Норма и аномалия развития Классификация аномального развития
Основные проблемы и категории
специальной педагогики и специальной психологии
Норма - это некое идеальное образование, условное обозначение объективной реальности, некий среднестатистический показатель, характеризующий реальную действительность, но не существующий в ней.
Дефект - недостаток, нарушение, повреждение, потеря или отсутствие какого-либо органа /функции.
Аномалия - это отклонения от общих закономерностей, не правильность в развитии и др. несоответствия норме.
К аномальным относятся лица, у которых физические или психические отклонения приводят к нарушениям общего развития .
Аномальными считаются дети с нарушением психического развития вследствие дефекта и нуждающиеся в специальном обучении и воспитании.
Частота детской инвалидности в России (данные Федеральной базы по детской инвалидности )
В РФ насчитывается более 2 млн. детей с ограниченными возможностями здоровья
( 8% всех детей ),
из них около 700 тыс. составляют дети-инвалиды.
( 2% детского населения)
- I место - психические расстройства и расстройства поведения (25,02%),
- II место – болезни нервной системы (22,47%)
- III место- врожденные аномалии развития (20,6%),
- IY место - инфекционные и соматические заболевания (20,2%).
Возраст
0 – 4 года
%
5 – 9 лет
16,7
28,5
10 – 14 лет
15 – 17 лет
32
Всего
22,8
100
Инвалидность преимущественно формируется:
- при соматической патологии - к 10 - 12-летнему возрасту;
- при психической – к возрасту 15-17 лет.
СПЕЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА
(УСТАР. – ДЕФЕКТОЛОГИЯ) – СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ ПЕДАГОГИКИ, ОДНА ИЗ ЕЕ ОТРАСЛЕЙ.
СПЕЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА – ЭТО ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА СПЕЦИАЛЬНОГО
(ОСОБОГО) ОБРАЗОВАНИЯ ЛИЦ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В ФИЗИЧЕСКОМ И
ПСИХИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ, ДЛЯ КОТОРЫХ ОБРАЗОВАНИЕ В ОБЫЧНЫХ
ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ, ОПРЕДЕЛЯЕМЫХ СУЩЕСТВУЮЩЕЙ
КУЛЬТУРОЙ, ПРИ ПОМОЩИ ОБЩЕПЕДАГОГИЧЕСКИХ МЕТОДОВ И СРЕДСТВ,
ЗАТРУДНИТЕЛЬНО ИЛИ НЕВОЗМОЖНО .
НАЗВАНИЕ «СПЕЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА»
ИСПОЛЬЗУЕТСЯ КАК МЕЖДУНАРОДНЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ТЕРМИН, КОТОРЫЙ
ПОДЧЕРКИВАЕТ ЛИЧНОСТНУЮ ОРИЕНТИРОВАННОСТЬ
(SPECIAL – ОСОБЫЙ, ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ (АНГЛ.)
Дефектоло́гия – (от лат. defectus — недостаток и греч. λόγος — учение, наука) — наука о психофизических особенностях развития детей с психическими и (или) физическими недостатками, закономерностях их обучения и воспитания.
Дефектоло́г специалист в области изучения,
обучения, воспитания и социализации
детей с особыми образовательными
потребностями
Группы отклонений
ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Вопрос о необходимости помощи лицам с нарушениями в
развитии выдвигали выдающиеся врачи и педагоги:
Ф.Пинель, Ж.-Э.-Д.-Эскироль, И.Песталоцци, О.Декроли и др.
За рубежом
Практические мероприятия по обучению, воспитанию и призрению
аномальных детей осуществлялись силами отдельных энтузиастов –
врачей-психиатров, педагогов, общественных деятелей – в трех
направлениях:
- Организация приютов для слабоумных силами благотворительных
обществ ( Е.Грачева );
2) открытие частных платных медико-педагогических учреждений
и школ для умственно отсталых детей ( И.В.Маляревский );
3) создание вспомогательных классов при обычных школах ,
а затем самостоятельных вспомогательных школ,
подведомственных городским управлениям ( М.П.Постовский )
В России
ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ
- 14 октября 1806 г. В г. Павловске около Санкт-Петербурга - открыто первое опытное училище для 12 глухонемых детей,
- 1807 г. - для слепых детей,
- 1854г – в Риге открыло образовательное учреждение для умственно отсталых.
