СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА МЕРОПРИЯТИЯ посвященного 110 –летию детского писателя А.Гайдара

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели мероприятия:  - познакомить учащихся с биографией А.П.Гайдара - воспитывать в детях желание отзываться на чужую беду, спешить на помощь человеку - формировать устойчивый интерес к чтению  

Просмотр содержимого документа
«МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА МЕРОПРИЯТИЯ посвященного 110 –летию детского писателя А.Гайдара»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Школа № 14

городского округа город Уфа Республики Башкортостан












МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

МЕРОПРИЯТИЯ

посвященного 110 –летию

детского писателя

А.Гайдара





Выполнил: библиотекарь Чикреева Л.Е.

























«Слово у него не расходилось с делом,

мысль с чувством, жизнь с поэзией.

Он был и автором и героем своих книг».

С.Маршак



«Аркадий Гайдар, сын революции, веселый задушевный друг миллионов ребят, шагает сегодня с нами рядом в строю бойцов за мир, за дружбу, за счастье народов!».

Л.Кассиль

Цели:

- познакомить учащихся с биографией А.П.Гайдара

- воспитывать в детях желание отзываться на чужую беду, спешить на помощь человеку

- формировать устойчивый интерес к чтению

Оборудование:

портрет писателя,

книжная выставка «А.П.Гайдар-писатель, дети - его герои», викторина,

иллюстрации к произведениям писателя,

мультимедийный проектор, запись песни «Гайдар шагает впереди»,

высказывания известных людей о Гайдаре и цитаты из его произведений.

СЛАЙД № 1

Звучит песня «Гайдар шагает впереди» в исполнении детского хора

Библиотекарь - сегодня вы познакомитесь с удивительным человеком, писателем, командиром, бойцом гражданской войны и героем Великой Отечественной войны Аркадием Гайдаром. А на викторине, посвященной 110-летию со дня рождения А.П.Гайдара, мы подведем итоги, что мы узнали о самом писателе, о его веселых и ответственных мальчишках из книг о детях.

СЛАЙД № 2

«Когда меня спрашивают, как это могло случиться, что я был таким молодым командиром, я отвечаю: это не биография у меня необыкновенная, а время было необыкновенное. Это просто обыкновенная биография в необыкновенное время».

А.Гайдар

Библиотекарь: Боец, писатель. Мы считаем его жизнь необыкновенной. А сам он так не считал и называл свою жизнь «обыкновенной биографией в необыкновенное время». И вот об этой обыкновенной биографии в такое трудное, но необыкновенно интересное время нам сейчас расскажут ребята.

А мы, как всегда, будем внимательны друг к другу и подготовимся к ответам на вопросы

Слайд №3

  1. Слово «Гайдар» - псевдоним. Настоящая фамилия Аркадия Петровича? (Ответ - Голиков)

  2. Сколько лет было Аркадию, когда он ушел в Красную Армию?(14 лет)

  3. Сколько лет было Гайдару, когда он был назначен командиром полка? (Ответ – 17 лет)



1-й ученик: родился Аркадий Петрович Гайдар (Голиков) в 1904 году в городе Львове. Отец его – школьный учитель,Петр Исидорович Голиков, был родом из крестьян. Мать-Наталья Аркадьевна Салькова, работала сначала учительницей, позже фельдшером.

СЛАЙД №4 «По Гайдаровским местам»

2-й ученик: Когда Аркадию исполнилось восемь лет, Голиковы переехали в город Арзамас. Здесь прошли детство и юность писателя. Этот период его жизни в художественной форме описан в автобиографической повести «Школа».



3-й ученик: Детство Аркадий, с его обычными мальчишескими делами – реальным училищем, играми, первыми стихами, «морскими сраженьями» на пруду – совпало с Первой мировой войной и революцией.



4-й ученик: четырнадцати лет Гайдар вступил в ряды Красной Армии. Он воевал на многих фронтах, а в промежутках между боями учился на Киевских командных курсах, потом в высшей стрелковой школе и в семнадцать лет командовал полком.



