СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка "Немеркнущий подвиг народа"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка литературно-музыкальной композиции "Немеркнущий подвиг народа"

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка "Немеркнущий подвиг народа"»

ГБПОУ «Владикавказский многопрофильный техникум»











Литературно-музыкальная

композиция к 23 февраля

«Немеркнущий подвиг народа»






Разработала и провела: Сальникова М.В.,

мастер производственного обучения












Владикавказ, 2017

Оформление:

В фойе зала размещаются стенгазеты, оформленные специально к этому празднику, плакаты с поздравительным текстом, а также портреты известных российских полководцев, военачальников, героев двух Отечественных войн - 1812г. и 1941-1945гг. Перед началом праздника в актовом зале звучит музыка военных лет.

На сцену выходят учащиеся. На экране демонстрируются кадры из кинофильма «Офицеры».

1-й ученик:

Время героев, обычно ты кажешься прошлым:

Главные битвы приходят из книг и кино,

Главные даты отлиты в газетные строки,

Главные судьбы историей стали давно.

2-й ученик:

Время героев, по самому высшему праву,

Ты подарило далеким и близким годам

Доблесть, и славу, и долгую добрую память.

Время героев, а что ты оставило нам?


3-й ученик:

Ты нам оставило ясное небо Отчизны,

Дом, и дорогу, и ласковый хлеб на столе,

Ты нам оставило самое главное в жизни –

Радость работы на мирной, счастливой земле.


4-й ученик:

Дорогие друзья, уважаемые гости, сегодня у нас с вами и всех жителей России большой праздник — День защитника Отечества! Поздравляем Вас! Этот праздник непосредственно связан с историей нашего государства, нашего народа, и поэтому мы предлагаем всем сегодня еще раз перелистать страницы нашей истории и в очередной раз убедиться, как самоотверженно защищали Отечество наши далекие и не очень далекие предки.

Демонстрируется презентация и звучит старинная русская музыка и на ее фоне продолжается чтение. (Презентация «Любимая Русь»)


5-й ученик:

Живем мы посреди большой России,

Средь городов, лесов, озер, полей,

И есть у нас, когда бы нас спросили,

Меч для врага, объятья для друзей!

Нам Родину завещано любить

И сердцем отовсюду к ней тянуться,

Не перервать связующую нить —

И нам порой так нужно оглянуться…

6-й ученик:

Русь моя, любимая Русь!

Смотрю на тебя, безбрежную,

То лиственную, то снежную,

Смотрю и не насмотрюсь.

Величаю тебя опять,

Дорогая земля былинная, —

Славлю каждую высь и пядь, -

Любуюсь полями, долинами.

Славлю каждую тропку твою,

Славлю раннюю зорьку каждую,

С неустанной душевной жаждою

Светлый стих из ромашек вью…

4-й ученик:

Наша Родина имеет богатую историю, каждая ее страница вызывает у нас неподдельное чувство гордости. Немного воображения… и прошлое «оживет» перед вашими глазами.

7-й ученик:

Широко и безбрежно раскинулась земля русская. Волей и простором все дышало вокруг. И люди жили на этой благодатной земле, светлые, душевные, талантливые. Любили они свою землю, украшали ее, работали на своей земле от зари до зари и слагали о ней песни… водили хороводы…

Демонстрируется презентация с музыкальным сопровождением и на ее фоне продолжается чтение. (Презентация «Золотая Орда»)


2-й ученик:

Да, хороши наши русские песни, Однако предки наши умели не только песни петь, но и землю свою от ворогов защищать, а их-то у нашего народа было немало.

8-й ученик:

Представим себе год 1237. Монгольский хан Батый собрал огромную армию и перешел Волгу. Захвачены и разорены многие русские города и поселения (Рязань, Владимир, Киев). Несколько веков подряд Русь была порабощена Золотой Ордой. Долгим и мучительным было время монголо-татарского ига, и потому чтит наш народ тех безвестных героев, которые одержали победу в битве на поле Куликовом.

4-й ученик:

Кто из присутствующих может назвать дату Куликовской битвы?

Ответ:

1380 год.

9-й ученик:

Чем старше ты, матушка Русь,

Тем все больше глядишь моложавою,

Счастлив я, что с такою державою

В самом близком родстве нахожусь.

5-й ученик:

Пока монгольский хан Батый собирал на юго-востоке свою армию, шведские и немецкие феодалы на севере тоже решили захватить наши прекрасные русские земли, Однако им это не удалось. Молодой князь Александр Ярославович в 1240 году сокрушил шведов на реке Неве, за это его и прозвали Александром Невским, а через два года — 5 апреля 1242 года на льду Чудского озера произошло Ледовое побоище, где были разбиты и немецкие рыцари.

