ГБПОУ «Владикавказский многопрофильный техникум»
Литературно-музыкальная
композиция к 23 февраля
«Немеркнущий подвиг народа»
Разработала и провела: Сальникова М.В.,
мастер производственного обучения
Владикавказ, 2017
Оформление:
В фойе зала размещаются стенгазеты, оформленные специально к этому празднику, плакаты с поздравительным текстом, а также портреты известных российских полководцев, военачальников, героев двух Отечественных войн - 1812г. и 1941-1945гг. Перед началом праздника в актовом зале звучит музыка военных лет.
На сцену выходят учащиеся. На экране демонстрируются кадры из кинофильма «Офицеры».
1-й ученик:
Время героев, обычно ты кажешься прошлым:
Главные битвы приходят из книг и кино,
Главные даты отлиты в газетные строки,
Главные судьбы историей стали давно.
2-й ученик:
Время героев, по самому высшему праву,
Ты подарило далеким и близким годам
Доблесть, и славу, и долгую добрую память.
Время героев, а что ты оставило нам?
3-й ученик:
Ты нам оставило ясное небо Отчизны,
Дом, и дорогу, и ласковый хлеб на столе,
Ты нам оставило самое главное в жизни –
Радость работы на мирной, счастливой земле.
4-й ученик:
Дорогие друзья, уважаемые гости, сегодня у нас с вами и всех жителей России большой праздник — День защитника Отечества! Поздравляем Вас! Этот праздник непосредственно связан с историей нашего государства, нашего народа, и поэтому мы предлагаем всем сегодня еще раз перелистать страницы нашей истории и в очередной раз убедиться, как самоотверженно защищали Отечество наши далекие и не очень далекие предки.
Демонстрируется презентация и звучит старинная русская музыка и на ее фоне продолжается чтение. (Презентация «Любимая Русь»)
5-й ученик:
Живем мы посреди большой России,
Средь городов, лесов, озер, полей,
И есть у нас, когда бы нас спросили,
Меч для врага, объятья для друзей!
Нам Родину завещано любить
И сердцем отовсюду к ней тянуться,
Не перервать связующую нить —
И нам порой так нужно оглянуться…
6-й ученик:
Русь моя, любимая Русь!
Смотрю на тебя, безбрежную,
То лиственную, то снежную,
Смотрю и не насмотрюсь.
Величаю тебя опять,
Дорогая земля былинная, —
Славлю каждую высь и пядь, -
Любуюсь полями, долинами.
Славлю каждую тропку твою,
Славлю раннюю зорьку каждую,
С неустанной душевной жаждою
Светлый стих из ромашек вью…
4-й ученик:
Наша Родина имеет богатую историю, каждая ее страница вызывает у нас неподдельное чувство гордости. Немного воображения… и прошлое «оживет» перед вашими глазами.
7-й ученик:
Широко и безбрежно раскинулась земля русская. Волей и простором все дышало вокруг. И люди жили на этой благодатной земле, светлые, душевные, талантливые. Любили они свою землю, украшали ее, работали на своей земле от зари до зари и слагали о ней песни… водили хороводы…
Демонстрируется презентация с музыкальным сопровождением и на ее фоне продолжается чтение. (Презентация «Золотая Орда»)
2-й ученик:
Да, хороши наши русские песни, Однако предки наши умели не только песни петь, но и землю свою от ворогов защищать, а их-то у нашего народа было немало.
8-й ученик:
Представим себе год 1237. Монгольский хан Батый собрал огромную армию и перешел Волгу. Захвачены и разорены многие русские города и поселения (Рязань, Владимир, Киев). Несколько веков подряд Русь была порабощена Золотой Ордой. Долгим и мучительным было время монголо-татарского ига, и потому чтит наш народ тех безвестных героев, которые одержали победу в битве на поле Куликовом.
4-й ученик:
Кто из присутствующих может назвать дату Куликовской битвы?
Ответ:
1380 год.
9-й ученик:
Чем старше ты, матушка Русь,
Тем все больше глядишь моложавою,
Счастлив я, что с такою державою
В самом близком родстве нахожусь.
5-й ученик:
Пока монгольский хан Батый собирал на юго-востоке свою армию, шведские и немецкие феодалы на севере тоже решили захватить наши прекрасные русские земли, Однако им это не удалось. Молодой князь Александр Ярославович в 1240 году сокрушил шведов на реке Неве, за это его и прозвали Александром Невским, а через два года — 5 апреля 1242 года на льду Чудского озера произошло Ледовое побоище, где были разбиты и немецкие рыцари.
