СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка открытого урока по учебной дисциплине СОО.01.01 Русский язык по теме «Лексикология и фразеология. Лексические нормы»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка включает в себя цели, методы и приемы, используемые на уроке; план урока; основные этапы и подробное описание хода занятия. Основное содержание урока - эмоционально окрашенная лексика. К уроку прилагается презентация. 

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка открытого урока по учебной дисциплине СОО.01.01 Русский язык по теме «Лексикология и фразеология. Лексические нормы»»




МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

федеральное государственное АВТОНОМНОЕ образовательное учреждение высшего образования

«Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ»

Димитровградский инженерно-технологический институт –

филиал федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования

«Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ»

(ДИТИ НИЯУ МИФИ)



МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПО СОО.01.01 РУССКИЙ ЯЗЫК

Разработчик: Рагозина Наталья Анатольевна,

преподаватель техникума ДИТИ НИЯУ МИФИ


Тема: «Лексикология и фразеология. Лексические нормы».

Тип занятия: изучение нового материала.

Цели обучения:

  1. Определять изобразительно-выразительные средства лексики.

  2. Анализировать и характеризовать высказывания (в том числе собственные) с точки зрения соблюдения лексических норм современного русского литературного языка.

  3. Соблюдать лексические нормы.

  4. Характеризовать и оценивать высказывания с точки зрения уместности использования стилистически окрашенной и эмоционально-экспрессивной лексики.

Цели развития: способствовать формированию универсальных учебных действий (УУД):

УУД 2. .Смыслообразование (мотивация и определение границ собственного знания и незнания);

УУД 6. Рефлексия (анализ собственной деятельности, определение проблем и трудностей);

УУД 7 Поиск и работа с информацией, текстами учебников и иной литературы;

УУД 9. Моделирование и структурирование информации (составление схемы, таблицы, решение практических задач);

УУД 10. Планирование сотрудничества и его организация;

УУД 12. Умение выражать собственные мысли.

Цели воспитания: способствовать формированию воспитательного потенциала обучающихся:

В1. Духовно-нравственное развитие на основе традиционной национальной системы ценностей (духовных, этических, эстетических, интеллектуальных, культурных и др.

В2. Формирование этического мышления и профессиональной ответственности ученого.

В3. Формирование личностно-центрированного подхода в профессиональной коммуникации, когнитивно-поведенческих и практико-ориентированных навыков, основанных на общероссийских традиционных ценностях.

В10. Воспитание эстетических интересов и потребностей.

Методы:

- технология РКМЧП, интеграция.

Средства: наглядный материал в виде видеоролика и презентации, технические средства обучения (для демонстрации видеоролика и презентации).

Время проведения: 45 минут.

Место проведения: 27 кабинет.


Ход занятия.

№.

Этапы учебного занятия

Содержание и методы обучения

Время, мин

Средства

обучения

1.

Организационное начало

Приветствие обучающихся, Проверка присутствующих и готовность к занятию.

2


2.

Мотивация учебной деятельности

Вступительное слово преподавателя.

Совместное формулирование темы занятия и сообщение целей занятия: технология РКМЧП (зрительное и слуховое восприятие видеоролика, его анализ и формулировка основной темы)

5

Видеоролик по теме занятия, технические средства обучения (для демонстрации видеоролика).

3.

Изложение нового учебного материала

Методы: технология РКМЧП (информационная переработка текста: распределение слов по группам, творческая работа с текстом); интеграция (междисциплинарные связи русского языка и литературы)

Вопросы:

  1. Понятия: эмоционально окрашенная лексика, тропы, фразеологизм, афоризм.

  2. Виды эмоционально окрашенной лексики

  3. Использование эмоционально окрашенной лексики, тропов и фразеологизмов в речи.

  4. Афоризмы из литературных произведений.

30

Презентация, технические средства обучения (для демонстрации презентации).

4.

Рефлексия

Вопросно-ответная форма работы с обучающимися:

Какой фразеологизм наиболее соответствует вашему состоянию на уроке?

5

Фразеологизмы для рефлексии

5.

Подведение итогов занятия

Оценка работы группы. Заключительное слово преподавателя.

3






















Ход занятия:

  1. Организационное начало (приветствие, проверка готовности обучающихся к уроку). СЛАЙД 1

  2. Мотивация учебной деятельности:

1) Просмотр видеоролика «Ералаш «Почему мы так говорим»»

2) Вступительное слово преподавателя:

- Слова какой лексической группы использует герой «Ералаша»? (жаргонизмы). Давайте вспомним, что такое жаргон и жаргонизмы?


СЛАЙД 2

Жаргон – это речь какой-нибудь социальной или иной объединенной общими интересами группы, содержащая много слов и выражений, отличных от общего языка, в том числе искусственных, иногда условных.

Жаргонизм – жаргонное слово или выражение. (Толковый словарь С.И.Ожегова).


Одним из видов жаргона является молодежный жаргон. Его то мы и слыщали в видеоролике.

Нередко и вы в своей жизни его используете.

СЛАЙД 3.


Нужно ли использовать жаргонизмы? (Нет, потому что они засоряют нашу речь, делают ее грубой, а кроме того непонятной для представителей других социальных групп, например, старшего поколения.)

