СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка классного часа "Правонарушения и ответственность"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка классного часа "Правонарушения и ответственность"»

Методическая разработка занятия к уроку

Тема- «Предупреждение правонарушений среди несовершеннолетних»

Занятие составила: Григорьева Елизавета

Цель – профилактика правонарушений среди подростков.

Задачи:

- дать детям понятие что такое несовершеннолетний подросток; правонарушение; проступок, преступление (и их виды);

- познакомить детей с причинами правонарушений; видами юридической ответственности;

- рассмотреть ситуации правонарушений несовершеннолетними;

- познакомить учащихся с памяткой «Как не допустить правонарушение»



Ход урока


- Здравствуйте!

- Как видите в руках у меня нить с нанизанными на ней бусинами

Представим, что нить – это наша жизнь, а бусины - события, происходящие в ней

- События в нашей жизни могут мыть более значимыми и менее значимыми (например: переезд, день рождения, поступление в институт, сознание семьи)


- Ребята, вы вступаете в сложный, но интересный возраст 14-15 лет. Вокруг много соблазнов.  И вы должны выбрать правильный путь! Подростки могут свернуть на преступный путь по разным причинам. От банального отсутствия денег, воспитания и условий, до погони за легкими деньгами. Однако, незнание закона не освобождает от ответственности, а умышленное нарушение приводит к тяжелым последствиям.


Один из самых обычных и ведущих к самым большим бедствиям соблазнов, есть соблазн словами: «Все так делают». Л. Н. Толстой


Каждый человек в состоянии совершить правонарушение. К сожалению, не каждый подросток, осознает о совершаемых им противоправных деяниях, которые ведут к тяжелым и трудно исправимым последствиям.

Ежегодно подростками совершается более 145 тыс. преступлений, практически каждый пятый из них направляется для отбывания наказания в виде лишения свободы в воспитательные колонии.


Итак, кто же такой подросток?


Уголовное законодательство несовершеннолетними признает лиц, которым ко времени совершения преступления исполнилось 14 лет, но не исполнилось 18 лет.


Что такое правонарушение?


Правонарушение — это виновное противоправное деяние или бездействие, совершенное человеком, способным отвечать за свои действия, которое противоречит законодательным нормативам, и за которое будут следовать определенные государственные санкции


Все правонарушения принято делить на проступки и преступления.


Проступок - это противоправное, неправильное или незаконное поведение, мотивированное преднамеренной целью или упорным безразличием к последствиям своих действий.


Виды проступков:

-административные,

-дисциплинарные,

-гражданско-правовые


Преступление - запрещенное Уголовным Кодексом РФ деяние, которое представляет собой опасность для личности, общества или государства, совершенное лицом, достигшим определенного возраста, вина которого доказана судом.


Преступления могут быть умышленные и совершенные по неосторожности.


Умышленные преступления – это преступления, совершаемые как с прямым, так и косвенным умыслом.


По неосторожности преступления – это преступления совершаемые по легкомыслию или небрежности.


Причины правонарушений несовершеннолетних:

-Отсутствие внимания родителей;

-Слишком много свободного времени;

-Материальные трудности;

-Отсутствие правовых знаний;

-Отрицательное влияние семьи;

-Подстрекательство со стороны взрослых;

-Плохая компания;

-Безнаказанность.


Существует 4 вида юридической ответственности при нарушениях:


1. Дисциплинарная ответственность – это нарушение трудовых обязанностей. Она наступает в тех случаях, когда сотрудник совершает проступок, противоречащий правилам внутреннего распорядка, нормам трудового законодательства и охраны труда, к примеру:

-опоздание на работу,

-прогул без уважительной причины.


Трудовое законодательство предусматривает, как поощрение работников, так и взыскания к нарушителям дисциплины.


2. Гражданско - правовая ответственность регулирует имущественные отношения. Ответственность по гражданскому праву наступает за правонарушение, то есть действие или бездействие, нарушающее требование закона или договора.


Несовершенно летний в возрасте 14 лет самостоятельно отвечает своим имуществом за вред, который причинил. Если же у него такого имущества недостаточно, родители могут восполнить вред полностью или частично.


Наказания к правонарушителю:

-возмещение вреда,

-уплата ущерба.  



3. Административная ответственность применяется за нарушения, предусмотренные кодексом РФ об административных правонарушениях.

За административные правонарушения к ответственности привлекаются с 16 лет.


К административным нарушения относятся:

-нарушение правил дорожного движения;

-нарушение противопожарной безопасности;

-мелкое хищение государственного и общественного имущества;

-мелкое хулиганство и др.


Наказание: штраф, предупреждение, исправительные работы.