На экране демонстрируется фрагмент кинофильма «Александр Невский».
10-й ученик:
А теперь представим себе XVI век. Был у нас такой царь Иван Васильевич. За суровый нрав прозвали его Грозным. (Демонстрируется презентация с музыкальным сопровождением и на ее фоне продолжается чтение. (Презентация «Иван Грозный и Петр I») Однако история не умалчивает того факта, что вся политика Ивана IV Грозного была направлена на то, чтобы укрепить границы нашего государства, получить выход в Балтийское море. Но задача эта была непростой, и решена она была только при Петре I.
7-й ученик:
Не только к Балтийскому, но и к Черному морю получила Россия выход при Петре I.
(Демонстрируется презентация с музыкальным сопровождением и на ее фоне продолжается чтение. (Презентация «Бородино»)
6-й ученик:
Перевернем еще одну страницу нашей Российской истории. Год 1812… К этому времени Россия стала уже могущественным государством. Имена многих наших соотечественников прославили мировую культуру: Ломоносов, Радищев, Кулибин, Фонвизин, Боровиковский, Левицкий, Баженов и др. К нам стали приезжать и европейские деятели искусства.
1-й ученик:
Все было бы хорошо, однако 12 июня 1812 года император Франции Наполеон во главе своей 600-тысячной армии напал на Россию. Началась Отечественная война, началась всенародная освободительная борьба… Однако Россия могла тогда противопоставить Франции только 230 тысяч человек.
8-й ученик:
Вопрос:
Какое самое знаменитое сражение произошло в период Отечественной войны 1812 года?
Ответ:
Это было Бородинское сражение — 26 августа 1812 года.
3-й ученик:
В ходе этого сражения ценой невероятной храбрости и мужества защитников нашего Отечества силы почти сравнялись: у русских осталось в армии 132 тысячи человек, а у врага — 135 тысяч. Бородинское сражение было решающим в период войны 1812 года и через некоторое время Наполеон, уже возомнивший себя победителем, покинул Москву и с трудом вывел свою армию из России.
Чтец читает отрывок из стихотворения «Бородино» М. Ю. Лермонтова.
2-й ученик:
Ученик:
От войны 1812 года до Великой Отечественной войны 1941—1945 годов страна наша пережила много всяких испытаний. Это были годы великих свершений, переворотов, открытий и достижений. Однако все испытания померкли перед новым всенародным горем, которое обрушилось на мирных людей неожиданно.
(Демонстрируется презентация с музыкальным сопровождением и на ее фоне продолжается чтение. (Презентация «19-20 века»)
9-й ученик:
Была жизнь прекраснее летнего вечера,
Ясноглаза, светлолоба,
Прелестью облика человечьего -
Гляди на нее, да любуйся в оба!
Была жизнь прочна и богата:
С затылка до пят — золотой водопад,
Без примеси суррогата!
Были матчи футбольные яростными,
Нежнейшие ноты выстраивал Ойстрах.
Бойченко ставил рекорды брассом.
Вся жизнь простиралась чудесным рассказом!
И радости эти живили всем чувства,
И жить помогали и спорт, и искусство!
Заводы росли, а люди мужали,
И Северный полюс перелетали!
И Волгу с Москвой, обменявшись грузами,
Связали удобными, прочными узами!
Была жизнь, прекраснее летнего вечера,
Ясноглаза, светлолоба,
Прелестью облика человечьего —
Смотри на нее, да любуйся в оба!
Музыка постепенно стихает.
(Демонстрируется презентация с музыкальным сопровождением и на ее фоне продолжается чтение. (Презентация «Великая Отечественная война»)
4-й ученик:
А по ту сторону границы обыкновенный фашизм заливал кровью Европу, насаждая «новый порядок»: растерзана Чехословакия, захвачена Бельгия. Падение Парижа потрясло мир! Фашисты грабили Европу, жгли и уничтожали города. Военная мощь армии Адольфа Гитлера невиданно возрастала, и вскоре ее острие оказалось направленным на нашу страну…
3-й ученик:
Завтра рощ испугаются птицы,
Завтра птиц не признают леса…
Это все только завтра случится,
Через 24 часа…
Цветок, в росинках весь, к цветку приник,
И пограничник протянул к ним руки,
А немцы, кончив кофе пить, в тот миг
Влезали в танки, закрывая люки…
Такою все дышало тишиной,
Что вся земля еще спала, казалось…
Кто знал, что между миром и войной
Всего каких-то пять минут осталось…
6-й ученик:
Грохот предательского обстрела Бреста донесся до каждого города и деревни нашей страны.
