Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
Центр творчества «Калейдоскоп»
муниципального образования Тимашевский район
Методическая разработка
«Методика проведения цикла занятий по дополнительной общеобразовательной программе
«Цифровая фотография»
Автор-составитель:
Сочнева Татьяна Петровна, методист
ст. Медведовская
2022 г.
Оглавление
Введение ……………………………………………………………………… ..3
-
Методика проведения цикла занятий по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Цифровая фотография»…………………………………………………………………….6
1.1. Азбука композиции.………………………………………………………....6
1.3. Виды, жанры фотографии…..………………………………………………11
2. Упражнения для учащихся …………………………………………………..19
3. Практические работы ………………………………………………………...23
Заключение ………………………………………………………………………25
Список литературы ………………………………………………………….......27
Приложение ……………………………………………………………………...28
Введение
В настоящее время интерес к фотографии объясняется возможностью человека любого возраста заниматься ею, достигая определенных успехов благодаря доступности процесса, его на первый взгляд, простоте и распространенности. В последние годы фотография развивается всё интенсивнее, входит в каждый дом. И действительно, невозможно сегодня представить современное общество без фотографии: она широко используется в журналистике, с её помощью ведется летопись страны и каждой семьи. Фотография формирует у ребенка художественное и творческое видение мира, возможности самому строить пространство по ту сторону объектива. Этот процесс затрагивает как работу ума (настройка камеры и композиции, ракурса съемки и т.д.), так и воображения для предварительного создания кадра. Немаловажным является реализация ребенка как личности с помощью фотографии, возможность выразить свои мысли и чувства языком снимка. Ребенок в процессе выражения себя переносит свои ощущения от мира, которые не всегда находят выхода по аналогии со стихами, рисованием, пением и другими видами творчества.
Огромно значение фотографии, по мнению многих педагогов, в деле воспитания подрастающего поколения, детей и юношества. Она особо важна в их художественном, эстетическом и нравственном воспитании, в развитии их творческих способностей, воспитании образного мышления.
Фотография - это язык, говорящий на уровне эмоций. Причем, язык этот достаточно сильный. Порой он вызывает такое волнение у зрителя, такую бурю чувств, что человек в одних случаях начинает плакать, в других - громко и искренне, от души, смеяться... Языком фотографии можно рассказать историю не только одного конкретно взятого человека, но и целой семьи, целого рода, а порой даже и всего человечества. Фотография показывает нам мир таким, какой он был в ту секунду, когда был сделан снимок. И этот запечатленный мир остается с нами навсегда.
Фотография сегодня стала технически доступной, что и дает нам прекрасную возможность для собственного самовыражения. Данная методическая разработка касается темы композиции, очень важной для начинающих фотографов, поскольку ее знание может значительно улучшить их работы, раскрыть и лучше выразить идею фотографии.
Данная тема входит в содержание дополнительной общеобразовательной программы «Цифровая фотография». Так как очень важно, показать детям, что для получения хорошей фотографии не достаточно просто нажать на кнопку фотоаппарата. Важно рано начать формирование фотографического видения, умения видеть композицию, пространство, находить выгодные решения для собственных фотографий.
В процессе изучения данной темы желательно использовать следующие методы работы:
а) групповая форма организации работы, при которой все учащиеся объединения «Цифровая фотография» одновременно получают одну и ту же информацию (фронтальная);
б) дискуссия, беседа;
в) самостоятельная работа (анализ).
Актуальность методической разработки:
За свою историю существования фотография настолько прочно вошла в самые разные области нашей жизни, что ее присутствие кажется незаметным. Она является неотъемлемой частью нашей жизни, частью разнообразных фотосессий, составления семейных альбомов, организации фотовыставок и так далее, оказывая влияние на формирование привычек визуального мировоззрения человека. Этим определена важность изучения фотографии, истории ее развития в современном обществе. Современная ситуация области распространения фотографии связана с развитием фотографической техники, распространением электронных и цифровых технологий делают темы по изучению истории фотографии, видов, жанров фотографии и азбуки композиции особенно актуальным.
В данной методике даются рекомендации по обучению приёмам фотографирования, в них обобщён опыт проведения учебных занятий в объединении «Цифровая фотография» муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования Центр творчества «Калейдоскоп» муниципального образования Тимашевский район.
Новизна методической разработки состоит в наиболее рациональной организации учебного процесса, эффективности методов и методических приемов, в формах изложения учебного материала по дополнительной общеобразовательной программе «Цифровая фотография».
Цель методической разработки: совершенствование методики преподавания фотографирования для учащихся, основанной на пошаговой модели подготовки и выполнения фотоснимка с использованием различных режимов для разных ситуаций. Опыт работы автора позволяет рекомендовать разработанную методику для внедрения в практику подготовки учащихся по преподаванию основ мобильной фотографии и цифрового фотоаппарата.
Задачи методической разработки:
- познакомить педагогов общеобразовательных организаций и организаций дополнительного образования с пошаговой моделью проведения фотосъёмки в разных ракурсах;
- предложить варианты упражнений, варианты проведения учебных занятий;
- определить эффективные приемы, методы, формы и средства получения качественных снимков.
Методическая разработка имеет разнообразные фотоматериалы, которые помогают раскрыть пошаговую инструкцию по выполнению цифровых фотографий в разных стилях и жанрах.
Предполагаемый результат:
- совершенствование методики подготовки учащихся по цифровой фотографии в условиях общеобразовательных школ и организаций дополнительного образования;
- повышение эффективности обучения по фотосъёмке в разных ракурсах с помощью экспериментов с разными настройками цифрового фотоаппарата;
- создание условий на овладение техникой фотографирования в разных техниках и жанрах,
Методические рекомендации предназначены для педагогов дополнительного образования в образовательных организациях и организациях дополнительного образования.
- Методика проведения цикла занятий по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Цифровая фотография».
1. 1. Азбука композиции.
С латинского языка слово композиция переводится как «compositio — составление, сочинение. «Оно обозначает построение художественного произведения, обусловленное его содержанием, характером и назначением и во многом определяющее его восприятие». Композиция — очень важный организующий компонент художественного произведения, придающий ему целостность, соподчиняющий его элементы друг другу и целому.
Композиция является достаточно сложным понятием, включающим в себя множество составляющих. Они, совмещаясь вместе, создают особый мир, ограниченный в нашем случае плоскостью фотографии. Такие композиционные составляющие называются элементами. Именно они, словно кирпичики, выстраивают образ, подчеркивают и передают идею автора. К таким элементам относятся: линия, форма, движение, цвет, фактура.
Линия.
Присутствие линий в кадре сразу же фиксируется зрителем, линия привлекает внимание и заставляет человека следить за ней взглядом. Подсознательно человек старается упростить все, что видит. Например увидев свалку, в действительности состоящую из множества отдельных элементов, человек воспримет ее только как гору мусора. Он абстрагируется от дополнительной информации и воспримет основные линии объекта. Тем более что именно они на фотографии могут стать прямым выражением идеи или указать на самый важный на фотографии объект, из них состоят очертания всех объектов на снимке, они могут объединять различные элементы композиции или разделять их.
Кроме этого, в зависимости от своего направления (горизонтальная, вертикальная, диагональная или изгиб) линия вызывает у зрителя различные чувства.
Горизонтальные линии.
Горизонтальные линии усиливают статичность снимка, создают атмосферу умиротворения, абсолютного спокойствия и уравновешенности. Они обеспечивают постоянство и, некую, последовательность, фотографии. Например, линия горизонта, разделяющая небо и землю на фотографии ниже создает ощущение величественного спокойствия.