5-й ученик: Об этом времени, об Октябрьской революции и гражданской войне, о школе жизни, которую проходили дети и юноши его поколения, рассказал Гайдар в повести «Школа», в рассказе «Р.В.С.».



6-й ученик: в 1919 году А.Гайдар после окончания курсов получил звание «красного командира», в 15 лет командовал ротой, а в 17 лет – полком. А.Гайдар сражался на многих фронтах гражданской войны, неоднократно был ранен, болел тифом. В 1924 году по состоянию здоровья вынужден был оставить армию. Стал писателем и журналистом.



Библиотекарь: В одной из заметок о себе Гайдар написал, что стал детским писателем, скорее всего потому, что в годы гражданской войны он сам был еще мальчишкой, и ему захотелось рассказать другим мальчишкам и девчонкам, как начиналась революция и в каких суровых боях завоёвывалась новая, счастливая жизнь. Он хотел, чтобы они вырастали настоящими героями. Он учил их быть храбрыми, честными, верными, мужественными, дружить с хорошими людьми, бороться с плохими, не отступать перед врагом, уметь отличить плохое от хорошего.

А.Гайдар стал писателем и написал замечательные книги для детей: «РВС», «Чук и Гек», «Военная тайна», «Судьба барабанщика», «Школа», «Тимур и его команда». И еще он написал множество маленьких рассказов для вас, ребята. Когда у Гайдара были деньги, он мог купить всю связку воздушных шаров или полную тележку мороженого и раздать детям. Или взять такси, которое в те времена было большой редкостью, насажать детей и возить их по городу. Делал это Гайдар не потому, что хотел «побаловать» ребят или завоевать их расположение, а для того чтобы они знали, что нужно всегда поделиться, не пожалеть, помочь всегда в трудную минуту, или даже просто оттого, что у маленького человека нет денег, а у взрослого они есть.

7-й ученик: читает стихотворение С.В.Михалкова «Аркадий Гайдар»

Любимых детских книг творец

И верный друг ребят,

Он жил, как должен жить боец,

И умер, как солдат.

Ты повесть школьную открой-

Гайдар её писал;

Правдив той повести герой

И смел, хоть ростом мал.



Прочти гайдаровский рассказ

И оглянись вокруг:

Живут сегодня среди нас

Тимур, и Гек, и Чук.

Их по поступкам узнают,

И это не беда,

Что по-гайдаровски зовут

Героев не всегда.

Страницы честных, чистых книг

Стране оставил в дар

Боец, Писатель, Большевик

И Гражданин – Гайдар…

А вот как вспоминал писатель Рувим Исаевич Фраерман случай, который произошел давно, в 1933 году, задолго до той поры, когда Гайдар начал писать свою последнюю книгу… И пусть не покажется это странным, но мысль написать «Тимура и его команду» подсказали ему сами дети. Он только подметил её, подхватил и облек в художественную форму.

Дети читают отрывок из воспоминаний Р.И.Фраермана о А.Гайдаре:

«В доме, где мы жили, заболел близкий нам человек. Писатель. Жар был сильный, а сердце слабое. И к тому же еще нигде в ближайших аптеках нельзя было достать сухой малины, которую прописал ему врач, чтобы сбить этот жар хотя бы к утру.

Мы растерялись немного. Случайно в это время зашел в гости Гайдар. Он ничего не знал о болезни и, увидев друга в таком положении, присел ненадолго и задумался.

- Может быть, у тебя есть малина? – спросили мы. - Хотя бы на заварку, на две.

Гайдар покачал головой. Малины у него не было.

- Но малина будет,-сказал он, поднялся, подошел к окну, раскрыл его – оно выходило на улицу, где стоял уже летний московский вечер, - и свистнул несколько раз, как нам показалось, совсем негромко.

Кто мог его услышать в столичном шуме? Однако вскоре раздался у входа звонок, и в коридоре появился мальчик, которого я видел уже однажды на улице. Ему было лет 12-ть, он был широколиц, смышлен и быстр.