4. Уголовная ответственность – наиболее суровый вид ответственности. Она наступает за совершение преступлений и в отличии от других видов ответственности устанавливается только законом.


Преступления, которые подлежат уголовной ответственности с 14лет:

-убийство;

-умышленное причинение тяжкого вреда здоровью;

-умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью;

-похищение человека;

-кража;

-грабёж;

-разбой;

-вымогательство;

-умышленное уничтожение или повреждение имущества при отягчающих обстоятельствах;

-террористический акт;

-захват заложников и многие другие.


Рассмотрим несколько ситуаций:


Ситуация № 1. Пятиклассник Рома не приезжает в школу с каникул, говорит, что не хочет посещать уроки. Как можно расценить поведение Ромы, как проступок, правонарушение или преступление?

(Проступок, так как Ромы ничего противозаконного не совершил)

- Что же он все-таки нарушил тем, что не посещал уроков в школе?

(Устав школы в котором также прописаны права и обязанности всех участников образовательного процесса (администрации школы, учащихся, их родителей, педагогов). Учащиеся в образовательном учреждении обязаны: добросовестно учиться, выполнять задания по теме занятий; не пропускать без уважительной причины занятия и не покидать их раньше окончания, не опаздывать на занятия; бережно относиться к имуществу учреждения и в случае его порчи восстанавливать за счет средств родителей; уважать честь и достоинство других учащихся и работников школы)

- Предусмотрено какое-либо наказание за проступок? Какое?

(Да.  Ученик может получить за него дисциплинарное наказание, директор может вызвать в школу родителей)


- Рассмотрим следующую ситуацию и также попробуем определить, о чем идет речь: о проступке, правонарушении или преступлении?


Ситуация № 2. Девятиклассники Саша, Витя  и Игорь в выходной день собрались пойти на дискотеку. По дороге они зашли в круглосуточный магазин и купили бутылку вина. В аллее около Дома Культуры ребята распили вино. Как можно расценить их поведение?

(это правонарушение, так как они распивали вино в общественном месте на территории Дома Культуры)

- Верно, это административное правонарушение, предусмотренное статьей 20.20 части 1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации – «Распитие алкогольной продукции в общественных местах».


- Представьте себе следующую ситуацию.


Ситуация № 3. Семиклассники Саша, Женя и Максим поджидали детей из начальных классов за углом школы, отбирали у них деньги и говорили, что если они кому-нибудь расскажут, им не поздоровится. Как можно классифицировать действия Саши, Жени и Максима, как проступок, правонарушение или преступление?

(эти ребята совершили преступление)

- Вы абсолютно правы. Действия Саши, Жени и Максима действительно противозаконны. Они совершили вымогательство – преступление, предусмотренное ст. 163 Уголовного Кодекса Российской Федерации.

- Как мы уже и говорили - для привлечения к уголовной ответственности большое значение имеет возраст. Ни один ребёнок в возрасте младше 14 лет не может быть привлечён к уголовной ответственности и осуждён за совершение преступления. Закон полагает, что до 14 лет ребёнок ещё недостаточно ответственен за свои поступки.


А сейчас я вам раздам памятки «Как не допустить правонарушение»






Памятка школьнику

«Как не допустить правонарушение»

  • Поступай с другими так, как ты хочешь, чтобы другие поступали с тобой

  • Организуй свободное время отдыха (посещение кружков, секций, занятие любимым делом).

  • Не общайся с сомнительными компаниями.

  • Если что-то произошло, обязательно расскажи об этом взрослым.

  • Не иди на поводу и других людей.

  • Помни, что за поступки надо отвечать.



Только слабые совершают преступления, сильному и счастливому они ни к чему.

P.S. Если ты будешь следовать этим советам, будь уверен, проблем у тебя не будет.


Подведем итоги.

- Кого заставил задуматься сегодняшний урок?

- Какой вывод можно сделать?


Вывод: Всегда надо помнить о том, что за совершенные поступки надо отвечать. Я считаю, что главной причиной всех правонарушений является неуважение к закону. 

Мы должны соблюдать законы нашей страны. И, прежде всего, это надо нам, несовершеннолетним. Надо быть патриотами. И тогда Отечество наше будет еще крепче, потому что будущее Родины - сегодняшняя молодежь. А это – залог признания могущества России всеми странами мира.


Сегодня мы с вами узнали виды ответственности за совершенные несовершеннолетними проступков и преступлений и какие виды наказаний применяются к несовершеннолетним.

А сейчас, я хочу проверить насколько информация, полученная на уроке была полезной и понятной, предложив вам ответить на несколько вопросов






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!