Методическая разработка занятия к уроку
Тема- «Предупреждение правонарушений среди несовершеннолетних»
Занятие составила: Григорьева Елизавета
Цель – профилактика правонарушений среди подростков.
Задачи:
- дать детям понятие что такое несовершеннолетний подросток; правонарушение; проступок, преступление (и их виды);
- познакомить детей с причинами правонарушений; видами юридической ответственности;
- рассмотреть ситуации правонарушений несовершеннолетними;
- познакомить учащихся с памяткой «Как не допустить правонарушение»
Ход урока
- Здравствуйте!
- Как видите в руках у меня нить с нанизанными на ней бусинами
Представим, что нить – это наша жизнь, а бусины - события, происходящие в ней
- События в нашей жизни могут мыть более значимыми и менее значимыми (например: переезд, день рождения, поступление в институт, сознание семьи)
- Ребята, вы вступаете в сложный, но интересный возраст 14-15 лет. Вокруг много соблазнов. И вы должны выбрать правильный путь! Подростки могут свернуть на преступный путь по разным причинам. От банального отсутствия денег, воспитания и условий, до погони за легкими деньгами. Однако, незнание закона не освобождает от ответственности, а умышленное нарушение приводит к тяжелым последствиям.
Один из самых обычных и ведущих к самым большим бедствиям соблазнов, есть соблазн словами: «Все так делают». Л. Н. Толстой
Каждый человек в состоянии совершить правонарушение. К сожалению, не каждый подросток, осознает о совершаемых им противоправных деяниях, которые ведут к тяжелым и трудно исправимым последствиям.
Ежегодно подростками совершается более 145 тыс. преступлений, практически каждый пятый из них направляется для отбывания наказания в виде лишения свободы в воспитательные колонии.
Итак, кто же такой подросток?
Уголовное законодательство несовершеннолетними признает лиц, которым ко времени совершения преступления исполнилось 14 лет, но не исполнилось 18 лет.
Что такое правонарушение?
Правонарушение — это виновное противоправное деяние или бездействие, совершенное человеком, способным отвечать за свои действия, которое противоречит законодательным нормативам, и за которое будут следовать определенные государственные санкции
Все правонарушения принято делить на проступки и преступления.
Проступок - это противоправное, неправильное или незаконное поведение, мотивированное преднамеренной целью или упорным безразличием к последствиям своих действий.
Виды проступков:
-административные,
-дисциплинарные,
-гражданско-правовые
Преступление - запрещенное Уголовным Кодексом РФ деяние, которое представляет собой опасность для личности, общества или государства, совершенное лицом, достигшим определенного возраста, вина которого доказана судом.
Преступления могут быть умышленные и совершенные по неосторожности.
Умышленные преступления – это преступления, совершаемые как с прямым, так и косвенным умыслом.
По неосторожности преступления – это преступления совершаемые по легкомыслию или небрежности.
Причины правонарушений несовершеннолетних:
-Отсутствие внимания родителей;
-Слишком много свободного времени;
-Материальные трудности;
-Отсутствие правовых знаний;
-Отрицательное влияние семьи;
-Подстрекательство со стороны взрослых;
-Плохая компания;
-Безнаказанность.
Существует 4 вида юридической ответственности при нарушениях:
1. Дисциплинарная ответственность – это нарушение трудовых обязанностей. Она наступает в тех случаях, когда сотрудник совершает проступок, противоречащий правилам внутреннего распорядка, нормам трудового законодательства и охраны труда, к примеру:
-опоздание на работу,
-прогул без уважительной причины.
Трудовое законодательство предусматривает, как поощрение работников, так и взыскания к нарушителям дисциплины.
2. Гражданско - правовая ответственность регулирует имущественные отношения. Ответственность по гражданскому праву наступает за правонарушение, то есть действие или бездействие, нарушающее требование закона или договора.
Несовершенно летний в возрасте 14 лет самостоятельно отвечает своим имуществом за вред, который причинил. Если же у него такого имущества недостаточно, родители могут восполнить вред полностью или частично.
Наказания к правонарушителю:
-возмещение вреда,
-уплата ущерба.
3. Административная ответственность применяется за нарушения, предусмотренные кодексом РФ об административных правонарушениях.
За административные правонарушения к ответственности привлекаются с 16 лет.
К административным нарушения относятся:
-нарушение правил дорожного движения;
-нарушение противопожарной безопасности;
-мелкое хищение государственного и общественного имущества;
-мелкое хулиганство и др.
Наказание: штраф, предупреждение, исправительные работы.
