Методическая разработка интегрированного занятия внеурочной деятельности по математике + информатике в 5 классе по теме:
«Площадь. Работа с текстом и рисунками»
Подготовительный этап
Для проведения мероприятия необходимо:
– создать презентацию;
– группе обучающихся (2-3 человека) дать задание выполнить проектную работу по теме «Старинные меры пощади».
Цель: закрепление, осмысление и коррекция понятия площади, работы с текстом и рисунками и их практико-ориентированное назначение.
Задачи:
закрепить понятие площади и навыки работы с текстами и рисунками;
создать (обеспечить) условия для воспитания чувства коллективизма, взаимопомощи, отзывчивости, уважения к традициям;
способствовать развитию умений учащихся обобщать полученные знания, проводить анализ, сравнения, делать необходимые выводы, содействовать развитию умений применять полученные знания в нестандартных ситуациях, овладению необходимыми навыками самостоятельной учебной деятельности и развитию творческого отношения к учебной деятельности.
Планируемые образовательные результаты:
Личностные:
– развивать положительную мотивацию учебной деятельности через игровые моменты и использование ИКТ;
– уметь самостоятельно контролировать свое время и управлять им;
– развивать активность и находчивость при решении задач;
– ценностное отношение к совместной познавательной деятельности;
– увидеть роль и место нахождения площади и периметра прямоугольника в окружающей жизни, увидеть связь между школьными предметами – информатика и математика (осознавать целостность мира).
Метапредметные:
1. Коммуникативные:
– грамотно излагать свое мнение и аргументировать его;
– умение общаться в группе, коллективе.
2. Регулятивные:
– определять цель учебной деятельности, искать средства ее достижения.
3. Познавательные:
– анализировать, сравнивать;
– классифицировать;
– преобразовывать информацию из одного вида в другой.
Предметные:
Ученик научится:
– читать и записывать формулу площади и периметра прямоугольника, вычислять площадь и периметр прямоугольника, решать задачи разными способами;
– работать с разными единицами измерения площади прямоугольника;
– создавать, редактировать текстовые документы;
– работать с рисунками и их фрагментами;
– создавать и копировать файлы и папки;
– использовать возможности локальной сети.
Основные понятия, используемые на занятии:
Длина, ширина, площадь. Формула площади прямоугольника. Единицы измерения площади. Текст, фрагмент текста, таблица, рисунок, объект.
Оборудование: компьютеры, проектор, ЛС.
Этап | УУД | Деятельность | Оборудование и ЭОР | Время |
Учителя | Обучающегося |
1. Организационный (самоопределение к деятельности) Цель: организация самооценки обучающимися готовности к предстоящей деятельности на занятии. | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. | Приветствует учащихся, организует начало занятия. Девизом сегодняшнего занятия будут слова «С малой удачи начинается большой успех» – Как Вы понимаете смысл этой фразы? – Прежде, чем мы начнём работать, мне хочется узнать, а каким бы вы хотели видеть наше занятие? – Какие качества вам нужно проявить, чтобы получилось такое занятие? – Я согласна с вашим мнением. Действительно, давайте постараемся, чтобы у нас такое занятие получилось. | Приветствуют учителя, настраиваются на занятие, отвечают на вопросы. | Презентация (Слайд 1) | 3 мин. |
2. Мотивация и актуализация знаний | Регулятивные: – определить цель и проблему. Коммуникативные: – Излагать свое мнение устно и письменно и аргументировать его – организовать работу в группе Познавательные: – анализ информации – классификация информации – устанавливать причинно-следственные связи – преобразовывать информацию из одного вида в другой | 1. Организует игровой момент. Делит класс на 4 группы, предлагает отгадать кроссворд и определить, о чем пойдет речь на занятии. (площадь) На сегодняшнем занятии для решения задач будем использовать компьютер. Знание каких программ потребуется? (текстовый и графические редакторы) 2. Объясните, что вы понимаете под словом «площадь»? 3. Обобщим значение слова площадь (если учащиеся предложили не все варианты – предлагает прочитать с экрана оставшиеся варианты). 