Методическая разработка На тему:
«Формирование художественно-эстетических
эталонов при реализации образовательной области «Художественное творчество»
Воспитателя
МБДОУ «Детский сад № 3»
Зинчак Наталии Николаевны
Г. Дзержинск 2018 г.
Концептуальные основы
Рубинштейн С.Л.
Запорожец А.В.
Леонтьев А.Н.
Виды детской деятельности
ИГРОВАЯ
ПРОДУКТИВНАЯ
художественное чтение
трудовая
музыкально-художественная
коммуникативная
двигательная
познавательно-исследовательская
ФГОС
ООП, комплексно –
тематическое
планирование ДОУ
Дети с ОНР, 6-го года жизни
АКТУАЛЬНОСТЬ
Художественно- творческие эталоны
Актуальность
ЦЕЛЬ: Формирование интереса у детей с ОНР к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности детей в самовыражении
Развитие навыков
связной речи
Развитие эмоционального мира ребенка
Развитие художественно-графических навыков и мелкой моторики
Развитие фантазии, творческого мышления, воображения, пространственного восприятия
Развитие интереса к изобразительной деятельности,
эстетического мировосприятия
Программно-методическое обеспечение
НЕТРАДИЦИОННЫЕ МЕТОДИКИ
ТРАДИЦИОНЫЕ МЕТОДИКИ
ПРОГРАММЫ
«… Это правда!
Ну чего же тут скрывать?
Дети любят, очень любят рисовать!
На бумаге, на асфальте, на стене.
И в трамвае на окне….»
Э. Успенский
Принципы
Общепедагогические
принципы
Специфические
принципы
Принципы коррекционной педагогики
Принцип
культуросообразности
Принцип систематичности и последовательности
Принцип цикличности
Принцип оптимизации,
гуманизации
Принцип развивающего характера
Принцип эстетизации предметно-развивающей среды
Принцип культурного обогащения
Принцип взаимосвязи продуктивной деятельности
Принцип интеграции
Принцип единства коррекционных, образовательных, воспитательных задач
Принцип максимального выявления и использования резервов
Принцип учета индивидуальных особенностей детей с ОНР
Развивающий (цели)
Диагностический этап
Этапы работы по формированию художественно- эстетических эталонов в образовательной области «Художественное творчество»
Цель: выявить уровень сформированности
художественно-эстетических эталонов у детей с ОНР 6-го года жизни
Закрепить представления об эстетической стороне действительности в различных видах детской деятельности
Сформировать мотивационную готовность детей к активной деятельности в образовательной области «Художественное творчество»
Сформировать художественно-эстетические эталоны
Оценочный
Цель: определить динамику развития
художественно - эстетических эталонов у детей с ОНР 6-го года жизни
Методы и приемы (развивающий этап)
Традиционные
Нетрадиционные
Информационно-рецептивный метод
Эмоциональный настрой
Репродуктивный метод
Художественное слово
Педагогическая драматургия
Исследовательский метод
Игра
Эвристический метод
Приемы: тычок, набрызг, оттиск, обрывание, тестопластика
Метод проблемного изложения материала
Методы и приемы (развивающий этап)
Компьютерные технологии
Программа познакомит с основными цветами: красный, желтый, синий, зеленый, оранжевый, коричневый, черный и их оттенками; узнает элементарные правила смешения цветов
Программа содержит галерею живописных полотен русских художников, оригинальные задания на развитие творческого мышления, художественной и музыкальной памяти.
У детей появляется замечательная возможность соединить живопись и музыку . Можно рисовать и слушать свою картинку.
Эти игры помогут ребенку научиться логически мыслить, быстрее читать, различать формы и цвета, учиться рисовать.
Компьютерные технологии
Задания, развивающие творческие способности ребенка и позволяющие ему проявить фантазию при создании собственных изображений и коллажей. Подбор и смешивание красок в процессе раскрашивания картинок научат малыша работе с цветом
Эта обучающая программа в занимательной форме познакомит ребенка с основами рисования, научит использовать различные способы и инструменты для создания картин; самостоятельно ставить задачу; вычленять главное в художественном замысле.
В доступной игровой форме ребенок познакомится с такими понятиями как счет и цвет. Сыграет в несколько интереснейших головоломок, раскрасит массу картинок
Разбираются такие понятия как форма и цвет, предметы одежды и времена года, основы математики и изобразительного искусства.
Использование в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОНР традиционных и нетрадиционных методов и приемов способствует:
- Разностороннему развитию ребенка;
- Обогащению знаний;
- Совершенствованию способностей;
- Проявлению чувств;
- Раскрытию потенциальных возможностей
П ланирование
НООД
Программные задачи
I-подгруппа
Лепка
Аппликация
II-подгруппа
По замыслу
Учить детей задумывать содержание своей работы. Намечать последовательность её исполнения. Воспитывать умение доводить замысел до конца.
Совместная деятельность
Самостоятельная деятельность
Учить детей передавать в аппликации образ птиц, особенности формы головы и туловища, хвоста, окраску птиц. Учить красиво, располагать изображение на листе. Развивать эстетическое восприятие.
Птицы на ветках .
Литература
Использовать знакомые приемы лепки. Развивать мелкую моторику рук
Воспитывать заботливое отношение к птицам передавать образы птиц в лепке, самостоятельно использовать навыки и умения (соединять части, сглаживать места соединения).
Рассматривание различных по сюжету иллюстраций.
Игры по желанию детей
Д/и "Четвёртый лишний" Чтение про птиц.
Комарова стр.95
Наблюдение на прогулке за птицами, рассматривание внешнего вида
Комарова стр.104
Лепка
Аппликация
Сердитый недотрога живёт в глуши лесной .
Учить создавать образ ёжика из целого куска пластилина, правильно передавая его форму. Формировать умение скатывать пластилин в овал и заострять один конец, развивать самостоятельность в выборе средств выразительности, образа ёжика.
Обогащать знания детей о животных. Развивать у детей замысел, самостоятельно лепить ёжика, закрепить приёмы лепки.
Учить способом аппликации создавать изображение. Закреплять умение вырезывать круг из квадрата, овал из прямоугольника; раскладывать и наклеивать изображение.
Мишка косолапый по лесу идёт.
Развивать у детей умение изображать диких животных, передавая их строение. Совершенствовать навык работы с ножницами и клеем. Развивать мелкую моторику рук.
Д/и "Узнай по описанию". Чтение художественной литературы про ёжика.
Соедини точки
Чтение сказки "Три медведя". Д/и "Узнай по описанию".
Рассматривание иллюстраций диких животных. Выложи по образцу (из счётных палочек
(1-ая подгруппа.) Закрась по силуэту
Комарова, стр. 102
(2-ая подгруппа.)
Т.Г.Неретина стр.97
Фронтальная форма
Индивидуальная работа
Формы организации детской деятельности
НООД (художественное творчество)
Аппликация
Планирование
.
Лепка
Подгрупповая форма
ИЗО
Формы организации детской деятельности
Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов
Самостоятельная деятельность детей
.
Совместная деятельность взрослого и детей
Работа с
родителями
Результативность
Уровень развития художественных эталонов в начале года
Уровень развития художественных эталонов в конце года
Методика Комаровой Т.С.
Выводы: использование традиционных и нетрадиционных методов и приемов при организации продуктивных видов детской деятельности
( лепка, изо, аппликация) у дошкольников с ОНР позволяет сформировать художественно- эстетические эталоны восприятия окружающей действительности.
Детское творчество
Детское творчество