4. Уголовная ответственность – наиболее суровый вид ответственности. Она наступает за совершение преступлений и в отличии от других видов ответственности устанавливается только законом.
Преступления, которые подлежат уголовной ответственности с 14лет:
-убийство;
-умышленное причинение тяжкого вреда здоровью;
-умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью;
-похищение человека;
-кража;
-грабёж;
-разбой;
-вымогательство;
-умышленное уничтожение или повреждение имущества при отягчающих обстоятельствах;
-террористический акт;
-захват заложников и многие другие.
Рассмотрим несколько ситуаций:
Ситуация № 1. Пятиклассник Рома не приезжает в школу с каникул, говорит, что не хочет посещать уроки. Как можно расценить поведение Ромы, как проступок, правонарушение или преступление?
(Проступок, так как Ромы ничего противозаконного не совершил)
- Что же он все-таки нарушил тем, что не посещал уроков в школе?
(Устав школы в котором также прописаны права и обязанности всех участников образовательного процесса (администрации школы, учащихся, их родителей, педагогов). Учащиеся в образовательном учреждении обязаны: добросовестно учиться, выполнять задания по теме занятий; не пропускать без уважительной причины занятия и не покидать их раньше окончания, не опаздывать на занятия; бережно относиться к имуществу учреждения и в случае его порчи восстанавливать за счет средств родителей; уважать честь и достоинство других учащихся и работников школы)
- Предусмотрено какое-либо наказание за проступок? Какое?
(Да. Ученик может получить за него дисциплинарное наказание, директор может вызвать в школу родителей)
- Рассмотрим следующую ситуацию и также попробуем определить, о чем идет речь: о проступке, правонарушении или преступлении?
Ситуация № 2. Девятиклассники Саша, Витя и Игорь в выходной день собрались пойти на дискотеку. По дороге они зашли в круглосуточный магазин и купили бутылку вина. В аллее около Дома Культуры ребята распили вино. Как можно расценить их поведение?
(это правонарушение, так как они распивали вино в общественном месте на территории Дома Культуры)
- Верно, это административное правонарушение, предусмотренное статьей 20.20 части 1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации – «Распитие алкогольной продукции в общественных местах».
- Представьте себе следующую ситуацию.
Ситуация № 3. Семиклассники Саша, Женя и Максим поджидали детей из начальных классов за углом школы, отбирали у них деньги и говорили, что если они кому-нибудь расскажут, им не поздоровится. Как можно классифицировать действия Саши, Жени и Максима, как проступок, правонарушение или преступление?
(эти ребята совершили преступление)
- Вы абсолютно правы. Действия Саши, Жени и Максима действительно противозаконны. Они совершили вымогательство – преступление, предусмотренное ст. 163 Уголовного Кодекса Российской Федерации.
- Как мы уже и говорили - для привлечения к уголовной ответственности большое значение имеет возраст. Ни один ребёнок в возрасте младше 14 лет не может быть привлечён к уголовной ответственности и осуждён за совершение преступления. Закон полагает, что до 14 лет ребёнок ещё недостаточно ответственен за свои поступки.
А сейчас я вам раздам памятки «Как не допустить правонарушение»
Памятка школьнику
«Как не допустить правонарушение»
Поступай с другими так, как ты хочешь, чтобы другие поступали с тобой
Организуй свободное время отдыха (посещение кружков, секций, занятие любимым делом).
Не общайся с сомнительными компаниями.
Если что-то произошло, обязательно расскажи об этом взрослым.
Не иди на поводу и других людей.
Помни, что за поступки надо отвечать.
Только слабые совершают преступления, сильному и счастливому они ни к чему.
P.S. Если ты будешь следовать этим советам, будь уверен, проблем у тебя не будет.
Подведем итоги.
- Кого заставил задуматься сегодняшний урок?
- Какой вывод можно сделать?
Вывод: Всегда надо помнить о том, что за совершенные поступки надо отвечать. Я считаю, что главной причиной всех правонарушений является неуважение к закону.
Мы должны соблюдать законы нашей страны. И, прежде всего, это надо нам, несовершеннолетним. Надо быть патриотами. И тогда Отечество наше будет еще крепче, потому что будущее Родины - сегодняшняя молодежь. А это – залог признания могущества России всеми странами мира.
Сегодня мы с вами узнали виды ответственности за совершенные несовершеннолетними проступков и преступлений и какие виды наказаний применяются к несовершеннолетним.
А сейчас, я хочу проверить насколько информация, полученная на уроке была полезной и понятной, предложив вам ответить на несколько вопросов