4. Задает вопросы: – что называют периметром прямоугольника? – где в повседневной жизни нам может пригодиться умение вычислять периметр прямоугольника? – формула периметра прямоугольника? – формула площади прямоугольника? – формула периметра квадрата и площади квадрата? – какие свойства площадей вы знаете? | Отгадывают кроссворд, используя компьютер, и по ключевому слову делают вывод, что речь пойдет о площади (время работы за компьютером – 5 мин). Формулируют и записывают в тетради тему занятия. Отвечают на вопросы. Предлагают варианты: а) площадь – это незастроенное большое ровное место в городе, селе, от которого расходятся в разные стороны улицы; б) площадь – это пространство, помещение, предназначенное для какой-нибудь цели; в) площадь – это часть плоскости, ограниченная замкнутой ломаной или кривой линией. | Слайды 2, 3 Слайд 4 Слайд 5, 6 | 7 мин. |
3. Систематизация знаний Цель: организация деятельности учащихся по использованию знаний в стандартных и измененных ситуациях. | Регулятивные: Выдвигать гипотезы (версии) и выбирать средства достижения цели в группе Личностные: – положительная мотивация учебной деятельности; – осознавать потребность и готовность к самообразованию; – осознавать целостность мира. Коммуникативные: управление поведением партнера, контроль, коррекция, оценка действий партнера | 1. Организует решение задач: – какие формулы записаны? (поставить в соответствие цифры и буквы) – как найти ширину прямоугольника? (на слайде обозначена а) – как найти длину? (на слайде –в) – заполнить таблицу на компьютере; – организует работу в группах по решению задачи: две группы решают задачу – «два равных по площади прямоугольника» – слайд 11 (можно взять задания из методического пособия «Дидактические материалы по математике для 5 класса» Чеснокова А.С., н-р: зад.2 стр.60 или зад.7 стр.62); две другие группы выполняют практическое задание – измеряют площади предметов в классе (н-р: столы и входная дверь, полки в шкафу и доска). 2. Организует физкультминутку. 3. Организует выступление учащихся с проектной работой. 4. Организует работу в группах. Задание «Построим дом». Учащимся предлагается из прямоугольников и квадратов «построить» дом и найти общую площадь полученной фигуры (можно взять задания из методического пособия «Дидактические материалы по математике для 5 класса» Чеснокова А.С., н-р: зад.5 стр.61) | Отвечают: – равные фигуры имеют равные площади; – площадь фигуры равна сумме площадей ее частей; – площадь квадрата равна квадрату его стороны. Выполняют задание – набирают ответы в текстовом редакторе на компьютере (время работы за компьютером – 3 мин.). Решают в тетрадях, заполняют таблицу в компьютере (время работы за компьютером –3 мин) (самопроверка с экрана). Вычисления записывают в тетради. 2. Выполняют упражнения. 3. Группа учащихся выступает с проектной работой, остальные слушают. 4. Выполняют задание в компьютере. Вычисления записывают в тетради (время работы за компьютером – 4 мин.). | Слайд 7 Слайд 8 Слайд 9 Слайд 10 Слайды 11-12 Слайд 13 Слайд 14 и презентация учащихся Слайд 15 | 25 мин. |
4. Самооценка | | Задает учащимся вопросы 1. В чем заключалось задание? Какая была цель? 2. Удалось получить результат? Найдено решение? 3. Справился полностью правильно или с незначительной ошибкой (какой, в чем)? 4. Справился полностью самостоятельно или с чьей-то помощью? | Отвечают на вопросы (1-2 обучающихся проговаривают полностью, остальным задаются вопросы – отвечают поднятием руки). | Слайд 16 | 5 мин. |
5. Рефлексия | Регулятивные: оценка-осознание уровня и качества усвоения. Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Познавательные: рефлексия. | Задает учащимся вопросы 1.На занятии я работал… 2.Своей работой на занятии я… 3.Занятие для меня показалось… 4.Мое настроение… 5.Материал занятия мне был… 6. На занятии мне понравилось больше всего … | Отвечают на вопросы (дают самооценку учебной деятельности, понимают причины успеха). | Слайд 17 | 3 мин. |
6. Домашнее задание | | Творческое задание (сосчитать, сколько рулонов обоев стандартных размеров нужно купить, чтобы оклеить стены своей комнаты | | | |