- С 1908г. (благодаря правительственному решению о введении всеобщего начального образования) развивается сеть вспомогательных школ для умственно отсталых по всей стране
- После революции 1917г. получило особое внимание специализированное образование как государственная система обучения детей с отклонениями в развитии
www.themegallery.com
ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ
- Всеволод Петрович Кащенко ( основоположник коррекционной педагогики ) отмечал, что детская исключительность (не только склонность к правонарушениям, но и исключительность характера, исключительность интеллекта, даже физическая исключительность) в существе своем социальна.
- Бороться с нею, исцелять, лечить, корригировать ее возможно прежде всего педагогическими мероприятиями , т. е. воздействием не на организм ребенка, а на его социальную сущность
КОРРЕКЦИЯ теоретически базируется на следующих фундаментальных положениях :
- о том, что позитивно влиять на процесс развития – значит управлять ведущей деятельностью , (теория деятельности А.Н. Леонтьева);
- о зонах развития и ведущей роли социальной ситуации Л.С. Выготского,
- концепции В.Н. Мясищева, согласно которому личность является продуктом системы значимых отношений, поэтому эффективная коррекция немыслима без включения в коррекционный процесс самого ребенка и его окружения ;
- Д.Б. Эльконина о том, что коррекционный потенциал игры заключается в практике социальных отношений групповых коррекционных занятий
ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ
Л.С.Выготский (1896-1934)
– выдающийся экспериментатор, исследователь, организатор народного образования.
В своей фундаментальной монографии «История развития высших психических
функций» (1931) Л.С.Выготский ставит и решает общую проблему психического развития
ребенка в контексте соотношения биологического и социального, естественного и историчес-
кого, природного и культурного.
Большое внимание ученый уделял внимание проблемам обучения и воспитания
детей с дефектами в развитии. Он считал, что нельзя ограничиваться констатацией того,
что у умственно отсталых более низкий интеллект, слабая воля, более примитивные эмоции
и т.д. Основываясь на данных своих исследований, Л.С.Выготский выдвинул задачу найти то
здоровое, незатронутое, сохранное, что есть у умственно отсталого ребенка.
Нормативная база
Международные документы
- Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 года
- Декларация о правах инвалидов, принятая ООН от 9 декабря 1975 г
- Конвенция о правах ребенка, 20 ноября 1989 г.
- Конвенция о правах инвалидов от 13 декабря 2006 г.
- Саламанкская Декларация лиц с особыми потребностями принятая Всемирной Конференцией по образованию лиц с особыми потребностями: доступ и качество.
Принцип: « Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах»
Принцип «Государства-участники признают право инвалидов на образование . В целях реализации этого права без дискриминации и на основе равенства возможностей государства-участники обеспечивают инклюзивное образование на всех уровнях и обучение в течение всей жизни».
Нормативные документы РФ:
- Конституция Российской Федерации ;
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» 2012г.;
- Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» N 181 от 1995, 2014г.
- Федеральный закон. «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации» № 124-ФЗ от 1998.
- Концепция развития системы здравоохранения в РФ до 2020 года.
- Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации (2008–2020 годы), от 17 ноября 2008 года № 1662-р.
- Указ Президента РФ от 01.06.2012 N 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы«
- письмо Мин. здравоохранения РСФСР от 23 января 1990 г. № 22-02-08 «О медико-профилактической работе в классах выравнивания для детей с задержкой психического развития».
- Письмо Минобрнауки РФ от 18 апреля 2008 г. N АФ-150/06 «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами».