- Аркадий Петрович, - сказал он, - вы подали сигнал. Я явился за приказанием.

- На этот раз есть приказание, - сказал Гайдар. – Ты видишь, человек болен. Ему нужна сухая малина. А в ближайших аптеках ее нет. Отдаю всем боевой приказ достать малину и принести сюда.

Мальчик живо повернулся кругом, всей своей маленькой фигуркой выразив готовность действовать.

Он исчез. Но через полчаса снова раздался звонок в коридоре, и появился другой мальчик, уже мне незнакомый, и принес первое донесение, что в районе Сретенских ворот и Колхозной площади, где ему было поручено обследовать аптеки номер такой-то и номер такой-то, сухой малины нет.

Очевидно, приказ Гайдара был уже передан на улицу. Каждые полчаса звонил звонок, и в доме появлялись все новые мальчишки. Возвращались с пустыми руками, с печальными лицами, откуда-то издалека.-из Сокольников, с Таганки, с Земляного вала. И все таки принесли лекарство. Куда только не летали они, не ездили в этот вечер – добрые помощники Гайдара! »

По всеми любимой книге А.Гайдара «Тимур и его команда» поставлен фильм.

Фильм «Тимур и его команда» - кадры из фильма. Или сценка из повести.

Вечно живым памятником писателю стали его книги. Аркадий Петрович Гайдар один из самых любимых и самых читаемых ребятами писатель, признанный классик детской литературы.

Библиотекарь: А сейчас я предлагаю вашему вниманию викторину. Эти вопросы для самых внимательных читателей. Организовать две команды.

Жюри состоит из учителя и кого-нибудь из приглашенных.

Вопросы викторины:

  1. В каком году родился писатель? (1904 году)

  2. В каком городе он родился? (Львов)

  3. Настоящая фамилия А.П.Гайдара (Голиков)

  4. Как звали отца Гайдара? (Петр)

  5. Во сколько лет А.П.Гайдар пошел на фронт? ( в 14 лет)

  6. В каком возрасте А.П.Гайдар командовал полком? (в 17 лет)





Вы все прочитали повесть А.П.Гайдара, которая называется «Тимур и его команда»

  1. Назовите фамилию Тимура – главного героя повести «Тимур и его команда» (Гараев)

  2. Назовите фамилию Жени и Ольги (Александровы)

  3. С кем жил Тимур на даче? (Тимур жил на даче с дядей Георгием)

  4. На каком музыкальном инструменте играла Женина сестра Ольга?

( на аккордеоне)

11.На какие дома ставили звезды ребята из команды Тимура?

(Если на воротах нарисована звезда, значит из этого дома человек ушел в Красную Армию, и дом находится под охраной и защитой команды Тимура. А если лучи звезды обведены широкой черной каймой, значит красноармеец из этого дома погиб).

  1. Что отправила команда Тимура шайке Квакина? (Ультиматум)

  2. На чем и с кем Женя приезжает в Москву встретиться с отцом? ( на мотоцикле с Тимуром

  3. Во сколько должен был уезжать отец Жени и Ольги? (в три часа)

  4. Какие слова часто говорил доктор Колокольчиков? (труд облагораживает человека)

  5. Знаете ли вы значение слова ультиматум?

Ультиматум – это решительное требование с угрозой применения мер воздействия в случае отказа.

В конце викторины подсчет правильных ответов каждой команды.

Объявление победителей.



Заключение: Библиотекарь: Когда –то из небольшой повести «Тимур и его команда» родилось и вошло в нашу жизнь замечательное тимуровское движение. Оно охватило миллионы детей. В дни Великой Отечественной войны тимуровцы заботились о раненых, опекали семьи ушедших на фронт, помогали всем, кто нуждался в помощи. Пусть книги А.Гайдара станут надежными спутниками жизни ребят и помогут им стать такими же добрыми, справедливыми, смелыми, как герои этого замечательного писателя.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!