8-й ученик:
Запричитала, застонала вся земля наша.
1-й ученик:
Заголосила раненая Родина.
10-й ученик:
И встали, поднялись на защиту ее сыновья и дочери.
4-й ученик:
Разные у них были имена и разные национальности.
5-й ученик:
Но все они стали братьями и сестрами по крови, потому что проливали ее на одном великом поле битвы.
7-й ученик:
Проливали ее за спасение одной общей своей Родины!
2-й ученик:
Глубоко возмущенные вероломным нападением и жестокостью захватчиков, люди шли и шли на площади городов.
3-й ученик:
Добровольцы осаждали помещения военкоматов.
4-й ученик:
Шли на фронт от мала до велика. Шли вчерашние школьники, почти такие же мальчишки и девчонки, как мы!..
8-й ученик:
Я ушла из детства
В грязную теплушку,
В эшелон пехоты,
В санитарный взвод.
Дальние разрывы
Слушал и не слушал
Ко всему привыкший 41-й год!
6-й ученик:
41-й — он был жестоким,
Чтобы вражеский смять размах,
Шли мальчишки, зажав винтовки
В неумелых еще руках!
7-й ученик:
Качается рожь не сжатая,
Шагают бойцы по ней,
Шагаем и мы — девчата,
Похожие на парней!
Нет, то горят не хаты —
То юность моя в огне.
Идут по войне девчата,
Похожие на парней!
1-й ученик:
Сороковые, роковые,
Военные и фронтовые!
Где перестуки эшелонные
И извещенья похоронные!
Гудят накатанные рельсы.
Просторно. Холодно
Высоко. И погорельцы, погорельцы
Кочуют с Запада к Востоку…
9-й ученик:
Как это было, как совпало —
Война, беда, мечта и юность!
И это все в меня запало,
И лишь потом во мне очнулось!
Сороковые, роковые,
Свинцовые, пороховые…
Война гуляет по России,
А мы такие молодые!..
5-й ученик:
Восходят рассветы, сгорают закаты,
Не знает, не ищет земля тишины.
В трудах и тревогах седеют солдаты —
Герои давно отгремевшей войны.
Прошли эти люди сквозь громы и пламя,
Но молодо сердце и руки сильны,
Гуляют с внучатами в солнечных парках
Герои давно отгремевшей войны.
В лучистом цвету неоглядные дали,
И песни звенят на просторах страны,
И песни, и солнце в боях отстояли
Герои давно отгремевшей войны.
Звучит мелодия военной песни.
4-й ученик:
Иногда приходится защищать не только свое Отечество, но и выполнять солдатский долг в чужой стране.
(Демонстрируется презентация с песенным сопровождением (Презентация «Афганистан»)
Солдатский долг – священный долг –
Короткий марш-бросок,
Ушел вперед 103 полк
От пуль «на волосок».
А ночью снова артобстрел
И вот уж нет троих,
И мысль одна – кто б не хотел
Остаться здесь в живых.
И снова пыль и зной дорог,
Расслабиться нельзя,
Подъем и длинный марш-бросок,
А дома ждут друзья…
4-й ученик:
Слово предоставляется выпускнику нашего техникума, участнику Афганской войны, мастеру производственного обучения Бурнацеву Эрику Измайловичу.
5-й ученик:
Дорогие наши мужчины, мальчики! Сегодня в День Защитника Отечества разрешите мне произнести еще одно пожелание, последнее и самое главное - пусть небо над вашей головой всегда будет мирным!
3-й ученик:
Дорогие наши ребята, юноши, дорогие наши будущие защитники Отечества, еще раз поздравляем вас с большим праздником и приглашаем принять участие в конкурсной программе.
Конкурсная программа к литературно-музыкальной композиции «Немеркнущий подвиг народа»
Ведущая. Сегодня мы с вами проведем увлекательное состязание, посвященное Дню защитника Отечества. А кто были лучшие защитники Отечества? Конечно, это былинные богатыри и великие полководцы. Но самые главные защитники – это русские воины, которые всегда готовы были охранять свою Родину при надвигающейся опасности. О таких защитниках и песни складывались, и сказки сказывались.
А я думаю, армия России сильна тем, что каждый год вырастают в русских городах и селах новые богатыри, которые в случае опасности всегда смогут встать на защиту родной земли. Сегодня, накануне праздника, мы докажем, что не перевелись еще на Руси богатыри – люди сильные, смелые, ловкие, а также будущие полководцы – люди смышленые и умные.