- Письмо министерства образования Российской Федерации от 16 апреля 2001 г. № 29/1524-6 " О концепции интегрированного обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья (со специальными образовательными потребностями)«
- Письмо Минобрнауки РФ от 18.04.2008 № АФ-150/06 "О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами«
- Письмо Минобрнауки РФ от 07.06.2013 г. № ИР-535/07 "О коррекционном и инклюзивном образовании детей"
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОТ 29 ДЕКАБРЯ 2012 ГОДА № 273-ФЗ «ОБ ОБРАЗОВАНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» :
Ст. 9. п Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.
Ст. 9. п. 28 Адаптированная образовательная программа - образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.
Ст. 2 п. Индивидуальный учебный план - учебный план, обеспечивающий освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося
Ст. 2 п. Инклюзивное образование - обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей
Особый ребенок
Обычный ребенок
Специальные школы
Обычные школы
Специальные педагоги
Обычные педагоги
Адаптация ребенка к единым требованиям
Обычная школа
Специальные педагоги
Все дети разные, и все могут учиться
Условия школы разные для каждого
Педагоги адаптируют обучение под потребности обучающихся
www.themegallery.com
Раздел II КоАП РФ. За нарушение или незаконное ограничение права на образование и предусмотренных законодательством об образовании прав и свобод обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, нарушение требований к организации и осуществлению образовательной деятельности образовательная организация и ее должностные лица несут административную ответственность в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях. " width="640"
Кодекс об административных правонарушениях Раздел II КоАП РФ. За нарушение или незаконное ограничение права на образование и предусмотренных законодательством об образовании прав и свобод обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, нарушение требований к организации и осуществлению образовательной деятельности образовательная организация и ее должностные лица несут административную ответственность в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Дети с ОВЗ (по классификации В.А.Лапшина и Б.П.Пузанова )
- Дети с нарушением слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие);
- Дети с нарушением зрения (слепые, слабовидящие);
- Дети с нарушением речи (логопаты);
- Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата;
- Дети с задержкой психического развития;
- Дети с умственной отсталостью;
- Дети с нарушением поведения и общения;
- Дети с комплексными нарушениями психофизического развития , с так называемыми сложными дефектами (слепоглухонемые, глухие или слепые дети с умственной отсталостью).
В зависимости от характера нарушения одни дефекты могут полностью преодолеваться в процессе развития, обучения и воспитания ребенка например, у детей третьей и шестой групп), другие лишь сглаживаться, а некоторые только компенсироваться.
ПРЕДМЕТНЫЕ ОБЛАСТИ СОВРЕМЕННОЙ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ
ОТРАСЛЬ СПЕЦИАЛЬНОЙ
ПЕДАГОГИКИ
ПРИМЕНИТЕЛЬНО К ЛИЦАМ
С НАРУШЕНИЯМИ
ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА
ОТРАСЛЬ СПЕЦИАЛЬНОЙ
ПЕДАГОГИКИ
ПРИМЕНИТЕЛЬНО К ЛИЦАМ
С НАРУШЕНИЯМИ В
ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЕ
СПЕЦИАЛЬНАЯ
ПЕДАГОГИКА
ЛОГОПЕДИЯ
(ЛИЦА СНАРУШЕНИЯМИ
РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ)
ОЛИГОФРЕНО-
ПЕДАГОГИКА
ЛИЦА СНАРУШЕНИЯМИ ИНТЕЛЛЕКТА
И С ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ
ЗАТРУДНЕНИЯМИ
ТИФЛОПЕДАГОГИКА
(НЕЗРЯЧИЕ И СЛАБОВИДЯЩИЕ)
СУРДОПЕДАГОГИКА
(ГЛУХИЕ, СЛАБОСЛЫШАЩИЕ)
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ
ЗАДАЧИ:
ИЗУЧЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ЗАКОНОМЕРНОСТЕЙ
РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ В УСЛОВИЯХ ОГРАНИЧЕННЫХ
ВОЗМОЖНОСТЕЙ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
ЦЕЛЬ:
ДОСТИЖЕНИЕ
РАЗВИВАЮЩЕЙСЯ
ЛИЧНОСТЬЮ СОЦИАЛИЗАЦИИ
И САМОРЕАЛИЗАЦИИ
(ДОСТИЖЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА С
ОВЗ МАКСИМАЛЬНО ВОЗМОЖНОЙ
САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ
И НЕЗАВИСИМОЙ ЖИЗНИ
КАК ВЫСОКОГО КАЧЕСТВА
СОЦИАЛИЗАЦИИ И
ПРЕДПОСЫЛКИ ДЛЯ
САМОРЕАЛИЗАЦИИ )
ИЗУЧЕНИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ СПЕЦИАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОС-
ТЯМИ, СУЩЕСТВУЮЩИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ
ОБРАЗОВАНИЯ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ
РАЗРАБОТКА НАУЧНЫХ ОСНОВ СОДЕРЖАНИЯ
ОБРАЗОВАНИЯ, ПРИНЦИПОВ, МЕТОДОВ, ТЕХНОЛОГИИ.