На экране демонстрируется фрагмент кинофильма «Александр Невский».

10-й ученик:

А теперь представим себе XVI век. Был у нас такой царь Иван Васильевич. За суровый нрав прозвали его Грозным. (Демонстрируется презентация с музыкальным сопровождением и на ее фоне продолжается чтение. (Презентация «Иван Грозный и Петр I») Однако история не умалчивает того факта, что вся политика Ивана IV Грозного была направлена на то, чтобы укрепить границы нашего государства, получить выход в Балтийское море. Но задача эта была непростой, и решена она была только при Петре I.

7-й ученик:

Не только к Балтийскому, но и к Черному морю получила Россия выход при Петре I.

(Демонстрируется презентация с музыкальным сопровождением и на ее фоне продолжается чтение. (Презентация «Бородино»)


6-й ученик:

Перевернем еще одну страницу нашей Российской истории. Год 1812… К этому времени Россия стала уже могущественным государством. Имена многих наших соотечественников прославили мировую культуру: Ломоносов, Радищев, Кулибин, Фонвизин, Боровиковский, Левицкий, Баженов и др. К нам стали приезжать и европейские деятели искусства.


1-й ученик:

Все было бы хорошо, однако 12 июня 1812 года император Франции Наполеон во главе своей 600-тысячной армии напал на Россию. Началась Отечественная война, началась всенародная освободительная борьба… Однако Россия могла тогда противопоставить Франции только 230 тысяч человек.

8-й ученик:

Вопрос:

Какое самое знаменитое сражение произошло в период Отечественной войны 1812 года?

Ответ:

Это было Бородинское сражение — 26 августа 1812 года.

3-й ученик:

В ходе этого сражения ценой невероятной храбрости и мужества защитников нашего Отечества силы почти сравнялись: у русских осталось в армии 132 тысячи человек, а у врага — 135 тысяч. Бородинское сражение было решающим в период войны 1812 года и через некоторое время Наполеон, уже возомнивший себя победителем, покинул Москву и с трудом вывел свою армию из России.

Чтец читает отрывок из стихотворения «Бородино» М. Ю. Лермонтова.

2-й ученик:

Ученик:

От войны 1812 года до Великой Отечественной войны 1941—1945 годов страна наша пережила много всяких испытаний. Это были годы великих свершений, переворотов, открытий и достижений. Однако все испытания померкли перед новым всенародным горем, которое обрушилось на мирных людей неожиданно.

(Демонстрируется презентация с музыкальным сопровождением и на ее фоне продолжается чтение. (Презентация «19-20 века»)


9-й ученик:

Была жизнь прекраснее летнего вечера,

Ясноглаза, светлолоба,

Прелестью облика человечьего -

Гляди на нее, да любуйся в оба!

Была жизнь прочна и богата:

С затылка до пят — золотой водопад,

Без примеси суррогата!

Были матчи футбольные яростными,

Нежнейшие ноты выстраивал Ойстрах.

Бойченко ставил рекорды брассом.

Вся жизнь простиралась чудесным рассказом!

И радости эти живили всем чувства,

И жить помогали и спорт, и искусство!

Заводы росли, а люди мужали,

И Северный полюс перелетали!

И Волгу с Москвой, обменявшись грузами,

Связали удобными, прочными узами!

Была жизнь, прекраснее летнего вечера,

Ясноглаза, светлолоба,

Прелестью облика человечьего —

Смотри на нее, да любуйся в оба!

Музыка постепенно стихает.

(Демонстрируется презентация с музыкальным сопровождением и на ее фоне продолжается чтение. (Презентация «Великая Отечественная война»)


4-й ученик:

А по ту сторону границы обыкновенный фашизм заливал кровью Европу, насаждая «новый порядок»: растерзана Чехословакия, захвачена Бельгия. Падение Парижа потрясло мир! Фашисты грабили Европу, жгли и уничтожали города. Военная мощь армии Адольфа Гитлера невиданно возрастала, и вскоре ее острие оказалось направленным на нашу страну…


3-й ученик:

Завтра рощ испугаются птицы,

Завтра птиц не признают леса…

Это все только завтра случится,

Через 24 часа…

Цветок, в росинках весь, к цветку приник,

И пограничник протянул к ним руки,

А немцы, кончив кофе пить, в тот миг

Влезали в танки, закрывая люки…

Такою все дышало тишиной,

Что вся земля еще спала, казалось…

Кто знал, что между миром и войной

Всего каких-то пять минут осталось…

6-й ученик:

Грохот предательского обстрела Бреста донесся до каждого города и деревни нашей страны.