Согласитесь, что в речи культурного человека не должно быть места жаргонизмам. Это и отличает воспитанного образованного человека. Однако жаргонизмы — очень яркие слова. Их часто используют писатели для создания определённой атмосферы.  В романе Л. Н. Толстого «Война и мир» подобные слова в большом количестве приводятся при описании охоты. Известно, что у охотников был свой особый язык. Поскольку он мог быть непонятным большому кругу читателей, автору пришлось в скобках давать специальные пояснения.

СЛАЙД 4


Итак, мы пришли к выводу, что словом можно не только передать информацию, но и определенные эмоции и чувства. Эмоционально-оценочная лексика - это и будет содержанием нашего занятия. Записываем в тетрадь тему и содержание занятия.

СЛАЙД 5


Цели нашего занятия.

СЛАЙД 6


  1. Изложение нового учебного материала:

  1. Объяснение преподавателем нового материала – эмоционально окрашенные слова:

Мы все испытываем эмоции. И эмоции, конечно, отражаются в словах, которые мы употребляем. Большую часть времени мы находимся в спокойном и довольно доброжелательном состоянии. При этом каких-то сильных переживаний мы не испытываем. Такими же спокойными обычно являются наши слова. Обычно они не передают каких-то конкретных эмоций. Поэтому такие слова можно использовать с любыми эмоциями.

Например, слово «диктант» позволяет изобразить целую палитру эмоций!



СЛАЙД 7

Однако некоторые слова выражают отношение людей к предметам или явлениям.

В этих словах уже заложены эмоции. И их непросто изменить.

СЛАЙД 8



Итак, лексика русского языка делится на 2 группы: нейтральная и эмоционально окрашенная. (схему под запись в тетрадь).

СЛАЙД 9



Эмоционально окрашенная лексика может быть положительной (выражать положительные эмоции: любовь, радость, умиление, восторг) и отрицательной (выражать отрицательные эмоции: злость, презрение, неодобрение, ненависть)



СЛАЙД 10



  1. Закрепление теории, выполнение упражнения:

Дополните схему примерами, распределив слова по 3 столбикам: 1) нейтральная лексика; 2) эмоционально окрашенные слова с положительной оценкой; 3) эмоционально окрашенные слова с отрицательной оценкой



СЛАЙД 11

Упражнение:

Дерево, бабуля, река, разгильдяй, тихий, землетрясение, снегирь, бездарь, подхалим, кактус, домище, котеночек, мамочка, прыжок, оболтус, самопожертвование, козлёночек, грошовый, прогульщик, брюзга, брюква, бусинка, дрыхнуть, красавица, восхождение, хиляк.

нейтральная лексика

эмоционально окрашенные слова с положительной оценкой

эмоционально окрашенные слова с отрицательной оценкой

Дерево

Река

Тихий

Землетрясение

Снегирь

Кактус

Прыжок

Брюква

Бабуля

Котеночек

Мамочка

Самопожертвование

Козленочек

Бусинка

Красавица

Восхождение

Разгильдяй

Бездарь

Подхалим

Оболтус

Грошовый

Прогульщик

Брюзга

Дрыхнуть

хиляк



Даже имя человека может выразить наше эмоциональное отношение к нему. Запишите свое имя в трех разных формах (Например, Наташа, Наташка, Наташенька).



  1. Художественно-выразительные средства (тропы):

- Итак, мы убедились, что слова могут не только называть предметы и явления, но и выражают наши эмоции и чувства. Какие еще средства лексики делают нашу речь более выразительной? (Тропы)

Перед вами текст. Он передает определенную информацию, но достаточно «сухой» и невыразительный. «Раскрасьте» этот текст тропами.

СЛАЙД 12

Было летнее утро. Солнце светило высоко в небе, на полях была роса, было прохладно, в лесу пели птицы.



А вот как это сделал Тургенев.

СЛАЙД 13

Было тихое летнее утро. Солнце уже давно высоко стояло на чистом небе; но поля еще блестели росой, из давно проснувшейся долины веяло душистой свежестью, и в лесу, еще сыром и не шумном, весело распевали весенние птички… (Тургенев «Рудин»)



  1. Фразеологизмы:

Более эмоциональной и выразительной нашу речь делают не только отдельные слова, но и фразеологизмы. Запись в тетрадь определения фразеологизма.

СЛАЙД 14

Отдельную группу фразеологизмов составляют афоризмы. Запись в тетрадь определения афоризма.

СЛАЙД 15

Попробуйте угадать писателя и произведение по афоризму

СЛАЙДЫ 16 – 25

На экране презентация с текстом афоризма, по которому обучающиеся угадывают автора и произведение:


- «Счастливые часов не наблюдают» (А.С. Грибоедов «Горе от ума»)

- «Быть можно дельным человеком и думать о красе ногтей» (А.С. Пушкин «Евгений Онегин»)

- «Счастье - как здоровье: когда его не замечаешь, значит, оно есть» (И.С. Тургенев)

- «Красота спасет мир» (Ф.М. Достоевский «Идиот»)

- «В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли» (А.П. Чехов «Дядя Ваня»)



  1. Рефлексия

Каждому обучающемуся предлагается выбрать фразеологизм, наиболее соответствующий их состоянию на уроке:

СЛАЙД 26

Хлопать ушами

Набрать в рот воды

Трудиться не покладая рук

Бить баклуши

Заговаривать зубы соседу

Витать в облаках

Клевать носом

Зарубить себе на носу

Точить лясы

Писать как курица лапой

Строить глазки

Играть первую скрипку

Строить глазки


  1. Подведение итогов занятия:

Оценка работы группы. Заключительное слово преподавателя.

СЛАЙД 27




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!