ОРГАНИЗАЦИОННЫХ УСЛОВИЙ СПЕЦИАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ.
РАЗРАБОТКА И РЕАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ, КОМПЕНСАЦИОН-
НЫХ И РЕАБИЛИТАЦИОННЫХ ПРОГРАММ ОБРАЗОВА-
НИЯ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ.
ИССЛЕДОВАНИЕ, РАЗРАБОТКА И РЕАЛИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕС-
КИХ СРЕДСТВ И МЕХАНИЗМОВ ПРОФИЛАКТИКИ ВОЗНИКНОВЕ-
НИЯ НАРУШЕНИЙ РАЗВИТИЯ.
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ
- лицо с ограниченными возможностями здоровья
- лицо с особыми образовательными
потребностями
ИНВАЛИД
лат. sorrektio) - исправление) - система специальных и общепедагогических мер, направленных на ослабление или преодоление недостатков психофизического развития и отклонений в поведении у детей и подростков.
Коррекция
(лат. comрensatio - возмещение, уравновешивание) - это сложный, многоаспектный процесс перестройки или замещения нарушенных или недоразвитых психофизиологических функций организма.
Компенсация
(лат. rehabilitatio - восстановление) - восстановление нарушенных функций организма и трудоспособности больных.
Реабилитация
(лат. habilis - быть способным к чему-либо) –
первичное формирование пострадавшей функции. Употребляется применительно к детям раннего возраста .
Абилитация
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ
Реабилитация
Медицинская
лечение недостатков,
ликвидация последнего
дефекта
Психологическая
Социальная
снятие психологических
включение ребенка
в социальную среду
комплексов, восстановление
психических
процессов
Педагогическая
восстановление
утраченных учебных
умений, навыков,
формирование
личностных
качеств
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ И КОРРЕКЦИОННОЙ ПЕДАГОГИКИ
(лат. defectus – недостаток) – физический или
психический недостаток, вызывающий нарушение нормального развития ребенка.
Дефект
(лат. deprivatio - лишение) - состояние, развивающееся
вследствие ограничения или полной блокировки важных психологических потребностей ребенка
Депривация
(лат. deviatio – сбиваться с пути) – отклонение от
нормального положения, строения.
Девиация
разрушение компенсаторных механизмов
больного человека
Декомпенсация
Дефект (лат.defectus – недостаток)
Дефект одной из функций нарушает развитие ребенка только при определенных обстоятельствах. Наличие дефекта не предопределяет аномального развития, например, нарушение зрения:
50%
50%
100%
АНОМАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ, Т.К. ИСКАЖАЕТСЯ ВОСПРИЯТИЕ ЗРИТЕЛЬНЫХ СИГНАЛОВ
АНОМАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ НЕТ , Т.К.
СОХРАНЯЕТСЯ ВОЗМОЖНОСТЬ
ВОСПРИНИМАТЬ ЗРИТЕЛЬНЫЕ СИГНАЛЫ
СПЕЦИАЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ ЛИЦ С ОВЗ (ОПФР)
Особые образовательные потребности
– это актуальные и потенциальные возможности (энергетические, когнитивные, моторные и др.), которые проявляет ребенок в процессе обучения (В.И. Лубовский) и которые определяют необходимость организации специальной психолого-педагогической помощи в развитии и обучении этих детей.
