МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ федеральное государственное АВТОНОМНОЕ образовательное учреждение высшего образования «Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ» |
Димитровградский инженерно-технологический институт – филиал федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ» (ДИТИ НИЯУ МИФИ) |
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПО СОО.01.01 РУССКИЙ ЯЗЫК
Разработчик: Рагозина Наталья Анатольевна,
преподаватель техникума ДИТИ НИЯУ МИФИ
Тема: «Лексикология и фразеология. Лексические нормы».
Тип занятия: изучение нового материала.
Цели обучения:
Определять изобразительно-выразительные средства лексики.
Анализировать и характеризовать высказывания (в том числе собственные) с точки зрения соблюдения лексических норм современного русского литературного языка.
Соблюдать лексические нормы.
Характеризовать и оценивать высказывания с точки зрения уместности использования стилистически окрашенной и эмоционально-экспрессивной лексики.
Цели развития: способствовать формированию универсальных учебных действий (УУД):
УУД 2. .Смыслообразование (мотивация и определение границ собственного знания и незнания);
УУД 6. Рефлексия (анализ собственной деятельности, определение проблем и трудностей);
УУД 7 Поиск и работа с информацией, текстами учебников и иной литературы;
УУД 9. Моделирование и структурирование информации (составление схемы, таблицы, решение практических задач);
УУД 10. Планирование сотрудничества и его организация;
УУД 12. Умение выражать собственные мысли.
Цели воспитания: способствовать формированию воспитательного потенциала обучающихся:
В1. Духовно-нравственное развитие на основе традиционной национальной системы ценностей (духовных, этических, эстетических, интеллектуальных, культурных и др.
В2. Формирование этического мышления и профессиональной ответственности ученого.
В3. Формирование личностно-центрированного подхода в профессиональной коммуникации, когнитивно-поведенческих и практико-ориентированных навыков, основанных на общероссийских традиционных ценностях.
В10. Воспитание эстетических интересов и потребностей.
Методы:
- технология РКМЧП, интеграция.
Средства: наглядный материал в виде видеоролика и презентации, технические средства обучения (для демонстрации видеоролика и презентации).
Время проведения: 45 минут.
Место проведения: 27 кабинет.
Ход занятия.
№. | Этапы учебного занятия | Содержание и методы обучения | Время, мин | Средства обучения |
1. | Организационное начало | Приветствие обучающихся, Проверка присутствующих и готовность к занятию. | 2 | |
2. | Мотивация учебной деятельности | Вступительное слово преподавателя. Совместное формулирование темы занятия и сообщение целей занятия: технология РКМЧП (зрительное и слуховое восприятие видеоролика, его анализ и формулировка основной темы) | 5 | Видеоролик по теме занятия, технические средства обучения (для демонстрации видеоролика). |
3. | Изложение нового учебного материала | Методы: технология РКМЧП (информационная переработка текста: распределение слов по группам, творческая работа с текстом); интеграция (междисциплинарные связи русского языка и литературы) Вопросы: Понятия: эмоционально окрашенная лексика, тропы, фразеологизм, афоризм. Виды эмоционально окрашенной лексики Использование эмоционально окрашенной лексики, тропов и фразеологизмов в речи. Афоризмы из литературных произведений. | 30 | Презентация, технические средства обучения (для демонстрации презентации). |
4. | Рефлексия | Вопросно-ответная форма работы с обучающимися: Какой фразеологизм наиболее соответствует вашему состоянию на уроке? | 5 | Фразеологизмы для рефлексии |
5. | Подведение итогов занятия | Оценка работы группы. Заключительное слово преподавателя. | 3 | |
Ход занятия:
Организационное начало (приветствие, проверка готовности обучающихся к уроку). СЛАЙД 1
Мотивация учебной деятельности:
1) Просмотр видеоролика «Ералаш «Почему мы так говорим»»
2) Вступительное слово преподавателя:
- Слова какой лексической группы использует герой «Ералаша»? (жаргонизмы). Давайте вспомним, что такое жаргон и жаргонизмы?
СЛАЙД 2
Жаргон – это речь какой-нибудь социальной или иной объединенной общими интересами группы, содержащая много слов и выражений, отличных от общего языка, в том числе искусственных, иногда условных.
Жаргонизм – жаргонное слово или выражение. (Толковый словарь С.И.Ожегова).
Одним из видов жаргона является молодежный жаргон. Его то мы и слыщали в видеоролике.
Нередко и вы в своей жизни его используете.
СЛАЙД 3.
Нужно ли использовать жаргонизмы? (Нет, потому что они засоряют нашу речь, делают ее грубой, а кроме того непонятной для представителей других социальных групп, например, старшего поколения.)
Согласитесь, что в речи культурного человека не должно быть места жаргонизмам. Это и отличает воспитанного образованного человека. Однако жаргонизмы — очень яркие слова. Их часто используют писатели для создания определённой атмосферы. В романе Л. Н. Толстого «Война и мир» подобные слова в большом количестве приводятся при описании охоты. Известно, что у охотников был свой особый язык. Поскольку он мог быть непонятным большому кругу читателей, автору пришлось в скобках давать специальные пояснения.
