Министерство образования и науки РК БПОУ РК «Политехнический техникум»
Методическая разработка
Открытого урока
«Подвиг юных героев»,
Посвященного 74-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне
Разработал и провел:
Преподаватель истории
и обществознания
____________ /Люлякин О.А./
г.Лагань, 2019 г.
Дата урока: 24.05.2019 г.
Цели урока:
- сформировать представление о войне как носителе смерти, бедствий, горя;
- расширить знания обучающихся о Великой Отечественной войне;
- развитие представления о том, что дети больше всех пострадали от войн;
- воспитание гражданственности и патриотизма.
- развивать творческие и организаторские способности каждого студента
Задачи урока:
-воспитывать гордость за своих сверстников в годы войны, любовь к Родине, своему народу.
- показать важную роль детей и подростков в приближении Дня Победы
- познакомить детей с юными героями Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.
Тип урока: открытый урок - обобщение и углубление знаний
Вспомогательное оборудование и атрибутика:
- Мультимедийный экран, компьютер, колонки
- Презентация
- Фотографии, плакаты по тематике урока
Источники:
http://www.all4heroes.ru/golikov.php
http://www.informatics.ru/mshp/works/heroies_gpw/kotik.htm
http://ru.wikipedia.org/wiki
http://www.all4heroes.ru/portnova.php
5.
http://www.9maya.ru/page,1,3,650-minuta-molchaniya-zvuk-metronoma-v
mp3.html звук метронома
http://www.pakhmutova.ru/songs/wrpe.shtm «Песня о пионерах-героях»
Музыка А. Пахмутовой, слова Н. Добронравова (ноты и слова)
myshared.ru›Герои войны
Классный час "Дети-герои Великой Отечественной войны« // festival.1september.ru2. Беларусь в Вов 1941-1945 г.г. // war-psu.ucoz.ru3. wikipedia.org
В сопровождении песни «Пионеры-герои» (музыка: А. Пахмутова, слова: Н. Добронравов) начинается открытый урок.
Ход Урока (сценарий):
Тем, кто сквозь годы войны
Пронес великое знамя победы!
Тем, кто, рискуя жизнью своей,
Отстоял мир и счастье на Земле!
Тем, кого навсегда унесла война,
Посвящается…
Володя
Июнь. Клонился к вечеру закат.
И теплой ночи разливалось море.
И раздавался звонкий смех ребят,
Не знающих, не ведающих горя.
Июнь! Тогда еще не знали мы,
Со школьных вечеров домой шагая,
Что завтра будет первый день войны,
А кончится она лишь в сорок пятом, в мае.
Максим
“Мы великих дел не вершили
И по трижды чужой вине,
Как солдаты,
В землянках жили,
Умирали,
Как на войне”.
Чингис
В блокадных днях
Мы так и не узнали:
Меж юностью и детством
Где черта?..
Нам в сорок третьем
Выдали медали.
И только в сорок пятом –
Паспорта.
И в этом нет беды...
Но взрослым людям,
Уже прожившим многие года,
Вдруг страшно оттого,
Что мы не будем
Ни старше, ни взрослее,
Чем тогда...”
Преподаватель:
- Страшная война коснулась всех и особенно детей. Все они были лишены детства. В один день ребята повзрослели. Многие воевали на фронте в составе действующих армий, многие уходили в партизаны. Они хотели стоять в одном строю с отцами и старшими братьями, ведь они хотели также, как и взрослые защищать своё Отечество. Их было много. Обыкновенные школьники, ставшие солдатами, подпольщиками, партизанами, отдавшие жизнь за то, чтобы вы могли спокойно расти, учиться и жить. Сегодня мы будем говорить о них, об их подвигах. Слушая рассказы, которые подготовили одноклассники, попробуйте поставить себя на место этих героев – хватило бы у вас силы духа и мужества вынести то, что вынесли они?
- С первых дней войны повсюду в стране миллионы людей рвались на фронт. Вчерашние школьники, студенты, молодёжь осаждали военкоматы, они требовали – не просили! – убеждали, а когда это не помогало, то с искренним чувством шли на подлог – завышали (года) на год, а то и на два свой возраст. Война – дело мужчин, но юные граждане сердцем ощущали свою причастность к происходящему на их родной земле, и они, подлинные патриоты, не могли остаться в стороне от разыгравшейся на их глазах трагедии. Они шли буквально на всё, чтобы стать в строй защитников Родины. Кое-кому это удавалось. И происходило это не только в тех районах, к которым доползли кровавые языки военного пламени. На фронт убегали мальчики и девочки из далёких тыловых городов и деревень. Их стремление было продиктовано (искренним) только одним нескрываемым желанием – вместе с армией громить ненавистный фашизм. Юные граждане писали: «Направьте нас туда, где нужны наши руки, наши знания».