- Когнитивные (познавательная сфера) составляющие – это владение мыслительными операциями, возможности восприятия и памяти (запечатление и сохранение воспринятой информации), активный и пассивный словарь и накопленные знания и представления об окружающем мире.
- Энергетические составляющие - умственная активность и работоспособность.
- Эмоционально-волевая сфера – направленность активности ребенка, его познавательная мотивация, а также возможности сосредоточения и удержания внимания.
ЗАКОНОМЕРНОСТИ, ОБЩИЕ ДЛЯ ВСЕХ ТИПОВ АНОМАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ (Т.А.Власова, В.И.Лубовский, В.Г.Петрова, Ж.И.Шиф и др.)
- трудности во взаимодействии с окружающим миром. Все это усложняет социализацию, а, следовательно, и социальную адаптацию детей и взрослых с различными типами нарушений развития: замедляются процессы усвоения и воспроизводства социального опыта, установления межличностных отношений, благодаря которым человек учится жить совместно с другими.
- особенностями развития личности детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья : неадекватная самооценка, переоценка или недооценка собственных возможностей, способностей, достижений, что связано с замедленным формированием основных структурных компонентов личности – самосознания, эмоционально-волевой сферы, мотивации, уровня притязаний; ограничением контактов с людьми; реакцией личности на психотравмирующую ситуацию, обусловленную постепенным осознанием своей несостоятельности.
СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ НАРУШЕННОГО РАЗВИТИЯ (Лубовский В.И., 2013)
- снижение способности к приему, переработке, хранению и использованию информации, которое может наблюдаться на протяжении длительного времени или быть характерным только для определенного периода онтогенеза;
- затруднения словесного опосредствования ;
- замедление процесса формирования понятий ( у детей с нарушениями интеллекта полноценные понятия формируются выборочно. Для ряда категорий детей, например, с сенсорными нарушениями, характерно значительное отставание в становлении понятий – полноценные понятия формируются на три-пять лет позже, чем у обычных детей).
Специальные условия
Вид ОВЗ
Спец условия
Ответственное лицо
(администрация ПОО,
Педагог
Семья )
www.themegallery.com
Педагогические требования в обучении студентов с нарушением слуха
- В связи с отсутствием языкового обмена – нужна помощь сурдопереводчика , освоение педагогом дактильной речи и жестового языка.
- Организация обучения должна опираться на наглядные методы, дополнительное представление учебной информации ( опорные конспекты лекций и практических занятий, адаптированный раздаточный материал, методические рекомендации, интеллект - карты, электронные УМК ). Видео –показ в динамике, с подписями, с бегущей строкой.
- Увеличение доли практических занятий.
- Усиление межпредметных связей.
- Приоритет модульному обучению и разноуровневым заданиям.
- Временной режим – щадящий, строгая дозировка умственной и зрительной нагрузки.
- Требуются специальные средства «коммуникаторы» с текстовым вводом неоднократное повторение, причем фраза должна повторяться без изменения слов и порядка их следования;
- Коррекция произносительной стороны речи (спец.комп.программы)
Учебник или учебное пособие для обучения лиц с нарушением слуха
Можно считать адаптированным если имеются:
- пропедевтические или дополнительные разделы, фрагменты содержания, предназначенные для восполнения пробелов в знаниях, необходимых для усвоения профессионально значимой информации;
- средства актуализации знаний и личного опыта;
- четко структурированное в виде компактных модулей содержание учеб.м-ла;
- презентация структуры каждого модуля (план) и краткое его содержание;
- изложение материала простыми предложениями, без сложных грамматических конструкций, с выделением главных идей, положений, правил, требований и т.п.;
- средства активизации познавательной деятельности и мотивации учения;
- средства, направленные на развитие профессионально-значимых свойств
мышления, терминологического профессионального словаря (в каждой теме);
- задания, упражнения, обеспечивающие деятельностное усвоение и закрепление учебного материала;
- достаточное количество иллюстративного материала, с гиперссылками
Противопоказания к профессиональной деятельности для лиц с нарушениями слуха (слабослышащих)
1. Для лиц с нарушениями слуха не пригодны професси и , предполагающие слуховой контроль (настройщик аппаратуры и др.), а также не рекомендуются производства с акустической сигнализацией опасности.