8-й ученик:

Запричитала, застонала вся земля наша.

1-й ученик:

Заголосила раненая Родина.

10-й ученик:

И встали, поднялись на защиту ее сыновья и дочери.

4-й ученик:

Разные у них были имена и разные национальности.

5-й ученик:

Но все они стали братьями и сестрами по крови, потому что проливали ее на одном великом поле битвы.

7-й ученик:

Проливали ее за спасение одной общей своей Родины!

2-й ученик:

Глубоко возмущенные вероломным нападением и жестокостью захватчиков, люди шли и шли на площади городов.

3-й ученик:

Добровольцы осаждали помещения военкоматов.

4-й ученик:

Шли на фронт от мала до велика. Шли вчерашние школьники, почти такие же мальчишки и девчонки, как мы!..

8-й ученик:

Я ушла из детства

В грязную теплушку,

В эшелон пехоты,

В санитарный взвод.

Дальние разрывы

Слушал и не слушал

Ко всему привыкший 41-й год!

6-й ученик:

41-й — он был жестоким,

Чтобы вражеский смять размах,

Шли мальчишки, зажав винтовки

В неумелых еще руках!

7-й ученик:

Качается рожь не сжатая,

Шагают бойцы по ней,

Шагаем и мы — девчата,

Похожие на парней!

Нет, то горят не хаты —

То юность моя в огне.

Идут по войне девчата,

Похожие на парней!

1-й ученик:

Сороковые, роковые,

Военные и фронтовые!

Где перестуки эшелонные

И извещенья похоронные!

Гудят накатанные рельсы.

Просторно. Холодно

Высоко. И погорельцы, погорельцы

Кочуют с Запада к Востоку…

9-й ученик:

Как это было, как совпало —

Война, беда, мечта и юность!

И это все в меня запало,

И лишь потом во мне очнулось!

Сороковые, роковые,

Свинцовые, пороховые…

Война гуляет по России,

А мы такие молодые!..

5-й ученик:

Восходят рассветы, сгорают закаты,

Не знает, не ищет земля тишины.

В трудах и тревогах седеют солдаты —

Герои давно отгремевшей войны.

Прошли эти люди сквозь громы и пламя,

Но молодо сердце и руки сильны,

Гуляют с внучатами в солнечных парках

Герои давно отгремевшей войны.

В лучистом цвету неоглядные дали,

И песни звенят на просторах страны,

И песни, и солнце в боях отстояли

Герои давно отгремевшей войны.

Звучит мелодия военной песни.

4-й ученик:

Иногда приходится защищать не только свое Отечество, но и выполнять солдатский долг в чужой стране.


(Демонстрируется презентация с песенным сопровождением (Презентация «Афганистан»)


Солдатский долг – священный долг – 

Короткий марш-бросок, 

Ушел вперед 103 полк 

От пуль «на волосок». 

А ночью снова артобстрел 

И вот уж нет троих, 

И мысль одна – кто б не хотел 

Остаться здесь в живых. 

И снова пыль и зной дорог, 

Расслабиться нельзя, 

Подъем и длинный марш-бросок, 

А дома ждут друзья… 

4-й ученик:

Слово предоставляется выпускнику нашего техникума, участнику Афганской войны, мастеру производственного обучения Бурнацеву Эрику Измайловичу.


5-й ученик:

Дорогие наши мужчины, мальчики! Сегодня в День Защитника Отечества разрешите мне произнести еще одно пожелание, последнее и самое главное - пусть небо над вашей головой всегда будет мирным!

3-й ученик:

Дорогие наши ребята, юноши, дорогие наши будущие защитники Отечества, еще раз поздравляем вас с большим праздником и приглашаем принять участие в конкурсной программе.


Конкурсная программа к литературно-музыкальной композиции «Немеркнущий подвиг народа»


Ведущая. Сегодня мы с вами проведем увлекательное состязание, посвященное Дню защитника Отечества. А кто были лучшие защитники Отечества? Конечно, это былинные богатыри и великие полководцы. Но самые главные защитники – это русские воины, которые всегда готовы были охранять свою Родину при надвигающейся опасности. О таких защитниках и песни складывались, и сказки сказывались.

А я думаю, армия России сильна тем, что каждый год вырастают в русских городах и селах новые богатыри, которые в случае опасности всегда смогут встать на защиту родной земли. Сегодня, накануне праздника, мы докажем, что не перевелись еще на Руси богатыри – люди сильные, смелые, ловкие, а также будущие полководцы – люди смышленые и умные.