Вертикальные линии.
В
ертикальные линии имеют отличное влияние, они придают ощущение возвышенности, мощности и монументальности.
Диагональные линии.
Диагональная линия сильно отличается от вышеперечисленных естественных направлений которые не вызывают напряженности и каких-то резких эмоций. Диагональные линии приковывают к себе внимание всех зрителей, они делают его ярче и динамичнее, они обычно работают на создание интереса к снимку, усиление линейной перспективы. Такие композиционные элементы создают ощущение движения и изменения.
Изгибы.
Легкие изгибы (S) воспринимаются человеком как линии красоты и гармонии. Наше подсознание ассоциирует их с живыми существами, формами жизни. Такие линии приносят в фотографию жизнь, гармонию и красоту.
Кроме видимых и прямо очерченных линий, человек также считывает с плоскости изображения воображаемые, или активные (или ведущие) линии изображения. Когда человек смотрит на снимок, его глаза не остаются неподвижными. Они движутся от одной активной точки к другой, осуществляя движение по линиям. В качестве таких точек человек подсознательно выбирает точки максимальной кривизны контура, высококонтрастные участки, точки пересечения контуров объектов, потому что именно они создают впечатление о расположении предметов в кадре. Например, если человек рассматривает портрет, в первую очередь обращает внимание на глаза, нос и губы.
Очень важно заметить практическое значение таких активных линий. Зная, каким образом будет двигаться взгляд человека, рассматривающего изображение, можно более выигрышно разместить элементы в кадре, обратит ли он внимание на смысловой центр кадра, нет ли на фотографии чего-то, что отвлечет от самого важного. Например, если на фотографии крупно изображен человек, мы сразу обратим внимание на его глаза, нос и губы, его мимику, если мы можем разглядеть его фигуру, то мы будем смотреть, куда направлены его руки, взор. Так, например, если на фотографии изображено два персонажа, которые смотрят друг на друга, то активной линией будет линия между ними. Именно поэтому зритель практически не обратит внимания на фон, если, конечно, на нем таких же или более сильных активных точек.
Форма.
Голубева О.Л. в своей книге «Основы композиции» выделяет четыре типа простейших форм: круг, треугольник, квадрат и «форма амебы». На самом деле предметы на фотографии не могут располагаться только в их строгой форме, но все они могут быть отнесены к этим четырем основным.
Квадрат.
Согласно пособию Голубевой, квадрат — это «законченная, устойчивая форма, готовая выражать утверждающие образы. При определенных условиях – тяжелая форма, которой чуждо движение, тем более полет».
Треугольник.
Треугольник, в отличие от квадрата более активная форма, развивающаяся, несущая потенциал движения. «Может выражать или вызывать агрессивные образы. В положении вершиной вверх она устойчива, вершиной вниз – сверхнеустойчива. В этой форме явно выражена борьба противоположностей, что необходимо для создания конкретных образов».
Круг.
Форма круга очень гармонична, но не тяжеловесна, она несет в себе идею движения, но не неуравновешенности. Все потому, что в этой форме выражена идея природы, Земли, единства, мироздания, вечности. Она ассоциируется с положительными эмоциями: «добро», «жизнь», «счастье».
Цвет.
Цвет может выступать не только как обязательная характеристика предмета, но и как средство выражения художественного образа. То, каким именно образом цвет воздействует на человека, всегда интересовало ученых, философов, художников и даже поэтов. Восприятие человеком цвета обычно субъективно, однако есть и общие оценки воздействия цвета на человека, не зависящие от факторов (таких как возраст, национальность, время), которые могут ослабить воздействие. О. Голубева выделяет следующие способы физиологического воздействия на тело:
Красный — возбуждающий, согревающий, активный, энергичный, проникающий. Активизирует все функции организма, повышает кровяное давление, ускоряет ритм дыхания.
Оранжевый — тонизирующий. Действует так же, как и красный, но слабее.
Желтый — физиологически оптимальный, наименее утомляющий. Стимулирует зрение и нервную деятельность.
Зеленый — физиологически оптимальный, самый привычный для органа зрения. Уменьшает кровяное давление и расширяет капилляры, успокаивает и облегчает невралгии, мигрени, на продолжительное время повышает двигательно-мускульную работоспособность.
Голубой — успокаивающий. Снижает мускульное напряжение и кровяное давление, стабилизирует пульс и замедляет ритм дыхания.
Синий — успокаивающее действие переходит в угнетающее. Способствует затормаживанию функций физиологических систем человека.
Фиолетовый — соединяет эффект красного и синего цветов. Производит угнетающее действие на нервную систему.
Считается, что деятельность органа зрения может возбуждать и другие органы чувств, поэтому мы можем слышать цвет, чувствовать его вкус. Так, например, музыку Моцарта называют «розовой», а синие оттенки, к примеру, вызывают щелочной привкус. Цветовые ощущения могут навевать воспоминания и связанные с ними эмоции, образы, психические состояния. Все это называют цветовыми ассоциациями, которые молено подразделить на физические (весовые (легкие, тяжелые, воздушные, давящие), температурные, фактурные (мягкие, жесткие, гладкие, колючие), акустические, пространственные (выступающие, глубокие, поверхностные)) и эмоциональные (позитивные, негативные и нейтральные).
Фактура.
Основные правила построения гармоничного кадра. Фотограф способен запечатлеть обычные вещи так, что они кажутся чем-то невероятным, будь это дворовая кошка или завораживающий закат. 1. Правило третей. Кадр делится на 9 равных частей: 2 линии проводятся по горизонтали, 2 – по вертикали. Между ними образуются точки пересечения. Именно здесь принято располагать объекты. Рассмотрим правило третей в композиции пейзажа. Горизонт следует разместить на одной из линий – тогда станет понятно, где располагается главная часть изображения. Если вы фотографируете красивые облака, 2/3 кадра должно занимать небо. Вдалеке виднеется дерево? Сместите камеру так, чтобы оно находилось на вертикальном отрезке. Фотоаппараты и смартфоны содержат готовую сетку. Вам не нужно заниматься расчетами.
Золотое сечение. Итальянский математик Фибоначчи обнаружил, что все явления природы подчиняются правилу золотого сечения. Он рассчитал закономерность, в которой каждое последующее число равно сумме двух предыдущих. Эта последовательность выражена в двух формах – сетке и спирали. Правило Фибоначчи прослеживается во многих шедеврах живописи, даже в рисунках Леонардо да Винчи. Например, в портрете Мона Лизы. Для закрепления правила «золотого сечения» можно использовать разнообразные упражнения, например: упражнение «Главный объект». Выберите предмет, который сможете повсюду носить с собой и делать с ним разнообразные кадры вне зависимости от места съёмки. Возьмите любимую «вещь» на прогулку и придумайте, как включить её в ваши изображения. Обратите внимание, как она влияет на кадрирование и композицию, включайте свой главный объект в точки пересечения третей. Включите изобретательность с размещением своего портативного предмета. Фокус – это область на фото, которая будет максимально резкой. Качество большинства фотографий зависит от того, попадает ли изображение в фокус или нет. Выстроенная композиция и другие творческие составляющие не спасут кадр, если основные части изображения размыты из-за того, что объектив не был отрегулирован должным образом. У многих фотокамер фокусировка производится автоматически.