2. Недостаточно точная координация и неуверенность движений, замедленная скорость выполнения отдельных движений и низкий темп деятельности в целом наряду с нарушениями вестибулярного аппарата приводят к ограничениям, связанным с работой на высоте, у непрерывно движущихся автоматических линий, а также с приборами и аппаратами, работающими под током высокого напряжения.
- Как правило, необходимость пространственной ориентации и различная деятельность, требующая дифференциации или локализации источников звуков (например, определение направления звука), развивает слуховую чувствительность. Однако повышенный уровень шума, вибрации, длительные звуковые воздействия способствуют усталости слухового анализатора и дезориентации слабослышащих в пространстве.
Противопоказания к профессиональной деятельности для лиц с нарушениями речи
- Профессиональные ограничения лиц с НР связаны с недостаточно развитой функцией коммуникации, что не позволяет выстраивать развернутые монологи и диалоги. Им противопоказаны:
- все виды преподавательской деятельности;
- профессии, требующие многочисленных и разнообразных социальных контактов;
- профессии, предъявляющие повышенные требования к грамотной письменной речи (корректор, нотариус, социальный работник, секретарь, секретарь-референт, коммерческий агент, страховой агент, агент по продаже недвижимости и т.п.).
2. В связи с нарушениями пространственной ориентации лицам с ТНР, особенно отягощенными нарушениями слуха, не рекомендуется ряд профессий, требующих сложной ориентировки и быстрого реагирования в пространстве (водительские профессии, регулировщик, диспетчер железнодорожных путей и авиалиний и т.п.).
3. При выраженных нарушениях речи также не рекомендованы профессии, связанные с необходимостью производить точные математические расчеты (бухгалтер и т.п.).
Педагогические требования обучения студентов с нарушением зрения
- Организация учебного пространства и рабочего места определяются не только остротой зрения, но и сопутствующими (двигательными, психическими и/или интеллектуальными) нарушениями в развитии. Специальное рабочее место д.б. безопасным и комфортным .
- Особые требования предъявляются к освещению рабочего места. Недопустимы резкие изменения освещенности в течение рабочего дня. Местные светильники д.б. оснащены устройствами для регулирования направления и интенсивности светового потока.
- Временной режим обучения - щадящий . Требуется строгая дозировка зрительной нагрузки. Чередовать и дозировать формы предъявления учебной информации – например: устное сообщение – работа с текстом - работа со схемой – работа с макетом (моделью), работа с аппаратурой …
- Учебные материалы д.б. адаптирован к зрительным возможностям слабовидящих ( более крупный плоскопечатный шрифт, адаптированные цветные иллюстрации с отсутствием мелких деталей и выделением четко контуров изображений).
- Необходимо наличие аудиокниг на различных носителях
Противопоказания к профессиональной деятельности для лиц с нарушениями зрения (слабовидящих)
1. Затруднения при работе с объектами, состоящими из множества деталей, со сложными механизмами или невозможность работать с такими объектами, снижение точности движений, оценки координации собственных движений и степени мышечного напряжения в процессе выполнения рабочих движений и производственных операций приводят к тому, что лицам с нарушениями зрения противопоказаны все рабочие профессии, где объектом труда являются станки, травмоопасные механизмы, механизмы, манипулирование с которыми требует скоординированности движений и зрительной ориентации (слесарь, механик, ремонтник и т.п.).
- 2. Слабовидящим свойственна замедленная скорость зрительного восприятия, поэтому им противопоказаны профессии, требующие быстрого реагирования на зрительные сигналы (оператор, диспетчер), управления движущимися механизмами, работы на конвейере.
