СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка интегрированного урока по истории и литературе "Песнь о вещем Олеге" 7 класс

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка интегрированного урока по истории и литературе в 7 классе "Песнь о вещем Олеге" позволяет учащимся в формировании  умений работать с историческим источником, анализировать, делать микровыводы.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка интегрированного урока по истории и литературе "Песнь о вещем Олеге" 7 класс»

Учителя

Новичкова О.В., учитель русского языка и литературы

Горячева С.Р., учитель истории и обществознания

Тема интегрированного урока



А. С. Пушкин «Песнь о вещем Олеге».

Цель


Расширить понятие баллады, определить её роль, а также использование фольклорных и литературных традиций в изображении героев и событий. Выразительное чтение фрагментов и инсценировка «Песни…». Формировать и развивать умения работы с историческими источниками.

Поиск в тексте незнакомых слов и определение их значения с помощью словарей. Устное и письменное высказывание по плану.

Выявление черт баллады в произведении. Анализ различных форм выражения авторской позиции.

Планируемый результат

Предметные умения

Формировать УУД

Научиться понимать, выразительно читать текст и выполнять устное рецензирование выразительного чтения

Личностные

Регулятивные

Коммуникативные

Познавательные

Формирование мотивации к обучению и самосовершенствованию

Формировать ситуацию саморегуляции эмоциональных состояний, т.е. формировать операциональный опыт.

Уметь читать вслух, понимать прочитанное и аргументировать свою точку зрения.

Узнавать, называть и определять объекты в соответствии с их содержанием.

Основные понятия

Баллада. Старославянский текст. Обычаи и традиции славян. Эпоха княжения Олега.

Межпредметные связи

Литература - история

Ресурсы:

Методическое пособие, наглядный материал, учебник, презентация.

Тип урока

Систематизация и обобщение изученного.

Организация пространства

Работа индивидуальная, групповая.












Этапы урока


Деятельность учителя


Деятельность учащихся


Результаты


I. Орг. момент

Цель. Включение в деят-ть


До звонка обучающиеся делятся на 4 группы.


Проверка готовности учащихся к уроку.


В лето 2018, не во граде Киеве, не на берегу Днепра и Лыбеди, а в посёлке Малаховка собрались отроковицы и отроки, дабы сесть в ладью знаний и отправиться в путешествие по реке времени блеснуть знаниями на поприще литературном и историческом.






Учащиеся слушают






Включение в учебный процесс




II. Мотивация к учебной деятельности. Цель – определение содержательных рамок урока



На прошлом уроке мы начали изучать творчество А.С. Пушкина, его балладу «Песнь о вещем Олеге».

Перед вами маршрутные листы. Каждая команда представляет свою станцию. На слайде – маршрут путешествия:

Ст. Малаховка – ст. Историческая – ст. Летописная - ст. Театральная – ст. Поэтическая - ст. Аналитическая – ст. Малаховка.


На каждой станции нас ждут вопросы от волхва-эксперта.


Как вы определите цели нашего урока?


Коммуникативные УУД:

строить речевое монологическое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

Познавательные УУД:

1. Постановка и формулирование проблемы

2. Делать выводы, обобщения.


III. Актуализация и углубление изученного. Развитие читательских умений.



На партах лежат вопросы для команд¸ на которые дети должны ответить: время подготовки – 5-7 мин.


1 станция. Историческая.


А.С. Пушкин в «Песне о вещем Олеге», опираясь на летописные источники, воссоздаёт эпоху княжения Олега. Вопросы от эксперта.


Задание 1. Перечислите признаки государства.

Примерный ответ:

  1. Народ

  2. Территория

  3. Законодательство

  4. Налоги

  5. Армия

  6. Правитель

  7. Столица

Задание 2. Назовите славянские народы.

Примерный ответ:

  1. Южные славяне (болгары, сербы, хорваты)

  2. Западные (поляки, чехи, словаки)

  3. Восточные (русские, белорусы, украинцы)


2 станция. Летописная.

Учитель. Сегодня мы с вами вспомним историю создания древнерусского государства, поговорим о ее первом правителе - Олеге, получившем прозвище «вещий».

Задание 3. Прочитайте отрывок из «Повести временных лет» и ответьте на вопросы.

О князе Олеге

«…В год 6415(907) пошел Олег на греков, оставив Игоря в Киеве; взял с собой множество варягов, и славян, и чудь, и кривичей, и мерю, и древлян, и родимичей, и полян, и северян, и вятичей, хорватов, и дулебов, и тиверцев, известных как толмачи: этих всех называли греки «Великая скифь». И с этим всем пошел Олег на конях и кораблях; и было кораблей числом две тысячи. И пришел к Царьграду; греки же замкнули Суд (залив Золотой Рог), а город затворили. И вышел Олег на берег, и начал воевать, и много убийств сотворил в окрестностях города грекам, и разбили множество палат, и церкви пожгли. А тех. Кого захватили в плен, одних иссекли, других замучили… И повелел Олег своим воинам сделать колеса и поставить на колеса корабли. И с попутным ветром подняли они паруса и пошли по полю к городу.

Греки же, увидя это, испугались и сказали через послов Олега: «Не губи города, дадим тебе дани, какой захочешь». И остановил Олег воинов, и вынесли ему пищу и вино, но не принял его, так как было оно отправлено. И испугались греки и сказали: «Это не Олег, но святой Дмитрий, посланный на нас от Бога». И приказал Олег дать дани на две тысячи кораблей: по 12 гривен на человека, а было в каждом корабле по сорок мужей. И согласились на это греки, стали греки мира просить, чтобы не воевал греческой земли. Олег же немного отойдя от столицы, начал переговоры о мире с греческими царями Леонидом и Александром и послал к ним в столицу Карла. Варлафа, Вермуда, Рукава и Стемида со словами :»Платите дань» И сказали греки: «Что хочешь дадим тебе».

И приказал Олег дать воинам своим на 2 тысячи кораблей по 12 гривен на уключину; а затем дать дань для русских городов: Киева, Чернигова, Переславля, Полоцка, Ростова, Любеча, ибо по этим городам сидят великие князья, подвластные Олегу…

И повесил щит свой на вратах в знак победы . и пошли от Царьграда.

… И вернулся Олег в Киев, неся золото, и паволоки, и плоды, и вино, и всякое узорчье. И прозвали Олега Вещим, так как были люди язычниками и неосвещенными…»

- Какие исторические факты излагаются в документе?

- Кто такие греки и где они проживали?

- Какие народности греки называли «Великая скифь»?

- Какой город жители Руси называли Царьградом?

- Расскажите о походе Олега на Царьград. Почему греки запросили «мир» у Олега? Ответ подтвердите текстом документа.

- Посчитайте, сколько гривен в качестве дани взял с греков Олег, по утверждению летописца.

- Зачем Олег повесил свой щит на ворота Царьграда?


Работа с картой «Восточная Римская (Византийская) империя и славяне в VI-XI вв.» (слайд 9) (На месте столицы Византийской империи - Константинополя, а по-русски - Царьграда, сейчас расположена один из древнейших городов Турции – Стамбул)


У кого есть вопросы к группе?




3 станция. Театральная.


Инсценировка. Музыка.





4 станция. Поэтическая.


Пушкин написал балладу, но основывался на летописном источнике.

Вспомним, что такое баллада? Летопись?


- Баллада – стихотворение, в основе которого лежит историческое событие, предание с острым, напряженным сюжетом.

- Летопись – погодовой, более или менее подробный рассказ о событиях. Рассказ о событиях каждого года в летописях обычно начинался словами: “в лето…” — отсюда название — «летопись».


Вспомним историю создания баллады.


Пушкин, сосланный Александром 1 за вольнолюбивые стихи на юг, не раз бывал в Киеве, где один из курганов на берегу Днепра называют могилой Олега. Читая «Львовскую летопись», Пушкин встретил предание о князе Олеге. Его поразил этот эпизод летописи, и уже 1 марта 1822 г. поэт заканчивает работу над «Песней…», которая начинается с описания другого похода Олега – похода на хазар.