Сейчас нам нужны 10 самых смелых, ловких, смышленых и умных. Прошу желающих подняться на сцену (могут принимать участие и юноши и девушки).
Итак, команды у нас уже есть, командиры тоже. А раз есть командиры, значит должен быть и Совет главнокомандующих (называется состав жюри).
Пусть они смотрят внимательно да судят старательно – кто из выступающих ловчее и смекалистее будет.
Ведущая. Внимание! Внимание! Начинаем соревнования! И первое задание – построение команд по буквам.
Ведущие раздают ребятам разрезанные по буквам неизвестные им названия команды и просят угадать название и построиться с одной буквой, чтобы все могли прочесть, что написано.
Оценка – по скорости составления слова.
Ведущая. Замечательно! Теперь мы знаем, что одна команда «Успех», а вторая – «Удача».
Второе задание – знакомство с командирами команд. Командиры должны проявить свои знания и ум.каждому командиру задается по 5-10 пословиц, за каждый правильный ответ
Продолжите пословицу:
Тот не ошибается, кто ничего не делает.
В здоровом теле - здоровый дух.
Отца с матерью почитать - горя не знать.
Мал да удал.
Старый друг лучше новых двух.
Терпенье и труд всё перетрут.
Посеешь привычку - вырастишь характер.
Глаза страшатся, а руки делают.
Птица сильна крыльями, а человек дружбой
Береги платье снову, а честь смолоду
Семь раз отмерь, один раз отрежь
Что можешь делать сегодня, не откладывай на завтра
Слово не воробей: вылетит не поймаешь.
Без труда не вытащишь и рыбку из пруда
После драки кулаками не машут
Дерево живёт корнями, а человек друзьями
Лучше поздно, чем никогда
Повторенье - мать ученья.
Век живи - век учись.
Один за всех, а все за одного
Жюри оценивает конкурс командиров.
Ведущая.
Третье задание – на смекалку. Сами знаете, в походе всякое случается: то ногу натрешь, то в снегу переночуешь, а утром озноб почувствуешь. Конечно, сейчас лекарства всякие новомодные есть. А вот в походе неплохо знать, какие полезные растения тебя окружают. Вот вам, команды, картоночки. На каждой картонке листики и цветы целебные. А ну посоветуйтесь, да скажите, от какой хвори какое растение помогает. (Отдает каждой команде по набору растений).
Предлагаются подборки растений. Первой команде – ромашка (от боли в горле), подорожник (от внешних ран), мать-и-мачеха (от простуды). Второй команде – лист малины (от температуры), ноготок или календула (от ангины), цветок липы (от простуды).
Ведущая. А пока команды совещаются, пусть от каждой команды выйдет самый творческий представитель.
Задание четвертое – «Нарисуй под диктовку». Участникам завязывают глаза, подводят к доске, дают мел(карандаш), чтобы они под диктовку рисовали.
Ведущая (диктует):
Корабль, солнце, горы, море, облака, рыбы, тучи, иллюминатор, чайки.
Ведущая:
А теперь проверяем биологическое задание участников команды. Слушаем ваши ответы о целебных травах. Вам надо назвать растение и объяснить, в чем его польза.
Жюри оценивает рисунки.
Ведущая. Пятое задание – конкурс замполитов. Замполитам понадобится помощь болельщиков. Замполиты, пожалуйста, пройдите в зал и встаньте позади своих болельщиков. Договоримся, что за команду «Успех» будет болеть правая часть зала, а за команду «Удача» - левая часть. Замполиты, сейчас мы бросим в зал два воздушных шара. Они должны пройти по рядам болельщиков и попасть к вам в руки. А ваша задача – первым принести этот шар на сцену.
Замполиты занимают свои места позади зрителей. Идет конкурс. Жюри подводит итоги.
Ведущая.
Шестое задание – на лучшего повара – «Кто быстрее и лучше почистит картофелину».
Учитывается качество и время.
Жюри подводит итоги.
Ведущая.
И наконец, седьмое задание – «Сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу за 20 секунд»
Оценка – по количеству движений.
Жюри подводит итоги.
Подведение общего итога и вручение медалей победителям.
Ведущая.
Мы завершили наш конкурс, посвященный Дню защитника Отечества. Мы убедились, что его участники – народ смелый и сильный. Давайте закончим нашу встречу словами Александра Невского: «Идите и скажите во всех краях, что Русь жива! Пусть приезжают к нам с миром. Но кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет! На том стояла, и стоять будет Русская земля!»