- 3. В связи с нарушениями восприятия перспективы и глубины пространства и бинокулярного зрения не рекомендуются профессии, требующие пространственной ориентации (маркшейдеры, диспетчеры и т.п.), а также профессии, предъявляющие повышенные требования к зрительному анализатору или функции цветоощущения (декоратор, ювелир, оператор ЭВМ, корректор, преподаватель начальных классов и т.п.).
- Однако при определении профессиональной пригодности слабовидящего человека необходимо учитывать способность таких людей к компенсации, которая выражается в высокой автоматизации движений и повышенной тактильной чувствительности.
Педагогические требования
Среди всех групп инвалидов с нарушением функций ОДА можно выделить три, которым по уровню ОПФР рекомендовано дистанционное обучение :
- инвалиды с тяжелыми нарушениями манипулятивной функции рук (спастика, гиперкинез, миопатия), передвигающиеся самостоятельно или с помощью вспомогательных ортопедических средств и имеющие ПФР близкое к нормальному;
- инвалиды с поражением нижних конечностей, лишенные возможности самостоятельно передвигаться, с разборчивой речью и близким к норме или ЗПР;
- инвалиды с тяжелыми нарушениями речи (тяжелая дизартрия и анартрия) при разной степени выраженности нарушений функций верхних и/или нижних
конечностей.
- Оснащение рабочего места должно осуществляться с учетом тяжести инвалидности, обеспечивать инвалиду деятельность с незначительными или умеренными (тренирующими) нагрузками, исключать возможность ухудшения здоровья или травматизма инвалида. Элементы оборудования и мебель должны быть трансформируемыми , регулируемыми, эргономичными. Выполнение рабочих операций - в пределах зоны досягаемости.
- Временной режим обучения – щадящий, требующий чередования (смены) интеллектуальной, физической нагрузки и отдыха.
- Вспомогательные удерживающие устройства.
- Адаптированные учебные пособия, ИКТ.
Противопоказания к профессиональной деятельности для лиц с нарушениями ОДА
1. Нарушение двигательных функций у лиц с НОДА делает недоступными для них профессии, требующие развитой координации и разнообразия движений, значительных физических нагрузок (слесарь-ремонтник, фрезеровщик, монтажник, сборщик, станочник и т.п.).
2. Лица с НОДА часто проявляют особую чувствительность к интенсивным раздражителям, особенно зрительным. Зрительные нагрузки (мелькание объектов или необходимость отслеживания движущего объекта в течение длительного времени) оказывают неблагоприятное воздействие на нервную систему. Кроме того, для лиц с НОДА вредны звуковые и зрительные сигналы, имеющие ритмическую структуру (ритмические повторения).
3. Таким лицам противопоказаны работы, связанные с возможным травматизмом, работы у движущихся станков и механизмов, работы на высоте (монтажник, крановщик, слесарь и т.п.).
4. Нарушение пространственного восприятия, свойственное лицам с НОДА, накладывает ограничения в освоении профессий, требующих ориентировки в пространстве, на местности, сложных манипуляций с предметами (официант, бармен, продавец, портной, повар, кондитер, ювелир, изготовитель художественных изделий и т.п.).
Педагогические требования для обучения лиц с интеллектуальными нарушениями
- Организовать свою работу в целом они не способны, следовательно требуется присутствия в мастерских умственно полноценных специалистов.
- На предварительную ориентировку в задании затрачивается меньше времени, т.к. совершают поверхностное ознакомление без существенного анализа изделия.
- Могут четко выучить отдельное простое действие, но не устанавливают причинно-следственных или пространственно-временных связей. Опора на подражание. сложные операции разбивать на простые с использованием пошаговых технологий
- Слабое словесно-логическое мышление не способствует развитию словесно-логической памяти, следовательно на нее не стоит ориентироваться – и показ выполнения действий д.б. наглядным.
- Уч. труд должен опираться на готовый развернутый план, инструкцию (наглядную, не многословную).