Сейчас нам нужны 10 самых смелых, ловких, смышленых и умных. Прошу желающих подняться на сцену (могут принимать участие и юноши и девушки).

Итак, команды у нас уже есть, командиры тоже. А раз есть командиры, значит должен быть и Совет главнокомандующих (называется состав жюри).

Пусть они смотрят внимательно да судят старательно – кто из выступающих ловчее и смекалистее будет.


Ведущая. Внимание! Внимание! Начинаем соревнования! И первое задание – построение команд по буквам.

Ведущие раздают ребятам разрезанные по буквам неизвестные им названия команды и просят угадать название и построиться с одной буквой, чтобы все могли прочесть, что написано.

Оценка – по скорости составления слова.


Ведущая. Замечательно! Теперь мы знаем, что одна команда «Успех», а вторая – «Удача».

Второе задание – знакомство с командирами команд. Командиры должны проявить свои знания и ум.каждому командиру задается по 5-10 пословиц, за каждый правильный ответ

Продолжите пословицу:

  1. Тот не ошибается, кто ничего не делает.

  2. В здоровом теле - здоровый дух.

  3. Отца с матерью почитать - горя не знать.

  4. Мал да удал.

  5. Старый друг лучше новых двух.

  6. Терпенье и труд всё перетрут.

  7. Посеешь привычку - вырастишь характер.

  8. Глаза страшатся, а руки делают.

  9. Птица сильна крыльями, а человек дружбой

  10. Береги платье снову, а честь смолоду

  11. Семь раз отмерь, один раз отрежь

  12. Что можешь делать сегодня, не откладывай на завтра

  13. Слово не воробей: вылетит не поймаешь.

  14. Без труда не вытащишь и рыбку из пруда

  15. После драки кулаками не машут

  16. Дерево живёт корнями, а человек друзьями

  17. Лучше поздно, чем никогда

  18. Повторенье - мать ученья.

  19. Век живи - век учись.

  20. Один за всех, а все за одного

Жюри оценивает конкурс командиров.


Ведущая.

Третье задание – на смекалку. Сами знаете, в походе всякое случается: то ногу натрешь, то в снегу переночуешь, а утром озноб почувствуешь. Конечно, сейчас лекарства всякие новомодные есть. А вот в походе неплохо знать, какие полезные растения тебя окружают. Вот вам, команды, картоночки. На каждой картонке листики и цветы целебные. А ну посоветуйтесь, да скажите, от какой хвори какое растение помогает. (Отдает каждой команде по набору растений).

Предлагаются подборки растений. Первой команде – ромашка (от боли в горле), подорожник (от внешних ран), мать-и-мачеха (от простуды). Второй команде – лист малины (от температуры), ноготок или календула (от ангины), цветок липы (от простуды).


Ведущая. А пока команды совещаются, пусть от каждой команды выйдет самый творческий представитель.

Задание четвертое – «Нарисуй под диктовку». Участникам завязывают глаза, подводят к доске, дают мел(карандаш), чтобы они под диктовку рисовали.


Ведущая (диктует):

Корабль, солнце, горы, море, облака, рыбы, тучи, иллюминатор, чайки.


Ведущая:

А теперь проверяем биологическое задание участников команды. Слушаем ваши ответы о целебных травах. Вам надо назвать растение и объяснить, в чем его польза.

Жюри оценивает рисунки.


Ведущая. Пятое задание – конкурс замполитов. Замполитам понадобится помощь болельщиков. Замполиты, пожалуйста, пройдите в зал и встаньте позади своих болельщиков. Договоримся, что за команду «Успех» будет болеть правая часть зала, а за команду «Удача» - левая часть. Замполиты, сейчас мы бросим в зал два воздушных шара. Они должны пройти по рядам болельщиков и попасть к вам в руки. А ваша задача – первым принести этот шар на сцену.

Замполиты занимают свои места позади зрителей. Идет конкурс. Жюри подводит итоги.


Ведущая.

Шестое задание – на лучшего повара – «Кто быстрее и лучше почистит картофелину».

Учитывается качество и время.

Жюри подводит итоги.


Ведущая.

И наконец, седьмое задание – «Сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу за 20 секунд»

Оценка – по количеству движений.

Жюри подводит итоги.

Подведение общего итога и вручение медалей победителям.


Ведущая.

Мы завершили наш конкурс, посвященный Дню защитника Отечества. Мы убедились, что его участники – народ смелый и сильный. Давайте закончим нашу встречу словами Александра Невского: «Идите и скажите во всех краях, что Русь жива! Пусть приезжают к нам с миром. Но кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет! На том стояла, и стоять будет Русская земля!»



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Похожие файлы

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!