СЛАЙД 4
Итак, мы пришли к выводу, что словом можно не только передать информацию, но и определенные эмоции и чувства. Эмоционально-оценочная лексика - это и будет содержанием нашего занятия. Записываем в тетрадь тему и содержание занятия.
СЛАЙД 5
Цели нашего занятия.
СЛАЙД 6
Изложение нового учебного материала:
Объяснение преподавателем нового материала – эмоционально окрашенные слова:
Мы все испытываем эмоции. И эмоции, конечно, отражаются в словах, которые мы употребляем. Большую часть времени мы находимся в спокойном и довольно доброжелательном состоянии. При этом каких-то сильных переживаний мы не испытываем. Такими же спокойными обычно являются наши слова. Обычно они не передают каких-то конкретных эмоций. Поэтому такие слова можно использовать с любыми эмоциями.
Например, слово «диктант» позволяет изобразить целую палитру эмоций!
СЛАЙД 7
Однако некоторые слова выражают отношение людей к предметам или явлениям.
В этих словах уже заложены эмоции. И их непросто изменить.
СЛАЙД 8
Итак, лексика русского языка делится на 2 группы: нейтральная и эмоционально окрашенная. (схему под запись в тетрадь).
СЛАЙД 9
Эмоционально окрашенная лексика может быть положительной (выражать положительные эмоции: любовь, радость, умиление, восторг) и отрицательной (выражать отрицательные эмоции: злость, презрение, неодобрение, ненависть)
СЛАЙД 10
Закрепление теории, выполнение упражнения:
Дополните схему примерами, распределив слова по 3 столбикам: 1) нейтральная лексика; 2) эмоционально окрашенные слова с положительной оценкой; 3) эмоционально окрашенные слова с отрицательной оценкой
СЛАЙД 11
Упражнение:
Дерево, бабуля, река, разгильдяй, тихий, землетрясение, снегирь, бездарь, подхалим, кактус, домище, котеночек, мамочка, прыжок, оболтус, самопожертвование, козлёночек, грошовый, прогульщик, брюзга, брюква, бусинка, дрыхнуть, красавица, восхождение, хиляк.
нейтральная лексика | эмоционально окрашенные слова с положительной оценкой | эмоционально окрашенные слова с отрицательной оценкой |
Дерево Река Тихий Землетрясение Снегирь Кактус Прыжок Брюква | Бабуля Котеночек Мамочка Самопожертвование Козленочек Бусинка Красавица Восхождение | Разгильдяй Бездарь Подхалим Оболтус Грошовый Прогульщик Брюзга Дрыхнуть хиляк |
Даже имя человека может выразить наше эмоциональное отношение к нему. Запишите свое имя в трех разных формах (Например, Наташа, Наташка, Наташенька).
Художественно-выразительные средства (тропы):
- Итак, мы убедились, что слова могут не только называть предметы и явления, но и выражают наши эмоции и чувства. Какие еще средства лексики делают нашу речь более выразительной? (Тропы)
Перед вами текст. Он передает определенную информацию, но достаточно «сухой» и невыразительный. «Раскрасьте» этот текст тропами.
СЛАЙД 12
Было летнее утро. Солнце светило высоко в небе, на полях была роса, было прохладно, в лесу пели птицы.
А вот как это сделал Тургенев.
СЛАЙД 13
Было тихое летнее утро. Солнце уже давно высоко стояло на чистом небе; но поля еще блестели росой, из давно проснувшейся долины веяло душистой свежестью, и в лесу, еще сыром и не шумном, весело распевали весенние птички… (Тургенев «Рудин»)
Фразеологизмы:
Более эмоциональной и выразительной нашу речь делают не только отдельные слова, но и фразеологизмы. Запись в тетрадь определения фразеологизма.
СЛАЙД 14
Отдельную группу фразеологизмов составляют афоризмы. Запись в тетрадь определения афоризма.
СЛАЙД 15
Попробуйте угадать писателя и произведение по афоризму
СЛАЙДЫ 16 – 25
На экране презентация с текстом афоризма, по которому обучающиеся угадывают автора и произведение:
- «Счастливые часов не наблюдают» (А.С. Грибоедов «Горе от ума»)
- «Быть можно дельным человеком и думать о красе ногтей» (А.С. Пушкин «Евгений Онегин»)
- «Счастье - как здоровье: когда его не замечаешь, значит, оно есть» (И.С. Тургенев)
- «Красота спасет мир» (Ф.М. Достоевский «Идиот»)
- «В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли» (А.П. Чехов «Дядя Ваня»)
Рефлексия
Каждому обучающемуся предлагается выбрать фразеологизм, наиболее соответствующий их состоянию на уроке:
СЛАЙД 26
Хлопать ушами
Набрать в рот воды
Трудиться не покладая рук
Бить баклуши
Заговаривать зубы соседу
Витать в облаках
Клевать носом
Зарубить себе на носу
Точить лясы
Писать как курица лапой
Строить глазки
Играть первую скрипку
Строить глазки
Подведение итогов занятия:
Оценка работы группы. Заключительное слово преподавателя.
СЛАЙД 27