- Необходимы стимулирующие методы, учащийся надеется на помощь в ходе выполнения задания (не старается запомнить), надо развивать самоконтроль
Общие приемы работы с ООВЗ
- Поэтапное разъяснение заданий
- Последовательное /пошаговое выполнение действий
- Повторение (3-5)инструкции выполнения действий
- Обеспечение мультимедийными и ТСО
- Чередование видов деятельности (не переутомлять) с Физминутками, и подготовка с мене видов деятельности
- Предоставление дополнительного времени
- Использование индивидуальных листов с упражнениями, составленными для минимального заполнения
- Индивидуальное оценивание работ (формирующее)
- Возможность переделать задание для усовершенствования
Общие приемы работы с ООВЗ
Компенсирующие элементы (средствам) реабилитационного пространства :
- *любовь к ребенку (забота, гуманное отношение, душевное тепло и ласка)
- *понимание детских трудностей и проблем; принятие ребенка таким, какой он есть, со всеми его достоинствами и недостатками
- *сострадание, участие, необходимую помощь
- *обучение элементам саморегуляции (учись учиться, учись владеть собой).
- * использование ориентировочной основы действий (опорных сигналов) формулирование определений по установленному образцу, применение алгоритмов, взаимообучение, диалогические методики, дополнительные упражнения, оптимальность темпа с позиции полного усвоения и др.
Педагогические требования
- Организация учебного пространства и рабочего места должна жестко соответствовать всем санитарно-гигиеническим требованиям.
- Временной режим обучения - щадящий. Требуется чередование умственной и физической нагрузки для того, чтобы избежать чрезмерного переутомления обучающегося.
- Технические средства обеспечения комфортного доступа к образованию – те же, что и при организации дистанционных курсов для обучающихся без ограничений в здоровье.
- Учебные материалы (учебники, рабочие тетради и дидактические материалы) – те же, что у обучающихся без ограничений в здоровье.
Общие условия
- непрерывность и преемственность комплексной коррекционной работы в учреждениях общего, специального и профессионального образования;
- вариативность моделей и условий профессиональной реабилитации лиц с ОВЗ на основе учета их индивидуальных психофизических особенностей, образовательных потребностей, интересов и склонностей;
- создание в СПО образовательно-реабилитационной среды , учитывающей специальные образовательные потребности данной группы обучающихся и отражающей специфику их профессионального обучения;
- оптимистический прогноз в проектировании индивидуального
образовательного маршрута всех и каждого обучающегося с ОВЗ.
Специальные образовательные условия для лиц с ОВЗ
- медицинская (лечебная и профилактическая) помощь;
- подготовка детей к овладению обрзовательной программой путем пропедевтических занятий (т.е. формирование у них необходимых знаний)
- Формирование познавательной мотивации и положительного отношения к учению;
- замедленный темп усвоения новых знаний;
- меньший объем «порций» преподносимых знаний, а также всех инструкций и высказываний педагогов с учетом того, что закон «магического числа 7±2» для детей с недостатками развития не действует, т.е. объем запоминаемой информации у них меньше;
- Использование наглядности в разных ее формах, включение практической деятельности, применение на доступном уровне проблемного подхода;
- При организация занятий избегать утомления детей;
- максимальное ограничение посторонней по отношению к учебному процессу стимуляции;
- контроль понимания детьми всего, особенно вербального, учебного материала;
- ситуация обучения должна строиться с учетом сенсорных возможностей ребенка, что означает оптимальное освещение рабочего места, наличие звукоусиливающей аппаратуры и т.д.
Коррекционные технологии
- Арттерапия
- Сказкотерапия
- Куклотерапия
- Музыкатерапия
- Иппотерапия, дельфинотерапия, кинолготерапия
- Аутотренинги
ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ИСТОЧНИКИ
- Гонеев А.Д. Основы коррекционной педагогики [Текст]: / А.Д. Гонеев. - М.. 2007.
- Дефектологический словарь [Текст]. – М., 1970.
- Пузанов Б.П., Селиверстов В.И. Коррекционная педагогика: Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии [Текст] / Б.П. Пузанов, В.И. Селиверстов - М., 2002.
- Специальная педагогика [Текст] /Под ред. Н.М.Назаровой. – 2-е изд., -М., 2002.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ !