СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка "Изготовление оберега "Подкова на удачу"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сюжетная лепка-это лепка нескольких предметов,объединенных одним событием,явлением. Наш сюжет "Подкова " с орнаментом.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка "Изготовление оберега "Подкова на удачу"»

Конспект открытого занятия по лепке

Автор: Преминина Надежда Владимировна, педагог дополнительного образования МБУ ДО «Дом детского творчества» г. Сорска

Тема: изготовление сувенира – оберега "Подкова на удачу".

Участники: обучающиеся 7-12 лет

Данный материал может быть полезен педагогам дополнительного образования, родителям.

Художественная направленность.

Тема:

«Подкова на удачу» сувенир-оберег

Вид занятия: комплексное.

Место проведения: МБУ ДО «Дом детского творчества» г. Сорска.

Количество детей: 8 человек, первый год обучения.

Цель: Познакомить детей с понятием - сюжетная лепка. Изготовление сувенира-оберега «Подкова на удачу» с элементами русской и хакасской культуры.

Задачи:

Образовательные:

  • обсудить свойства глины, её качество, структуру;

  • дать общее представление обо всех инструментах, которые можно использовать при работе с глиной;

  • объяснить особенности работы при сюжетной лепке;

  • вспомнить и закрепить на практике способы лепки: скатывание шара, капли, примазывание, расплющивание, заглаживание, нанесение рисунка по мокрому стекой или палочкой;

  • объединить элементы русской и хакасской культур в детальных соединениях;

  • изготовить сувенир своими руками.

Воспитательные:

  • вызвать у учащихся интерес к изготовлению поделки с уклоном на народные традиции;

  • сформировать у учащихся бережное отношение к материалу и вспомогательным инструментам;

  • воспитать художественно-эстетический вкус детей, приобщить к народным традициям.

Развивающие:

  • развить пространственное мышление;

  • развить мелкую моторику рук;

  • развить аккуратность при изготовлении.

Перечень инструментов и материалов для работы.

  1. Глина

  2. Стеки

  3. Шаблон подковы

  4. Куски ткани

  5. Детали изделия для образца

  6. Несколько видов работ из глины – образцы

  7. Губки

  8. Мультимедийная установка

Ход занятия:

  1. Вводный этап.

Добрый день ребята!

Сегодня наше занятие будет посвящено русской и хакасской культуре. Мы соединим в одном изделии элементы двух культур. В какой стране мы живем? Назовите? (ждем ответ от детей) Правильно, это наша большая страна, наша большая родина, а как называется малая Родина, это место где родились и живем? (дети отвечают) Правильно, республика Хакасия. А теперь, подскажите подкова, к какой родине относится? (слушаем ответы детей). Подкова является первостепенным домашним бытовым оберегом на Руси, который позволит сохранить дом, способствуя его развитию и долголетию. А теперь давайте подумаем, что может быть символом Хакасии? (Прослушать ответы детей) Солярный знак - он расположен на гербе Хакасии, добавим его к подкове, а также позаимствуем растительный орнамент. Таким образом, украсив подкову хакасскими символами, мы получим самобытный оберег на удачу.

2. Организационный этап.

Для изготовления поделки, нам нужно организовать свое рабочее место. Какие инструменты нам нужны? (тарелочки с водой, шликер, стеки, тряпочки, клеенки). Скажите, а для чего нам нужны тряпочки, вода, стеки? (предполагаемые ответы детей: тряпочки для раскатывания, шликер – это клей для глины и т.д.).

3. Проверочный этап.

Глина, как и любой другой материал, имеет свои отличительные свойства. Давайте назовем эти свойства: мягкая, пластичная, лопается, примазывается. Так же перечислим способы и приемы лепки, как их можно использовать во время работы (примазывание, скручивание, расплющивание). Молодцы!

4. Подготовительный этап.

Ребята вы знаете, что во все времена в народном творчестве искусство всегда было тесно связано с ремеслом. Чем лучше мастер овладевал своим ремеслом, тем большую художественную ценность представляло рукотворное изделие.

Предлагаю выполнить сувениры-подковы в виде сюжетной композиции.

Кто из вас может пояснить, что значит сюжет (ответы детей). Затем выводим общее определение.

Сюжетная лепка – это лепка нескольких предметов, которые объединены одним сюжетом, событием, явлением. В нашем случае наш сюжет будет носить тему «Подковы», на которой главным атрибутом являются сама подкова. Украшать её будем элементом «солярный знак», растительным орнаментом. Нужно вылепить каждый предмет в отдельности, а после приклеить с помощью шликера (жидкой глины) на готовую подкову.

Вы готовы приступить к работе?

Но прежде чем приступить к работе, мы должны вспомнить о технике безопасности.

Ребята, какие советы вы можете дать друг другу с целью безопасности и гигиены? Предполагаемые ответы детей: не размахивать стеком, не брать глину в рот и т. д.. Предлагаю начать работу.

5. Основной этап.

Ребята, возьмите кусок глины, и скатайте его в шар.( Дети скатывают большой шар. А теперь положим шар на кусок ткани и прикроем другим куском. Теперь скалкой раскатываем лепешку толщиной в 1 см. Теперь берём шаблон и слегка прижимаем его к лепёшке.

Стеком обрезаем лишнюю глину по краям. Получилась заготовка подковы. Мокрой губкой сглаживаем края изделия.

Палочкой делаем два отверстия сверху для ленточки. По самому краю подковы стеком наносим чёрточки в виде тире. Подкова готова к украшению.

Из остатков глины от подковы мы будем лепить элемент «солярный знак», листочки и жгуты. Чтобы слепить солярный знак, отщипываем от куска глины четыре разных по размеру кусочка и скатываем в шарики. Теперь расплющиваем их и из одного шарика – самого большого формируем квадрат с вогнутыми краями, три последующих шарика, сплющиваем в лепешку и приклеиваем их поочередно друг на друга. Слегка прижимаем пальчиком. Теперь отщипываем ещё один кусочек глины и скатываем жгуты. Приклеиваем их к подкове. Это у нас будет середина растительного орнамента. Теперь наступила очередь украсить подкову листочками. Отщипываем кусочек глины и скатываем шарик, формируем из него каплю и плющим, прихлопывая на ладони. Приклеиваем листочки вдоль жгутов и стеком наносим прожилки на них.

6. Итоговый этап.

Вот и готова наша подкова!

А возникали ли трудности во время работы?

Как вы их решали?

Вы как настоящие мастера выполняли свой замысел, советовались друг с другом?

Именно так происходит в мастерских у ремесленников. Теперь мы её высушим, потом обожжём в муфельной печи.

А в дальнейшем мы сможем ее раскрасить и подарить нашим родным и близким! Жду вас всех на следующем занятии.

До свидания.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!