Спустя три года (в 1825 г.) поэт выскажет своему другу А.Бестужеву отношение к легенде: «Товарищеская любовь старого князя к своему коню и заботливость о его судьбе есть черта трога-тельного простодушия, да и происшествие само по себе в своей простоте имеет много поэтического»

- Как вы понимаете слова Пушкина?



Ваша группа работала со словами и находила соответствия. Блесните знаниями, пожалуйста! Прокомментируйте вашу работу.




Резерв. Каких слов вы не встретили в таблице?



Броня – одежда из металлических пластинок или колец; защищала воина от удара меча, копья.

Вдохновение – творческий подъём, прилив творческих сил.

Вещий – пророческий, предвидящий будущее; мудрый.

Жрец – служитель божества; магические действия жрецов назывались волхованием; по языческим представлениям, волхвы, находясь в особых отношениях с богами, могли предсказывать будущее.

Перун – бог грома и молний у древних славян.

Хозары (или хазары) – народ, живший некогда в южнорусских степях и нападавший на Древнюю Русь.



5 станция. Аналитическая.


Анализ языка баллады.


- «Песнь о вещем Олеге» - это художественное произведение. Какие художественно-изобразительные средства использовал Пушкин при создании своего произведения?

Эпитеты - неразумным хазарам, вещий Олег, могучий владыка, вдохновенный кудесник, буйный набег, верный конь, цареградская броня, на светлом челе и др.

Метафора – товарищ, слуга (о коне), не ведаешь ран, грядущие годы таятся во мгле…и др.

Сравнение – как чёрная лента, вкруг ног обвилась…; и кудри их белы, как утренний снег над славной главою кургана; ковши круговые, запенясь, шипят ; лукавый кинжал и др.

Олицетворение – с волей небесною дружен, годы таятся, дожди моют и др.

Инверсия, градация: И синего моря обманчивый вал

В часы роковой непогоды

И пращ, и стрела, и лукавый кинжал

Щадят победителя годы…

И холод, и сеча ему ничего.

Но примешь ты смерть от коня своего…



Устаревшая лексика (архаизмы (ныне, сбирается, вещий, завет, обрек и др.) и историзмы (дружина, тризна, хазары¸ Перун и др.), которая способствует воссозданию конкретной исторической эпохи. Читая балладу, погружаешься в мир Древней Руси.

Устаревшая лексика не только помогает создать исторический колорит, но и придает балладе торжественность, стирает границы времени между автором, читателем и героями баллады.

Отмеченные художественные особенности позволяют отнести произведение А.С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге» к лучшим образцам художественного творчества.


- Сделайте микровывод.



- Выскажите свое мнение: смерть Олега была случайностью или наказанием за пренебрежительное отношение к своей судьбе? Можно ли на этот вопрос дать однозначный ответ?












Работают в группах.


5-7 мин.





















Работают в группах.
























































Инсценируют балладу.

7-10 мин.

В инсценировке участвуют Восканян Л, Алтунин Г., Попов А., Бадаев Р, Рудиков Д, Богданов Д.







Отвечают на вопрос.






Вспоминают историю создания баллады.













Работают в группах.

5-7 мин.



Находят соответствия, сопоставляют слова и определения. Комментируют свои действия.








































Работают в группах. Находят тропы.
































Делают микровывод: «Пушкин не просто пересказывает летопись, он создает самостоятельное произведение, которое включает в себя размышления о пределах княжеской власти, о божественном происхождении дара пророчества, о противостоянии человеческой воли и судьбы».












Познавательные УУД: 1. делать выводы, обобщения; 2. осуществлять самоконтроль и самооценку; 3. преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Регулятивные УУД:

1. высказывать предположения на основе наблюдений; 2. самостоятельно делать выводы.




























































Познавательные УУД: 1. делать выводы, обобщения; 2. осуществлять самоконтроль и самооценку; 3. преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Регулятивные УУД:

1. высказывать предположения на основе наблюдений; 2. самостоятельно делать выводы.
















































Познавательные УУД: 1. делать выводы, обобщения; 2. осуществлять самоконтроль и самооценку; 3. преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Регулятивные УУД:

1. высказывать предположения на основе наблюдений; 2. самостоятельно делать выводы.












































Познавательные УУД: 1. делать выводы, обобщения; 2. осуществлять самоконтроль и самооценку; 3. преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Регулятивные УУД:

1. высказывать предположения на основе наблюдений; 2. самостоятельно делать выводы.


















