Обобщение и систематизация. Постановка цели и задач.

10 мин

5 этап. Заключительный этап. Подведение итогов работы; фиксация достижения целей; оценка деятельности обучающихся

7-8 мин

6 этап. Задания для самостоятельного выполнения - домашнее задание

1-2 мин

7 этап. Рефлексия. Выявление уровня осознания содержания изученного

5 мин



Конспект занятия

Тема «Влияние механических свойств твердых тел на качество изделий»

1 ЭТАП. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ (2-3 мин)

Создание благоприятной рабочей обстановки. Знакомство с планом занятия.

-Урок обобщения и комплексного применения знаний и умений
по разделу «Сопротивление материалов» и сопряженных тем междисциплинарных курсов по специальности (Приложение 1, слайд 1)

План занятия: (Приложение 1, слайд 2)

  1. Повторить ранее изученный материал по разделу «Сопротивление материалов» с учетом сопряженных тем по междисциплинарным курсам для специальности 27.02.07 «Управление качеством продукции процессов и услуг (по отраслям)»

  2. Выполнить практическое задание по выявлению и исследованию механических свойств твердых тел.

  3. Самостоятельно определить и сформулировать тему и цель учебного занятия.

  4. Оценить свою работу на занятии.

Актуализация мотивов учебной деятельности (5-7 мин)

- Прежде, чем начать наше занятие, давайте представим, что вы попали на игру «Что? Где? Когда?» и становитесь знатоком. Выберите капитана.

- Вашему вниманию представлена картинка (Приложение 1, слайд 3)

- Как вы думаете, что на ней изображено?

Примерные ответы и комментарии о знаках качества: для маркировки товаров, отвечающих определенным стандартам, используют особые знаки, которые называются знаками соответствия сертификации, знаками соответствия стандартам качества, или, попросту, знаками качества.

Такие знаки бывают национальными, международными, отраслевыми или специальными. Многие из них являются примерами хорошего графического дизайна, поэтому предлагаю рассмотреть некоторые (Приложение 1, слайды №№ 4 и 5)

Знак

Значение

Государственный знак качества СССР

Знак использовался для маркировки серийной продукции высокого качества, выпускавшейся предприятиями СССР, был введен в действие в 1967 году с целью повышения качества и эффективности производства.
Общая форма знака — пятиугольник — отсылает к пятиконечной звезде, главному геральдическому символу Советского Союза. В пятиугольник, кроме аббревиатуры, вписан символ, предположительно объединяющий несколько смыслов: весы, буква «К» (качество, повернута на 90 °), силуэт человека. Один из авторов знака — Народный художник СССР Валерий Акопов.

Российский знак качества

В 2013 году Минромторгом было принято решение возродить систему сертификации в России по принципу советской. Для этого в 2014 году был проведен конкурс, в результате которого был выбран знак, нарисованный дизайнером Дмитрием Мордвинцевым, коллегой Валерия Акопова.

СЕ-mark используется в странах Евросоюза и США и гарантирует безопасность продукции. Такая маркировка является обязательной для всех товаров на европейском рынке, в отличие от сертификации на соответствие стандартам качества. Знак CE-mark представляет композицию из двух букв «C» и «E», построенных на касающихся окружностях.

China Export, визуально отличающийся от CE-mark только расстоянием между буквами, означает только, что товар был произведен в Китае, и не подразумевает никакого соответствия стандартам или прохождения сертификации

Der Grune Punkt

Название этого знака переводится с немецкого как «Зеленая точка». Знак изображает две стрелки, закрученные наподобие символа «Инь-ян», и обладает огромной выразительной силой и узнаваемостью. «Зеленая точка» ставится компаниями, участвующими в немецкой программе переработки отходов, а потому за пределами Германии не несет никакого смысла.


Woolmark

Маркировка Woolmark означает высокое качество продукции, изготовленной из шерсти, установлена Международным Секретариатом по шерсти (IWC). Woolmark является одним из самых узнаваемых графических знаков в мире. Знак Woolmark был создан итальянским дизайнером Франческо Саролья и впервые увидел свет в США, Западной Европе и Японии в 1964 г. С этого момента знак Woolmark получил распространение более чем в ста странах мира.

Британский кайтмарк

Является одним из старейших знаков качества, зарегистрирован в 1903 году и используется до сих пор. Такое название знак получил из-за своего сходства с воздушным парусом (англ. kite). На самом деле это буквы «B» и «S» — британский стандарт.