Золотые треугольники. Эта техника отвечает за динамику снимка. Кадр нужно поделить на 4 треугольника. Сначала проведите диагональ – например, из левого нижнего угла в верхний правый. Из оставшихся углов нужно опустить линию перпендикулярно диагонали. Образуются 2 точки пересечения. На них принято располагать объекты – здания, предметы, людей. Также есть ведущая линия. Она пролегает вдоль диагонали. Пусть это будет тень, отбрасываемая человеком, или проселочная дорога.
Треугольники. Ранее мы обсуждали правило, основанное на золотом сечении. Сейчас речь идет о композиции, когда предметы в кадре образуют треугольник. Ее часто используют для создания эстетичных фотографий. Каким будет треугольник – равносторонним или прямоугольным – не принципиально. Если вершина повернута кверху, у наблюдателя возникает ощущение устойчивости. Если же она расположена наоборот, появляется чувство, будто картинка вот-вот перевернется.
Игра света и тени. Сильный контраст между светом и темнотой добавляет загадочности. Посредством освещения можно передать форму, объем и текстуру объекта. Свет бывает направленным или рассеянным. Первый дает резко очерченные, глубокие тени. Вы могли его наблюдать при съемке в солнечную погоду. Профессиональные фотографы предпочитают работать при мягком свете – ранним утром, вечером или в пасмурную погоду. Если такой возможности нет, на помощь придут отражатели.
Заполнение кадра. Правила композиции в фотографии используют для того, чтобы заострить внимание на важных вещах. Заполнение кадра – наиболее радикальный способ. Его применяют в портретной съемке. Мы можем рассмотреть веснушки на лице модели, удивиться, насколько красивые у нее глаза. А еще попробовать угадать, какую эмоцию они выражают. Этот прием подойдет и для архитектурной съемки. Если облицовка здания содержит множество интересных, но мелких деталей, стоит подойти к нему поближе.
Расфокусировка. У этого метода есть 2 интерпретации. Если речь идет о портретах, технически задача фотографа – запечатлеть модель с наиболее выгодной стороны. Теперь представьте, что фигура получилась смазанной. Можно сказать, что снимок безнадежно испорчен, но это не так. Здесь расфокус выступает в роли художественного приема. Играя с резкостью, можно выразить состояния человека, показать одиночество или эмоциональное переживание. Другие предпочитают размыть задний фон, не оставляя нам выбора, куда смотреть. Этот вариант идеально подходит для рекламы одежды или косметики.
Правило шансов. Формулировка гласит: изображения, на которых присутствует нечетное количество элементов, воспринимаются нами как более приятные. Глаза невольно притягиваются к объекту, который находится в центре. Поэтому здесь нужно располагать самое важное. Воссоздать этот композиционный прием в уличной фотографии сложно. Используйте его в предметной и модельной съемке. Так вы сможете найти подходящий реквизит заранее.
1.2.Виды, жанры фотографии.
В настоящее время выделяется множество видов фотографии, их много-также как и в любом другом искусстве. Независимо от области применения фотографию можно подразделить на отдельные виды: по цветности изображения на чёрно-белую (монохромную) и цветную (полихромную); по химическому составу светочувствительного слоя – на использующую галогеносеребряные (обычная фотография) и несеребряные (бессеребряная фотография) слои; по характеру пространственного восприятия фотоизображения – на плоскостную (обычную) и объёмную (стереоскопическую). Особым видом получения объёмных изображений с использованием светочувствительных материалов является голография.
Черно белая фотография является самой выразительной из всех остальных видов, она может быть грубой и изысканной, и не смотря на то что в ней присутствует только три основных цвета - это черный, белый и серый., тем количеством оттенков этих цветов можно передать все чувства и всю мощь снимка. Этот вид фотографии всегда ассоциируется с экспрессией и особой эмоциональной выразительностью. Главный секрет хорошей монохромной фотографии заключается в умении находить объекты и виды, которые будут хорошо смотреться в монохроме. Этот процесс происходит еще до того, как фотограф поднимает камеру и заглядывает в видоискатель. Существуют жанры и объекты, будто специально созданные для того, чтобы быть снятыми в черно-белом варианте – ландшафты, чувственные ню, портреты и макроснимки различных текстур.
В зависимости от принципа работы светочувствительного материала фотографию принято делить на три больших подраздела:
-
Плёночная фотография — основана на фотоматериалах, в которых происходят фотохимические процессы. Разновидностью плёночной считается моментальная фотография, позволяющая получать готовый снимок в течение нескольких секунд.
-
Цифровая фотография — в процессе получения и сохранения изображения происходят перемещения электрических зарядов (обычно в результате фотоэффекта и при дальнейшей обработке), но не происходит химических реакций или перемещения вещества. Правильнее было бы называть такую фотографию электронной, так как в ряде устройств, традиционно относимых к «цифровым», происходят аналоговые процессы
-
Электрографические и иные процессы, в которых не происходит химических реакций, но происходит перенос вещества, образующего изображение. Специального общего названия для этого раздела не выработано, до появления цифровой фотографии часто употреблялся термин «бессеребряная фотография».
Черно-белая фотография — исторически первый вид фотографии. Часто в профессиональной среде используется сокращение B/W (англ. black & white)
После появления цветной, а затем и цифровой фотографии, чёрно-белые снимки сохранили свою популярность. Зачастую цветные фотографии преобразуются в чёрно-белые для получения художественного эффекта.
Чёрно-белая фотография позволяет зрителю сосредоточиться на формах и взаимоотношениях элементов изображения, не отвлекаясь на цвет объектов.
С появлением первых портативных камер в 1935 году, у фотографов появилась возможность выйти из студии и заниматься пленэрной съемкой. Разумеется, этим воспользовалась тогда еще зарождавшаяся фешн-индустрия, в лице Harper`s Bazar (США 1867г.) и Vouge (США 1892г.). Стоит отметить таких лиц, как Адольф де Майер (1868 – 1946 гг.) – первый официальный фотограф журнала Vogue.
Сам вид черно-белой фотографии до наших дней не потерял своего «веса», так как многие профессионалы и любители отдают свое предпочтение черно-белым снимкам в любом жанре, будь то архитектура, портрет или любой другой.
Особенно этот жанр подходит для оттачивания навыков композиции. Так как он позволяет наиболее полно «манипулировать» формой в кадре, так же использовать геометрию (в абстрактных фотографиях), не отвлекаясь на цвет. Наиболее сильно в этом плане отличился советский фотограф, один из основателей Конструктивизма, Александр Михайлович Родченко (1891-1956 гг.).
Цветная фотография - совокупность способов получения фотографических изображений, воспроизводящих с некоторой точностью как яркостные, так и цветовые различия фотографируемых объектов.
Цветная фотография — как способ получения цветных изображений основана на субтрактивном методе смешения цветов. Цветная фотография появилась в середине XIX века. Первым шагом развития цветной фотографии можно считать появление первого устойчивого цветного фотоснимка, который был сделан в 1861 году Джеймсом Максвеллом, по методу трехцветной фотографии (метод цветоделения).
Для получения цветной фотографии по этому методу использовались три фотокамеры с установленными на них цветными светофильтрами (красным, зелёным и синим). Получившиеся снимки позволяли воссоздать при проекции цветное изображение.
Вторым важнейшим шагом в развитии метода трехцветной фотографии стало открытие в 1873 г. немецким фотохимиком Германом Вильгельмом Фогелем сенсибилизаторов, то есть веществ, способных повышать чувствительность серебряных соединений к лучам различной длины волны. Именно Фогелю вскоре удалось получить состав, чувствительный к зелёному участку спектра, который больше всего воспринимает человеческий глаз.
