СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка открытого урока по столярному делу для учащихся воспитанников 8 класса. Тема: «Токарные работы. Изготовление ручки на стамеску».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока:

Коррекционно-образовательная

  • ознакомить учащихся с особенностями и правилами установки заготовки на токарный станок по дереву;

  • ознакомить учащихся с основными инструментами, используемыми для токарных работ по дереву;

  • правилам безопасной работы столярным инструментом.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка открытого урока по столярному делу для учащихся воспитанников 8 класса. Тема: «Токарные работы. Изготовление ручки на стамеску».»

Государственное казенное общеобразовательное учреждение Ростовской области «Красносулинская специальная школа-интернат № 1».











Методическая разработка открытого урока по столярному делу

для учащихся воспитанников 8 класса.


Тема: «Токарные работы. Изготовление ручки на стамеску».














Подготовил и провел учитель

Борисов А. В.















2023 – 2024 уч. год


Тема: Токарные работы. Изготовление ручки на стамеску.


Цель урока:

Коррекционно-образовательная

  • ознакомить учащихся с особенностями и правилами установки заготовки на токарный станок по дереву;

  • ознакомить учащихся с основными инструментами, используемыми для токарных работ по дереву;

  • правилам безопасной работы столярным инструментом.

Коррекционно-развивающая: 

  • формировать навыки владения разметочным и столярным инструментом;

  • развитие мышления, речи, усложнение и обогащение словарного запаса;

  • развитие мелкой моторики в процессе выполнения практической работы.

Коррекционно-воспитательная:

  • воспитывать ответственное отношение к выполнению работы;

  • бережное отношение к оборудованию и приспособлениям, экономно использовать материалы;

  • прививать любовь к Родине и родному краю;

  • формировать уважительное отношение друг к другу.

Тип урока.

 Комбинированный.

Формы обучения.

 Фронтальные, групповые, индивидуальные.

Методы обучения.

 Информационно – сообщающий, объяснительный, инструктивно – практический.


Ход урока


  1. Организационная часть.

Приветствие, проверка внешнего вида учащихся, организация рабочих мест, создание рабочего настроя. Надпись на доске - «РАБОТА, КОТОРУЮ МЫ ДЕЛАЕМ ОХОТНО, - ИСЦЕЛЯЕТ БОЛИ»

Шекспир В.

Ребята как вы понимаете это высказывание?


  1. Повторение пройденного материала.

  • Перечислите основные части токарного станка по дереву?

  • Какую древесину нельзя использовать для точения?

  • Расскажите правила Т.Б. при работе на токарном станке по дереву?

  • Какой из центров передает вращение заготовке, а какой ее только удерживает?


  1. Сообщение нового материала урока.

Ребята, вы уже знаете, какой это станок. Да правильно, это токарный станок по дереву. С древних времен люди изготавливали себе точеную кухонную утварь, предметы обихода, украшения, мебель и т.д. С тех пор станки очень изменились, но суть точения та же. Это - механическая обработка вращающихся заготовок с помощью резцов.

Точение древесины начинается с выбора и подготовки заготовки для точения. На этом занятии мы с вами научимся устанавливать заготовку в токарный станок и производить черновую, первичную обработку древесины с помощью полукруглой токарной стамески (рейера). А так же по заданному размеру изготовим цилиндр, заготовку для наших ручек на стамески. Цилиндр вытачивается плоской стамеской для чистовой обработки древесины (косяк или майсель). Замеры толщины заготовки производятся на выключенном станке, штангенциркулем.

Давайте для начала посмотрим небольшой ролик, по ходу просмотра останавливаем картинку и разбираемся. Отвечаю на вопросы, если они возникли.

Вопросы для закрепления:

- Какие основные токарные стамески вы знаете?

- Почему у токарных резцов по дереву длинные ручки?

- Что такое - штангенциркуль и для чего он используется?

IV. Физминутка.

Свеча” Исходное положение – сидя за партой. Представьте, что перед вами стоит большая свеча. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь одним выдохом задуть свечу. А теперь представьте перед собой 5 маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и задуйте эти свечи маленькими порциями выдоха.

Снеговик” Представьте, что каждый из вас только что слепленный снеговик. Тело твердое, как замерзший снег. Пришла весна, пригрело солнце, и снеговик начал таять. Сначала “тает” и повисает голова, затем опускаются плечи, расслабляются руки и т. д.

Дерево” Исходное положение – сидя на корточках. Спрятать голову в колени, обхватить их руками. Представьте, что вы - семечко, которое постепенно прорастает и превращается в дерево. Медленно поднимитесь на ноги, затем распрямите туловище, вытяните руки вверх. Затем напрягите тело и вытянитесь. Подул ветер – вы раскачиваетесь, как дерево.

  1. Практическая работа.

Перед работой повторим технику безопасности.

Техника безопасности при работе на токарном станке по дереву.

ОПАСНОСТИ В РАБОТЕ

  1. Ранение глаз отлетающей стружкой.

  2. Ранение рук при прикосновении их к обрабатываемой детали.

  3. Ранение осколками плохо склеенной древесины, косослойной, суковатой.

ДО НАЧАЛА РАБОТЫ

  1. Правильно надеть спецодежду.

  2. Проверить надежность крепления защитного кожуха ременной передачи.

  3. Осмотреть надежность присоединения заземления к корпусу станка.