- За мужество, бесстрашие и проявленный героизм десятки тысяч сынов и дочерей полков, юнг и юных партизан были награждены орденами и медалями. Высоким званием Героев Советского Союза были удостоены,например, такие юные герои как Зина Портнова, Леня Голиков, Валя Котик, Женя Попов,Лара Михеенко. Сегодня мы послушаем небольшие доклады об этих замечательных ребятах-настоящих граждан нашей страны. Сегодня мы расскажем о героях той далёкой и страшной войны.
Доклады студентов.
Володя
1. Коля Крыжков. (Слайд 1)
Николай Пантелеевич Крыжков удостоен ордена Отечественной войны 2-й степени, медалей “За боевые заслуги”, “За взятие Кенигсберга”, благодарности командира за взятие Севастополя. В наградном листе отмечено, что Коля Крыжков выполнял обязанности разведчика-артиллериста, выявлял цели противника, приходил из разведки невредимым и с ценными сведениями, которые помогали выполнять боевые задания. А ведь в 1945 году ему исполнилось лишь 14 лет. До войны Николай Пантелеевич закончил всего 3 класса, и снова пошел в вечернюю школу уже в 25-летнем возрасте. После войны был заместителем начальника исторической группы “Поиск”, собирал материалы для знаменитой “Книги Памяти”.
Максим
2. Толя Рябков. (Слайд 2)
Началась блокада Ленинграда, Толе Рябкову было 13 лет. К ноябрю месяцу 1941 г. с улиц исчезли кошки и собаки. Мать с сестрой еще кое-как держались, а Толя тогда слег. Сам не мог вставать с кровати и точно бы умер, не окажись рядом воинская часть. Как и множество других детей войны, Толика Рябкова от неминуемой смерти спасли солдаты. 15 декабря 1941 года 96-й артиллерийский полк взял его на довольствие. Голодный паренек попал на полковую кухню. В артиллерийском полку сразу же нашлось место для маленького солдата. Анатолий попал в отряд связистов. Сперва он просто сидел на коммутаторе и соединял телефонные провода. Так как взвод связи каждый день нес огромные потери, Анатолия послали на передовую. 23 февраля 1942 года 13-летний Толик Рябков принял присягу, стал красноармейцем и получил табельное оружие. Вскоре красноармеец Толя Рябков получил неожиданный сюрприз. На войне он встретился с собственным папой. Оказалось, что командир полка, к которому его приписали, воевал вместе с его отцом в "зимнюю войну". Вместе они брали Выборг. Вот и решил офицер сделать приятное боевому другу – отправил сына своего полка служить под его начало. Для Анатолия война закончилась в 1943-м. Как раз тогда вышел приказ о зачислении всех сынов полка в Суворовские училища. Идти туда он не захотел. Вернулся домой, но в нормальную школу сумел отходить всего недели две. По счастливому стечению обстоятельств, попал юнгой в Кронштадт. Там и служил до 1955 года.
Чингис
3.Виктор Иванов по прозвищу Юнбат .
«Ему было одиннадцать лет, когда его, умирающего от голода, вывезли из Ленинграда на фронт товарищи отца, служившего наводчиком орудия на одной из батарей 577-го гаубичного артиллерийского полка», - рассказывает Виктор Петрович Иванов, автор нескольких книг о войне и о судьбах ее детей, лауреат многочисленных литературных премий. Тогда, в марте 1942 года, его, исхудавшего до дистрофии, откармливали буквально по ложке в день. И уже через две недели, приняв военную присягу, надев солдатскую шинель и сапоги, Виктор стал полноправным красноармейцем. Его определили в штабную батарею и назначили связным штаба полка. Был на передовой, «угощал фашистов огоньком», помогая отцу у боевого орудия. Однажды ночью, доставляя пакет в штаб, Юнбат(Виктор) Иванов, как называли его в батарее отца, наткнулся в лесу на разведывательную группу фашистов. Мальчишка пустился «со всех ног в штаб» с донесением, и вражеский десант захватили врасплох.
Володя
4.Юрий Вашурин.
