На партах лежат вопросы для команд¸ на которые дети должны ответить: время подготовки – 5-7 мин. 1 станция. Историческая. А.С. Пушкин в «Песне о вещем Олеге», опираясь на летописные источники, воссоздаёт эпоху княжения Олега. Вопросы от эксперта. Задание 1. Перечислите признаки государства. Примерный ответ: Народ Территория Законодательство Налоги Армия Правитель Столица Задание 2. Назовите славянские народы. Примерный ответ: Южные славяне (болгары, сербы, хорваты) Западные (поляки, чехи, словаки) Восточные (русские, белорусы, украинцы) 2 станция. Летописная. Учитель. Сегодня мы с вами вспомним историю создания древнерусского государства, поговорим о ее первом правителе - Олеге, получившем прозвище «вещий». Задание 3. Прочитайте отрывок из «Повести временных лет» и ответьте на вопросы. О князе Олеге «…В год 6415(907) пошел Олег на греков, оставив Игоря в Киеве; взял с собой множество варягов, и славян, и чудь, и кривичей, и мерю, и древлян, и родимичей, и полян, и северян, и вятичей, хорватов, и дулебов, и тиверцев, известных как толмачи: этих всех называли греки «Великая скифь». И с этим всем пошел Олег на конях и кораблях; и было кораблей числом две тысячи. И пришел к Царьграду; греки же замкнули Суд (залив Золотой Рог), а город затворили. И вышел Олег на берег, и начал воевать, и много убийств сотворил в окрестностях города грекам, и разбили множество палат, и церкви пожгли. А тех. Кого захватили в плен, одних иссекли, других замучили… И повелел Олег своим воинам сделать колеса и поставить на колеса корабли. И с попутным ветром подняли они паруса и пошли по полю к городу. Греки же, увидя это, испугались и сказали через послов Олега: «Не губи города, дадим тебе дани, какой захочешь». И остановил Олег воинов, и вынесли ему пищу и вино, но не принял его, так как было оно отправлено. И испугались греки и сказали: «Это не Олег, но святой Дмитрий, посланный на нас от Бога». И приказал Олег дать дани на две тысячи кораблей: по 12 гривен на человека, а было в каждом корабле по сорок мужей. И согласились на это греки, стали греки мира просить, чтобы не воевал греческой земли. Олег же немного отойдя от столицы, начал переговоры о мире с греческими царями Леонидом и Александром и послал к ним в столицу Карла. Варлафа, Вермуда, Рукава и Стемида со словами :»Платите дань» И сказали греки: «Что хочешь дадим тебе». И приказал Олег дать воинам своим на 2 тысячи кораблей по 12 гривен на уключину; а затем дать дань для русских городов: Киева, Чернигова, Переславля, Полоцка, Ростова, Любеча, ибо по этим городам сидят великие князья, подвластные Олегу… И повесил щит свой на вратах в знак победы . и пошли от Царьграда. … И вернулся Олег в Киев, неся золото, и паволоки, и плоды, и вино, и всякое узорчье. И прозвали Олега Вещим, так как были люди язычниками и неосвещенными…» - Какие исторические факты излагаются в документе? - Кто такие греки и где они проживали? - Какие народности греки называли «Великая скифь»? - Какой город жители Руси называли Царьградом? - Расскажите о походе Олега на Царьград. Почему греки запросили «мир» у Олега? Ответ подтвердите текстом документа. - Посчитайте, сколько гривен в качестве дани взял с греков Олег, по утверждению летописца. - Зачем Олег повесил свой щит на ворота Царьграда? Работа с картой «Восточная Римская (Византийская) империя и славяне в VI-XI вв.» (слайд 9) (На месте столицы Византийской империи - Константинополя, а по-русски - Царьграда, сейчас расположена один из древнейших городов Турции – Стамбул) У кого есть вопросы к группе? 3 станция. Театральная. Инсценировка. Музыка. 4 станция. Поэтическая. Пушкин написал балладу, но основывался на летописном источнике. Вспомним, что такое баллада? Летопись? - Баллада – стихотворение, в основе которого лежит историческое событие, предание с острым, напряженным сюжетом. - Летопись – погодовой, более или менее подробный рассказ о событиях. Рассказ о событиях каждого года в летописях обычно начинался словами: “в лето…” — отсюда название — «летопись». Вспомним историю создания баллады. Пушкин, сосланный Александром 1 за вольнолюбивые стихи на юг, не раз бывал в Киеве, где один из курганов на берегу Днепра называют могилой Олега. Читая «Львовскую летопись», Пушкин встретил предание о князе Олеге. Его поразил этот эпизод летописи, и уже 1 марта 1822 г. поэт заканчивает работу над «Песней…», которая начинается с описания другого похода Олега – похода на хазар. Спустя три года (в 1825 г.) поэт выскажет своему другу А.