Практическое применение трехцветной фотографии стало возможным после того, как ученик Фогеля, немецкий ученый Адольф Мите разработал сенсибилизаторы, делающие фотопластину чувствительной и к другим участкам спектра. Адольф Мите сконструировал фотокамеру для трехцветной съемки и трехлучевой проектор для показа полученных цветных снимков. Это новое для того времени оборудование впервые было продемонстрировано в Берлине в 1902г.
Большой вклад в дальнейшее совершенствование метода трехцветной фотографии внёс ученик Адольфа Мите — Сергей Прокудин-Горский, разработавший технологии, позволяющие уменьшить выдержку и увеличить возможности тиражирования снимка. Прокудин-Горский открыл в 1905г. свой рецепт сенсибилизатора, создававшего максимальную чувствительность к красно-оранжевому участку спектра, превзойдя в этом отношении своего учителя Адольфа Мите.
С начала XX века стали активно развиваться и другие методы цветной фотографии. В частности, в 1907 году были запатентованы и поступили в свободную продажу фотопластины «Автохром» Братьев Люмьер, позволяющие относительно легко получать цветные фотографии. Несмотря на многочисленные недостатки — быстрое выцветание красок, хрупкость пластин, зернистость изображения, метод быстро завоевал популярность и до 1935г. в мире было произведено 50 млн. автохромных пластинок.
Как можно догадаться, к фотографическим средствам выразительности фотографы получили еще и цвет. Что, разумеется, стало революцией, как в прогрессе, так и непосредственно в фотографическом искусстве.
Плёночная фотография — фотографический способ получения неподвижного изображения объектов, использующий получение и хранение информации в аналоговой форме на светочувствительных материалах, в которых происходят химические изменения на различных стадиях фотографического процесса. До широкого распространения цифровой фотографии плёночная фотография являлась основным фотографическим процессом, как в бытовом, так и в профессиональном применении.
В настоящее время её роль неуклонно снижается, а в большинстве областей она уже фактически полностью вытеснена более технологичными цифровыми решениями.
В плёночной фотографии применяются различные светочувствительные материалы — фотоплёнка (на гибкой прозрачной основе), фотобумага (на гибкой непрозрачной основе), фотопластинки (на твёрдой основе). Принципиального значения для фотографического процесса вид подложки не имеет.
Ровно, как и черно-белая фотография, пленка не потеряла своей популярности. Многие мэтры старой школы, работающие с «пленкой» многие годы не стали изменять свои привычкам, и с появлением «цифры», не престали снимать на старые добрые пленочные аппараты.
Многие фотографы, использующие в своем арсенале пленочную аппаратуру, уверены, что снимая на пленку, они создают «живую» фотографию, со всеми ее преимуществами, такими как зернистость, например. Так же стоит отметить сам процесс проявки и ретуши данного рода снимков, что, по своему, является искусством.
Цифровая фотография — технология фотографии, использующая вместо светочувствительных материалов, основанных на галогениде серебра, преобразование света светочувствительной матрицей и получение цифрового файла, используемого для дальнейшей обработки и печати.
Поскольку обработка полученных файлов изображения производится на компьютере (или на другой цифровой технике), цифровая фотография часто относится к области информационных технологий.
Достижения в области технологий и производства фотосенсоров, оптических систем позволяют создавать цифровые фотокамеры, которые вытесняют плёночную фототехнику из большинства сфер применения, хотя приверженцы плёнки среди профессиональных фотографов остаются. Кроме того, создание встроенных в сотовые телефоны, карманные компьютеры цифровых миниатюрных фотоаппаратов создало новые сферы применения фотографии.
Благодаря техническому прогрессу, фотоаппарат есть почти у каждого. Большой или компактный, дорогой или бюджетный, но он есть в той или иной форме у каждого. Будь то это профессиональная аппаратура, либо двух-трех пиксельная камера на мобильном телефоне. Фотографии теперь может делать каждый, не зависимо от навыка или возраста. В связи со всем этим, в информационной сфере, сети «Интернет» появилось огромное количество фотосервисов, фотостоков, форумов.
Жанры фотографии.
В XX веке, когда техника фотографии достаточно усовершенствовалась, появились достаточно чувствительные фотографические материалы и удобные фотоаппараты, фотография превратилась из технического курьёза в один из типов изобразительного искусства, родственного живописи, но отличающегося от неё.
Особое место и значение фотографии в художественной культуре связано с технической, научной сущностью фотографии. Важнейшим свойством фотографии является её достоверность, подлинность запечатлённых событий. Одновременно с этим изображение, как и в живописи или рисунке, несёт в себе художественное обобщение, раскрытие внутреннего смысла показанной ситуации, характер изображаемого человека и многое другое.
По сути своей, фотограф является художником, располагающим определёнными «красками» — фототехникой и фотоматериалами.
Фотограф использует изобразительные средства фотографии (точка съёмки, ракурс, линейная композиция, план, перспектива, освещение), родственные изобразительным средствам живописи. Дополнительным инструментом является химико-фотографическая обработка.
Часть современных жанров фотографии повторяет соответствующие жанры живописи, часть же специфична только для фотографии.
Производители фотоаппаратуры уделяют этому особенное внимание, особенно это касается оптики, которая уникальна для каждого жанра в частности.
Портретная фотография.
Художественный фотопортрет — продукт творческого труда. Ни в одном виде изобразительного искусства не ощутимо такое воздействие технологии на творчество, как в художественной фотографии. Однако если замысел не продуман в своей основе, то никакими техническими средствами его не выполнить. Надо заранее знать, какой результат должен быть, что получится на фотографии. Поиск, нового интересного сюжета, неизбежно ведет к стилизации. Также существует градация по числу изображений на одном портрете, помимо обычного портрета, выделяют двойной, групповой и семейные фотопортреты. Парными называют портреты, написанные на разных холстах, если они согласованы между собой по композиции, формату и колориту. Еще одним подвидом фотопортретов является студийные фотопортреты. Этот вид фотографии характеризуется очень не простым и проработано-сложным рядом действий портретируемого. Обычно это или рекламные или модельные фотопортреты, которые требуют от фотографа высокого мастерства. Студийный фотопортрет требует качественной постановки света и подготовки модели к съёмке, для того, что бы добиться желаемого результата.
Стоит отметить, что портрет, как жанр является одним из самых сложных для получения качественных снимков. Связано это в первую очередь с тем, что фотографический портрет создается не в несколько минут, а требует длительной подготовки и затраты не малого времени, требует знакомства с моделью, так же фотограф должен быть психологом и чувствовать модель. Ко всему этому, фотограф должен обладать знанием композиции чуть ли не на подсознательном уровне, особенно если это съемка в движении.
Портрет в фотографии, как и в живописи, так же можно разделить на множество под-жанров, например: бытовой портрет, парадный портрет, студийный портрет и так далее.
Так же, существует разделение по формату: головные, погрудные, поясные, по бедра, поколенные, в полный рост.
Натюрморт – это один из жанров фотографии, в котором объектом съемки становятся различные неодушевленные объекты, изделия либо товары: художественные изделия, посуда, цветы, фрукты и пр. Часто натюрморт используют для демонстрации в изящной форме определенных предметов быта либо прикладного искусства. Сегодня данный жанр фотоискусства нередко используется в рекламной фотографии. Также средствами натюрморта могут решаться и более сложные художественные задачи. Например, с помощью натюрморта можно раскрыть внутренний мир человека, отсутствующего в кадре, показать особенности его быта и характера.