V. Закрепление Цель – зафиксировать новые знания. Работа со словом.



Итак, ребята, мы дома! Мы вернулись на станцию Малаховка. Какая огромная работа вами была проделана!


Работа с кроссвордом. Фронтальный опрос.



По горизонтали:
1. Близ какой реки происходят события произведения?
2. Из какого источника А.С. Пушкин взял сюжет?
3. Имя главного героя.
4. Как называлась столица Византийской империи, которая пала от меча главного героя?
5. Что за старец встречается в произведении?
6. Жанр произведения.
7. Как назывался народ, от набегов которого герой освободил Русь?


По вертикали:
1. Какой ранг носил главный герой?
2. В каком городе происходят события?
3. Где происходит встреча старца и главного героя?
4. Жрецом какого бога являлся старец?
5. Кто стал править государством после смерти героя?
6. Что прибил главный герой к вратам завоеванного города?
7. Что предсказал старец главному герою?
8. Как называл главный герой своего верного коня?
9. От кого должен был принять смерть герой?
10. Кто стал причиной действительной гибели героя?



Личностные результаты:

1. формирование уважительного отношения к традициям народа.

Коммуникативные УУД:

1.Формирование умения определять вид сказки

Регулятивные УУД:

1. высказывать предположения на основе наблюдений;

2. самостоятельно делать выводы.


РЕЗЕРВ VI. Самостоятельная работа по тексту. Цель – тренировать способность к самоконтролю.



Резерв. Вспомните элементы композиции. Запишите их в два столбика соответственно: первый – по летописи, 2 – по «Песне…».



Летопись

Песня


1. Появление героев (экспозиция)



 Величавое выступление князя на верном коне. Таинственное появление кудесника.                             


2. Предсказание кудесника (завязка)

Краткое упоминание о предвидении волхва

Подробно описывает встречу с кудесником. Развернутое, психологически мотивированное пророчество.

3. Прощание Олега с конём (развитие действия)


Олег сразу отказывается от коня.

Привязанность к коню, тяжесть прощания (этим подчеркивается его человечность, сила любви к коню)                                          


4. Воспоминание о коне (развитие действия)


Вспоминает о коне в осенние дни                  

Вспоминает о коне в минуту радости, в зимнюю пору (в эти счастливые минуты жизни он хочет видеть рядом своего боевого товарища, разделить с ним радость)


5.Отношение к известию о смерти коня (развитие действия)


Нет боли от известия  

Тяжелое огорчение. Горе князя подчеркнуто противопоставлением позы и эпитета:

Могучий Олег головою поник…

Душевная привязанность к коню.  


5.Князь едет взглянуть на кости коня ((«Так вот где таилась погибель моя! / Мне смертию кость угрожала!» (кульминация)


Князь смеётся над   кудесником  и едет праздновать своё торжество  (победа над кудесником и судьбой)          

                   

Князь скорбит о коне, досадует, что зря расстался, едет взглянуть на кости, чтобы проститься с другом. Ему горько, что не этот конь будет положен с ним в могилу, князь мог бы перенести «дружбу» с конём   в вечность. (Пушкин внёс мотив  отношения   князя к коню)


6. Гибель князя (развязка)

Между пророчеством и гибелью князя прошло 4 года

Между 10 и 11строфами прошло немало времени, ведь кудри Олега и его друзей стали белыми


7. Тризна по Олегу (концовка)


Кольцевое обрамление смерти князя Олега: пир с дружиной и тризна по князю


Сделайте микровывод.










Работа на соотнесение. Задействованы все группы. Сравнивают результаты.








Коммуникативные УУД:

1. Освоение способов совместной деятельности

Познавательные УУД:

1. делать выводы, обобщения;

2. осуществлять самоконтроль и самооценку;

3. преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Личностные результаты1. Формирование эмоционально-оценочного отношения к прочитанному.2. Формирование восприятия текста как произведения искусства.