  4. Проверить, нет ли в заготовке сучков и трещин, после закрепить ее на станке.

  5. Установить подручник с зазором 2-3 мм. от заготовки и закрепить его на высоте центровой линии или на 5мм. ниже.

  6. Проверить исправность режущего инструмента.

  7. Проверить станок на холостом ходу

  8. Перед началом работы надеть защитные очки.

ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ

  1. Подачу резца на заготовку следует производить только после того, как рабочий вал наберет обороты.

  2. Стержень резца всегда опирается на подручник. Лезвие пяткой прикасается к заготовке, осторожно поднимаем вверх ручку резца, пока режущая кромка не врежется в древесину.

  3. Своевременно подвигать подручник к обрабатываемой детали.

ВО ИЗБЕЖАНИЕ ТРАВМ ЗАПРЕЩАЕТСЯ

  1. Близко наклонять голову к станку.

  2. Передавать и принимать предметы через работающий станок.

  3. Делать замеры на вращающейся заготовке.

  4. Останавливать станок путем торможения рукой обрабатываемой детали.

  5. Отходить от станка не выключив его.

ПОСЛЕ ОКОНЧАНИЯ РАБОТЫ

  1. Уложить на свои места инструменты.

  2. Щеткой удалить стружку со станка, сдувать стружку ртом нельзя.

  3. Сдать станок учителю.

Технологическая карта на изготовление ручки на стамеску.


  1. Выбрать древесину для точения и разметить центра на торцах заготовки.

  2. С помощью поводкового центра делаем осевое углубление по разметке.

  3. Устанавливаем заготовку на токарный станок по дереву.

  4. На малых оборотах производим черновую обработку заготовки.

  5. Вытачиваем цилиндрическую заготовку диаметром 30мм.



Под контролем учителя, ученики выбирают себе заготовку для будущего изделия. Размечают и устанавливают на станок. По команде учителя производят пробный пуск станка. Производится черновая обработка заготовки с постоянным контролем зазора между подручником и изделием. Обтачиваем заготовку, останавливая станок и делая замеры штангенциркулем, доводим диаметр до 30 мм.

Вмешательство учителя минимально.



VI. Итог урока.

В конце урока обучающиеся воспитанники отвечают на вопросы теста.


Проводится анализ проделанной работы, выявление возможного брака, его причины и способы устранения. Оценка качества готовых изделий. Выставляются оценки за тесты и за практическую работу.

Уборка рабочих мест.




















ТЕСТ – КАРТА

Определения уровня знаний обучающихся

8 класса (столярное дело).

Внимание!!!

Из трех вариантов ответа выберете верный и поставьте нужную букву в графе «Верный ответ».


Вопрос

Варианты ответа

Верный ответ

1

Какого цвета кнопка отключения на любом станке?

а) зеленого;

б) черного;

в) красного;


2

При работе на токарном станке обязательно надевают:

а) очки;

б) рукавицы;

в) галстук;


3

Как называется деталь, по которой движется ремень привода токарного станка?

а) подручник;

б) шкив;

в) планшайба;


4

Какой детали нет в токарном станке?

а) станина;

б) колодка;

в) бабка;


5

Чем замеряют толщину детали при работе на токарном станке?

а) майсель;

б) рейер;

в) штангенциркуль;




КЛЮЧ: 1 – В; 2 – А; 3 – Б; 4 – Б; 5 – В.




VII. Самоанализ.


Сегодняшний урок проходил в восьмом классе. Это четвертое занятие в двадцати восьми часовом блоке уроков по теме «Токарные работы». Его цель – ознакомить учащихся с технологией ознакомить учащихся с особенностями и правилами установки заготовки на токарный станок по дереву, с основными инструментами, используемыми для токарных работ по дереву. Правилам безопасной работы столярным инструментом.

К обучающим задачам урока я отнес:

формирование навыков безопасной работы ручным столярным инструментом, умения планировать последовательность выполнения трудовых операций, развитие способностей акцентировать внимание на конкретных задачах.

К развивающим задачам - формировать навыки владения разметочным и столярным инструментом, развитие мышления, речи, усложнение и обогащение словарного запаса. Развитие мелкой моторики в процессе выполнения практической работы.

К воспитательным задачам - воспитывать ответственное отношение к выполнению работы, бережное отношение к оборудованию и приспособлениям. Экономно использовать материалы. Прививать любовь к Родине и родному краю. Формировать уважительное отношение друг к другу.

По типу это комбинированный урок.

Чтобы решить цель урока, я подобрал вопросы и задания, которые помогли реализовать задуманное.

Материал урока оказался интересным для воспитанников, т. к. мотивация возымела действие. Мною использовались наглядно – объяснительные методы обучения, потому что они более доступны к пониманию.

 Использовал индивидуальный подход к воспитанникам, чтобы закрепить полученные знания выполнялась практическая работа, задавались наводящие вопросы. Особое внимание мною на уроках уделяется соблюдению правил техники безопасности при работе на станках, применению здоровье - сберегающих технологий.

Руководство учителя при выполнении заданий было инструктирующим.

Обучающиеся воспитанники имели возможность выбора самостоятельно.

Мне удалось уложиться во времени. Распределение времени было рациональным. Темп урока средний. Мне было легко вести урок, ученики быстро включились в работу.

Цель урока можно считать достигнута, план урока выполнен, материал усвоен. В целом урок можно считать обучающим, воспитывающим, коррекционным.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!