Это самый малораспространенный жанр фотографии, получивший отличное применение, как было сказано выше, в рекламе. В то же время, съемка неодушевленных предметов является так же тонким жанром в фотографии, так как задача фотографа состоит в том, чтобы преподнести изделие в самой его красе, используя при этом минимальные ресурсы (свет и фотокамеру). Зачастую, данный жанр используют для съемки не только товаров, но и, например, еды для ресторанов или магазинов. Самое интересное в этом то, что фотографируются, как правило, искусно подделанные муляжи, чтобы зритель верил компании или заведению, что их еда – неповторима.
Пейзаж (франц. Рaysage, от pays – страна, местность) – жанр, в котором объектом изображения является природа. К пейзажу принято относить изображение больших пространств. Пейзаж может быть ландшафтный, архитектурный, городской, индустриальный, сельский, но чаще всего пейзаж – это изображение природы.
Фотографический жанр пейзажа, как и натюрморта, начал складываться с зарождения фотографии. Первый в мире снимок Н. Ньепса (1826 г.) – вид на городские крыши, по существу представлял собой архитектурный пейзаж. С появлением дагеротипии многие фотографы стали снимать всемирно известные памятники архитектуры и другие знаменитые достопримечательности. Широкому и быстрому распространению архитектурного пейзажа способствовали большие размеры, локальные объемы и неподвижность объектов архитектуры, тогда как изображение живой природы для фотографии того времени с её длительными выдержками и несовершенными материалами удавались с большим трудом. Причиной тому было движение на ветру листьев и травинок, дробность деталей пейзажа, труднодоступная воссозданию игра света и тени. Поэтому первые изображения пейзажа отличались обобщённостью формы, отсутствием излишних подробностей. Он приносил больше пользы в географии и ботанике, снабжая ученые общества и путешественников ландшафтами и видами познавательного характера. Дальнейшая эволюция пейзажного жанра была связана с новыми возможностями фотографической техники: снимок стал документальным свидетельством изображённого фрагмента природы. Появились также фотопейзажи, органически, включающие человека. Такие пейзажи характерны для Е.Вишнякова, М. Дмитриева, А. Карелина, С. Прокудина-Горского. В то же время некоторые фотографы, следуя традициям живописи, научились передавать в пейзажных мотивах определенное настроение, личностное восприятие натуры (пикториальная фотография). Этим отличались работы Н. Андреева, С. Лобовикова, Н. Свищова-Паолы, А. Гринберга.
Пейзаж – это один из самых популярных и распространенных жанров в фотографии. И этому есть причины: снимая пейзаж или панораму, можно получить шикарные результаты даже без использования дорогостоящей техники и специально оборудованной мастерской или студии с особенным освещением. Всё, что потребуется для создания шедевра – это фотокамера и, желательно, штатив, а также определенные профессиональные навыки и терпение. Надо отметить, очень часто конечный результат зависит не только и не столько от фотоаппарата, а от мастерства фотографа.
Пейзажную съемку можно по праву считать одним из самых интересных и живописных жанров в фотографии. Каждое место уникально, и может быть подано двумя разными фотографами совершенно по иному. Здесь все зависит не только от технических характеристик камеры, а как раз от глаз мастера, ведь индивидуальное восприятие действительности уникально у каждого человека. Знание композиции плюс умение создавать сюжет – качества профессионала, позволяют создавать уникальные кадры весьма не примечательных мест.
Без преувеличения можно сказать, что жанр пейзажа в фотографии - самый популярный из всех ее жанров. В то же время, пейзаж - самый благодарный жанр. Окружающий мир, природа любого из многочисленных уголков нашей величественной планеты Земля красивы сами по себе. Творец сам позаботился об этой красоте и гармонии. Очень многие фотографы различных стран посвящают пейзажу всё свое творчество без остатка, занимаются им всю жизнь.
Популярность фотографического пейзажа связана так же еще и с тем, что этим жанром может заниматься практически каждый, имеющий фотоаппарат, даже самый простой. Пейзаж доступен каждому, и поэтому многие им занимаются.
Лидером в мировой пейзажной фотографии можно назвать Ансела Адамса, посвятившему пейзажу всю свою жизнь. Своими работами в этом жанре известны так же Дэйв Хакер, Алекс Маклин, Дон Хонг-Оай, Уильям Абранович, Брайан Кософф, Майкл Левин.
Фотографирование растений.
С того дня, как считающаяся первой в мире женщиной фотографом Анна Аткинс сделала первые же в мире фотографии отдельных растений, прошло больше чем сто лет. И с тех пор фотографированию растений посвятило свое творчество множество мастеров фотографии. В этом жанре фотоискусства раскрыли себя сотни и сотни фотографов разных стран. В истории фотографии были даже такие мастера, которые снимали исключительно овощи, фрукты и цветы. Фотография, созданная в этом жанре, должна не просто документально передать внешний вид объекта, а показать его красоту, совершенство. Фотографирование отдельных растений - это один из видов минимализма в фотоискусстве.
Великолепные снимки растений делали уже упомянутая нами сегодня Анна Аткинс, а так же Денис Брихат и Джойс Теннесон.
Фотоохота (англ. Wildlife Photography) — вид фотографии, объектом съёмки в котором являются птицы, звери, насекомые и другие существа в естественных природных условиях. Объединяет в себе три аспекта — спортивный (поэтому может рассматриваться также как новый вид спортивной охоты, появившийся в начале XX века и ставший особенно популярным в наше время); — познавательный, в котором смыкается с фотографией как методом научных исследований в области биологии, в которой документальность рассматривается как основное требование; — художественный, так как образует один из видов художественной фотографии как вида искусства — в этом случае эстетический критерий становится основным для оценки результатов.
Для съёмки насекомых обычно используют приёмы макрофотографии.
Некоторые специфические приёмы могут быть особенно полезны, например: следует избегать попадания тени фотографа на объект, выбрать места, где насекомые не единичны, а встречаются достаточно часто. Удобно использовать серийную съёмку цифровой камерой с дальнейшим отбором удачных кадров, фотовспышку, телеобъектив. Малая глубина резкости при макросъёмке часто требует дополнительного диафрагмирования, подчас приходится частично жертвовать качеством снимка, устанавливая повышенную светочувствительность.
Для фотографирования птиц широко используют метод организации укрытия для фотографа, места, в котором можно скрытно разместиться, не потревожив объект съёмки. Птицы, в отличие от млекопитающих, обладают слаборазвитым обонянием, но способны различать большое количество оттенков цветов, поэтому при фотоохоте на птиц желательно применять естественные средства маскировки, но нет необходимости выбора подветренной стороны.
Практически всегда используются телеобъективы.
У млекопитающих хорошо развито обоняние и слух, но зрение у большинства из них чёрно-белое. Следовательно, при съёмке млекопитающих важно долгое время сидеть бесшумно и неподвижно в укрытии, располагающемся с подветренной стороны
Макросъёмка (от др. - греч. μακρός — большой, крупный) — вид фото-, кино- или видеосъёмки, особенностью которого является получение изображений объекта в масштабе 1:2 — 20:1 (то есть 1 сантиметр изображения на светочувствительном материале фотоаппарата соответствует 2 — 0,05 сантиметрам объекта).
Более широко термин макросъёмка употребляется в случаях фотографирования с более близких расстояний, чем расстояния, указанные на шкале дистанций объективов фотокамер (минимальная дистанция фокусировки у большинства объективов зеркальных фотоаппаратов около 0,5 метра, у объективов дальномерных фотокамер — около 1 метра).[1]
Макросъёмка — это принцип формирования увеличенного изображения. Объектив создаёт действительное увеличенное изображение объекта съёмки на любом светочувствительном материале — фотоплёнка, фотопластинка, фотобумага, киноплёнка или на электронном устройстве (матрица цифрового фотоаппарата или видеокамеры, видикон телевизионной камеры).
Для фотографирования более мелких объектов с помощью оптического микроскопа применяется микрофотография.
-
Упражнения для учащихся.
Упражнение с цветовыми пятнами.
Есть очень полезное упражнение, которое помогает развить «цветное зрение». Выполняется упражнение следующим образом. Вы выбираете себе какой-нибудь цвет. Пусть это будет красный. Выходите на улицу и стараетесь подмечать только то, что окрашено в различные оттенки красного. Старайтесь отвлекаться от форм, света и всего прочего. Вычленяйте только пятна красного цвета. Сделайте несколько фотографий в различных местах. В другой день выберете другой цвет и действуйте аналогично. После того, как вы пройдетесь по всем цветам, упражнение можно повторить. Можно попробовать искать сочетания цветов, но они встречаются гораздо реже и выполнять такое упражнение гораздо сложнее.
Чтобы представить себе какое множество фотографий можно сделать, выбирая какой-либо из цветов, воспользуйтесь замечательной онлайн-игрушкой. Выберете в палитре справа оттенок или несколько оттенков и получите слева возможные фотографии с ним.
Упражнение «Один десяток».
Сделайте 10 уникальных и/или абстрактных фотографий одного небольшого предмета. Чем меньше предмет, тем сложнее задача.
Упражнение «Четыре угла». Выберите один объект и сделайте четыре изображения, каждый раз помещая его в другой угол кадра. Можете перейти на другую сторону объекта? Проделайте то же самое. Снимайте со всех четырёх сторон во всех четырёх углах, если это возможно.
Упражнение «Искусственные ограничения».
Придумайте себе ограничения на один съёмочный день или на выходные. Ограничениями могут быть:
• Один объектив с неизменным фокусным расстоянием;
• Одна местность;
• Только в чёрно-белом цвете;
• Только с 16.00 до 17.00;
• Только в ручном режиме;
• Всё переэкспонировать/недоэкспонировать;
• Только точечный экспозамер;
• Фотографировать только сидя;
• Снимать только то, что выше вас;
• Снимать только то, что ниже вас;
• Без людей в кадре;
• Без зданий в кадре;
• Заполнять кадр;
• Чтобы негативное (отрицательное) пространство занимало более трёх четвёртых кадра.
Эти или другие границы могут стимулировать к композиционному разнообразию.
Упражнения на развитие креативности и фотографического взгляда юных фотографов.
В начале обучения учащимся будет сложно увидеть что-то необычное в обычном и тем более сфотографировать, применяя композиционные приемы. Поэтому самые первые кадры начинаются с поиска геометрических фигур:
- сфотографировать 10 кадров, в которых преобладают круги (нужно найти круги в том месте, где фотограф находиться в данный момент, пространство ограничивает педагог);
- сфотографировать 10 кадров, в которых преобладают треугольники (нужно найти треугольники в том месте, где фотограф находиться в данный момент, пространство ограничивает педагог);
- сфотографировать 10 кадров, в которых преобладают прямоугольники (нужно найти прямоугольники в том месте, где фотограф находиться в данный момент, пространство ограничивает педагог);
- сфотографировать 10 кадров, в которых преобладают линии (нужно найти линии в том месте, где фотограф находиться в данный момент, пространство ограничивает педагог);
- сфотографировать 10 кадров, в которых преобладают углы (нужно найти углы в том месте, где фотограф находиться в данный момент, пространство ограничивает педагог).
После поиска геометрических фигур педагог усложняет задание и включает в поиск композиционные приемы и выразительные средства фотографии:
- сфотографировать 10 кадров с ритмом в кадре (нужно найти ритм в том месте, где фотограф находиться в данный момент, пространство ограничивает педагог);
- сфотографировать 10 кадров с тем, что находиться выше фотографа (фотографируем только то, что выше фотографа, в том месте, где фотограф находиться в данный момент, пространство ограничивает педагог);
- сфотографировать 10 кадров с тем, что находиться ниже фотографа (фотографируем только то, что ниже фотографа, в том месте, где фотограф находиться в данный момент, пространство ограничивает педагог).
И в конце педагог дает два самых сложных упражнения на развитие креативности в жестко ограниченных рамках:
- сфотографировать 24 уникальных кадра, не сходя с точки, которую выбрал фотограф (фотограф сам выбирает себе точку, нельзя перемещаться с места, ноги не подвижны);
- сфотографировать 10 уникальных или абстрактных кадров одного небольшого предмета (предмет фотограф выбирает или находит сам, фотографии должны быть как можно более не понятные).
Упражнение «Элементы». Сфотографируйте девять элементов в одном месте. Придите на угол улицы или к парку, или в другое место и сделайте фотографии, в которых отобразится следующее: свет, тень, линия, фигура, форма, текстура, цвет, размер, глубина. Для усложнения позвольте себе делать лишь по одному изображению для каждого элемента. Это упражнение больше направлено на креативность решения композиции и связанных между собой вышеперечисленных элементов.
Упражнение «Отсчёт шагов». Данное упражнение направлено на быстроту реакции в фотографировании. Проходит очень весело в группе. Все участники встают на любое место, которое будет для них стартом (проводить можно как в помещении, так и на улице; на улице даже увлекательнее). Педагог начинает считать до 20. На каждый счёт – дети делают один шаг. По окончанию счёта, педагог громко говорит: «Кнопка! Раз кадр, два кадр, три кадр!», а дети останавливаются и стараются под слова и хлопки педагога успеть сделать 3 разных кадра. С каждый разом количество шагов уменьшается.
Упражнение «Лотерея». Возьмите много маленьких бумажек и напишите на каждой из них слово или фразу, а затем уложите в коробку и перемешайте. Доставайте по одной бумажке, читайте, берите фотоаппарат и приступайте к съёмке.
Упражнение «Шаги». Пойдите погулять куда-нибудь, где вам всегда хотелось пофотографировать. А во время прогулки останавливайтесь и делайте уникальные кадры, но только после заданного числа шагов. Какое у вас любимое число? 10? 20? Мир переменчив, всего в нескольких метрах вас может поджидать нечто интересное, остановитесь, чтобы запечатлеть это.
Подготовка к фотосъемке. 1. Открыть футляр. 2.Установить счетчик кадров на «0». 3.Снять крышку с объектива. 4.Установить диафрагму. 5. Определить нужную выдержку. 6. Взвести рычаг взвода затвора. 7. Определить расстояние до объекта съемки. 8. Наблюдая в видоискатель, плавно нажать спусковую кнопку (произвести съемку). 9. Перевести кадры.
Определение уровня подготовки учащихся, как начинающих, так и преодолевших основные этапы обучения, является крайне важной задачей в области дополнительного образования, в особенности в контексте своевременной корректировки методологии обучения и применения индивидуальных подходов. Представленный тест содержит вопросы на проверку общей эрудиции, сообразительности и умения творчески мыслить. На каждый вопрос отводится не более 1 минуты.
Тест
-
Придумайте синонимы для понятия «Фотограф» (можно из 2-3 слов).
-
Перечислите причины, побудившие вас стать фотографом.
-
Предложите названия творческих фотопроектов (тема свободная).
-
Вспомните фамилии любых известных отечественных фотографов.
-
Вспомните фамилии фотографов, чьи работы вам очень нравятся.
-
Перечислите основные характеристики фото-объектива.
-
Сколько ключевых точек в композиции прямоугольного кадра согласно правилу «золотого сечения»?
-
Перечислите названия известных производителей фототехники.
-
Представьте, что вы формируете свой фотоархив, перечислите основные категории, которые в нем будут.
Критерии оценки:
Количество правильных ответов по каждому вопросу складывается, итоговое число набранных баллов является показателем уровня подготовки: менее 10 баллов – низкий уровень, 10-20 баллов средний уровень, более 20 баллов – высокий уровень.
Творческое задание оценивается по нескольким критериям: наличие идеи, жанра; обоснование выбора настроек под условия съемки; отсутствие нежелательных теней; использование различных правил композиции; правильный горизонт; отсутствие нарушений в кадрировании тела человека; отсутствие лишних или отвлекающих деталей на заднем плане; зрительная целостность фотографии.
Театральный тренинг «Скульптор – глина».
В театральной практике существует упражнение на работу с партнером, которое называется «Скульптор-глина». Данное упражнение развивает творческое мышление, фантазию, а также помогает развить доверие к партнеру. Замечательное упражнение для знакомства с коллективом. Через него педагог сможет лучше узнать детей, увидит, кто боится контакта со сверстниками, дети смогут лучше познакомиться друг с другом и в неформальной обстановке пообщаться с пользой.
Фотограф должен уметь словами и действиями объяснить модели, что он от нее хочет, как ей лучше встать или сесть. Применительно к фотографии данное упражнение оказалось очень полезным в портретной съемке, ведь портретная съемка подразумевает работу с моделью – партнером, а как показывает практика, дети боятся общаться, что-то друг другу говорить и показывать.
В нашей практике тема «Портретная съемка» начинается с этого упражнения, все дети делятся на пары и выполняют данное упражнение с некоторыми отступлениями от оригинала. Им выдаются названия реальных самых известных скульптур, которые им нужно повторить и в конце постараться сфотографировать, чтобы было похоже на оригинал. Стараемся выполнять это упражнение сначала без слов, так сказать только «лепкой». Далее, через пару занятий, данное упражнение перерастает в повторение популярных поз для фотографирования в студии, только теперь ребята должны объяснить модели то, что они видят на картинке словами.
Скульптор и глина. Участники разбиваются на пары. Один из них – скульптор, другой – глина. Скульптор должен придать глине форму (позу), какую захочет. «Глина» податлива, расслаблена, «принимает» форму, какую ей придает скульптор. Законченная скульптура застывает. Скульптор дает ей название. Затем «скульптор» и «глина» меняются местами.
-
Практические работы.
Тема: Выполнение фотосъемки конкретного изделия с учетом выгодного ракурса и освещения.
Цель контроля: формирование практических умений по компоновке фотооборудования для выполнения стандартных задач.
Вид контроля – текущий.
Уровень усвоения – эвристический
Форма контроля – проверка и анализ фотографий
Задание:
1. Выполните съемку объекта на улице днем со светосильным объективом, используя композиционные приемы-
Правило золотого сечения и правило третей. Геометрическая композиция.
Цветовая композиция. Правило диагоналей. Правило контрастов.
Ракурс или точка съемки. Ритм в фотографии.
Симметрия. Простота.
2. Выполните съемку объекта, используя зеркало, граненый бокал, цветной фильтр, стекло, целлофан, фольгу
3. Выполните съемку объекта в помещении с использованием нескольких источников искусственного света.
Критерии оценки задания
- задание выполнено в полном объеме;
- фотографии выполнены с соблюдением основных композиционных правил;
- фотографии сочетают классические ракурсы с нестандартными точками съемки;
- фотографии демонстрируют умение производить оптимальную фокусировку для различных объектов съемки.
Примеры выполненного задания:
Практическая работа.
Тема: Выполнение работ в области фотографики с использованием цвета, шрифта, смыслового выделения отдельных областей.
Цель контроля: создание и компоновка обложки журнала с изображением изделия.
Вид контроля – текущий.
Уровень усвоения – творческий.
Форма контроля – проверка и анализ обложки книги.
Задание: выполните рекламную фотосъемку, выполните компоновку полученных изображений на обложке книги.
Критерии оценки задания.
- фотоколлаж в полном объеме;
- фоторабота представляет собой гармоничное сочетание текста, фотографии и других графических элементов.
Практическая работа.
Тема: Рекламная фотография (рекламная фотосъёмка).
Понятие рекламной фотографии. Виды рекламной фотографии. Имиджевая фотография. Предметная фотография. Каталожная фотография.
Цель контроля: закрепление знаний и практических умений в области выявления жанров и правил построения композиции в фотографии.
Вид контроля – текущий
Уровень усвоения – репродуктивный
Форма контроля – проверка, анализ и оценка фотографий и презентации.
Задание:
1. Подберите по 1 фото-примеру к каждому виду рекламной фотографии:
Имиджевая фотография. Предметная фотография. Каталожная фотография
Создайте папку по следующей ссылке: Общая Папка – Фотографика.
2. Распишите правила композиции, встречающиеся на конкретной фотографии (конверты с фото 7х7).
3. Подготовьте и защитите презентацию одного вида фотографии (на выбор) - раскройте суть, подготовьте фото-примеры.
Критерии оценки задания
- задания выполнены в полном объеме;
- подборка фотографий (задание 1) соответствует виду;
- найдено максимальное количество правил построения снимков (задание 2);
- защита отличается логикой и яркостью подачи (задание 3)
Заключение
Исходя из предложенной методики по развитию художественно-эстетической компетенции учащихся средствами обработки фотографии, мы можем сделать вывод, что необходимо увеличивать не количество знаний, а качество их усвоения и умение применять их на практике. Это подразумевает отказ от средств, требующих от учащегося простого воспроизведения полученной информации. Сегодня от учащихся требуется еще и умение сразу же применять полученные знания и навыки на практике, а также создавать что-то новое на базе полученной информации. Этих целей практически невозможно достигнуть без использования средств обучения, которые делали бы учащихся не пассивными слушателями, а активными участниками обучающего процесса. На учебных занятиях используются различные формы и методы обучения: словесные (рассказ, беседа, объяснение), наглядные (демонстрация, копирование образца, показ раздаточного и дидактического материала), практические (съемка фотографий, создание коллажа, фотомонтажа). Так же в качестве методов используется объяснение нового материала и постановка задачи, пошаговое выполнение задания учащимися под руководством педагога или самостоятельно. Практические занятия с фотоаппаратом, компьютером. Создание индивидуальных и групповых работ, подготовка работ к выставкам, презентация результатов своей работы на конференциях и конкурсах разного уровня. Используя на учебных занятиях инструкционные карты последовательности операций фотосъемки, компьютерной обработки цифровой фотографии и окончательного оформления снимка, учащиеся приучаются к самостоятельной работе, стимулирующей познавательную активность. Применение ситуации создания успеха дает ребенку возможность осознать свою творческую ценность, продвигает к новым высотам творческих достижений. Процесс занятий включает в себя занятия с педагогом, просмотр изображений по обсуждаемой теме, практические занятия (выполняются учащимися на своей фототехнике), просмотр и обсуждение работ учащихся с последующими рекомендациями по улучшению качества выполняемых работ. Все занятия проводятся в максимально живой и активной форме. Обязательные практические работы на каждом занятии. Однако в дальнейшем эти знания необходимо перевести в умения, для чего потребуется систематическая практическая работа, цикл упражнений, цель которых — привить учащимся начальные навыки композиционного творчества. Работая над многокадровой формой фотографического повествования, учащийся неизбежно должен решить для себя проблемы монтажных переходов, т. е. не только установить порядок следования кадров одного за другим, но и найти изобразительные связи кадров предыдущих и последующих. Возникают также вопросы стилистического единства снимков по их смысловым и структурным характеристикам, по характеру ведущегося исследования или отражения жизненного материала, выявляющих точку зрения автора и его принципиальные оценки. Учебный процесс должен включать на каждом занятии следующие блоки:
-
актуализация знаний учащихся (выполнение учебного упражнения, показывающего, насколько эффективно учащимися усвоены знания с прошлого урока),
-
объяснение нового материала,
-
выполнение учебных упражнений под руководством преподавателя,
-
подведение итогов занятия и определение домашнего задания на закрепление нового учебного материала.