-Конечно, это не все знаки. Какие вы еще знайте? (Приложение 1, слайд 6)

Примерные ответы:

  • Манипуляционные знаки – это знаки на упаковке, которые указывают на способы обращения с упаковкой и упакованным в нее грузом.

  • Экологические знаки – это специ­альные графи­ческие символы или текст, которые рассказывают об экологических свойствах товара, его безопасности для окружающей среды, способах их использования, утилизации.
    Предупредительные знаки на упаковке

  • Предупредительные знаки информируют о возможном нанесении вреда человеку или окружающей среде при неправильном обращении.

  • Другие знаки на упаковке

  • Существует еще множество знаков, которые носят информационный характер. Данные символы помогают потребителям быстро ориентироваться в информации на упаковке. В некоторых случаях подобные символы используют для экономии места при размещении информации.

- Для чего производители используют эти знаки?

Примерные ответы: несут информацию о свойствах и качестве, опасностях, особенностях транспортировки и хранения, занимают мало места на упаковке и т.п.

- Какое значение для потребителей имеет качество товаров и услуг?

Примерные ответы: Российский знак качества — это специальный маркер, его наносят на упаковку, тару и техническую документацию товаров, которые успешно прошли экспертизу Роскачества.

Основные задачи знака — помочь покупателям выбрать хороший продукт и продвинуть отечественных производителей, которые делают качественные товары.

-Для чего знак качества нужен бизнесу? Более широкий охват российского и зарубежного рынка. Роскачество разрабатывает меры развития торговых марок со знаком качества. Например, в России запущена федеральная программа продвижения товаров, в которой принимает участие свыше 10 тысяч розничных магазинов.

-Доверие покупателей. По данным Роскачества, более 35% россиян знают о знаке качества, а более 70% покупателей доверяют продукции, которая им промаркирована (Приложение 1, слайд 7)


2 ЭТАП. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ (10 мин).

Актуализация содержания, необходимого для выполнения практической работы. Повторение ранее изученного материала.

-Выясним, какие факторы влияют на качество?

Вопросы

Предполагаемые ответы студентов

«Вот это стул – на нем сидят. Вот это стол – за ним едят». Вы помните, конечно, эти стихи С. Я. Маршака? А давайте теперь спросим себя, что происходит со стулом, когда на нем сидят?

Деформируется в процессе эксплуатации: сжатие, изгиб, сдвиг и т.п., но сразу на глаз не заметно

Из каких еще материалов можно изготовить стул?

металлические, пластмассовые, стеклянные, плетеные, плетеный брезентовые, матерчатые сидением, то сразу можно увидеть, как оно прогибается под нашим весом. Встаем – и прогиб может исчезнуть, а может и остаться.

Как называются такие нарушения формы тела и чем они вызваны?


Деформация – это нарушение формы тела при внешних нагрузках (продольных и поперечных сил) или изменении температуры.

Какие виды деформаций вы можете назвать? Приведите примеры.

Растяжение, сжатие, изгиб, кручение, смятие, сдвиг, срез. Одни легко восстанавливают свою измененную форму, другие так и «застывают» в том виде, какой им придали. В первом случае материалы упругие, а во втором – пластичные.

Какие тела могут испытывают деформации?


Твердые: кристаллические, аморфные (пластилин, воск, металлы, ткань, стекло, резина и т.п.)

Назовите отрицательные и положительные стороны деформаций? В каких случаях они полезны и их используют, а в каких они наносят вред и опасны?


Растяжение, сжатие и т.п. Изнашивание одежды, обуви, ломаются хрупкие изделия и т.п.

Благодаря деформации аморфных тел можно лепить из глины скульптуры или посуду, наложить гипс на сломанную руку, сделать свечу из расплавленного воска и т.п. То же самое произойдет и с воском, глиной, мягким гипсом или пластилином – все они «откликнутся» на наши усилия (вес либо давление) и запечатлеют их.

Как избежать отрицательных последствий при эксплуатации изделий и товаров.

Надо уметь рассчитывать механические характеристики материалов на прочность, упругость, жесткость, на запас прочности и предел упругости. Не умей человек рассчитать деформации, он не смог бы построить высоченные телебашни, раскинуть в космосе ажурные металлические конструкции, заставить летать самолеты и плыть - корабли.

Что такое механическое напряжение материала?

Напряжение – величина, измеряемая отношением модуля F силы упругости к площади поперечного сечения S тела (Па=Н/м2)

Что характеризуют величины: предел упругости? Предел текучести предел прочности?

Диаграмма растяжения - зависимость между напряжением и относительной деформацией.

Какими свойствами обладают твердые тела? Дайте им характеристики на примерах.

Пластичные, твердые, хрупкие, вязкие, упругие, ковкие

Как влияют механические свойства материалов на качество изделий?


О деформациях чрезвычайно важно знать, когда изготавливается, например, мебель или строят здания, возводят мосты или льют металл. Вообразите, что вам предложили сесть на стул из мягкой глины, либо есть пластилиновой вилкой. Или, наоборот, попросили вылепить скульптуру из куска алюминия. Конечно, влияют. Например, на прочность изделий, на их качество

На каких занятиях профессиональных дисциплин вы получали знания о свойствах материалов?

Материаловедение, товароведение, контроль качества продукции на каждой стадии производственного процесса.

Какие факторы влияют на качество товаров? Назовите основной критерий качества продукции.

К факторам, формирующим качество товаров, относятся качество исходного сырья, материалов, комплектующих изделий, конструкция, качество технологических процессов. Основной критерий - прочность Приложение 1, слайд 8)

Ваша будущая специальность контролер качества готовой продукции (услуги). Таким образом, изучение свойств различных материалов является важным для вашей специальности. По дисциплине Техническая механика в разделе Сопротивление материалов мы с вами изучали свойства твердых тел. Подумайте и сформулируйте тему занятия.

Влияние механических свойств твердых тел на качество изделий.

(Формулируют тему занятия и записывают в тетрадь Приложение 1, слайд 9)



Комментарий: Таким образом, качество материала зависит от его способности противостоять значительной деформации или разрушению, а также и от массы и формы изделия и вида воздействия. С деформациями изделий мы встречаемся повсюду. Одни деформации являются вредными и их нужно учитывать, другие – полезными и их следует использовать в производстве товаров и услуг. Вам как будущим специалистам необходимо знать о механических свойствах материалов, их влиянии на качество готовых изделий и уметь выявить такие показатели качества как прочность, упругость, износостойкость, выносливость, хрупкость и т.п.

От природы, состава и качества сырья во многом зависят свойства и качество готовой продукции. Знание природы, строения, свойств исходного сырья дает возможность предопределить свойства и осо­бенности готовой продукции, расширить сырьевую базу для производства товаров за счет использова­ния новых видов сырья, позволяющих получать изделия с более высокими потребительскими свойства­ми при меньших затратах труда, времени и материалов, а также расширять и обновлять ассортимент

(Приложение 1, слайд 8)

На практической части занятия мы рассмотрим некоторые образцы изделий из различных материалов и попробуем определить виды деформаций, которые они могут испытывать, что влияет на качество готовых изделий и товаров, определить основные механические свойства представленных материалов на основе ваших знаний и умений, приобретенных на занятиях по общепрофессиональным дисциплинам ОП.05 «Техническая механика» в разделе «Сопротивление материалов», ОП.08. «Менеджмент качества», ОП.02 «Материаловедение», ПМ.01. «Контроль качества готовой продукции на каждой стадии производственного процесса», а также самостоятельно полученные знания в этой области.

Формулируем тему занятия, употребляя следующие слова: качество изделий, механические свойства, влияние. Тема «Влияние механических свойств твердых тел на качество изделий». (Приложение 1, слайд 9)

3 ЭТАП. ОСНОВНОЙ ЭТАП ЗАНЯТИЯ. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА (20 мин)

Организация выполнения практической части. Осмысление содержания заданий практической работы, последовательности выполнения действий.


- Перейдем к основной, практической части нашего занятия. Мы его организовали в соответствии с проведением мониторинга качества товаров.

30 апреля 2015 года Правительство РФ учредило автономную некоммерческую организацию, которая занимается мониторингом качества товаров, — Роскачество. Проводит независимую экспертизу товаров по всей стране, а лучшей продукции присваивают знак качества. Работу организации и все исследования продукции финансируют из средств Федерального бюджета. (Приложение 1, слайд 10)

Выявление сильных и слабых стороны продукта. Во время экспертизы на знак качества одинаковые товары разных марок сравнивают между собой по множеству критериев. В итоге каждый производитель может оценить свой товар сравнении с конкурентами. Подать заявку на получение знака качества нельзя. Роскачество самостоятельно выбирает категорию продукции и товары для исследования.

Упрощенно процесс выглядит так:

Разработка стандартов качества. Для каждого исследования Роскачество разрабатывает требования и регламенты для продукции. Делает это специальный технический комитет по стандартизации. В него входят представители федеральных органов исполнительной власти, научных и экспертных организаций, отраслевых союзов и общественные объединения по защите прав потребителей. Например, при оценке ПО пригласят экспертов из ведущих ИТ-компаний страны. Для каждой группы товаров разрабатывают 20—500 параметров безопасности, качества, а также потребительских характеристик. К примеру, одеяло — на пожаробезопасность. Перед испытаниями все стандарты и регламенты, отредактированные и утвержденные техническим комитетом, отправляют в лаборатории.

Выбор лабораторий для проведения испытаний. Чтобы получить разрешение на участие в испытаниях Роскачества, лаборатория должна соблюсти два условия:

  • иметь аккредитацию Федеральной службы по аккредитации;

  • пройти межлабораторные сличительные испытания — Роскачество присылает зашифрованные образцы одинаковой продукции, а лаборатория должна их оценить. Чем точнее лаборатория определит значения прописанных образцов, тем больше у нее шанс заключить контракт с Роскачеством.

Исследования продукции. Специалисты Роскачества закупают товары из испытательной категории по всей стране. После этого образцы обезличивают, присваивают им номер и отправляют их на тест в лабораторию. Специалисты в течение шести недель проводят испытания: проверяют продукцию согласно стандартам Роскачества. В случае пищевых продуктов ее дополнительно оценивают на органолептику — профессиональные дегустаторы проверяют вкусовые качества.

Публикация результатов. По результатам исследования формируют рейтинг и публикуют на портале Роскачества. Кроме того, информацию о результатах отправляют в популярные федеральные и региональные СМИ, публикуют в социальных сетях Роскачества и через другие каналы коммуникации. К публикации готовят:

  • описание результатов испытания с комментариями экспертов на сайте Роскачества;

  • индивидуальные карточки товаров для рейтинга;

  • статьи и пресс-релизы для СМИ.

Это сделано в том числе и для того, чтобы продвинуть качественную продукцию и проинформировать покупателей о недобросовестных производителях.


Инструктаж

(Приложение 1, слайд 11; Приложение 5. Практическая работа; Приложение 7. Справочные материалы)

Работа в группах. Выполнение практической работы «Исследование механических свойств твердых тел».

В каждой рабочей группе выбирается руководитель, секретарь и спикер. Придумать название рабочей группы, возможно девиз.

На столах образцы изделий из различных материалов (механический прибор из металла, трикотажное изделие, стеклянная посуда, кроссовки, резиновые сапоги, пластмассовый конструктор, деревянная ложка, разделочная доска и т.п.), инструкция по выполнению практической работы, лист для записи.

Механические свойства важно учитывать для материалов и изделий, которые подвергаются сжимающим, растягивающим, изгибающим или другим воздействиями, как при производстве, так и во время эксплуатации. От механических свойств зависит назначение материала, его надежность. Оценивают работу будут присутствующие преподаватели.

Цель работы: оценить качество изделий на основе механических свойств различных материалов.

Инструкция по выполнению практической работы (Приложение 1, слайд 11; Приложение 3. Практическая работа; Приложение 5. Справочные материалы)

  1. Запишите название и вид изделия, для чего оно служит.

  2. Укажите из какого материала изготовлено изделие.

  3. Какие виды деформаций может испытывать данное изделие?

  4. Определите его механические свойства.

  5. Укажите слабые и сильные стороны данного изделия.

  6. Предложите свою версию материала для данного изделия.

  7. Составить перечень вопросов для опроса потребителей по определению влияния качества на выбор покупки (3 вопроса)

  8. Сделайте вывод о проделанной работе.

  9. Представьте результаты своей работы.