VII. Итог урока. Рефлексия. Цель – зафиксировать новое содержание.


Рефлексия способности организовывать собственную деятельность. Прогнозирование.



- Как вы думаете, мы достигли целей урока?

- Что вам понравилось на уроке?

- Что вызвало затруднение?

- Что мы вспомнили?

- На что ещё предстоит обратить внимание?



VIII. Домашнее задание.


На выбор.

Письменно ответить на вопрос: «Как я понимаю смысл баллады А.С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге»?» или дать сравнительную характеристику Образов князя и кудесника.



+ Учащиеся учат наизусть отрывок из «Песни».




Приложение 1.


1 станция. Историческая.


Задание 1. Перечислите признаки государства.

Задание 2. Назовите славянские народы.



Приложение 2.



2 станция. Летописная.

Задание. Прочитайте отрывок из «Повести временных лет» и ответьте на вопросы.

О князе Олеге

«…В год 6415(907) пошел Олег на греков, оставив Игоря в Киеве; взял с собой множество варягов, и славян, и чудь, и кривичей, и мерю, и древлян, и родимичей, и полян, и северян, и вятичей, хорватов, и дулебов, и тиверцев, известных как толмачи: этих всех называли греки «Великая скифь». И с этим всем пошел Олег на конях и кораблях; и было кораблей числом две тысячи. И пришел к Царьграду; греки же замкнули Суд (залив Золотой Рог), а город затворили. И вышел Олег на берег, и начал воевать, и много убийств сотворил в окрестностях города грекам, и разбили множество палат, и церкви пожгли. А тех. Кого захватили в плен, одних иссекли, других замучили… И повелел Олег своим воинам сделать колеса и поставить на колеса корабли. И с попутным ветром подняли они паруса и пошли по полю к городу.

Греки же, увидя это, испугались и сказали через послов Олега: «Не губи города, дадим тебе дани, какой захочешь». И остановил Олег воинов, и вынесли ему пищу и вино, но не принял его, так как было оно отправлено. И испугались греки и сказали: «Это не Олег, но святой Дмитрий, посланный на нас от Бога». И приказал Олег дать дани на две тысячи кораблей: по 12 гривен на человека, а было в каждом корабле по сорок мужей. И согласились на это греки, стали греки мира просить, чтобы не воевал греческой земли. Олег же немного отойдя от столицы, начал переговоры о мире с греческими царями Леонидом и Александром и послал к ним в столицу Карла. Варлафа, Вермуда, Рукава и Стемида со словами :»Платите дань» И сказали греки: «Что хочешь дадим тебе».

И приказал Олег дать воинам своим на 2 тысячи кораблей по 12 гривен на уключину; а затем дать дань для русских городов: Киева, Чернигова, Переславля, Полоцка, Ростова, Любеча, ибо по этим городам сидят великие князья, подвластные Олегу…

И повесил щит свой на вратах в знак победы . и пошли от Царьграда.

… И вернулся Олег в Киев, неся золото, и паволоки, и плоды, и вино, и всякое узорчье. И прозвали Олега Вещим, так как были люди язычниками и неосвещенными…»


- Какие исторические факты излагаются в документе?

- Кто такие греки и где они проживали?

- Какие народности греки называли «Великая скифь»?

- Какой город жители Руси называли Царьградом?

- Расскажите о походе Олега на Царьград. Почему греки запросили «мир» у Олега? Ответ подтвердите текстом документа.

- Посчитайте, сколько гривен в качестве дани взял с греков Олег, по утверждению летописца.

- Зачем Олег повесил свой щит на ворота Царьграда?





Приложение 3.





4 станция. Поэтическая.



Найдите соответствия.













А

Б

В

Г

Д

Е

Ж

З

И

К











Л

М

Н

О

П

Р

С

Т

У

Ф











Х

Ц

Ч

Ш



















Приложение 5.





Станция 5. Аналитическая.



- «Песнь о вещем Олеге» - это художественное произведение. Какие изобразительно-выразительные средства использовал А.С. Пушкин при создании своего произведения?




















4



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!