Лейтенант Вашурин приехал на похороны своей семьи. Дочь оставил у родственников, а сына, учащегося третьего класса, взял с собой, чтобы устроить в Московское суворовское училище. Когда же пришел на вокзал, чтобы отправиться на фронт, снова увидел своего сына, который в категоричной форме заявил ему, что он хочет идти с отцом на фронт. Отец разрешил. В полку десятилетний солдат Юрий Вашурин примерил свою первую солдатскую форму, сапоги, которые искали ему всем полком. А потом был бой, первый в его жизни — за город Лида. Мальчика отправили в штаб, но он ушел из штаба . Ушел к солдатам на передовую. В саперной роте его учили перекусывать кусачками провода, ведущие к фугасам, и таким образом спасать мосты. Юра Вашурин стал сыном танкового полка.
В мирной жизни юный солдат второй мировой, преодолев все трудности, стал высококлассным специалистом компьютерных систем, кстати, первым в Ульяновске — лауреатом Государственной премии.
Максим
5.Каманин Аркадий.
Аркадий выполнял боевые задания: из штаба авиакорпуса летал в штабы дивизий, на командные пункты авиаполков. В числе прочих заданий выполнил полёт через линию фронта к партизанам для передачи элементов питания для радиостанции. Мотористом на самолете Аркадия служил его ровесник — еще один воспитанник эскадрильи связи Владимир Мухин (1927 года рождения), потерявший во время войны родителей. В 15 лет Аркадий был удостоен своей первой боевой награды - ордена Красной Звезды за спасение пилота разбившегося на нейтральной полосе штурмовика Ил-2. Позднее был награжден вторым орденом Красной Звезды, а затем и орденом Красного Знамени. К концу апреля 1945 года он "совершил более 650 вылетов на связь с частями корпуса и с ВПУ и налетал 283 часа. В октябре 1946 года старшина А. Н. Каманин был зачислен слушателем подготовительного курса Военно-Воздушной Академии имени Н. Е. Жуковского.
Чингис
6.Володя Дубинин. (Слайд 6)
Был одним из членов партизанского отряда, воевавшего в каменоломнях Старого Карантина (Камыш бурун) вблизи Керчи. Вместе со взрослыми в отряде сражались пионеры Володя Дубинин, а также Ваня Гриценко и Толя Ковалев. Они подносили боеприпасы, воду, питание, ходили в разведку. Оккупанты вели борьбу с отрядом, базировавшимся в каменоломнях, в том числе и замуровывая выходы из них. Поскольку Володя был самым маленьким, то ему удавалось выбираться на поверхность по очень узким лазам, не замеченным врагами. Уже после освобождения Керчи в результате Керченско-Феодосийской десантной операции 1941-1942 гг. Володя Дубинин вызвался помогать саперам при разминировании подходов к каменоломням. От взрыва мины погибли сапер и помогавший ему Володя Дубинин. Юный разведчик Володя Дубинин был посмертно награжден орденом Красного Знамени. Похоронен в партизанской могиле, неподалеку от каменоломен.
4. Итог урока.
Преподаватель:
- Мы рассказали только о нескольких героях, а ведь их были тысячи. Они работали на заводах, помогали раненым в госпиталях, воевали на фронтах, в партизанских отрядах. И всё же они оставались детьми. В Великой Отечественной Войне участвовало свыше 20 000 детей.
Многие из них были в партизанских отрядах, где их нередко использовали в качестве разведчиков и диверсантов, а также при проведении подпольной деятельности. Нередки были случаи, когда подростки школьного возраста воевали в составе воинских частей (так называемые «сыновья и дочери полков»). Дети становились юнгами на военных кораблях;в советском тылу трудились на заводах, заменяя ушедших на фронт взрослых, а также участвовали в гражданской обороне.
И ни на миг не дрогнули юные сердца!
Они сражались повсюду.
На море, как Боря Кулешин.
В небе, как Аркаша Каманин.
В партизанском отряде, как Леня Голиков.
В керченских катакомбах, как Володя Дубинин.
В подполье, как Володя Щербацевич.
В Брестской крепости, как Валя Зенкина
- Тяжелые испытания принесла война детям. Бессмертный героизм и мужество проявили тысячи ребят. Многие из них не пощадили жизни ради победы.
- В наших сердцах всегда будет жива память о тех, кто погиб на этой безжалостной суровой войне.
- Мы помним всех: героев и рядовых солдат, и офицеров, мальчишек и девчонок, погибших за нашу святую землю, за Россию.
- Вечная память всем погибшим. Почтим их память минутой молчания.(метроном)
Володя
Пусть чисто будет небо над землей,
Пусть жизни мирной радуются люди!
А Вас, кто рядом был с войной,
Мы помним, бережем и любим!
Подведение итогов:
1.Обсуждение.
2.Вопросы участникам по теме урока.
3.Студенты получают оценки и домашнее задание.
Всем спасибо за участие и внимание!
9