Тема: «Исследование механических свойств твердых тел и их влияние на качество»

ФИ студентов рабочей группы______________________________________________

Изделие

Материал

Виды деформаций

Механические свойства

Слабые стороны

Сильные стороны

1






2






3






4








Выводы:_____________________________________________________________________



4 ЭТАП. ОБОБЩЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ВЫПОЛНЕНИЯ (10 мин)

Руководитель каждой рабочей группы афиширует результаты своей работы по одному изделию с обоснованием выводов (не более 2-3 мин) . Студенты проговаривают основные закономерности работы, повторяют и закрепляют полученные знания. Листы с результатами практической работы сдаются преподавателю на проверку.

5 ЭТАП. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП ЗАНЯТИЯ (7- 8 мин).

Подведение итогов работы; формулирование цели занятия; фиксация достижения целей; оценка деятельности обучающихся.

- Предлагает вернуться к цели учебного занятия, определить компоненты ее достижения, перспективы дальнейшей работы:

- Какие понятия на занятии рассмотрели, повторили, закрепили?

- Что нового узнали на занятии?

- Чему научились на практическом этапе?

- Сформулируйте цель занятия:

Цель занятия: формирование практических умений, оценивать качество готовых изделий на основе механических свойств различных материалов.

-Сделаем вывод: достигли цели? Выполнили задачи, план занятия?

Студенты дают оценку собственной учебной деятельности на занятии. Отвечают на вопросы, достигли ли они поставленной в начале урока цели, соотносят цель и результаты своей деятельности и фиксируют степень их соответствия

- Предлагает к просмотру видеоролик на 2 мин «Оборудование для испытания обуви на сопротивление материалов» (Приложение 1, слайд 12) об испытаниях изделия в технической лаборатории

- предлагает заполнить листы самооценки и взаимооценки, сдать преподавателю;

Преподаватель, просит студентов оценить свою работу на уроке в листе самооценки (Приложение 4. Лист самооценки)

6 ЭТАП. Домашнее задание (1-2 мин) (Приложение 1, слайд 13)

Выполнить тестовое задание на образовательном ресурсе: https://onlinetestpad.com/ascpu7o33twz6 по теме «Механические свойства твердых тел»

7 ЭТАП. РЕФЛЕКСИЯ (5 мин)

Выявление уровня осознания содержания изученного

Выполнение мультимедийного задания на образовательном сервисе LaningApps: Виды деформаций в изделиях из различных материалов

Задание. Установите соответствие между изделиями и видами деформаций, которые в них возникают. (Приложение 1, слайд 14).

Для выполнения задания студентам необходимо:

1. Войти со своего гаджета на адрес сайта по ссылке: https://learningapps.org/display?v=pfjcw1szj20

2. Выполнить задание.

3.Получают результат в виде оценки «Молодец! Задание выполнено верно».

Источники информации



Нормативные документы

  • Приказ Минпросвещения России от 14.04.2022 N 234 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 27.02.07 Управление качеством продукции, процессов и услуг (по отраслям)" (Зарегистрировано в Минюсте России 23.05.2022 N 68546) [Электронный ресурс]//: URL:КонсультантПлюс

Учебная литература

  • Вереина Л.И. Техническая механика: учебник для студентов средних профессиональных учебных заведений. - М.: Издательский центр "Академия", 2019г.

  • Олофинская В.П. Техническая механика: курс лекций с вариантами практических и тестовых заданий: учебное пособие для студентов средних профессиональных учебных заведений. - М.: ФОРУМ, 2019г.

  • Атаров Н.М. Сопротивление материалов в примерах и задачах. М.: Инфра-М, 2020-262с.


Интернет-ресурсы


  • Киричек К.А. Технология интегрированного обучения в формировании

и развитии профессиональной компетентности студентов в системе среднего профессионального образования [Электронный ресурс]//: URL: https://psychology.snauka.ru/2015/04/4843

  • Ружникова В.П. Влияние физико-механических свойств на качество продукции [Электронный ресурс]//: URL: https://odnopartiec.ru/716

  • Материаловедение [Электронный ресурс]//: URL:https://narfu.ru/iet/divisions/ktkmim/literature/materialovedenie_kurs_lektsiy_.pdf

  • Механические свойства твердых тел [Электронный ресурс]//: URL:: https://studopedia.ru/6_16605_mehanicheskie-svoystva.html

  • Основные свойства исходных материалов и их влияние на качество продукции [Электронный ресурс]//: URL:: https://stud-baza.ru/osnovnyie-svoystva-ishodnyih-materialov-i-ih-vliyanie-na-kachestvo-gotovyih-izdeliy-rabota-tehnologiya





18



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!