Бестужеву отношение к легенде: «Товарищеская любовь старого князя к своему коню и заботливость о его судьбе есть черта трога-тельного простодушия, да и происшествие само по себе в своей простоте имеет много поэтического» - Как вы понимаете слова Пушкина? Ваша группа работала со словами и находила соответствия. Блесните знаниями, пожалуйста! Прокомментируйте вашу работу. Резерв. Каких слов вы не встретили в таблице? Броня – одежда из металлических пластинок или колец; защищала воина от удара меча, копья. Вдохновение – творческий подъём, прилив творческих сил. Вещий – пророческий, предвидящий будущее; мудрый. Жрец – служитель божества; магические действия жрецов назывались волхованием; по языческим представлениям, волхвы, находясь в особых отношениях с богами, могли предсказывать будущее. Перун – бог грома и молний у древних славян. Хозары (или хазары) – народ, живший некогда в южнорусских степях и нападавший на Древнюю Русь. 5 станция. Аналитическая. Анализ языка баллады. - «Песнь о вещем Олеге» - это художественное произведение. Какие художественно-изобразительные средства использовал Пушкин при создании своего произведения? Эпитеты - неразумным хазарам, вещий Олег, могучий владыка, вдохновенный кудесник, буйный набег, верный конь, цареградская броня, на светлом челе и др. Метафора – товарищ, слуга (о коне), не ведаешь ран, грядущие годы таятся во мгле…и др. Сравнение – как чёрная лента, вкруг ног обвилась…; и кудри их белы, как утренний снег над славной главою кургана; ковши круговые, запенясь, шипят ; лукавый кинжал и др. Олицетворение – с волей небесною дружен, годы таятся, дожди моют и др. Инверсия, градация: И синего моря обманчивый вал В часы роковой непогоды И пращ, и стрела, и лукавый кинжал Щадят победителя годы… И холод, и сеча ему ничего. Но примешь ты смерть от коня своего… Устаревшая лексика (архаизмы (ныне, сбирается, вещий, завет, обрек и др.) и историзмы (дружина, тризна, хазары¸ Перун и др.), которая способствует воссозданию конкретной исторической эпохи. Читая балладу, погружаешься в мир Древней Руси. Устаревшая лексика не только помогает создать исторический колорит, но и придает балладе торжественность, стирает границы времени между автором, читателем и героями баллады. Отмеченные художественные особенности позволяют отнести произведение А.С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге» к лучшим образцам художественного творчества. - Сделайте микровывод. - Выскажите свое мнение: смерть Олега была случайностью или наказанием за пренебрежительное отношение к своей судьбе? Можно ли на этот вопрос дать однозначный ответ? | Работают в группах. 5-7 мин. Работают в группах. Инсценируют балладу. 7-10 мин. В инсценировке участвуют Восканян Л, Алтунин Г., Попов А., Бадаев Р, Рудиков Д, Богданов Д. Отвечают на вопрос. Вспоминают историю создания баллады. Работают в группах. 5-7 мин. Находят соответствия, сопоставляют слова и определения. Комментируют свои действия. Работают в группах. Находят тропы. Делают микровывод: «Пушкин не просто пересказывает летопись, он создает самостоятельное произведение, которое включает в себя размышления о пределах княжеской власти, о божественном происхождении дара пророчества, о противостоянии человеческой воли и судьбы». | Познавательные УУД: 1. делать выводы, обобщения; 2. осуществлять самоконтроль и самооценку; 3. преобразовывать информацию из одной формы в другую. Регулятивные УУД: 1. высказывать предположения на основе наблюдений; 2. самостоятельно делать выводы. Познавательные УУД: 1. делать выводы, обобщения; 2. осуществлять самоконтроль и самооценку; 3. преобразовывать информацию из одной формы в другую. Регулятивные УУД: 1. высказывать предположения на основе наблюдений; 2. самостоятельно делать выводы. Познавательные УУД: 1. делать выводы, обобщения; 2. осуществлять самоконтроль и самооценку; 3. преобразовывать информацию из одной формы в другую. Регулятивные УУД: 1. высказывать предположения на основе наблюдений; 2. самостоятельно делать выводы. Познавательные УУД: 1. делать выводы, обобщения; 2. осуществлять самоконтроль и самооценку; 3. преобразовывать информацию из одной формы в другую. Регулятивные УУД: 1. высказывать предположения на основе наблюдений; 2. самостоятельно делать выводы. |