Логику усвоения новых знаний эффективно выстраивать по принципу:
Список литературы.
-
NG: Секреты профессиональной фотосъемки. - М.: Эксмо, 2014. - 408 c.
-
Арбаби, Шон Ваш гид по фотосъемке природы / Шон Арбаби. - М.: Эксмо, 2011. - 779 c.
-
Беленький А. И. Цифровая фотография. Школа мастерства: учебное пособие / А. И. Беленький. — Санкт-Петербург: Питер, 2014. — 152 с.
4. Бунимович, Д. З. Краткий курс фотографии. - М.: Искусство, 2017. - 352 c.
5. Бунимович, Д. Практическая фотография. - М.: Госкиноиздат, 2018. - 384 c.
6. Голубева О.Л. Основы композиции. – М.: Искусство, 2004.- 121 с.
7.Фотография с нуля. Основы композиции. https://dphotoworld.net/school/photo_s_nulya/fotografija_s_nulja_urok_6_osnovy_kompozicii/1-1-0-9
8. Учебник фотографии. https://64bita.ru/basicshot.html
Приложение 1
Общие правила выполнения фотографии.
-
Держите камеру на уровне объекта съемки. Не фотографируйте прямо снизу вверх или с высоты вашего роста вниз, кроме случаев, когда вы хотите добиться особого эффекта. Например, если Вы снимаете детей, опуститесь до уровня их глаз, иначе у вас получатся искаженные пропорции.
-
Следите, чтобы главный объект снимки не сливался с фоном. Если вы снимаете какой-то один объект, то старайтесь выбирать простой фон, детали которого не будут отвлекать зрителя. В некоторых случаях имеет смысл сделать так, чтобы объект занимал подавляющее большинство площади самого кадра.
-
Используйте ветки, деревья и т.п. для создания эффекта рамки. Таким образом, вы подчеркнете главный объект. Рамка также может помочь в создании более объемного кадра (не надо делать рамку главным смысловым элементом).
-
Если вы снимаете движущийся объект, то оставляйте на фотографии пространство перед объектом, то есть по ходу его движения. Другими словами, располагайте объект, как будто он только зашёл на фотографию, а не покидает её.
-
Старайтесь добиться того, чтобы источник света был сзади вас. А также избегайте ярких огней или пестрых цветных пятен в стороне от главного сюжета. Это отвлекает зрителя.
-
Попробуйте сделать сбалансированную композицию, так чтобы верхняя часть фотографии не выглядела «тяжелее», чем нижняя. Данное правило относится и к сторонам изображения.
-
Включайте в кадр нечетное число одинаковых предметов. Один или три цветка выглядят лучше, чем два или четыре.
-
Если вы снимаете здание, то выберите ракурс, при котором видны и его фасад и боковая сторона. Это будет смотреться намного объемнее , чем просто фасад.
-
Композиция не должна играть самостоятельной роли. Подобно тому, как речь имеет значение передатчика мысли, композиция служит лишь средством для выражения авторской мысли.
-
Быстро движущиеся предметы, такие как автомобили, летящие птицы, бегущие люди, лучше выходят на фотоснимке при режиме съемки «приоритет выдержки». В этом режиме Вы фиксируете значение выдержки на достаточно высоком уровне, чтобы движущийся объект не успел значительно переместиться в кадре и «размазаться». Значения диафрагмы и чувствительности в этом режиме подбираются камерой автоматически исходя из условий освещенности.
-
Если Вы желаете сфотографировать какой-то объект, находящийся на переднем плане так, чтобы задний план был не в фокусе «размыт», то, выбрав «ручной режим», установите малое значение диафрагмы. Чем оно меньше, тем меньше глубина резкости. Для таких съемок подойдет еще режим «приоритет диафрагмы».
-
Если Вы снимаете вечером или ночью, обязательно пользуйтесь штативом и старайтесь выбирать наименьшую из возможных значений чувствительности.
-
Не нажимайте на спусковую кнопку резко. Сначала нажмите слегка, чтобы камера могла сфокусироваться, затем, не отпуская кнопку, «додавите» ее чтобы камера сделала снимок.
-
Если Вы снимаете со штатива с длинной выдержкой, пользуйтесь режимом «автоспуск». Иначе - смажете изображение во время отпускания кнопки спуска.
-
Перед тем, как нажать на спуск, проверьте, чтобы горизонт был ровным.
-
Перед нажатием на спуск убедитесь, что линия горизонта не проходит через середину фотографии. Перед нажатием на спуск убедитесь, что наиболее важные объекты находятся в композиционных центрах изображения (соблюдается ли правило третей).
-
При съемке на природе в солнечный день качество фотографий значительно улучшится при использовании поляризационного фильтра.
-
На недорогих камерах - чем более разряжен аккумулятор, тем чаще «промахивается» автофокус (имейте запасной аккумулятор!).
-
Верхний ракурс (когда камера располагается чуть выше уровня глаз модели) делает больший акцент на лице, нежели на фигуре. Такая точка съемки идеальна при фотографировании полных людей: на снимках они будут казаться стройнее. Однако иллюзию стройности любят и модели обычного телосложения, так что данный ракурс отлично подходит для любой ситуации.
-
Используя нижний ракурс (камера располагается ниже уровня глаз, а иногда и подбородка) вы создаете визуальную иллюзию того, что человек на снимке гораздо выше, чем в жизни. Это, безусловно, придает герою фотосессии значимости, но многим моделям такой ракурс совсем не к лицу. Во-первых, из-за того, что при фотографировании видны ноздри, а также их содержимое, и во-вторых, такой ракурс дает и комический эффект, когда лицо модели кажется меньше по отношению ко всему телу, да и фигура выглядит непропорциональной.
-
Снимая групповой портрет, располагайте камеру чуть ниже или на уровне глаз героев съемки. Благодаря этому, вы сможете уберечь кадр от искажений, а пропорции человеческих фигур останутся неизменны.
-
Для того чтобы удачно сфотографировать пару или одиночный портрет размещайте камеру на уровне глаз портретируемых, или немножко выше.
Приложение 2
Дидактический материал к циклу занятий по программе
«Цифровая фотография»